НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 19.10.2020 № 3А-1025/20

Дело № 3а-1025/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2020 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Казакова Д.А.,

секретарь Хлебникова А.О.,

с участием прокурора

Краснодарской краевой прокуратуры Канеевой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Литовченко Александра Николаевича о признании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (с изменениями на 27.12.2019 г., с изменениями на 25.05.2020г. № 295) не действующим в части,

установил:

Литовченко А.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Краснодарского края внести изменения постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края 10 апреля 2019 года № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» о внесении в приложение № 1 указанной программы сведений о многоквартирном жилом доме, расположенном адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, г. Хадыженск, Ленина с переселением жильцов признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома в первоочередном порядке со сроком реализации 2019 - 2020 годы.

В уточненных требованиях просил признать постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (с изменениями на 27.12.2019г., с изменениями на 25.05.2020г. № 295) – не действующим, несоответствующим пункту 1, пункту 2, части 2, части 6 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ, Приказу Минстроя России от 31.01.2019г. № 65/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года», в части его положений, а именно:

- части 5. Критерий определения очередности участия в Программе муниципальных образований Краснодарского края - участников Программы

- Приложение 1. Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1января 2017 г

- Приложение 2. План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., по способам переселения

- Приложение 3. План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.

- Приложение 4. Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.

Возложить обязанность на главу администрации (губернатора) Краснодарского края, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемый нормативный правовой акт, которым, в части 5, в приложение 1, в приложение 2, в приложение 3, в приложение 4 к адресной программе Краснодарского края «переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» нового нормативно правового акта, внести в сведения о признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ......., в графе 5 перечня дату - 13.03.2012 г, которую указать в соответствии с пунктом 4.1.3. части 4. Методических рекомендаций, по дате решения принятого межведомственной комиссией по обследованию и использованию жилищного фонда 13 марта 2012 года, определить очередность и дату планируемого окончания переселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома по дате решения от 13 марта 2012 года, принятого межведомственной комиссией, в соответствии с положениями пункта 2 части 2, части 6, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ и Методическими рекомендациями, в первоочередном порядке, в этапе 2019 года Программы, со сроком реализации 2019-2020 годы, указать о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений у застройщиков и у лиц не являющихся застройщиками за счет бюджетных средств для собственников жилых помещений.

В обоснование уточненных требований указал, что в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019г. № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» внесены изменения, в числе которых, определена дата планируемого окончания переселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома (порядковый номер 22 в перечне) 31 декабря 2024 г. Считает, что указанная дата определена в противоречие с положениями пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ, и Методическими рекомендациями, по причине неправильно указанной в графе 5 перечня, даты признания многоквартирного дома аварийным, 29.12.2014 г., которая указана, по дате, вынесенного 29 декабря 2014 г. администрацией Хадыженского городского поселения Апшеронского района постановления № 604 «О признании многоквартирного жилого дома по адресу: ....... аварийным и подлежащим сносу».

13 сентября 2011 года администрацией Хадыженского городского поселения Апшеронского района вынесено постановления № 567, которым утверждена межведомственная комиссия по обследованию и использованию жилищного фонда, которая 13 марта 2012 года приняла решение и составила заключение № 2, о признании многоквартирного дома по адресу: ....... аварийным и подлежащим сносу.

Так как вышеуказанный многоквартирный дом был признан аварийным до 4 апреля 2015 года, дату признания многоквартирного дома аварийным в графе 5 перечня в соответствии с пунктом 4.1.3. части 4. Методических рекомендаций, следует указывать по дате решения принятого межведомственной комиссией 13 марта 2012 года.

На основании решения межведомственной комиссии принято постановление администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 13.03.2012г. № 112 «О признании многоквартирного дома по адресу: ....... аварийным и подлежащим сносу».

Дату планируемого окончания переселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома в графе 8 перечня следует определить по дате решения межведомственной комиссии 13 марта 2012 года, в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ и в соответствии с Методическими рекомендациями.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ, в первоочередном порядке, подлежат переселению жильцы признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: ......., поскольку дата признания его аварийным и подлежащим сносу (13.03.2012г.) предшествует датам признания аварийными и подлежащими сносу других многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования Хадыженское городское поселение, которые, внесены в перечень в приложении к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 г. № 186 с порядковыми номерами 18 и 20, с датой планируемого окончания переселения граждан 01.01.2023 г.

Кроме того, в нарушение части 6, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ в Программе не предусмотрено предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений у застройщиков и у лиц не являющихся застройщиками за счет бюджетных средств для собственников жилых помещений признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: ........

В судебное заседание Литовченко А.Н. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца Андреев А.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных административных исковых требований.

Представитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И., администрации Краснодарского края по доверенности Евсеенко В.Е. возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнениях. Также заявила ходатайство об оставлении без рассмотрения требований об оспаривании Адресной программы в части переселения жильцов спорного дома в первоочередном порядке, указывая, что данные требования неподсудны краевому суду, поскольку отнесены к подсудности районных судов общей юрисдикции.

Представитель Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края по доверенности Зехова Б.А. также возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Прокурор Канеева Л.А. в судебном заседании в заключении указала, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку положения «Адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (с изменениями на 27.12.2019г., с изменениями на 25.05.2020г. № 295), утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года № 186, не противоречат действующему законодательству.

Представитель администрации муниципального образования Апшеронский район в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованные лица .......9, .......10, .......11, .......12, .......13, .......14, .......15 в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, возражений и отзыва, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях осуществления создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и другим вопросам принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).

В статье 2 данного закона приведено понятие аварийного жилищного фонда, под которым понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ).

В соответствии с указанным Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ Российской Федерацией создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который согласно пункту 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ (в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 27.12.2019г. № 473-ФЗ) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда;

3) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы;

4) обоснование объема средств с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт Краснодарского края принят во исполнение вышеуказанных требований федерального законодательства.

В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (далее - Закон 7-КЗ) постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края являются нормативными правовыми актами края.

Высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края в соответствии со ст. 39 Устава Краснодарского края является администрация Краснодарского края.

Согласно части 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» официальным опубликованием нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Краснодарского края считается первая публикация его полного текста в газете «Кубанские новости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://admkrai.krasnodar.ru).

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.12.2019г. № 927 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 г. № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» опубликовано на сайте администрации Краснодарского края 03.02.2020г. на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Таким образом, порядок принятия и публикации оспариваемого нормативного правового акта соблюден.

Из вышеуказанного также следует, что «Адресная программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденная Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 г. № 186 является нормативным правовым актом, и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ данный спор подлежит рассмотрению Краснодарским краевым судом.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для оставления без рассмотрения требований об оспаривании в части постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 г. № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы».

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.12.2019г. № 927 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 г. № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» внесены, в том числе, следующие изменения:

абзац тринадцатый раздела 1 «Цели и задачи Программы» исключен;

в приложение 1 «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г.» включены сведения о многоквартирном доме по адресу: ....... (порядковый .......) с указанием планируемой даты окончания переселения граждан из многоквартирного дома 31 декабря 2024 г.

Статьей 1 и частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, - государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств, в том числе, при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 Федерального закона.

Часть 2.3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ устанавливает, что методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются Минстроем России.

Во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ Минстроем России издан приказ от 31.01.2019г. № 65/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» (далее также - Методические рекомендации).Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.12.2019г. № 927 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 г. № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (официально опубликовано на сайте администрации Краснодарского края 03.02.2020г., вступило в силу 15.04.2020г.) (далее - Постановление № 927) в приложение 1 «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г.» к адресной программе включены сведения о многоквартирном доме по адресу ....... (порядковый .......) (далее по тексту – многоквартирный дом) с указанием планируемой даты окончания переселения граждан из многоквартирного дома 31 декабря 2024 г.

В графе 5 «Дата признания многоквартирного дома аварийным» приложения 1 к Адресной программе в отношении многоквартирного дома указана дата «27.12.2014г.».

Также Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.12.2019г. № 927 определена дата планируемого окончания переселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома 31.12.2024 г.

Указанная дата определена в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ и раздела 4 «Перечень аварийных многоквартирных домов и сроки переселения граждан из аварийных многоквартирных домов».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии с данными технического паспорта домовладения, составленного филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Апшеронскому району по состоянию на 01.02.2011г., многоквартирный дом, расположенный по адресу ....... (далее также - многоквартирный дом) 1949 года постройки, одноэтажный, состоит из 8 квартир (одна однокомнатная и семь двухкомнатных). Общая площадь дома 360,4 кв.м, общая площадь жилых помещений в доме также 360,4 кв.м.

Специалистами филиала ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Апшеронскому району 05.03.2011г. произведено обследование и составлен акт технического состояния многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: ......., дом ......., согласно которому по состоянию на 01.02.2011г. общий процент износа многоквартирного жилого дома составил 76 % износа.

Межведомственная комиссия по обследованию и использованию жилищного фонда (далее - межведомственная комиссия), утвержденная постановлением главы Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 13.09.2011г. № 567, составила заключение № 2 от 13.03.2012 г. о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

При этом, в своем заключении № 2 от 13.03.2012 г. межведомственная комиссия на вышеуказанный акт филиала ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» от 05.03.2011г. не ссылалась.

На основании указанного заключения межведомственной комиссии издано постановление администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 13.03.2012г. № 112 «О признании многоквартирного дома по адресу: ....... аварийным и подлежащим сносу».

В соответствии с пунктом 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение № 47), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47, решение межведомственной комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В нарушение указанного требования межведомственная комиссия составила заключение № 2 от 13.03.2012 г. о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в отсутствие заключения специализированной организации. В заключении межведомственной комиссии не отражено, что оно принято на основании заключения специализированной организации.

Межведомственная комиссия по обследованию и использованию жилищного фонда, утвержденная постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 01.10.2013г. № 473, основываясь на результатах, изложенных в техническом заключении ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» от 23.12.2014г. составила заключение № 4 от 27.12.2014г. о признании многоквартирного дома адресу: ......., дом ....... аварийным и подлежащим сносу.

На основании указанного заключения межведомственной комиссии было издано постановление администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 29.12.2014 г. № 604 «О признании многоквартирного жилого дома по адресу ....... аварийным и подлежащим сносу».

В соответствии с пунктом 4 указанного постановления администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района постановление администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 29.12.2014 г. № 604 «О признании многоквартирного жилого дома по адресу ....... аварийным и подлежащим сносу» признано утратившим силу.

Вопреки доводам иска, оснований для внесения в Адресную программу сведений о признании дома аварийным на основании заключения межведомственной комиссии от 13.03.2012 г. не имеется, поскольку оно составлено в нарушение действовавшего законодательства и в отсутствие заключения специализированной организации.

В соответствии с пунктом 4.1.3 Методических рекомендаций при заполнении перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г., субъекту Российской Федерации рекомендуется указывать в графе 5 - дату признания многоквартирного дома аварийным в соответствии с Положением № 47, по дате решения органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (абзац 7 пункта 7 Положения № 47), а в случае признания многоквартирного дома аварийным до 4 апреля 2015 года - по дате решения, принятого межведомственной комиссией (пункт 47 указанного Положения в редакции от 2 августа 2007 г. № 494).

С учетом изложенного в графе 5 «Дата признания многоквартирного дома аварийным» приложения 1 к Адресной программе в отношении многоквартирного дома была указана дата «27.12.2014г.», то есть дата заключения (решения) межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Планируемая дата переселения граждан из многоквартирного дома, указанная в приложении 1 к Адресной программе, - «31.12.2024г.» определена в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и раздела 4 «Перечень аварийных многоквартирных домов и сроки переселения граждан из аварийных многоквартирных домов».

Также в соответствии с пунктом 4.1.3 Методических рекомендаций разработку приложений к программе переселения рекомендуется осуществлять в автоматизированной информационной системе государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства «Реформа ЖКХ».

Сведения о многоквартирных домах, в том числе о датах признания их аварийными и подлежащими сносу с прикреплением скан-копий подтверждающих документов, заполняются в АИС «Реформа ЖКХ» органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Таким образом, сведения, указанные в графе 5 «Дата признания многоквартирного дома аварийным» приложения 1 к Адресной программе в отношении многоквартирного дома (27.12.2014г.), внесены на основании информации, указанной администрацией муниципального образования Хадыженское городское поселение и подтвержденной документально.

В разделе 11 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019г. №186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» определен «Механизм реализации Программы».

Согласно положениям данного раздела финансирование мероприятий Программы осуществляется в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий населения Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 г. № 967.

Средства краевого бюджета, в том числе поступившие из государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), предусмотренные Программой, предоставляются местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края - участникам Программы в форме субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края (далее - субсидии).

Главным распорядителем средств краевого бюджета, в том числе поступивших из Фонда, предоставляемых местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края - участникам Программы в форме субсидий на указанные цели, является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется способами, указанными в разделе 6 Программы.

В целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда средства субсидии расходуются на приобретение в собственность муниципальных образований Краснодарского края - участников Программы жилых помещений для предоставления переселяемым гражданам в собственность или по договору социального найма, а также на выплату выкупа.

Субсидии распределяются между муниципальными образованиями Краснодарского края - участниками Программы пропорционально размеру общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах. Распределение субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в краевом бюджете на соответствующие цели.

Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края приведен в приложении 6 к Программе (далее - Порядок).

Порядок устанавливает правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета (далее - субсидии), источником финансового обеспечения которых являются, в том числе предоставленные Краснодарскому краю Фондом, местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, участвующим в реализации мероприятий адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Согласно п. 1.4 Порядка предоставление субсидий осуществляется в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий населения Краснодарского края» (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 г. № 967.

В силу п. 2.1, 2.2 Порядка субсидии предоставляются местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

В соответствии со статьями 32, 89 Жилищного кодекса РФ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами:

- выплата гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (далее также - граждане-собственники), возмещения в денежном выражении за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме (далее также - выкуп).

- предоставление гражданам-собственникам взамен изымаемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме другого жилого помещения.

