Судья – Мордовина С.Н. Дело № 12-386/2017
РЕШЕНИЕ
31 января 2017 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Радченко С.П. на решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 ноября 2016 г.,
установил:
постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края < Ф.И.О. >3 о назначении административного наказанная по делу об административном правонарушении <...> от <...> (далее также административный орган) должностное лицо – начальник сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края Радченко С.П. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Радченко С.П. обратилась с жалобой в Первомайский районный суд г. Краснодара.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 ноября 2016 г. постановление административного органа <...> от <...> оставлено без изменения, жалоба Радченко С.П. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Радченко С.П. просит постановление административного органа <...> от <...> и решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 ноября 2016 г. отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, поскольку судом не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражениях, выслушав Радченко С.П., представителей Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенностям < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >5, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
Статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного Кодека Российской Федерации (далее также - БК РФ) Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края, как участник бюджетного процесса - получатель бюджетных средств, обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе по принятию и исполнению бюджетных обязательств.
Исполнение бюджета по расходам является частью бюджетного процесса, которое в силу норм бюджетного законодательства осуществляется с соблюдением обязательных процедур.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.
Основным этапом исполнения бюджета по расходам является, в том числе, принятие и учет бюджетных обязательств (пункт 2 статьи 219 БК РФ).
Согласно статье 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в финансовом органе субъекта Российской Федерации в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов министерством финансов Краснодарского края, утвержден приказом министерства финансов Краснодарского края от <...><...>, согласно которому операции со средствами краевого бюджета по постановке на учет бюджетных обязательств отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств (пункт 3.3).
В силу положений абзаца 2 пункта 3 статьи 219 БК РФ принятие бюджетных обязательств осуществляется получателем бюджетных средств путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета утвержден приказом министерства финансов Краснодарского края от <...><...> (далее также - Порядок).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Порядка бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с краевыми законами, иными нормативными правовыми актами подлежат учету в министерстве финансов края на лицевом счете получателя бюджетных средств.
Основанием для постановки на учет министерством финансов края бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (далее также - Сведения об обязательстве) по утвержденной форме, которые должны быть представлены в управление казначейского контроля министерства финансов края, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта (договора, соглашения на предоставление межбюджетных трансфертов, соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу, правового акта о предоставлении субсидии юридическому лицу), на основании которого принято бюджетное обязательство (п.2.1 Порядка). Данное условие действовало с <...> по <...>
Пунктом 2.2. Порядка определено, что бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств краевого бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам), в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством Российской Федерации не требуется, а также в соответствии с договором на оказание услуг, выполнение работ, заключенным получателем средств краевого бюджета с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, принимаются к учету на основании принятых к исполнению министерством финансов документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств краевого бюджета в соответствии с Порядком санкционирования, и в срок, установленный Порядком санкционирования для проверки указанных документов.
Бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств краевого бюджета в соответствии государственными контрактами (договорам, соглашениям), сумма которых не превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами и расчеты, по которым осуществляются наличными деньгами, принимаются к учету в порядке, установленном в пункте 2.2. Порядка.
Согласно Указаниям Центрального банка Российской Федерации от <...><...>-У и от <...><...>-У предельный размер расчетов наличными деньгами в рамках одного договора установлен в размере <...> рублей. Данная норма действует с <...> по настоящее время.
Таким образом, для применения положений пункта 2.2, который позволяет направлять сведения о принятом бюджетном обязательстве на основании документов для оплаты денежных обязательств, необходимо одновременное наличие двух условий: сумма по заключенному договору не превышает <...> рублей; расчеты по такому договору осуществляются в наличной форме.
В соответствии с п. 2.4 Порядка <...> Сведения по принятым бюджетным обязательствам должны быть подписаны руководителем получателям средств краевого бюджета или уполномоченным им лицом, с отражением расшифровки подписи, содержащей фамилию и инициалы, должности уполномоченного лица и даты подписания документа, оформленной словесно-цифровой подписью.
Сведения представляются в управление казначейского контроля министерства финансов Краснодарского края в форме электронной копии бумажного документа, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа, подтвержденных электронной подписью уполномоченного лица получателя средств краевого бюджета.
Как следует из материалов дела, проведенной проверкой установлено, что между Министерством и ООО «<...>» заключен государственный контракт от <...><...>, предметом которого является временное владение и пользование за плату помещениями <...>, согласно данным Технического паспорта БТИ площадью <...> кв.м., на <...> этаже < Ф.И.О. >10 здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> на общую сумму <...> тыс. рублей. Срок действия контракта — до <...>
Оплата по контракту производилась по безналичному расчету – пункт 5.2.3, 5.3 государственного контракта.
Согласно информации, предоставленной министерством финансов Краснодарского края от <...> № <...>, Сведения о принятом по государственному контракту от <...><...> бюджетном обязательстве министерством направлены в министерство финансов Краснодарского края по системе электронного документооборота с применением электронно-цифровой подписи только – <...>
Согласно Порядку <...> сведения для постановки на учет принятого бюджетного обязательства должны быть направлены в управление казначейского контроля министерства финансов Краснодарского края не позднее шести рабочих дней со дня заключения договора, а именно до <...>
В нарушение п.2.1 Порядка <...> министерством допущено превышение установленного шестидневного срока предоставления Сведений на 42 рабочих дня.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно договору об обмене электронными документами, подписанными электронной подписью от <...><...> ЭД/3, регулирующему порядок обмена электронными документами между министерством финансов Краснодарского края и министерством, Сведения для постановки на учет принятого обязательства передаются посредством программного обеспечения автоматизированного рабочего обмена электронными документами (далее - ПО АРМ обмена ЭД).
