НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноглинского районного суда г. Самары (Самарская область) от 23.11.2016 № 2А-2924/16

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Самара 23 ноября 2016 года

Судья Красноглинского районного суда г. Самара Щетинкина И.А.,

при секретаре Ерилиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2930/2016 по иску Самохваловой Н.А. к правительству Самарской области, администрации г.о. Самара, главе г.о. Самара, и.о. главы г.о. Самара Василенко В.А., департаменту градостроительства г.о. Самара, департаменту управления имуществом г.о. Самара, прокурору г. Самара, прокурору Самарской области, Думе г.о. Самара, департаменту финансов и экономического развития администрации г.о. Самара об оспаривании действий и бездействий,

у с т а н о в и л:

Самохвалова Н.А. обратилась в суд с административным иском к правительству Самарской области, администрации г.о. Самара, главе г.о. Самара, департаменту градостроительству г.о. Самара, департаменту управления имуществом г.о. Самара, прокурору г. Самара, прокурору Самарской области, Думе г.о. Самара об оспаривании действий и бездействий.

В обоснование заявленных требований истец указала, что решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 540 «Об утверждении адресной программы сноса, реконструкции ветхого жилого фонда в г.о. Самаре» двухэтажный неблагоустроенный барак по адресу: <адрес>, включен в программу сноса. Постановлением главы г.о. Самара от 15.01.2007 № 2 «О прекращении права постоянного пользования земельными участками, занимаемыми жилищным фондом в г.о. Самара» право пользования землей под ним прекращено ранее. Решением Думы г.о. Самара от 23.04.2009 № 733 конкретизирован, что дома ЭМО имеют год постройки 1937-1939. Распоряжением департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от 17.02.2010 № РД-188 предписано изготовление схемы размещения территории и концепции развития планировочного района в структуре г.о. Самара, общей площадью 256 га и иных территории, включая … дома ЭМО, площадью 28га, …на основании разработки концепции развития с предоставлением в комитет градостроительства и архитектуры департамента строительства и архитектуры г.о. Самара для проверки. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № 2750 от 09.07.2014 двухэтажный неблагоустроенный барак по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, то есть признан после 01 января 2012 года.

Согласно ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилья должна содержать перечень аварийных домов, признанных таковыми после 01 января 2012 года. В связи с внесения изменений в закон норма стала обязывать включение в региональную адресную программу дома, признанные таковыми и после 01 января 2012 года.

Прокурор области не проверил ответ, данный прокурором города Шевцовым А.Ю., содержащий неверную ссылку на ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (даже без указания на статью закона) за исх. № 236-Ж-16 от 08.04.2016 с ошибочным утверждением, с неправильной ссылкой на закон.

Из-за бесконтрольного бездействия и ответа, данного с нарушением закона из прокуратуры города, муниципальные власти не подали соответствующей официальной информации о необходимости включить указанный аварийный дом в региональную программу. По этой причине бездействия в областной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 07.05.2013 №190, указанный аварийный барак дополнительно тоже не был включён.

Проект решения «О бюджете г.о.Самара Самарской области на 2107 г. и на плановый период 2908 и 2019 г.г.» финансирование расходов на снос и расселение данного дома не содержит, на 2018 год расселение аварийных домов не предусмотрено. Вопреки Уставу г.о.Самары о том, что задачей органа муниципального управления является решение местных задач. Так, в приложении 9 в Перечне программ муниципальная адресная программа г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017 г.г.» имеет показатель - 116 107,9 тыс. руб., что противоречит показателю - «не планируется» в строке 3 графы 12 Приложения №7 Постановления администрации г.о.Самары №1327 от 27.09.2016 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.», утверждённую Постановлением Администрации г.о. Самара от 01.07.2011 № 741 (далее - обжалуемый акт). В обжалуемом акте в 2016 году снос аварийного барака в числе других домов не планировался, а в 2017 - не планируется, тогда как в 2018 году муниципальная программа прекращает своё действие. Таким образом, был принят акт, узаконивающий фактическое неисполнение программы, и, нарушающий права граждан на достойное жильё, гарантированные конституцией.

