НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 20.01.2020 № 12-141/20

Судья: Бутяев В.И. Дело № 12-141/2020

Решение

«20» января 2020 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Отдела государственного экологического надзора по Краснодарскому краю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – госинспектор отдела ЮМУ Росприроднадзора) < Ф.И.О. >1 И.А., на решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Открытого непубличного акционерного общества <...>» (далее – <...>»),

установил:

постановлением <...>-П-2 от <...> старшего госинспектора ЮМУ < Ф.И.О. >1 И.А. юридическое лицо <...>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере - <...> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель <...>», по доверенности < Ф.И.О. >4, обжаловал его в Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края.

Обжалуемым решением от <...> судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края постановление старшего госинспектора отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении НАО «<...>» прекращено за малозначительностью.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший госинспектор ЮМУ < Ф.И.О. >1 И.А. просит решение судьи районного суда отменить считая его незаконным, необоснованным, вынесеным с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без полного исследования всех обстоятельств дела.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ЮМУ < Ф.И.О. >2, по доверенности < Ф.И.О. >5, поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

По статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования.

Согласно ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: -выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); - сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); - хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Статьей 16.4. ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ установлен порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду: - плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника, плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления; - отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год; - плата, исчисленная по итогам отчетного периода вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом; - не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения руководителя Межрегионального < Ф.И.О. >1 по КК и < Ф.И.О. >6 Р.А. <...> от «25» апреля 2019года, была проведена плановая выездная проверка в отношении <...>» с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2019 год, утвержденного приказом от 30.10.2018г. <...>.04/937 (в редакции приказа от 09.01.2019г. <...>.04/02) размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» и проводится в рамках федерального государственного экологического надзора (реестровый <...>); государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраны недр (реестровый <...>), государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (реестровый <...>): федерального государственного пожарного надзора в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (реестровый <...>); федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (реестровый <...>).

Обследуемый объект расположен по адресу: РФ, Краснодарский край. <...> на отметке плюс 960 метров над уровнем моря, который представлен общим 987 номерным фондом, из них категории 3 звезды – 302 номера, категории 4 звезды - 242 номера, категории 5 звезд - 443 номера, вспомогательный медиацентр, гостиничные и ресторанные комплексы, канатные дороги, горнолыжные спуски, объекты социально-культурного и бытового назначения, рекреационной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 №110 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Межрегиональное управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея является главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма установлена Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (далее Порядок), в соответствии с которым: - декларация о плате формируется лицами, обязанными вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Электронные сервисы» обеспечивают доступ к своим электронным сервисам для составления декларации о плате, которые должны быть доступны для лиц, обязанных вносить плату, на безвозмездной основе; - декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», сформированного путем использования; - электронных сервисов через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет»); - при представлении декларации о плате в форме электронного документа представление ее на бумажном носителе не требуется; - при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 2 Порядка, за исключением случаев, установленных пунктом 5 Порядка.

В соответствии с декларацией сумма платы за НВОС за 2018г. составила - <...> рублей.

Декларация о плате, представляемая лицом, обязанным вносить плату, на бумажном носителе, прилагаемый к ней реестр документов подписываются руководителем юридического лица (или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на подписание декларации о плате от имени юридического лица) либо индивидуальным предпринимателем. Декларация о плате должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью (при ее наличии).

Декларация о плате имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа.

Согласно сведений, имеющихся в Межрегиональном < Ф.И.О. >1 по КК и РА, <...> декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду подало в < Ф.И.О. >1 на бумажном носителе, а так же в нарушении выше изложенного порядка декларация о плате сформирована лицом, обязанным вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, что подтверждается декларацией представленной в адрес < Ф.И.О. >1, но не подписана электронной подписью, а так же не имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа, что является нарушением требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Приказа Минприроды России от 09.01.2017 №3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Данные обстоятельства явились основанием для вынесения <...> старшим государственным инспектором Южного межрегионального < Ф.И.О. >1 И.А. постановления о привлечении юридического лица - <...> к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанной нормы, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Отменяя постановление о привлечении к административной ответственности <...> и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу, что имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным. С данным выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Судом вышестоящей инстанции установлено, что декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду была предоставлена Обществом на бумажном носителе, а не на электронном, в следствии того, что у Общества отсутствует техническая возможность подключения к информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Однако доказательств того, что у Общества действительно отсутствует техническая возможность подключения к сети «Интернет» в материалы не представлено.

Кроме того, материалами дела полностью подтверждается, что общество допустило нарушение выраженное в том, что декларация о плате сформирована лицом, обязанным вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, что подтверждается декларацией представленной в адрес Управления, но не подписана электронной подписью, а так же не имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа, за что предусмотрена административная ответственность по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод судьи районного суда о том, что данное правонарушение является малозначительным является неправомерным.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении <...> к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, посягательством на установленный принцип охраны окружающей среды.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Принимая во внимание вышеизложенное, судья краевого суда приходит к выводу, что несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.

При таких обстоятельствах, решение судьи Центрального районного суда Краснодарского края от 12 июля 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Кроме того, судья вышестоящей инстанции полагает отметить следующее.

Судья районного в своем решении указывает на то, что решение от 12 ноября 2019 года обжалованию не подлежит и вступает в законную силу со дня его вынесения.

Данный довод судьи районного суда является неправомерным и не соответствующим законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляютсяв порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, ссылка суда о том, что решение вступает в силу со дня его вынесения, некорректна, поскольку решение суда вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, согласно ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 ноября 2019 года подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

жалобу старшего государственного инспектора Отдела государственного экологического надзора по Краснодарскому краю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования < Ф.И.О. >1 И.А. на решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от <...> – удовлетворить.

Решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12 ноября 2019 года - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение тот же суд, в ином составе.

Судья

краевого суда Пегушин В.Г.