Дело № 2а-5067/2023
УИД 50RS0021-01-2023-002389-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2023 года г. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Харитоновой Р.Н., при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия. Просит суд признать незаконным действия ответчика по зачету ранее уплаченных 1371 рублей, по зачету пени в сумме 1690,16 рублей, обязать ИФНС России по <адрес> вернуть денежные средства 13371 рублей и 1690,16 рублей на расчетный счет в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ИФНС России по <адрес> уплаченную госпошлину.
Административный иск мотивирован тем, что ФИО2 является действующим адвокатом Адвокатской палаты <адрес> (регистрационный №). ДД.ММ.ГГГГ истцом на счет в ПАО «Сбербанк» был получен налоговый вычет в сумме 270020,32 рублей, что меньше предусмотренной законом суммы. ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом принято решение о зачете налога – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 24321,75 рублей, о зачете пеней по указанным взносам в сумме 443,87 рублей. Истец обратилась с жалобой в ИФНС России по <адрес>, к которой приложила квитанции об уплате страховых взносов за период 2017-2021 г. В ответ на жалобу налоговый орган сообщил об обоснованности зачета. Данный ответ был обжалован истцом в УФНС России по <адрес>, которое в письме от 14.02.2023г. разъяснило заявителю, что зачет произведен обоснованно, поскольку за 2021г. имеется недоплата в размере 10950,75 руб., а платеж за 2018г. от 15.03.2019г. в размере 13371 руб. (1% суммы дохода, превышающего 300000 руб.) не учтен налоговым органом в счет уплаты страховых взносов из-за ошибочно указанного в квитанции КБК.
Административный истец указывает, что не получала требований или сообщений от ИФНС России по <адрес> о наличии задолженности за 2018г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, денежные средства не были возвращены.
Согласно расчету общая сумма недоплаты за 2021 год составила 10950,75 руб. Зачет ИФНС России по <адрес> в размере 10950,75 руб. и пени в сумме 443,87 руб. произведен обоснованно. Однако неправильное указание КБК (кода бюджетной классификации) в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной. Истец указывает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018г. в сумме 13371 руб. уплачены дважды: 15.03.2019г. согласно квитанции об оплате и 13.12.2022г. посредством произведенного зачета налоговой инспекции. При этом ошибочное указание КБК не повлекло не перечисления страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации. Уточнение реквизитов платежа 2019 года согласно п. 7 ст. 45 НК Российской Федерации невозможно, так как с даты оплаты прошло более 3 лет. В этой связи истец направила повторную жалобу в ИФНС России по <адрес>, в которой просила признать своевременно исполненной обязанность по оплате страховых взносов за 2018г. на обязательное пенсионное страхование в размере 13371 руб., зачете сумму переплаты в счет уплаты страховых взносов за 2022г. либо возврата указанных денежных средств на счет, произвести перерасчет пени. Ответа на повторную жалобу истец не получила.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований по основаниям изложенным в представленных письменных возражениях на иск.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в материалах дела суд приходит к следующему.
Согласно подп.2 п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе адвокаты, и в силу п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для данной категории плательщиков, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абз. 3 подп. 1 п, 1 ст. 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст, 430 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ лица, отнесенные к данной категории плательщиков исчисление и уплату суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со ст. 430 названного Кодекса, если иное не предусмотрено ст. 432 НК РФ.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно пункту 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В статье 11 НК РФ приведено понятие недоимки как суммы налога, суммы сбора или суммы страховых взносов, не уплаченных в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (статья 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указание кода бюджетной классификации необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа.
При этом неверное указание налогоплательщиком кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания кода бюджетной классификации в платежном поручении.
Судом установлено, что ФИО2 с 2007 года зарегистрирована в качестве адвоката и является плательщиком страховых взносов по настоящее время.
Согласно карточке расчетов с бюджетом ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом за налоговый период начислен налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 13370,43 рублей, в связи с исчислением налога с суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Согласно представленного платежного документа (л.д. 10-оборот) ДД.ММ.ГГГГ истцом произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 13371 рублей, при этом истцом при произведении оплаты истцом в платежном поручении неверно указано КБК – для зачисления страховых взносов на обязательное страхование за работников.
Срок уплаты налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 г. наступал ДД.ММ.ГГГГ.
Из этого следует, что на день фактической уплаты административным истцом налога в бюджетную систему срок уплаты налога за 2018 г. не наступил, при этом в карточке расчета с бюджетом по налогу после зачисления указанных платежей у ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числилась переплата в размере 1391,16 руб..
