НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 31.01.2017 № 12-386/2017

Судья – Мордовина С.Н. Дело № 12-386/2017

РЕШЕНИЕ

31 января 2017 г. г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Радченко С.П. на решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 ноября 2016 г.,

установил:

постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края < Ф.И.О. >3 о назначении административного наказанная по делу об административном правонарушении <...> от <...> (далее также административный орган) должностное лицо – начальник сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края Радченко С.П. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Радченко С.П. обратилась с жалобой в Первомайский районный суд г. Краснодара.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 ноября 2016 г. постановление административного органа <...> от <...> оставлено без изменения, жалоба Радченко С.П. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Радченко С.П. просит постановление административного органа <...> от <...> и решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 ноября 2016 г. отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, поскольку судом не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражениях, выслушав Радченко С.П., представителей Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенностям < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >5, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.

Статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного Кодека Российской Федерации (далее также - БК РФ) Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края, как участ­ник бюджетного процесса - получатель бюджетных средств, обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе по принятию и исполнению бюджет­ных обязательств.

Исполнение бюджета по расходам является частью бюджетного процесса, которое в силу норм бюджетного законодательства осуществляется с соблюдением обязательных процедур.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по рас­ходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансо­вым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.

Основным этапом исполнения бюджета по расходам является, в том числе, принятие и учет бюджетных обязательств (пункт 2 статьи 219 БК РФ).

Согласно статье 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в финансовом органе субъекта Российской Федерации в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов министерством финансов Краснодарского края, утвержден приказом министерства финансов Краснодарского края от <...><...>, согласно которому операции со сред­ствами краевого бюджета по постановке на учет бюджетных обязательств отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств (пункт 3.3).

В силу положений абзаца 2 пункта 3 статьи 219 БК РФ принятие бюджетных обязательств осуществляется получателем бюджетных средств путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета утвержден приказом министерства финансов Краснодарского края от <...><...> (далее также - Порядок).

Согласно пунктам 1.2, 1.3 Порядка бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и ин­дивидуальными предпринимателями, или в соответствии с краевыми закона­ми, иными нормативными правовыми актами подлежат учету в министерстве финансов края на лицевом счете получателя бюджетных средств.

Основанием для постановки на учет министерством финансов края бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (далее также - Сведения об обязательстве) по утвержденной форме, которые должны быть представлены в управление казначейского контроля министерства финансов края, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта (договора, соглашения на предо­ставление межбюджетных трансфертов, соглашения о предоставлении суб­сидии юридическому лицу, правового акта о предоставлении субсидии юри­дическому лицу), на основании которого принято бюджетное обязательство (п.2.1 Порядка). Данное условие действовало с <...> по <...>

Пунктом 2.2. Порядка определено, что бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств краевого бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным норма­тивным обязательствам), в соответствии с договором, оформление в пись­менной форме по которому законодательством Российской Федерации не требуется, а также в соответствии с договором на оказание услуг, выполне­ние работ, заключенным получателем средств краевого бюджета с физиче­ским лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, принима­ются к учету на основании принятых к исполнению министерством финансов документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств краевого бюджета в соответствии с Порядком санкционирова­ния, и в срок, установленный Порядком санкционирования для проверки ука­занных документов.

Бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств краевого бюджета в соответствии государственными контрактами (договорам, со­глашениям), сумма которых не превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами и расчеты, по которым осуществляются наличными деньгами, принимаются к учету в порядке, установленном в пункте 2.2. Порядка.

Согласно Указаниям Центрального банка Российской Федерации от <...><...>-У и от <...><...>-У предельный размер расчетов наличными деньгами в рамках одного договора установлен в разме­ре <...> рублей. Данная норма действует с <...> по настоящее время.

Таким образом, для применения положений пункта 2.2, который позво­ляет направлять сведения о принятом бюджетном обязательстве на основа­нии документов для оплаты денежных обязательств, необходимо одновре­менное наличие двух условий: сумма по заключенному договору не превышает <...> рублей; расчеты по такому договору осуществляются в наличной форме.

