НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 20.08.2018 № 3А-1003/18

Дело <...>а-1003/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Малахай Г.А.,

при секретаре Масюке М.А.,

с участием прокурора Майборода О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Фрезениус Медикал Кеа Кубань» об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

генеральный директор ООО «Фрезениус Медикал Кеа Кубань» Смирнов А.А. обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия подпункта 15 пункта 3.4 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края от 13 декабря 2017 г.

В обоснование административного иска указано, что истец является медицинской организацией, оказывающей медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования Краснодарского края.

На сайте министерства здравоохранения Краснодарского края 15 декабря 2017 г. опубликовано Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края от 13 декабря 2017 г. (далее – Тарифное соглашение).

Пунктом 3.4 раздела 3 Тарифного соглашения предусмотрены виды расходов медицинских организаций, не включаемые в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не подлежащие оплате из средств ОМС.

Подпунктом 15 пункта 3.4. раздела 3 Тарифного соглашения установлен запрет на следующие виды затрат: возврат средств ОМС, использованных не по целевому назначению.

По мнению административного истца, тарифное соглашение в оспариваемой части нарушает его права на исполнение судебных решений по оплате финансовых санкций и других аналогичных расходов.

В судебном заседании представитель ООО «Фрезениус Медикал Кеа Кубань» по доверенности Берестова М.В. поддержала заявленные административные исковые требования, просила удовлетворить административный иск в части возврата средств ОМС, использованных не по целевому назначению, обосновывая свою позицию, тем что данная строка препятствует исполнению из средств ОМС сумм присужденных решением арбитражного суда.

Представители комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Краснодарского края, территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, министерства здравоохранения Краснодарского края в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает права административного истца.

Прокурор Майборода О.В. в своем заключении указала, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушены.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений на него, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 71 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 232-Ф3) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования (ст. 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 4 приложения № 1 к правилам обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – Комиссия) осуществляет, в том числе, рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения.

На территории Краснодарского края такая комиссия создана в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, сформирована постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2011 г. № 1609 «О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования».

В силу ст. 30 Федерального закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона № 232-Ф3 и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с ч. 9 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ.

Согласно п. 133 Правил ОМС оплата медицинской помощи осуществляется в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Тарифы на оплату медицинской помощи (далее - Тариф) являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинской организации по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Тарифы устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на оплату медицинской помощи, включая их структуру, осуществляется Комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из установленных Программой средних нормативов.

Решением Комиссии является заключенное тарифное соглашение (письмо Минздрава России от 13 декабря 2017 г. № 11-7/10/2-8616 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»).

Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края на 2018 г. заключено 13 декабря 2017 г. и в вступило в силу с момента подписания, его действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2018 г., соглашение действует до принятия нового.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят комиссией в соответствии с ее полномочиями, с соблюдением процедуры принятия и публикации, что не оспаривается административным истцом.

Тарифы рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе Правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Согласно пункта 158 Правил ОМС в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Раздел 3 Тарифного соглашения определяет размер и структуру тарифов на оплату медицинской помощи.

Согласно п. 3.1. Тарифного соглашения тарифы используются для оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями в рамках Территориальной программы ОМС, в соответствии с утвержденными способами оплаты.

Пунктом 3.4. Тарифного соглашения определен перечень расходов медицинских организаций, которые не включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не подлежат оплате из средств обязательного медицинского страхования.

Административный истец оспаривает в части подпункт 15 пункта 3.4. Тарифного соглашения, в котором предусмотрено, что не подлежат оплате из средств обязательного медицинского страхования расходы медицинских организаций:

- возврат средств ОМС, использованных не по целевому назначению.

В силу ст. 3 Федерального закона № 326-Ф3 обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Обязательства, возникшие вне сферы ОМС, не могут быть оплачены за счет средств обязательного медицинского страхования.

Медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.

Принцип целевого характера бюджетных средств согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Отвлечение средств ОМС на цели, не предусмотренные документами, регламентирующими порядок использования средств ОМС, нарушает принцип целевого назначения средств ОМС в части обеспечения за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках программы ОМС (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 326-ФЗ). Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.

Довод административного истца о том, что запрет в Тарифном соглашении нарушает его права, суд находит несостоятельным.

В силу п. 156 Правил ОМС Тарифы рассчитываются в соответствии с главой IX Правил ОМС и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.

Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. № 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Министерству здравоохранения Российской Федерации предоставлено право давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования.

То обстоятельство, что в силу наличия судебного акта административный истец является должником денежных средств, не свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов положениями оспариваемого нормативного правового акта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления генерального директора ООО «Фрезениус Медикал Кеа Кубань» Смирнова А.А. о признании недействующим со дня принятия подпункта 15 пункта 3.4 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края от 13 декабря 2017 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 августа 2018 г.

Судья