Инспекцией в отношении налогоплательщика ФИО2 начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общем размере 329711,75 рублей, в том числе за 2017 год – 28225,84 рублей, за 2018 год – 39915,43 рублей, за 2019 год – 42949,58 рублей, за 2020 год – в размере 32448 рублей, ДД.ММ.ГГГГ – 130400 рублей.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за административным истцом числилась задолженность по налогу в размере 24321,75 рублей, пени – 1690,16 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом приняты решения №, 619081, 619082 о зачете переплаты в счет погашения задолженности на сумму 24321,75 рублей, 1690,16 рублей, 443,87 рублей, соответственно.
Сумма недоимки за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 11979,27 рублей, зачтенная ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в счет имевшейся задолженности.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца налоговым органом направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением о погашении задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о погашении задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии подлежавшей оплате ДД.ММ.ГГГГ, пени, начисленные на страховые взносы в сумме 50,91 рублей (ШПИ №).
Суд приходит к выводу, что на момент принятия налоговым органом решения о зачете налога от ДД.ММ.ГГГГ истек срок установленный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, после истечения этого срока требование о возврате переплаты может быть предъявлено в порядке гражданского судопроизводства, по настоящему делу соответствующие требования не заявлялись.
Доказательств обращения ФИО2 в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога суду не представлено.
Оснований для признания незаконными действия ИФНС России по <адрес> по зачету ранее уплаченных 13371 рублей, и возложении на административного ответчика обязанности возврата указанной суммы в пользу административного истца, судом не установлено.
Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (подпункт 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В силу подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Условия и порядок возврата и зачета излишне уплаченного налога установлены статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на день совершения административным ответчиком оспариваемых действий, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу пункту 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса (п. 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
В силу пункта 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 173-О отметил, что данная норма не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии пунктом 7 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
В случае, предусмотренном указанным пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных указанным пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
Таким образом, поскольку решение об уточнение платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации, то и оценка вероятности возникновения у налогоплательщика недоимки должна проводиться не на день подачи заявления об уточнении платежа, а на день фактической уплаты налога в бюджетную систему.
Согласно пункту 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В статье 11 НК РФ приведено понятие недоимки как суммы налога, суммы сбора или суммы страховых взносов, не уплаченных в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (статья 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указание кода бюджетной классификации необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа.
При этом неверное указание налогоплательщиком кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания кода бюджетной классификации в платежном поручении.
ФИО2 в соответствии с обязанностью, установленной законом, перечислила в бюджет НДФЛ за 2018 год сумму 13371 рублей согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, что налоговым органом не оспаривается.
Суд считает, что независимо от того, какой код был указан, налог в бюджет реально уплачен и оснований для начисления пени, с учетом имевшейся переплаты в сумме 1 391,16 рублей, на сумму недоимки по страховым взносам за 2018 год - 11 979,27 рублей у налогового органа не имелось. Таким образом, начисление пени не соответствует требованиям ст. 75 НК РФ, так как НДФЛ был перечислен своевременно, денежные средства зачислены в бюджет, обязанность налогоплательщика была исполнена в соответствии со ст. 45 НК РФ.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований административного истца в части признания незаконным действия ИФНС России по <адрес> по зачету пени, начисленные на сумму недоимки по страховым взносам за 2018 год на сумму 11 979,27 рублей и возложения на ИФНС России по <адрес> обязанности произвести в пользу ФИО2 возврат пени начисленных и зачтенных налогоплательщику на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год на сумму 11 979,27 рублей.
С учетом положений п. 1 ст. 103 КАС Российской Федерации, п. 1 ст. 111 КАС РФ суд взыскивает с ИФНС России по <адрес> в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, оплаченные административным истцом по обращении в суд в настоящим иском (л.д.05).
Руководствуясь ст. ст. 174 - 177 КАС РФ суд
решил:
административный иск ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия, удовлетворить в части.
Признать незаконным действия ИФНС России по <адрес> по зачету пени, начисленные на сумму недоимки по страховым взносам за 2018 год на сумму 11 979,27 рублей.
Обязать ИФНС России по <адрес> произвести в пользу ФИО2 возврат пени начисленных и зачтенных налогоплательщику на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год на сумму 11 979,27 рублей.
Взыскать с ИФНС России по <адрес> в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Московский областной суд через Красногорский городской суд.
Судья Р.Н. Харитонова
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> | <данные изъяты> |