НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 26.09.2013 № 3-17/2013

Дело № 3-17/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2013 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Казакова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Бондаренко Д.И.,

с участием:

прокурора Краснодарской краевой прокуратуры Пономаревой П.Г.,

представителя заявителя ФИО1, действующего на основании доверенности ФИО2,

представителя Законодательного собрания Краснодарского края, действующей на основании доверенности ФИО3,

представителя администрации Краснодарского края, действующего на основании доверенности ФИО4,

представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующей на основании доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании частично недействующими Закона Краснодарского края от 13.05.1999г. №180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» и Положения о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края №231 от 18.03.2005г. «О порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании частично недействующим нормативного правового акта.

Заявление мотивировано тем, что Законом Краснодарского края от 13.05.1999 № 180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» установлен порядок реализации правомочий собственника органами государственной власти Краснодарского края и определена их компетенция в сфере управления имуществом, находящимся в государственной собственности Краснодарского края.

В соответствии с пунктом «б» части 4 статьи 42 Закона Краснодарского края от 13.05.1999 № 180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» представитель Краснодарского края обязан осуществлять голосование на основании письменных решений (директив), утвержденных уполномоченным органом.

Частью 7 статьи 42 Закона Краснодарского края от 13.05.1999 № 180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» установлено, что нарушение представителем Краснодарского края установленного порядка голосования в органах управления хозяйственного общества, а также голосование, нарушающее письменные решения (директивы), утвержденные уполномоченным органом, влекут за собой применение мер, предусмотренных действующим законодательством.

В целях формирования эффективного механизма управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, а также использования специального права Краснодарского края на участие в управлении открытыми акционерными обществами («золотая акция») постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 № 231 «О порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края» утверждено Положение о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края (далее - Положение).

Положение действует в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.03.2013 № 206 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2005 года № 231 «О порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, и использования специального права Краснодарского края на участие в управлении открытыми акционерными обществами («золотая акция»)».

Согласно пункту 1.1 Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Законом Краснодарского края от 13 мая 1999 года № 180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» и определяет порядок управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, а также порядок использования специального права Краснодарского края на участие в управлении открытыми акционерными обществами («золотая акция»).

Заявитель считает, что отдельные нормы закона Краснодарского края от 13 мая 1999 года № 180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» и пункты Положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» по следующим основаниям.

Так, в соответствии с пунктами 3.2.3, 4.2.3 Положения представитель Краснодарского края голосует по вопросам повестки дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) исключительно на основании и в соответствии с директивами Департамента (Фонда). При отсутствии письменных директив представитель Краснодарского края не принимает участия в голосовании по вопросам повестки дня.

В абзаце четвертом пункта 5.1 Положения закрепляется, что представители Краснодарского края обязаны голосовать на заседаниях (собраниях) органов управления хозяйственных обществ по вопросам повесток дня исключительно на основании и в соответствии с письменными указаниями (директивами) Департамента (Фонда).

Нарушение представителем Краснодарского края установленного порядка голосования в органах управления хозяйственного общества, а также голосование, нарушающее письменные решения (директивы), утвержденные Департаментом (Фондом), влечет дисциплинарную и иную установленную законодательством ответственность и применение мер, предусмотренных действующим законодательством (пункт 5.4 Положения).

Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции РФ в исключительном ведении Российской Федерации находятся: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Соответственно, по мнению ФИО1, отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), являются гражданско-правовыми отношениями, их регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации, осуществляется посредством принятия федеральных законов либо иных нормативных правовых актов Российской Федерации (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации), субъекты Российской Федерации не вправе регулировать данные отношения.

Частью 3 статьи 96 ГК РФ правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом «Об акционерных обществах». Таким образом, права и обязанности акционеров не могут быть установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определено, что представителями интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.

Порядок управления находящимися в собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ, долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На основании вышеуказанной нормы постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)» принято Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»).

Таким образом, по мнению заявителя, постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 урегулировало гражданско-правовые отношения в сфере управления находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»), на уровне федерального законодательства установлен закрытый перечень вопросов повестки дня заседания совета директоров, по которым голосование в обязательном порядке осуществляется на основании письменных директив.