В соответствии с п. 2.4 Порядка <...> Сведения по принятым бюджетным обязательствам должны быть подписаны руководителем получате­лям средств краевого бюджета или уполномоченным им лицом, с отражени­ем расшифровки подписи, содержащей фамилию и инициалы, должности уполномоченного лица и даты подписания документа, оформленной словес­но-цифровой подписью.

Сведения представляются в управление казначейского контроля министерства финансов Краснодарского края в форме электронной копии бумаж­ного документа, созданной посредством его сканирования, или копии элек­тронного документа, подтвержденных электронной подписью уполномочен­ного лица получателя средств краевого бюджета.

Как следует из материалов дела, проведенной проверкой установлено, что между Министерством и ООО «<...>» заключен государственный контракт от <...><...>, предме­том которого является временное владение и пользование за плату помещениями <...>, согласно данным Технического паспорта БТИ площадью <...> кв.м., на <...> этаже < Ф.И.О. >10 здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> на общую сум­му <...> тыс. рублей. Срок действия контракта — до <...>

Оплата по контракту производилась по безналичному расчету – пункт 5.2.3, 5.3 государственного контракта.

Согласно информации, предоставленной министерством финансов Краснодарского края от <...><...>, Сведения о приня­том по государственному контракту от <...><...> бюджетном обязательстве министер­ством направлены в министерство финансов Краснодарского края по системе электронного документооборота с применением электронно-цифровой под­писи только – <...>

Согласно Порядку <...> сведения для постановки на учет принятого бюджетного обязательства должны быть направлены в управление казначейского контроля министерства финансов Краснодарского края не позднее ше­сти рабочих дней со дня заключения договора, а именно до <...>

В нарушение п.2.1 Порядка <...> министерством допущено превышение установленного шестидневного срока предоставления Сведений на 42 рабочих дня.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно договору об обмене электронными документами, подписан­ными электронной подписью от <...><...> ЭД/3, регулирующему порядок обмена электронными документами между министерством финансов Краснодарского края и министерством, Сведения для постановки на учет принятого обязательства передаются посредством программного обеспече­ния автоматизированного рабочего обмена электронными документами (далее - ПО АРМ обмена ЭД).

Согласно пунктам 1.4.9 и 3.3.1. договора простановку электронной цифровой подписи на электронном документе осуществляет пользователь ЭЦП - сотрудник организации, уполномоченный на это приказом руководителя.

Приказом министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края от <...><...> «Об организации передачи электронных документов в министерство финансов Краснодарского края с использованием электронной цифровой подписи» определено размещение автоматизированного рабочего места обмена электронными документами в помещении министерства с возложением обязанностей внештатного админи­стратора информационной безопасности на уполномоченных лиц управления бюджетного учета и отчётности по их формированию, простановки и провер­ки на них электронной цифровой подписи.

Согласно пункту 10 указанного приказа контроль за его выполнением возложен на начальника управления бюджетного учета и отчетности < Ф.И.О. >6.

<...> в указанный приказ были внесены изменения, в соответ­ствии с которыми обязанности внештатного администратора информацион­ной безопасности возложены в том числе и на консультанта сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности < Ф.И.О. >7, которая является ответственной за отправку электронных документов.

При обмене электронными документами, в том числе при направлении сведений о принятом бюджетном обязательстве, уполномоченные лица отде­ла бюджетного учета и отчетности, входящего в состав управления бюджет­ного учета и отчетности, подписывали и направляли электронные докумен­ты в министерство финансов Краснодарского края, согласно договору от <...><...> ЭД/3, посредством ПО АРМ обмена ЭД.

Согласно Положению об управлении бюджетного учета и отчетности министерства, утвержденному министром < Ф.И.О. >8<...>, к ос­новным функциям управления бюджетного учета и отчетности отнесено: контроль за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых платежных операций в Министерстве; своевременное и правильное оформление документов для ведения бюджетного учета в Министерстве; осуществление иных функций, предусмотренных законодательством и относящихся к компетенции Министерства и управления.

Из Положения усматривается, что в состав управления, возглавляемого начальником управления, входят четыре отдела: сводный отдел бюджетного учета и отчетности, отдел бюджетного учета и отчетности по дорожному хозяйству, отдел бюджетного учета и передачи объектов имущества, отдел внутреннего финансового контроля.

В соответствии с указанным Положением об управлении бюджетного учета и отчетности начальник управления осуществляет руководство деятельностью управления, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач и функций.

Согласно пункту 4.5 Положения начальник управления: подписывает документы в пределах своей компетенции, в том числе
согласовывает проекты постановлений и распоряжений главы администрации (губернатора) Краснодарского края, другие документы, поступающие в Министерство; в порядке, установленном действующим законодательством представляет министру предложения по изменению структуры и штатного распи­сания министерства, назначению и освобождению от должности государ­ственных гражданским служащих управления, установлению конкретных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, регулированию иных вопросов в области денежного содержания государственных гражданских служащих, а также предложения с поощрении и применении к ним дисциплинарных взысканий.

Положением также определено, в период временного отсутствия начальника управления его обязанности выполняет один из начальников от­делов управления.

В соответствии с приказом Министерства от <...><...>-ок < Ф.И.О. >11 в период времени с <...> по <...> находилась в отпус­ке.

На дату совершения правонарушения, в части исполнения бюджетных обязательств ее обязанности исполняла начальник сводного от­дела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчет­ности Радченко С.П., назначенная на должность приказом министерства от <...><...>-л.

Должностным регламентом, утвержденным министром < Ф.И.О. >8<...>, на начальника сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности, кроме прочего, возложено: обеспечивать соответствие осуществляемых хозяйственных операций министерства законодательству Российской Федерации, осуществлять кон­троль за выполнением обязательств министерства; осуществлять предварительный контроль за соответствием заключае­мых договоров по объемам ассигнований на содержание министерства,
предусмотренных сметой расходов, оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций; следить за соблюдением обязательных для исполнения требований нормативных документов в области бухгалтерского учета при исполнении сотрудниками должностных обязанностей; обеспечивать составление баланса исполнения сметы расходов и бух­галтерского учета министерства как ГРБС краевого бюджета осуществлять руководство деятельностью сводного отдела бюджетно­го учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности и оказывать специалистам отдела практическую и методическую помощь по осу­ществлению бухгалтерского учета; распределять служебные обязанности между подчиненными ему со­трудниками в соответствии с функциональными признаками; следить за соблюдением обязательных для исполнения требований нормативных документов в области бухгалтерского учета при исполнении сотрудниками должностных обязанностей.

В соответствии с указанным Регламентом начальник отдела несет установленную законодательством ответственность за неисполнение (ненад­лежащее исполнение) должностных обязанностей.

Вина должностного лица - начальника сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края < Ф.И.О. >2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о назначении административного наказания <...> от <...>, протоколом об административном правонарушении <...> от <...>, актом от <...> и другими материалами дела, оцененными судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Действия Радченко С.П., привлекаемой к административной ответственности, правильно квалифицированы по ст. 15.15.7 КоАП РФ, наказание назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, личности нарушителя, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, в пределах санкции статьи.

Учитывая изложенное, судья районного суда сделал обоснованный вывод о нарушении начальником сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края Радченко С.П. порядка учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета.

Собранным по настоящему делу об административном правонарушении доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства. Допущенная в учреждении волокита документооборота не может освобождать его должностных лиц от обязанностей, возложенных законодательством и нормативными трудовыми актами.

При вышеизложенных обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 ноября 2016 г. является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции

решил:

решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 ноября 2016 г. оставить без изменения, а жалобу Радченко С.П. без удовлетворения.

Судья Краснодарского краевого суда