Согласно пунктам 1.4.9 и 3.3.1. договора простановку электронной цифровой подписи на электронном документе осуществляет пользователь ЭЦП - сотрудник организации, уполномоченный на это приказом руководителя.
Приказом министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края от <...><...> «Об организации передачи электронных документов в министерство финансов Краснодарского края с использованием электронной цифровой подписи» определено размещение автоматизированного рабочего места обмена электронными документами в помещении министерства с возложением обязанностей внештатного администратора информационной безопасности на уполномоченных лиц управления бюджетного учета и отчётности по их формированию, простановки и проверки на них электронной цифровой подписи.
Согласно пункту 10 указанного приказа контроль за его выполнением возложен на начальника управления бюджетного учета и отчетности < Ф.И.О. >6.
<...> в указанный приказ были внесены изменения, в соответствии с которыми обязанности внештатного администратора информационной безопасности возложены в том числе и на консультанта сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности < Ф.И.О. >7, которая является ответственной за отправку электронных документов.
При обмене электронными документами, в том числе при направлении сведений о принятом бюджетном обязательстве, уполномоченные лица отдела бюджетного учета и отчетности, входящего в состав управления бюджетного учета и отчетности, подписывали и направляли электронные документы в министерство финансов Краснодарского края, согласно договору от <...><...> ЭД/3, посредством ПО АРМ обмена ЭД.
Согласно Положению об управлении бюджетного учета и отчетности министерства, утвержденному министром < Ф.И.О. >8<...>, к основным функциям управления бюджетного учета и отчетности отнесено: контроль за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых платежных операций в Министерстве; своевременное и правильное оформление документов для ведения бюджетного учета в Министерстве; осуществление иных функций, предусмотренных законодательством и относящихся к компетенции Министерства и управления.
Из Положения усматривается, что в состав управления, возглавляемого начальником управления, входят четыре отдела: сводный отдел бюджетного учета и отчетности, отдел бюджетного учета и отчетности по дорожному хозяйству, отдел бюджетного учета и передачи объектов имущества, отдел внутреннего финансового контроля.
В соответствии с указанным Положением об управлении бюджетного учета и отчетности начальник управления осуществляет руководство деятельностью управления, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач и функций.
Согласно пункту 4.5 Положения начальник управления: подписывает документы в пределах своей компетенции, в том числе
согласовывает проекты постановлений и распоряжений главы администрации (губернатора) Краснодарского края, другие документы, поступающие в Министерство; в порядке, установленном действующим законодательством представляет министру предложения по изменению структуры и штатного расписания министерства, назначению и освобождению от должности государственных гражданским служащих управления, установлению конкретных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, регулированию иных вопросов в области денежного содержания государственных гражданских служащих, а также предложения с поощрении и применении к ним дисциплинарных взысканий.
Положением также определено, в период временного отсутствия начальника управления его обязанности выполняет один из начальников отделов управления.
В соответствии с приказом Министерства от <...><...>-ок < Ф.И.О. >11 в период времени с <...> по <...> находилась в отпуске.
На дату совершения правонарушения, в части исполнения бюджетных обязательств ее обязанности исполняла начальник сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности Радченко С.П., назначенная на должность приказом министерства от <...><...>-л.
Должностным регламентом, утвержденным министром < Ф.И.О. >8<...>, на начальника сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности, кроме прочего, возложено: обеспечивать соответствие осуществляемых хозяйственных операций министерства законодательству Российской Федерации, осуществлять контроль за выполнением обязательств министерства; осуществлять предварительный контроль за соответствием заключаемых договоров по объемам ассигнований на содержание министерства,
предусмотренных сметой расходов, оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций; следить за соблюдением обязательных для исполнения требований нормативных документов в области бухгалтерского учета при исполнении сотрудниками должностных обязанностей; обеспечивать составление баланса исполнения сметы расходов и бухгалтерского учета министерства как ГРБС краевого бюджета осуществлять руководство деятельностью сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности и оказывать специалистам отдела практическую и методическую помощь по осуществлению бухгалтерского учета; распределять служебные обязанности между подчиненными ему сотрудниками в соответствии с функциональными признаками; следить за соблюдением обязательных для исполнения требований нормативных документов в области бухгалтерского учета при исполнении сотрудниками должностных обязанностей.
В соответствии с указанным Регламентом начальник отдела несет установленную законодательством ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.
Вина должностного лица - начальника сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края < Ф.И.О. >2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о назначении административного наказания <...> от <...>, протоколом об административном правонарушении <...> от <...>, актом от <...> и другими материалами дела, оцененными судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Радченко С.П., привлекаемой к административной ответственности, правильно квалифицированы по ст. 15.15.7 КоАП РФ, наказание назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, личности нарушителя, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, в пределах санкции статьи.
Учитывая изложенное, судья районного суда сделал обоснованный вывод о нарушении начальником сводного отдела бюджетного учета и отчетности управления бюджетного учета и отчетности Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края Радченко С.П. порядка учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета.
Собранным по настоящему делу об административном правонарушении доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства. Допущенная в учреждении волокита документооборота не может освобождать его должностных лиц от обязанностей, возложенных законодательством и нормативными трудовыми актами.
При вышеизложенных обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 ноября 2016 г. является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 ноября 2016 г. оставить без изменения, а жалобу Радченко С.П. без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда