НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноглинского районного суда г. Самары (Самарская область) от 06.06.2020 № 2А-906/20

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 06 июня 2020 года

Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Медведевой Н.П. при секретаре Махлягиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-906/2020 по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Лукманову Р. В. о взыскании недоимки,

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее по тексту ИФНС) обратилась в суд с административным иском к Лукманову Р.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014год.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ административный ответчик, являясь собственником транспортных средств, обязан уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2014г. Однако, в установленный срок уплаты 01.10.2015г налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил.

В связи с выявлением неправомерного применения налоговой ставки в размере 250 руб. за 1 л.с. при расчете налога по катеру с бортовым номером Р1020КО 21.09.2017г произведен перерасчет транспортного налога за 2014г. Сформировано налоговое уведомление от 21.09.2017г , срок уплаты 01.12.2017г. Согласно примененной налоговой ставки в размере 100 руб. за 1 л.с. транспортный налог на катер составил 19125 руб., т.е. сумма уменьшения по налогу от первоначально исчисленной 28687 руб.

23.11.2017г. в связи с уточнением идентификационных характеристик по объектам налогообложения также произведен перерасчет по ТС катеру с бортовым номером Р1020КО. При этом было сформировано налоговое уведомление от <дата> по сроку уплаты 22.01.2018г. В указанном налоговом уведомлении при расчете налога по данному ТС применена уточненная мощность 236 л.с. (предыдущий расчет был произведен из расчета 255 л.с.) Сумма транспортного налога по катеру при этом составила 17700 руб., при этом сумма уменьшения относительно перерасчета от 21.09.2017г составила 1425 руб.

За период с 01.10.15г по настоящее время произведены оплаты, которые были распределены за разные налоговые периоды с учетом ранее возникшей недоимки.

В связи с неуплатой налога в установленный срок, истец просит взыскать с учетом уточнения с ответчика сумму недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 15 036 рублей 78 коп., пени в размере 75 рублей 68 коп., на общую сумму 15 112 рублей 46 коп.

В судебное заседание представитель административного истца Камеристова О.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя Китовой Н.Г., которая просила в иске отказать, в связи с истечением срока для обращения в суд с заявленными требованиями, а также в связи с тем, что транспортный налог за 2014 года был оплачен. Кроме того, просит принять во внимание, что истцом производился перерасчет транспортного налога в сторону уменьшения суммы налога за катер, остальные суммы налогов за другие транспортные средства оставались без изменения.

Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать установленные законом налоги и сборы.

В силу п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Согласно ст. 57 Налогового кодекса РФ срок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу и сбору. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4).

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу положений главы 32 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками на имущество физических лиц признаются лица, в собственности которых имеется недвижимое имущество.

В соответствии со ст.ст. 357 и 358 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, в том числе автомобили.

Судом установлено, что ответчик являлся собственником транспортных средств:

-Автомобили грузовые, г.р.з.: , Марка/Модель: КАМАЗ 53212, VIN:, год выпуска 1995, дата регистрации права 19.05.2015г., дата утраты права 25.10.2018г.

- Автомобили грузовые, г.р.з.: , Марка/Модель: КАМАЗ 5410, год выпуска 1990, дата регистрации права <дата>., дата утраты права 01.06.2017г.

- Автомобили грузовые (кроме включенных по коду 57000), г.р.з.: , Марка/Модель: КАМАЗ 5410, VIN: год выпуска 1985, дата регистрации права 01.10.2015г., дата утраты права 31.05.2017г.

- Автомобили грузовые, г.р.з.: , Марка/Модель: УАЗ 3303, VIN:, год выпуска 2001, дата регистрации права <дата>..

- Автомобили легковые, г.р.з.: , Марка/Модель: ТойотаЛандкрузер, VIN:, год выпуска 2011, дата регистрации права 17/08/2011г..

- Автомобили грузовые, г.р.з.: , Марка/Модель: ГАЗ 27050, VIN:, год выпуска 1997, дата регистрации права 26.06.2010г.

- Катера, г.р.з.: , Марка/Модель (отсутствует), VIN: , год выпуска 2010, дата регистрации права 21.04.2014г. дата утраты права 21.05.2015г.

Собственнику указанного имущества налоговым органом был рассчитан транспортный налог за 2014год - уведомлением от <дата> в размере 69 621 руб., который необходимо было оплатить не позднее <дата> год.