В оспариваемом краевом Законе и Положении предусмотрена обязанность голосовать по директивам по всем без исключения вопросам повестки дня заседания совета директоров, что противоречит, согласно заявлению ФИО6, ГК РФ и закону «Об акционерных обществах».

В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.

Таким образом, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» определена компетенция совета директоров, его членов и председателя. Законом не установлены ограничения для членов совета директоров в части самостоятельности принимаемых решений. Законом не предусмотрена обязанность членов совета директоров осуществлять голосование на основании письменных решений (директив), утвержденных уполномоченным органом.

Неурегулированность вопроса об использования системы директив (указаний, поручений) для осуществления деятельности представителями компании в органах управления обществ, в которых имеется доля участия государств вышеуказанными федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не означает, что субъекты Российской Федерации вправе ее восполнять на уровне своих нормативных правовых актов, тем более вводить дополнительные обязанности для членов совета директоров, ограничивающих их самостоятельность при решении вопросов, входящих в компетенцию совета директоров, а также привлекать их к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации к дисциплинарной ответственности возможно привлечь исключительно работника в рамках трудовых отношений, складывающихся между работником и работодателем. Отношения между уполномоченным органом, представляющим интересы акционера, и представителем Краснодарского края в совете директоров не являются трудовыми. Следовательно, норма, содержащаяся в Положении о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, о привлечении представителя Краснодарского края к дисциплинарной ответственности противоречит, по мнению заявителя, Трудовому кодексу Российской Федерации.

Вышеуказанные обстоятельства привели к тому, что департаментом имущественных отношений Краснодарского края в отношении ФИО1 подан иск о взыскании убытков, в связи с тем, что им без директив было принято решение о повышении заработной платы генеральному директору <...>».

В производстве Арбитражного суда Краснодарского края находится дело № <...> по иску департамента имущественных отношений Краснодарского края о взыскании убытков с генерального директора <...>» < Ф.И.О. >10 и председателя совета директоров <...>» ФИО1 солидарно в пользу <...>» в размере <...> рублей и отдельно с < Ф.И.О. >10 в размере - <...> рублей.

Решением совета директоров от <...> было принято решение о заключении дополнительного соглашения с генеральным директором < Ф.И.О. >10 в части увеличения размера заработной платы.

Решение было обусловлено необходимостью соблюдения Положения об условиях оплаты труда генеральных директоров хозяйственных обществ, 100% акций (долей) которых находится в государственной собственности Краснодарского края, при заключении с ними трудовых договоров, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.03.2011 № 289 (далее - Положение).

В соответствии с требованиями постановления главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 <...> «О порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, и использования специального права Краснодарского края на участие в управлении открытыми акционерными обществами («Золотая акция»)» департаментом транспорта Краснодарского края в адрес департамента имущественных отношений Краснодарского края направлено уведомление о проведении совета директоров Общества и мотивированное мнение об одобрении существенных условий трудового договора с генеральным директором <...>» < Ф.И.О. >10 (письмо <...> № <...>), к письму был приложен утвержденный руководителем департамента транспорта Краснодарского края расчет заработной платы < Ф.И.О. >10.

Однако на обращение департамента транспорта Краснодарского края департаментом имущественных отношений Краснодарского края в нарушение пункта 4.5 Положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 № 231, пункта 6 Положения утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.03.2011 № 289, представителям интересов края письменные директивы (голосовать «за», «против», «воздержаться») не были направлены, дан отрицательный ответ в виде письма без указания объективных оснований.

В целях соблюдения требований вышеуказанного Положения, условий трудового договора, департамент транспорта повторно вынес данный вопрос на рассмотрение совета директоров Общества. Данное письмо также было проигнорировано департаментом имущественных отношений Краснодарского края.

ФИО1, как председатель совета директоров, инициировавший проведение совета директоров, был вынужден голосовать «за» утверждение дополнительного соглашения, чтобы не нарушить постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.03.2011 № 289.

Таким образом, пунктом «б» части 4 и частью 7 статьи 42 Закона Краснодарского края от 13.05.1999 № 180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края», пунктами 3.2.3, 4.2.3, абзацем четвертым пункта 5.1, пунктом 5.4 Положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 № 231 «О порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края», нарушены права и свободы ФИО1, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и вышеуказанным федеральным законодательством.

Просит признать несоответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Трудовому кодексу Российской Федерации и недействующими:

1) пункт «б» части 4 и часть 7 статьи 42 Закона Краснодарского края от 13.05.1999 № 180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края»;

2) пункты 3.2.3, 4.2.3, абзац четвертый пункта 5.1, пункт 5.4 Положения о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 № 231 «О порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края».

В ходе рассмотрения гражданского дела, в судебном заседании представителем ФИО1 по доверенности ФИО2 в письменном виде заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым заявитель просит признать несоответствующими ГК РФ, ФЗ от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ТК РФ и недействующими:

1. п. «б» ч.4 и ч.7 ст.42 Закона Краснодарского края от 13.05.1999 г. №180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края»;

2. п.п.3.2.3, 4.2.3, абз.4 п.5.1., п.5.4. Положения о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 г. №231 «О порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края» с 7 июня 2005 г., то есть с того времени как они вошли в противоречие с федеральным законодательством.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 поддержал уточненные требования, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель Законодательного собрания Краснодарского края, действующая на основании доверенности, ФИО3 требования, заявленные ФИО1, считает не подлежащими удовлетворению, предоставив свои возражения в письменном виде.

Представитель администрации Краснодарского края, действующий на основании доверенности, ФИО4 возражал против удовлетворения требований ФИО1, предоставив свои возражения в письменном виде.

Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующая на основании доверенности, ФИО5 просила отказать в удовлетворении требований ФИО1, предоставив возражения в письменном виде.

Прокурор Краснодарской краевой прокуратуры Пономарева П.Г. в судебном заседании не поддержала требования ФИО1, просила в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав мнение лиц, участвующих в рассмотрении дела, заключение прокурора, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

ФИО1 в соответствии с распоряжением главы администрации Краснодар­ского края № <...> от <...> назначен на должность руково­дителя департамента по транспорту и связи Краснодарского края.

В соответствии приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края <...> от <...>. о решениях годового общего собрания акционеров <...>» избран совет директоров в составе: ФИО1, < Ф.И.О. >8, < Ф.И.О. >9, < Ф.И.О. >10

ФИО1 зани­мал должность председателя совета директоров указанного общества, 100% акций которо­го принадлежало Краснодарскому краю, выполнял управленческие функции в указанной коммерческой организации, голосовал на заседаниях советов директоров.

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2012г. №614/1-рл, ФИО1 уволен с должности руководителя департамента транспорта Краснодарского края по соглашению сторон.

Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в Арбитражный суд Краснодарского края подан иск о взыскании убытков с генерального директора <...>» < Ф.И.О. >10 и председателя совета директоров <...>» ФИО1 солидарно в пользу <...>» в размере <...> рублей, в связи с тем, что ФИО6 без соответствующей директивы проголосовал за решение о повышении заработной платы генеральному директору <...>».

Оспариваемый Закон Краснодарского края №180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» принят на VII сессии Законодательного Соб­рания Краснодарского края второго созыва 28 апреля 1999 года, подписан гла­вой администрации края 13 мая 1999 года и вступил в силу со дня его офици­ального опубликования в газете "Кубанские новости" № 96 от 1 июня 1999 го­да. Последние изменения в Закон Краснодарского края были внесены Законом Краснодарского края от 2 апреля 2013 года № 2693-КЗ.

Положениями статьи 42 Закона Краснодарского края от 01.06.1999г. №180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» регламентируются полномочия представителей Краснодарского края по управ­лению акциями (долями) Краснодарского края в уставном капитале хозяйст­венного общества.

Так, в соответствии с п. «б» ч.4 ст.42 Закона Краснодарского края от 01.06.1999г. №180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» представитель Краснодарского края обязан осуществлять голосование на основании письменных решений (директив), утвержденных уполномоченным органом.

Частью 7 статьи 42 указанного Закона Краснодарского края от 01.06.1999г. №180-КЗ определено, что нарушение представителем Краснодарского края установленного порядка голосования в органах управления хозяйственного общества, а также голосование, нарушающее письменные решения (директивы), утвержденные уполномоченным органом, влекут за собой применение мер, предусмотренных действующим законодательством.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 № 231 «О порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края» утверждено Положение о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края.

В соответствии с п.3.2.3 Положения о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, утв. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 № 231, представитель Краснодарского края голосует по вопросам повестки дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) исключительно на основании и в соответствии с директивами Департамента.

Согласно п.4.2.3 указанного Положения представитель Краснодарского края голосует по вопросам повестки дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) исключительно на основании и в соответствии с директивами Департамента (Фонда).

Абзацем 4 пункта 5.1 Положения о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, установлена обязанность представителя Краснодарского края голосовать на заседаниях (собраниях) органов управления хозяйственных обществ по вопросам повесток дня исключительно на основании и в соответствии с письменными указаниями (директивами) Департамента (Фонда).

Нарушение представителем Краснодарского края установленного порядка голосования в органах управления хозяйственного общества, а также голосование, нарушающее письменные решения (директивы), утвержденные Департаментом (Фондом), влечет дисциплинарную и иную установленную законодательством ответственность и применение мер, предусмотренных действующим законодательством (в соответствии с п.5.4 указанного Положения).

Конституцией Российской Федерации разграничены предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметы ведения субъектов РФ.

Согласно п. «д» ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею.

В соответствии со ст.73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В силу ч.4 ст.76 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, вопросы, связанные с управлением и распоряжением собственностью субъекта РФ, не относятся к вопросам ведения РФ, а также совместного ведения РФ и субъектов РФ, следовательно, по данным вопросам субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере управления собственностью.

Так, в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.

Согласно п. «д» ч.2 ст.21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.26.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, управление и распоряжение собственностью субъекта РФ, а также принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, находится в ведении субъекта РФ.

В связи с чем, Закон Краснодарского края от 01.06.1999г. №180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края», в частности положения статьи 42, а также Положение о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, утв. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 № 231, приняты в соответствии с действующим законодательством в пределах полномочий, предоставленных Конституцией РФ и Федеральными законами субъекту Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.96 ГК РФ правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Согласно ч.5 ст.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» порядок управления находящимися в собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ, долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу ч.2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст.124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В соответствии с ч.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Участие публично-правовых образований в корпоративных правоотношениях наделяет последних определенными особенностями в организации управления, в отличие от иных субъектов гражданского права, поскольку представитель публично-правового образования в органах управления общества выражает не собственную волю, а заведомо определенное указание публично-правового образования, выраженное в форме директив для голосования.

В корпоративных правоотношениях представители публично-правовых образований в органах управления обществами реализуют волю соответствующего публичного образования.

Таким образом, оспариваемые нормы Закона Краснодарского края и Положения о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, регламентируют вопросы, связанные с порядком участия Краснодарского края в гражданских правоотношениях, то есть во­просы, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, а не сами гражданские правоотношения между участниками гражданского оборота.

Приведенные нормы являются основанием для регулирования органами власти Краснодарского края порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации.

Оспариваемые нормы Закона Краснодарского края и Положения о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, предусматривающие применение мер, предусмотренных действующим законодательством, за нарушение представителем Краснодарского края установленного порядка голосования в органах управления хозяйственного общества, а также голосование, нарушающее письменные решения (директивы), утвержденные уполномоченным органом, также не противоречат нормам действующего федерального законодательства, поскольку не устанавливают дополнительных мер дисциплинарной ответственности. Кроме того, в отношении ФИО1 указанные меры не применялись.

Учитывая, что Закон Краснодарского края от 01.06.1999г. №180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края», Положение о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.03.2005 № 231 приняты с соблюдением порядка принятия нормативных правовых актов Краснодарского края, в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, не противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральному закону от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» другим федеральным законам или нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также то, что оспариваемыми положениями Закона Краснодарского края и Постановления главы администрации Краснодарского края не нарушаются права и законные интересы ФИО1, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь статьями 26, 194 – 199, 245 – 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований ФИО1 о признании частично недействующими Закона Краснодарского края от 13.05.1999г. №180-КЗ «Об управлении государственной собственностью Краснодарского края» и Положения о порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края №231 от 18.03.2005г. «О порядке деятельности представителей Краснодарского края в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Краснодарского края».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 октября 2013 года.

Судья Краснодарского краевого суда Д.А. Казаков