НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 29.06.2016 № 12-2305/2016

Судья –Капранов В.В. Дело № 12-2305/2016

РЕШЕНИЕ

29 июня 2016 г. г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе < Ф.И.О. >1 на решение судьи Ленинского районного суда <...> от <...>,

установил:

постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края < Ф.И.О. >3 (далее также – административный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении <...> от <...> должностное лицо - начальник финансово-аналитического отдела, главный бухгалтер департамента потребительской сферы Краснодарского края (далее также – Департамент) < Ф.И.О. >1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.7 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Не согласивший с вышеуказанным постановлением < Ф.И.О. >1 обратился с жалобой в Ленинский районный суд <...>.

Решением судьи Ленинского районного суда <...> от <...> постановление административного органа <...> от <...> изменено в части назначения наказания, снижен размер административного штрафа до <...> рублей, в остальной части постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба < Ф.И.О. >1 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, < Ф.И.О. >1 просит восстановить процессуальный срок на подачу жалобы, решение судьи Ленинского районного суда <...> от <...> отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований КоАП РФ, поскольку судом не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела следует, что копию решение Ленинского районного суда <...> от <...>< Ф.И.О. >1 получил нарочно <...>, что подтверждается записью в справочном листе.

Апелляционная жалоба на решение Ленинского районного суда <...> от <...> подана в районный суд <...>

Таким образом, суд полагает жалобу на решение Ленинского районного суда <...> от <...> поданной в срок.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражениях, выслушав представителя административного органа по доверенности < Ф.И.О. >4, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.

Статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий, направленных на несоблюдение установленного действующим законодательством порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет либо порядка учета бюджетных обязательств.

В качестве субъектов административной ответственности выступают только должностные лица.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

В соответствии со статьей 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых Департаментом, производится на лицевых счетах, открываемых в фи­нансовом органе Краснодарского края. Лицевые счета, открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (Краснодарского края).

Согласно Порядку открытия и ведения лицевых счетов министерством финансов Краснодарского края, утвержденному приказом министерства финансов Краснодарского края от <...><...>, операции со средствами краевого бюджета по постановке на учет бюджетных обязательств отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств, как следует из п. 3 статьи 219 БК РФ, принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов, иных догово­ров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Приказом министерства финансов Краснодарского края от <...><...> утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета (далее также – Порядок <...>).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка <...> в министерстве финансов подлежат учету бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами (соглашениями), заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с краевыми законами, иными нормативными правовыми актами.

В пункте 2.1 Порядка <...> указано, что основанием для постановки на учет министерством финансов бюджетного обязательства, если иное не предусмотрено пунктом 2.2 настоящего Порядка, являются сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно Приложению <...> к настоящему Порядку (далее - Сведения об обязательстве), представленные получателем средств краевого бюджета в управление казначейского контроля министерства финансов, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств.

Согласно пункту 2.1 Порядка <...> в действующей редакции от <...> сведения об обязательстве представляются в управление казначейского контроля министерства финансов не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта (договора, соглашения на предоставление межбюджетных трансфертов, соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу, нормативного правового акта о предоставлении межбюджетного трансферта, правового акта о предоставлении субсидии юридическому лицу), на основании которого принято бюджетное обязательство (далее - документ-основание).

Сведения об обязательстве представляются в управление казначейского контроля министерства финансов с приложением документа-основания в форме электронной копии бумажного документа, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа, подтвержденных электронной подписью (ЭП) уполномоченного лица получателя средств краевого бюджета (далее - электронная копия документа-основания).

Внесение изменений в бюджетное обязательство осуществляется на основании заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство, оформленной получателем средств краевого бюджета по форме согласно приложению <...> к настоящему Порядку и представляется не позднее шести рабочих дней со дня внесения изменений в государственный контракт, договор (п. 2.11 Порядка <...>).

Из материалов дела следует, между Департаментом и ООО «<...>» заключен договор аренды нежилых помещений по адресу: <...>, <...>/ <...>, <...> от <...><...> на сумму <...> тыс. рублей. Срок действия контракта - до <...>

Согласно информации, предоставленной министерством финансов Краснодарско­го края от <...><...>, дата предоставления Департаментом сведе­ний о принятом по договору от <...><...> бюджетном обязательстве по систе­ме электронного документооборота с применением ЭЦП – <...>, тогда как согласно Порядку сведения для постановки на учет принятого бюджетного обяза­тельства должны быть направлены в управление казначейского контроля министерства финансов Краснодарского края - не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного кон­тракта, а именно, до <...>

Таким образом, в нарушение п. 2.1 Порядка Департаментом допущено превыше­ние установленного шестидневного срока предоставления сведений на 44 рабочих дня.

Нарушение Департаментом порядка учета бюджетных обязательств предусматри­вает ответственность должностных лиц по статье 15.15.7 «Нарушение порядка составле­ния, утверждения и ведения бюджетных смет» КоАП РФ.

Угроза охраняемым интересам общества и государства заключается в несоблюдении должностным лицом публично-правовых обязанностей, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к названной статье следует, что под должностным лицом понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

Вина должностного лица - начальника финансово-аналитического отдела, главного бухгалтера департамента потребительской сферы Краснодарского края < Ф.И.О. >1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о назначении административного наказания <...> от <...>, представлением № <...> от <...>, протоколом об административном правонарушении <...> от <...> и другими материалами дела, оцененными судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с приказом Департамента от <...><...><...> «Об Учетной политике» ответственность за достоверное отражение деятельности на счетах бюджетного (бухгалтерского) учета, своевременное предоставление полной и достовер­ной бухгалтерской и налоговой отчетности возложено на начальника финансово-аналитического отдела, главного бухгалтера (пункт 13 Приказа).

Пунктом 2.2 Учетной политики предусмотрено, что бухгалтерский и налоговый учет в Департаменте ведется финансово-аналитическим отделом.

Раздел 7 Учетной политики «Санкционирование расходов бюджета» предусмот­рен порядок принятия бюджетных обязательств, осуществление которого также входит в полномочия финансово-аналитического отдела. Кроме того, Рабочий план счетов, утвер­жденный приказом Департамента <...>, предусматривает учет принятых обязательств по расходам.

Согласно Положению о финансово-аналитическом отделе Департамента, утвер­жденного руководителем Департамента <...>, одними из основных задач и функций финансово-аналитического отдела является ведение учета финансовых и расчетных опе­раций в соответствии с нормативными правовыми актами Департамента.

В соответствии с указанным Положением персональную ответственность за каче­ственное и своевременное выполнение задач и функций, возложенных на отдел, несет начальник отдела.

Должностным регламентом, утвержденным руководителем Департамента <...>, на начальника финансово-аналитического отдела, главного бухгалтера возла­гается исполнение прав и обязанностей главного бухгалтера по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, осуществление оперативного и методического руко­водства отделом Департамента.

В соответствии с указанным должностным регламентом, начальник финансово-аналитического отдела, главный бухгалтер несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

В проверяемом периоде обязанности начальника финансово-аналитического отде­ла, главного бухгалтера исполнял < Ф.И.О. >1, назначенный на должность приказом от <...><...>-к.

Таким образом, на дату совершения административного правонарушения – <...>, начальник финансово-аналитического отдела Департамента, главный бухгалтер < Ф.И.О. >1 являлся должностным лицом, наделенным в установленном порядке полномочиями по постановке на учет в управлении казначей­ского контроля по Краснодарскому краю Сведений по принятым бюджетным обязатель­ствам и выполняющим организационно-распорядительные функции.

Действия < Ф.И.О. >1, привлекаемого к административной ответственности, правильно квалифицированы по ст. 15.15.7 КоАП РФ, наказание назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, личности нарушителя, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, в пределах санкции статьи.

Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Судом не установлены обстоятельства как смягчающие (ст. 4.2 КоАП РФ), так и отягчающие (ст. 4.3 КоАП РФ) административную ответственность < Ф.И.О. >1

Учитывая изложенное, судья районного суда сделал обоснованный вывод о нарушении начальником финансово-аналитического отдела, главным бухгалтером департамента потребительской сферы Краснодарского края < Ф.И.О. >1 порядка учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета.