По закону обязанность отселения граждан из жилья, находящегося у них в собственности лежит на органе, принявшем решение о непригодности жилья. В данном аварийном бараке имеется также и доля муниципальной собственности г.о. Самара - социальная квартира.

Таким образом вина муниципального исполнительного органа власти - в бездействии (департамент управления имуществом г.о.Самара) и издании акта (департамент градостроительства г.о.Самара), обосновывающего это бездействие, а муниципального представительного органа - в не рассмотрении вопроса на своём законодательном уровне; прокурор города виноват в том, что дал ответ, частично не соответствующий действующему законодательству, а вышестоящий прокурор - не проконтролировал и не поправил его.

При этом областное правительство не включило аварийный дом в региональную программу, а муниципалитет - не представил данные на него в установленном порядке.

При этом в Муниципальной адресной программе г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017 г.г.» - аварийного барака, в котором я вынуждена проживать, тоже нет.

В это время департамент управления имуществом г.о.Самара передаёт свои полномочия в департамент градостроительства г.о.Самара включая не исполненные по соответствующей программе, а Глава г.о. Самара, обязанный контролировать взаимодействие между департаментами, и его заместители (включая того, кто издал акт о сносе аварийного барака) бездействуют. Ни в одну из программ на отселение аварийный дом не попал. И прокуратура бездействует. В это время и.о. главы города издаёт акт, фактически прекращающий решение всех вопросов по аварийному жилью.

Административный истец просит суд:

- бездействие правительства Самарской области, выразившееся в невключении в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу: <адрес>, <адрес>, признать не соответствующим ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и обязать устранить это нарушение закона, включить указанный аварийный дом в соответствующую программу;

- бездействие, выразившееся в непредоставлении сведений об аварийном доме в правительство Самарской области для в включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу: <адрес>, признать незаконным бездействием администрации г.о.Самара, главы г.о. Самара, департамента управления имуществом г.о.Самара и департамента градостроительства г.о.Самара.

- невключение в муниципальную адресную программу г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.» аварийного <адрес> признать незаконным бездействием администрации г.о.Самара, главы г.о. Самара, департамента управления имуществом г.о.Самара и департамента градостроительства г.о.Самара, обязать устранить это нарушение закона;

- невключение в муниципальную адресную программу г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.» признать незаконным бездействием Думы г.о.Самары IV созыва;

- нерассмотрение вопроса муниципального значения о переселении граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самары в рамках депутатских слушаний, в части - аварийного <адрес> признать незаконным бездействием Думы г.о.Самары IV созыва;

- письмо прокурора города Самары исх. № 236-Ж-16 от 08.04.2016 признать незаконным ответом заявителю, в части указания на его листе 3 на ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» как на не допускающий включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв. 3;

- признать незаконным бездействием со стороны прокурора Самарской области не устранение нарушения закона в ответе от прокурора города заявителю за исх. № 236-16 от 08.04.2016 в указанной части на листе 3.

- обязать прокурора города Самары, прокурора Самарской области дать ответ в адрес заявителя со ссылкой на ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» как на обязывающий к включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу <адрес>;

- признать незаконным бездействием правительства Самарской области невключение строения по адресу: <адрес>, в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории <адрес> на 2013-2015 годы»;

- обязать правительство Самарской области дополнительно включить строение по адресу: <адрес>, в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области на 2013-2015 годы» либо в иную соответствующую программу;

- постановление администрации г.о.Самары №1327 от 27.09.2016 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.», утверждённую постановлением администрации г.о. Самара от 1.07.2011 №741, и все приложения к нему в той части, которая не учитывает финансирование сноса и расселения граждан из аварийного дома по адресу: <адрес>, изданное и.о. главы городского округа Василенко В.А., признать незаконным и необоснованным, в указанной части, недействительным.