- предоставление гражданам, занимающим жилые помещения в аварийных многоквартирных домах по договору социального найма, другого жилого помещения по договору социального найма.

В силу п. 2.3 Порядка с целью переселения граждан из аварийного жилищного фонда указанными в пункте 2.2 настоящего Порядка способами средства субсидии расходуются на: приобретение в собственность муниципальных образований Краснодарского края жилых помещений: у застройщиков строящихся и (или) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или домов, соответствующих характеристикам, указанным в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (далее - жилые дома блокированной застройки); у лиц, не являющихся застройщиками введенных в эксплуатацию многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки (пункт 2.3.1); выплату выкупа (пункт 2.3.2).

Согласно п. 3.1, 4.1-4.4 Порядка получателями субсидий являются органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края. Субсидии распределяются между муниципальными образованиями Краснодарского края пропорционально размеру общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах. Размеры субсидий, подлежащих предоставлению каждому из муниципальных образований Краснодарского края, участвующих в реализации мероприятий соответствующего этапа Программы, определяются Министерством с учетом предельного уровня софинансирования из краевого бюджета объема расходного обязательства муниципального образования Краснодарского края на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденного приказом министерства финансов Краснодарского края, и группы предельного уровня софинансирования из краевого бюджета объема расходного обязательства муниципального образования Краснодарского края, указанной в пункте 5.1 настоящего Порядка. Распределение субсидий между местными бюджетами муниципальных образований Краснодарского края, участвующих в реализации мероприятий этапа 2019 года Программы, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в краевом бюджете и (или) сводной бюджетной росписи краевого бюджета на соответствующие цели, и утверждается нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Распределение субсидий между местными бюджетами муниципальных образований Краснодарского края для их предоставления в 2020 и последующих годах утверждается законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Внесение изменений в ранее установленное распределение субсидий между муниципальными образованиями Краснодарского края допускается в случаях и порядке, установленных законом Краснодарского края.

В соответствии с разделом 6 Программы, достижение цели по переселению граждан из аварийного жилищного фонда реализуется посредством принятия решений и проведения мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, 89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно частям 1, 6, 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в аварийных многоквартирных домах (далее также - граждане-собственники), выплачивается возмещение в денежном выражении за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме (далее также - выкуп).

На основании части 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с гражданином - собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (далее также - предоставление другого жилого помещения в собственность).

Таким образом, способами переселения из аварийного жилищного фонда (далее - способ переселения) граждан-собственников являются выкуп жилого помещения и предоставление другого жилого помещения в собственность.

С целью реализации способа переселения, заключающегося в предоставлении другого жилого помещения в собственность или по договору социального найма, Программой на основании положения части 6 статьи 16 Федерального закона предусматриваются мероприятия по приобретению в собственность муниципальных образований Краснодарского края - участников Программы за счет средств Фонда, краевого и местных бюджетов (далее также - бюджетные средства) свободных от обязательств перед третьими лицами жилых помещений:

у застройщиков строящихся и (или) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или жилых домов блокированной застройки;

у лиц, не являющихся застройщиками введенных в эксплуатацию многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки.

Таким образом, за счет бюджетных средств реализуются способы переселения, заключающиеся в предоставлении другого жилого помещения в собственность или по договору социального найма, выкупе жилого помещения.

План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., по способам переселения (далее - План реализации) приведен в приложении 2 к Программе.

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 31 января 2019 г. № 65/пр, План реализации рекомендуется формировать на основании проведенного субъектами Российской Федерации анализа предложений муниципальных образований о выбранных способах реализации программы переселения.

Исходя из приложения № 2 Программы по Хадыженскому городскому поселению Апшеронского района в этапе программы 2024 года планируемый способ переселения граждан - выкуп.

Исходя из приложения № 3 Программы источниками финансирования переселения в Хадыженском городском поселении Апшеронского района (этап программы 2024 года) являются средства Фонда (77 584 779, 91 руб.), средства бюджета Краснодарского края (11 229 376, 04), средства местного бюджета (13 271 080, 77 руб.), всего 102 085 236, 72 руб.

Таким образом, оснований для указания в Адресной программе на предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений у застройщиков и у лиц не являющихся застройщиками за счет бюджетных средств для собственников жилых помещений, не усматривается, поскольку такой порядок не предусмотрен статьями 32, 89 Жилищного кодекса РФ.

Кроме того, способ переселения в каждом конкретном случае может быть изменен по соглашению между администрацией муниципального образования и собственником аварийного жилья, что предусматривает ст.32 Жилищного кодекса РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют требованиям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований Литовченко Александра Николаевича о признании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (с изменениями на 27.12.2019 г., с изменениями на 25.05.2020 г. № 295) не действующим в части, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 2 ноября 2020г.