Собранным по настоящему делу об административном правонарушении доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В силу части 3 статьи 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Доводы жалобы о том, что приказ министерства финансов Краснодарского края от <...><...> «О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств краевого бюджета» (далее - Приказ <...>) официально не опубликован, в связи с чем его положения не подлежат применению, как не имеющие юридическую силу, безосновательны.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Краснодарского края регулируется положениями статьи 51 закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (далее - Закон <...>-КЗ), согласно которым нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти края вступают в силу на следующий день после их официального опубликования, если в самом акте или акте о введении его в действие не указан иной срок.

Взаимосвязанные положения, закрепленные в статье 8 Федерального закона от <...> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», также подтверждают, что официальному опубликованию подлежат законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина.

Статья 51 указанного закона содержит в себе специальные нормы права о вступлении в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Краснодарского края, по отношению к общим нормам права об обязательности опубликования нормативных правовых актов Краснодарского края, закрепленных в статье 44.

Пунктом 15 Приказа Минюста России от <...><...> «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» разъясняется, что при наличии общей и специальной нормы права применяется специальная норма.

Заключением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому края от <...><...> указано, что по результатам правовой экспертизы Приказа от <...><...>, сделан вывод о том, что он не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, обязательному опубликованию не подлежит и вступает в силу в указанную в нем дату.

Следовательно, правоотношения, урегулированные рассматриваемым приказом, не могут затрагивать права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Исходя из представленной министерством финансов Краснодарского края информации (письмо от <...><...>.01-04) следует, что для сведения и использования в работе Приказ <...> был доведен департаменту потребительской сферы Краснодарского края в рамках информационного взаимодействия через автоматизированную систему «Бюджет», которая в силу положений Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...><...> «О порядке регистрации государственных информационных систем Краснодарского края» включена в Государственный реестр информационных систем Краснодарского края и находится в эксплуатации с <...>

С доводом заявителя о том, что реализация Приказа <...> не относится к действиям по учету бюджетных обязательств, нельзя согласиться, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом 4 статьи 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ.

Статьей 220.1 БК РФ, в частности, определено, что лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации, открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.

В Краснодарском крае такой порядок утвержден Приказом Министерства финансов Краснодарского края от <...><...> «Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов министерством финансов Краснодарского края».

В соответствии с пунктом 3.3 указанного Порядка на лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются операции, в том числе по постановке на учет бюджетных обязательств текущего финансового года и планового периода.

Постановка на учет бюджетного обязательства осуществляется Министерством финансов Краснодарского края на основании представленных получателем бюджетных средств сведений о принятом бюджетном обязательстве в порядке, определенном Приказом от <...><...>.

Таким образом, учет бюджетных обязательств является частью процесса ведения лицевых счетов, открытых в министерстве финансов Краснодарского края, которое в свою очередь, как регулятор рассматриваемых правоотношений правомочно определять порядок такого учета.

Ссылки заявителя на содержание писем министерства финансов
Краснодарского края (от <...><...>, <...><...>.01-04), как на официальное разъяснение положений Приказа <...> необоснованные, поскольку по своему существу и содержанию не соответствуют требованиям, предъявляемым к официальным актам-разъяснений (статья 58 Закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края»), а именно: не является властно-обязательным разъяснением нормативного правового акта края; содержит в себе ответ, который предоставлен не в правоприменительных целях; не адресовано неопределенному кругу лиц; не оформлено в виде «акта-разъяснения»; исходит не от руководителя органа исполнительной власти, принявшего нормативный правовой акт.

Заявитель указывает на наличие Акта-разъяснения от <...><...>.01-04 (далее также - Акт), изданного министерством финансов Краснодарского края по вопросу применения в 2013-2014 годах пункта 2.2. Приказа <...>.