- обязать администрацию г.о.Самара, главу г.о. Самара и департамент градостроительства г.о.Самара, составивший приложения к постановлению администрации г.о.Самары №1327 от 27.09.2016 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.», утверждённую постановлением администрации г.о. Самара от 01.07.2011 №741, включить в названный акт указание на обязанность сноса и расселения граждан из аварийного дома по адресу <адрес>;

- признать в указанной части незаконным и необоснованным бездействием главы г.о.Самары отсутствие контроля с его стороны за изданием и.о. главы городского округа Василенко В.А. постановления администрации г.о.Самары №1327 от 27.09.2016 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.», утверждённую постановлением Администрации г.о. Самара от 01.07.2011 №741.

Самохвалова Н.А. обратилась в суд с административным иском к департаменту финансов и экономического развития администрации г.о. Самара, администрации г.о. Самара, и.о.главы г.о. Самара Василенко В.А., департаменту градостроительства г.о. Самара, департаменту управления имуществом г.о. Самара об оспаривании действий и бездействий.

В обоснование заявленных требований истец указала, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № 2750 от 09.07.2014 двухэтажный неблагоустроенный барак по адресу: <адрес>, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В течение 2-х лет снос дома и расселение граждан не произведено и не запланировано. 10.10.2016 в департаменте финансов и экономического развития администрации г.о. Самара прошли общественные слушания по проекту бюджета на 2016 год, где информирование граждан о муниципальных расходных обязательствах (в части расходов на исполнение вышеуказанного распоряжения) было недостоверным. Проект был одобрен, включая отсутствие расходов на снос дома: <адрес>, т.е. они не планируются.

Постановлением от 29.01.2008 № 35 «Об утверждении порядка ведения реестра расходных обязательств г.о. Самара» на департамент финансов администрации г.о. Самара возложено ведение расходных обязательств г.о. Самара. В Реестре расходных обязательств муниципального образования (далее Реестр) в нарушение порядка, установленного местной администрацией муниципального образования, не учтены расходы на исполнение распоряжения.

Таким образом, на общественных слушаниях информация о предстоящих расходах была недостоверна в части указанного распоряжения и объёмов расходных обязательств, касающихся расходов на снос и расселение граждан из аварийного барака по адресу: <адрес>.

Более того, на сайте департамента имеется информация об исполнении расходов бюджета городского округа Самара Самарской области за 1 полугодие 2016 года по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета. Имеется - и за 1 квартал, но нет необходимой к слушаниям по проекту бюджета информации - за 3 квартал.

Таким образом, одобрение проекта бюджета на общественных слушаниях 10.10.2016 произошло в отсутствии необходимой и точной информации об исполнении расходной части бюджета прошлого периода (в указанной части). В условиях такой неосведомлённости граждане неверно высказались о проекте бюджета (в части) из-за отсутствия информации о необходимости запланировать расходы на исполнение распоряжения.

Таким образом, департамент, проводивший общественные слушания 10.10.2016 по адресу: г.Самара ул.Бр.Коростелевых д. 146, частично нарушил ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно принципы: достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления. Также допущено нарушение закона, поскольку в средствах массовой информации сведений о включении в реестр расходных обязательств предстоящих затрат на исполнение распоряжения нет.

Истец полагает, что нарушен порядок формирования и исполнения местного бюджета в данной части.

Реестр формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств бюджета г.о. Самара. На момент издания распоряжения к последним относился департамент управления имуществом г.о.Самара, в настоящее время - департамент градостроительства г.о.Самара. Ни тот ни другой в Реестр распоряжение не включили.

Правительство Самарской области и министерство финансов Самарской области получили Реестр без учёта расходов на Распоряжение.

Согласно ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилья должна содержать перечень аварийных домов, признанных таковыми после 01 января 2012 года.

Дума г.о. Самары VI созыва о решении Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 540 «Об утверждении Адресной программы сноса, реконструкции ветхого жилого фонда в городском округе Самара» двухэтажный неблагоустроенный барак по адресу: <адрес> неисполненной её части, тоже не проинформировали граждан.

С 2008 года постановление главы г.о. Самары от 15.01.2007 N 2 «О прекращении права постоянного пользования земельными участками, занимаемыми жилищным фондом в г.о. Самара», где право пользования землёй под аварийными бараками прекращено ещё раньше не включено в казну г.Самары, хотя с указанного времени пользование земельным участком под аварийным бараком является видом имущественных прав - муниципальное имущество.

В 2009 году решением Думы г.о. Самара от 23.04.2009 N 733 «О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 540 «Об утверждении Адресной программы сноса, реконструкции ветхого жилого фонда в городском округе Самара» конкретизировано, что дома ЭМО имеют год постройки 1937-1939 (и они указаны в Общем перечне многоквартирных домов, планируемых к сносу и реконструкции на территории городского округа Самара в разделе по Красноглинскому району).

В 2010 г. распоряжением департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от 17.02.2010 N РД-188 «О подготовке документации по планировке территории в границах левого берега реки Волги, Красноглинского шоссе, поселка Управленческий и оврага в Красноглинском районе города Самары» предписано изготовление схемы размещения территории и концепции развития планировочного района в структуре г.о. Самары, общей площадью 256 га, и иных графических материалов проектов планировки на подлежащие застройке и реконструкции территории, включая...дома ЭМО, площадью 28 га,… на основании разработанной концепции развития, а документацию по планировке территории были должны представить в Комитет градостроительства и архитектуры департамента строительства и архитектуры г.о. Самара для проверки.

В 2014-16 гг. в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области на 2013-2015 годы», утв. постановлением Правительства Самарской области от 7.05.2013 №190, упомянутый аварийный барак, где проживает истец не был включён.

Соответственно, проект решения «О бюджете г.о.Самара Самарской области на 2107 г. и на плановый период 2908 и 2019 г.г.» финансирование расходов на снос и расселение данного дома не содержал, расходы на 2018 год расселение аварийных домов вообще (!) не предусмотрены, вопреки Уставу г.о.Самары о том, что задачей органа муниципального управления является решение местных задач.

Муниципальная адресная программа г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.», утв. постановлением администрации г.о. Самара от 01.07.2011 №741, с учётом изменений, внесённых постановлением Администрации г.о.Самары №1327 от 27.09.2016, не содержит указаний на аварийный барак, где проживает Cамохвалова.

Таким образом до передачи в 2016 году полномочий из департамента управления имуществом в департамент градостроительства соответствующей заявки, письма, распоряжения, информации (ничего) не направлялось и не поступило ни в Думу г.о. Самары, ни в администрацию г.о.Самары: вследствие этого в настоящее время муниципальная адресная программа г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.» не отвечает требованиям ст. 85 п.3 ЖК РФ, ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области на 2013-2015 годы».

Правительство без заявки от муниципальных органов власти не включает в региональную программу ветхие дома. Ни реестров, ни обращений от уполномоченных лиц исполнительных органов местной власти не поступало в правительство Самарской области, ни представительный орган не рассматривал вопрос о включении в программу жилья Самохваловой Н.А.

Истец просит суд:

- бездействие департамента градостроительства г.о.Самара и департамента управления имуществом г.о.Самара, повлекшее формирование Реестра реестров расходных обязательств г.о. Самары на основе недостоверных реестров расходных обязательств главных распорядителей средств бюджета г.о. Самара без включения в них расходов на исполнение распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самары №2750 от 09.07.2014 в отношении аварийного дома по адресу: г.Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, признать незаконным и необоснованным, и обязать устранить это нарушение закона, включить указанные расходы в соответствующий реестр;

- бездействие и.о. главы г.о. Самара Василенко В.А., а также администрации г.о.Самара, выразившееся в невключении в муниципальную адресную программу г.о. Самары «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017г.г.», утв. постановлением администрации г.о. Самара от 01.07.2011 №741 при издании постановления администрации г.о.Самары №1327 от 27.09.2016 об изменениях в ней аварийного жилья строения по адресу: <адрес><адрес>, признать не соответствующим ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ст. 85 п.3 ЖК РФ, и обязать устранить это нарушение закона, включить указанный аварийный дом в соответствующую программу.

- бездействие департамента финансов и экономического развития администрации г.о.Самара при формировании Реестра реестров расходных обязательств г.о. Самары расходов на исполнение распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самары №2750 от 09.07.2014 в отношении аварийного дома по адресу: <адрес>, признать незаконным и необоснованным, и обязать устранить это нарушение закона, включить указанные расходы в соответствующий реестр.

- частично действия департамента финансов и экономического развития администрации г.о.Самара по проведению общественных слушаний по проекту бюджета г.о.Самары на 2017 и последующие годы, проведённые 10.10.2016 по адресу: г.Самара, ул.Бр.Коростелевых, д. 146, в отсутствие на сайте названного департамента информации об исполнении расходов бюджета г.о. Самара Самарской области за 3-ий квартал 2016 года по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета с учётом расходов на исполнение распоряжения первого заместителя главы г.о. Самары №2750 от 09.07.2014, только в части, в отношении аварийного дома по адресу: <адрес>, признать незаконными и необоснованными, нарушающими ст.6 ч.1 и ст. 4 ч. 1 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и обязать устранить это нарушение закона, обеспечив информирование посредством публичного размещения информации.

Определением суда от 11.11.2016 года указанные исковые заявления объединены в одно административное производство № 2а-2930/2016.

В судебном заседании представитель административного истца Самохваловой Н.А. – Скворцов Д.Д., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. При этом отказался от требований к прокурору г.о. Самара в полном объеме и департаменту финансов и экономического развития г.о. Самара в части отсутствия информации на сайте и действия по проведению общественных слушаний.

Представитель прокуратуры г. Самара и прокуратуры Самарской области Валюткина С.Ш., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве. При этом, не возражала против прекращения производства по делу в заявленной представителем истца части.

Представитель департамента градостроительства администрации г.о. Самара Брагина С.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Представитель Думы г.о. Самара Кузнецов П.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представитель департамента финансов и экономического развития администрации г.о. Самара Важенина В.Б., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, по доводам, указанным в отзыве на иск, не возражала против прекращения производства по делу по заявлению представителя истца.

Правительство Самарской области, администрация г.о. Самара, глава г.о. Самара, и.о. главы г.о. Самара Василенко В.А., департамент управления имуществом г.о. Самара о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

В соответствии с п. 2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии неявивших представителей административных ответчиков и административного истца.

Определением суда от 23.11.2016 прекращено производство по административному делу № 2а-2930/2016 в части признании ответа – письма прокурора г. Самара исх. 236-ж-16 от 08.04.2016 незаконным в части указания на листе 3 на ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», как на недопускающий включения в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу: <адрес>; обязании прокурора г. Самара дать ответ в адрес заявителя со ссылкой на ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» как на обязывающий к включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу: <адрес>; в части действий департамента финансов и экономического развития администрации г.о. Самара по проведению общественных слушаний по проекту бюджета г.о. Самара на 2017 год и последующие годы, проведенные 10.10.2016 по адресу: г. Самара ул. Бр. Коростелевых, д. 146, в отсутствие на сайте департамента информации об исполнении расходов бюджета городского округа Самара Самарской области на 3-ий квартал 2016 года по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета с учетом расходов на исполнение распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара № 2750 от 09.07.2014, в отношении аварийного дома по адресу: <адрес>, признать незаконным и необоснованными, нарушающими ст. 6 ч.1 и ст. 4 ч.1 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», обязав устранить нарушение закона, обеспечив информирование посредством публичного размещения информации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 1 ст. 219 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, истец Самохвалова Н.А. является собственником жилого помещения по адресу: г. Самара, ул. Дома ЭМО, д.2, кв. 3. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 09.07.2014 № 2750 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, с возложением обязанностей на департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить другие жилые помещении в соответствии с жилищным законодательством, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, согласно приложению. В приложении к распоряжению указаны граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма (3 человека), среди которых отсутствует Самохвалова Н.А. При этом на администрацию Красноглинского района г.о. Самара возложена обязанность по обеспечению информирования граждан, проживающих в многоквартирном доме, о содержании распоряжения в 5-дневный срок со дня его подписания путем направления копий.

Из положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Переселение органом местного самоуправления граждан, в том числе собственников жилых помещений, из признанных аварийными и подлежащими сносу домов осуществляется при финансовой поддержке государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту Федеральный закон № 185-ФЗ) в случае включения аварийного дома в адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда г.о. Самара.

Во исполнение положений Федерального закона № 185-ФЗ разработаны и утверждены программы:

- областная адресная программа «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» до 2017 года в составе государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, утвержденной постановлением правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684;

- муниципальная адресная программа г.о. Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011-2017 годы, утвержденная постановлением администрации городского округа Самара от 01.07.2011 № 741.

Постановлением правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684 (опубликован в газете «Волжская коммуна» 10.12.2013) в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» утверждена концепция жилищной политики Самарской области до 2020 года, комплексный план мероприятий по реализации концепции жилищной политики Самарской области до 2020 года.

Указанная концепция жилищной политики Самарской области, включает в себя мероприятия в период 2013-2017 годов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, направлены на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2012 года и не входящих в действующие программы переселения по данным реестра аварийных домов. После 1 января 2018 года переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно положениям статьи 20.9 Федерального закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.1). Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона, за исключением требований пункта 1 части 2 и части 2.1 статьи 16 настоящего Федерального закона (ч.2).

Так, из ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ следует, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года (ч.1). Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1 части 2). Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (ч.2).

Таким образом, жилой дом № 2 по ул. Дома ЭМО в городе Самаре, признанный аварийным и подлежащим сносу распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 09.07.2014 № 2750, то есть после 01.01.2012, не подлежит включению в действующие на территории г.о. Самара программы переселения граждан.

Доводы истца, со ссылкой на ч.2 ст. 20.9 Федерального закона № 185-ФЗ, о том, что адресная программа по переселению граждан из аварийного жилья должная содержать перечень аварийных домов, признанных таковыми после 1 января 2012 года, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании нормы права.

В соответствии с решением Думы г.о. Самара от 27.08.2015 № 609 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» департамент градостроительства и департамент управления имуществом являются главным распорядителем бюджетных средств программ переселения граждан.

В силу пункта 1.1 Положения «О Департаменте финансов и экономического развития администрации городского округа Самара», утвержденного решением Думы г.о. Самара от 17.09.2015 № 683, департамент финансов и экономического развития является отраслевым (функциональным) органом администрации г.о. Самара, обеспечивающим проведение в пределах своих полномочий финансовой, бюджетной и налоговой политики г.о. Самара, а также во исполнение основных задач осуществляет ведение реестра расходных обязательств г.о. Самара.

В соответствии с Порядком ведения реестра расходных обязательств г.о. Самара, утвержденного постановлением главы г.о. Самара от 29.01.2008 № 35, реестр расходных обязательств г.о. Самара формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств бюджета г.о. Самара.

Решением Думы г.о. Самара от 27.08.2015 № 609 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» и сводной бюджетной росписью расходов бюджета городского округа Самара на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, департаменту градостроительства в рамках муниципальной адресной программы городского округа Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011 - 2017 годы по мероприятию «Приобретение жилых помещений у застройщиков в жилых домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда» предусмотрены бюджетные ассигнования на муниципальную адресную программу г.о. Самара, без указания конкретных мероприятий (снос определенных объектов и т.п.).

При таких обстоятельствах, судом не усматривается незаконность в бездействии Думы г.о. Самара IV созыва, правительства Самарской области, главы г.о. Самара, и.о. главы г.о. Самара Василенко В.А., администрации г.о. Самара, главы г.о. Самара, департамента управления имуществом г.о. Самара, департамента градостроительства г.о. Самара по отношению к аварийному жилому многоквартирному дому по адресу: <адрес><адрес>, выразившиеся в непредставлении сведений, не рассмотрении вопроса муниципального значения, невключении в муниципальную и областную адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда г.о. Самара, в отсутствии контроля за изданием постановления администрации г.о. Самара № 1327 от 27.09.2016, в невключении в реестр расходных обязательств расходов на исполнение распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара № 2750 от 09.07.2014.