Административный истец обратился к мировому судье судебного участка Красноглинского судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с налогоплательщика суммы недоимки за 2014 года. 17.05.2016г. мировым судьей судебного участка Красноглинского судебного района <адрес> был выдан судебный приказ а-190/2016 о взыскании с Лукманова Р.В. недоимки по транспортному налогу за 2014г в сумме 69621 руб. и пени в размере 210,60 руб. 13.11.2017г данный судебный приказ был отменен.

07.05.2018г. ИФНС <адрес> обратилась в суд с административным иском (дело 2а-1320/18) о взыскании с Луманова Р.В. земельного налога за 2013 – 2014гг. В части взыскания земельного налога за 2014г дело было прекращено. Требований о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014г не заявлялось.

В связи с выявлением неправомерного применения налоговой ставки в размере 250.00 руб., за 1 л.с. при расчете транспортного налога по катеру с бортовым номером Р1020КО, 21.09.2017г. произведен перерасчет транспортного налога за 2014г. В адрес административного ответчика было направлено уведомление от <дата> об уплате недоимки по налогу физического лица за 2014г в размере 40 934 руб., который необходимо было оплатить не позднее <дата> год.

23.11.2017г. в связи с уточнением идентификационных характеристик по объектам налогообложения также произведен перерасчет по транспортному средству катеру с бортовым номером Р1020КО. В адрес административного ответчика было направлено уведомление от <дата> об уплате транспортного налога за 2014г в размере 39 509 руб., который необходимо было оплатить не позднее <дата> год.

В связи с неуплатой выставленной суммы налога в установленный срок в адрес административного ответчика было направлено требование от <дата> об уплате недоимки по налогу физического лица в срок до <дата>.

Однако налогоплательщик свою обязанность в полном объеме не выполнил, требования в установленный срок не исполнил.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Суд анализируя имеющиеся в деле налоговые уведомления от 13.04.2015г, от 21.09.2017г и от 23.11.2017г., приходит к выводу, что обязанность Лукманова Р.В. по уплате транспортного налога за 2014 год после направления ему уведомлений от 21.09.2017г и не изменилась. Объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговая база, количество месяцев владения остались неизменными. Камеральная проверка, результаты которой могли бы свидетельствовать об изменении обязанности по уплате задолженности, не проводилась. Доказательств обратного, вопреки доводам истца, административный истец не представил.

Пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанному лицу уточненное требование (статья 71 НК РФ).

Из положений пунктом 2 и 3 статьи 44, а также пунктов 2 и 3 статьи 78 НК РФ следует, что изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу, либо на основании зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования, либо на основании предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.

Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ изменение обязанности по уплате налога, равно как и ее возникновение и прекращение, связано исключительно с наличием оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным законодательным актом о налогах и сборах. При этом уточненные требования направляются налогоплательщику лишь при изменении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах (статья 1 НК РФ).

Изменение обязанности по уплате налогов означает, что под воздействием определенных обстоятельств изменились либо срок уплаты налога, либо его сумма.

Вместе с тем, законодательство о налогах и сборах не содержит положений, устанавливающих в качестве основания изменения налоговых обязанностей перерасчет суммы налога в связи с неправильным применением налоговой ставки.

Не нашли в ходе рассмотрения дела подтверждения о наличии сведений об изменении мощности ТС катера с бортовым номером Р1020КО, в каком виде и от кого поступили новые сведения, в чем заключалось содержание данных сведений.

Таким образом, требование N 1116 по состоянию на <дата> по уплате транспортного налога за 2014 год фактически являлось повторным. Однако, у налогового органа отсутствует право выставлять повторное требование на суммы, ранее уже включенные в другое (более ранее) требование об уплате задолженности, так как это также приводит к искусственному увеличению установленного законом срока на принудительное судебное взыскание задолженности.

Таким образом, срок для обращения в суд по требованиям о взыскании с Лукманова Р.В. транспортного налога за 2014 год и начисленных на него пени должен исчисляться с даты отмены судебного приказа (13.11.2017г) о взыскании с Лукманова Р.В. недоимки по транспортному налогу по первоначальному требованию от 30.10.2015г.

Поскольку с настоящим иском административный истец обратился в суд только 02.04.2019г., ранее с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014г не обращался, установленный законом шестимесячный срок для обращения в суд по данным требованиям, пропущен. В связи с чем суд приходит к выводу, что пропуск срока для обращения в суд является основанием для отказа в иске.

Пунктом 20 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", разъяснено, что установленный шестимесячный срок давности взыскания налоговых санкций является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Лукманову Р. В. о взыскании недоимки по транспортного налога за 2014 год в размере 15 036 руб. 78 коп. и пени в размере 75 руб. 68 коп. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено <дата>.

Судья: Н.П.Медведева