Из содержания абзаца 3 Акта следует, что для применения положений пункта 2.2. Порядка, который позволяет не направлять Сведения о принятом бюджетном обязательстве, необходимо выполнение одного из двух условий:

1) заключение государственных контрактов (договоров, соглашений),
сумма которых не превышает установленный ЦБ РФ предельных размер
расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами;

2) заключение государственных контрактов (договоров, соглашений),
расчеты по которым осуществляются наличными деньгами.

Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, что буквальное содержание пункта 2.2. Порядка <...> и интерпретация того же пункта, содержащаяся в Акте, различаются по своему правовому смыслу.

Согласно статье 58 Закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (далее -Закон 7-КЗ) официальное толкование нормативных правовых актов края - это властно - обязательное разъяснение нормативных правовых актов края (их предписаний) правомочным правотворческим или судебным органом (часть 1).

Официальное толкование нормативных правовых актов края производится в случае обнаружения неясностей в содержании нормативного правового акта края, неправильной или противоречивой практики их применения (часть 2).

Вместе с тем, в Акте не указаны основание и повод его издания, не определен порядок вступления его в законную силу.

В процессе официального толкования не допускается внесение в нормативные правовые акты края поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний. Распространительное и ограничительное толкование допускается лишь в случаях явного расхождения смысла и текста нормативного правового акта края или его предписания (часть 7).

Однако, содержание Акта фактически вносит изменения в норму, определенную пунктом 2.2. Порядка <...>, поскольку указывает, что для основания применения данного пункта требуется наличие одного из двух условий, в то время, как в самом пункте 2.2. содержится требование о наличии обоих условий одновременно.

Поскольку юридико-лингвистическая конструкция пункта 2.2. Приказа <...> недвусмысленно, определенно и безусловно указывает на выполнение одновременно двух условий, судья вышестоящей инстанции пришла к выводу о том, что министерство финансов Краснодарского края в своем Акте вышло за пределы, определенные частью 7 статьи 58 Закона 7-КЗ, поскольку осуществило не толкование, а нормотворчество.

При том обстоятельстве, что содержание пункта 2.2 Приказа <...> в рассматриваемом аспекте по настоящее время не изменялось.

Таким образом, толкование правовой нормы, содержащиеся в Акте, направлено на изменение существа и содержания пункта 2.2. Порядка, и соответственно, должно реализовываться не в форме акта-разъяснения, а посредствам внесения изменений в нормативный правовой акт.

Подателем жалобы не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается, указывая, что министерство финансов Краснодарского края до <...> отклоняло Сведения о принятом бюджетном обязательстве по договорам, сумма которых не превышала <...> тыс. рублей.

Доказательства того, что Сведение о принятом бюджетном обязательстве было направлено в установленный 6-дневный срок либо такое Сведение было отклонено министерством финансов Краснодарского края в деле отсутствуют и суду не представлены.

Доказательств того, что расчеты по договору в рассматриваемом деле осуществлялись в наличной форме также не предоставлено, следовательно, при таких обстоятельствах дела положения пункта 2.2 Порядка <...> применению не подлежали.

Следует учитывать, что редакции Приказа <...>, действовавшие как в период до <...>, так и после <...>, предусматривали, что для применения положений пункта 2.2., который позволяет направлять Сведения о принятом бюджетном обязательстве за пределами 6-дневного срока, необходимо наличие вышеуказанных условий.

Заявитель указывает на то, что датой совершения вышеуказанного административного правонарушения считается <...>, следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ <...> истек срок давности привлечения к административной ответственности.

При этом согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, установлен двух годичный срок давности, который исчисляется со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела датой совершения административного правонарушения является <...>, постановление административного органа о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении <...> в отношении < Ф.И.О. >1 вынесено <...>, то есть в двухгодичный срок привлечения к административной ответственности.

Таким образом, доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства. Допущенная в учреждении волокита документооборота не может освобождать его должностных лиц от обязанностей, возложенных законодательством и нормативными трудовыми актами.

При вышеизложенных обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что решение судьи Ленинского районного суда <...> от <...> является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции

решил:

решение судьи Ленинского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, а жалобу < Ф.И.О. >1 без удовлетворения.

Судья Краснодарского краевого суда