Судом не установлено, а истцом не указаны основания для признания постановления администрации г.о. Самара № 1327 от 27.09.2016 «О внесении изменений в муниципальную адресную программу г.о. Самара «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г.о. Самара на 2011-2017 гг.», утвержденную постановлениям администрации г.о. Самара от 01.07.2011 № 741 и все приложения к нему в части учета финансирования сноса и расселения граждан из аварийного дома по адресу: <адрес>, в связи с чем не усматривается оснований для признания нормативного акта незаконным и необоснованным в части.

Суд считает, что требование истца о признании бездействие правительства Самарской области, выразившееся в невключении в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу: <адрес>, не соответствующим ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и обязать устранить это нарушение закона, включить указанный аварийный дом в соответствующую программу, удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

Положением ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно п.1 ст. 41 Устава г.о. Самара Самарской области, принятого решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006 № 294, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию в течение 10 (десяти) дней со дня их принятия и вступают в силу после их официального опубликования.

Областная адресная программа, утвержденная постановлением правительства Самарской области от 27.11.2013 № 684, и муниципальная адресная программа г.о. Самара, утвержденная постановлением администрации городского округа Самара от 01.07.2011 № 741, были официально опубликованы соответственно в газете «Волжская коммуна» 10.12.2013 и «Самарская Газета» 05.07.2011.

Таким образом, муниципальные нормативные акты, содержащие адресные программы, доведены до сведения граждан путем опубликования в официальной газете.

По смыслу ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу официального опубликования сведения об адресных программах на территории г.о. Самара и Самарской области стали общеизвестными со дня их опубликования. В суд истец с настоящим иском обратился 12.10.2016 года, т.е. с пропуском установленного 3-хмесячного срока.

По требованиям истца о признании незаконным бездействие прокурора Самарской области не устранение нарушения закона в ответе от прокурора города заявителю за исх. № 236-Ж-16 от 08.04.2016, возложив обязанность на предоставление ответа заявителю со ссылкой на ч.2 ст. 20.9 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» как на обязывающий к включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья строения по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по обращению Самохваловой Н.А. и Самохваловой А.П. прокуратура г. Самара предоставила ответ от 08.04.2016 № 236-Ж-16, за подписью прокурора города Шевцова А.Ю.

В силу положений законодательства об административном судопроизводстве, необходимым основанием для принятия судом решения о признании незаконным действия (бездействия) государственного органа является не только несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, но и нарушение таким действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При этом процессуальная обязанность представить доказательства в подтверждение последнего обстоятельства законом возложена на истца.

Однако, Саохваловой Н.А. не предоставлено доказательств нарушение каких-либо прав, свобод и законных интересов ответом прокурора г. Самара.

Прокуроры субъектов Российской Федерации руководят деятельностью прокуратур городов и районов, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, т.е. в обязательные полномочия прокурора субъекта не входит контроль за содержанием ответов на обращения граждан, направляемых прокурором городов и районов субъекта Российской Федерации.

Оснований для удовлетворения требований истца к прокурору Самарской области не усматривается.

Таким образом, при рассмотрении настоящего спора судом не установлено несоответствие действий и бездействий административных ответчиков по невключению дома истца в адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу, а также нарушение каких-либо прав, свобод и законных интересов Самохваловой Н.А.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Самохваловой Н.А. к правительству Самарской области, администрации г.о. Самара, главе г.о. Самара, и.о. главы г.о. Самара Василенко В.А., департаменту градостроительства г.о. Самара, департаменту управления имуществом г.о. Самара, прокурору Самарской области, Думе г.о. Самара, департаменту финансов и экономического развития администрации г.о. Самара об оспаривании действий и бездействий – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.11.2016 года.

Судья: п/п И.А. Щетинкина

Копия верна

Судья: И.А. Щетинкина