НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 17.06.2021 № 21-818/2021

Судья: Медоева Е.Н. Дело № 21-818/2021

Решение

«17» июня 2021 года г.Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ЮМУ Росприроднадзора) ФНВ на решение судьи Первомайского районного суда г.Краснодара от 04 марта 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренного статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Краснодарзернопродукт-Экспо» г. Краснодар Краснодарский край (далее – ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо»),

установил:

постановлением № 03-23-2004-Ф-3 от 16 декабря 2020 года старшего государственного инспектора ЮМУ Росприроднадзора ФНВ юридическое лицо – ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания административного штрафа в размере – 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо», по доверенности Суханов С.Ю., обжаловал его в районный суд.

Обжалуемым решением от 04 марта 2021 года судьи Первомайского районного суда г.Краснодара постановление государственного инспектора ЮМУ Росприроднадзора отменено, производство по делу в отношении общества прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший государственный инспектор ЮМУ Росприроднадзора ФНВ просит отменить решение судьи районного суда, считая, что оно незаконно, вынесено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без полного исследования материалов дела. Также просит восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование решения судьи.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо», по доверенности ИАА., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы и ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование, изучив доводы жалобы и ходатайства о восстановлении срока на обжалование, судья краевого суда приходит к следующему.

В части срока обжалования решения судьи районного суда.

Согласно частям 1, 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела следует, что обжалуемое решение судьи Первомайского районного суда г.Краснодара вынесено - 04 марта 2021 года.

Копия мотивированного решения в окончательной форме получена Управление Росприроднадзора - 01 апреля 2021 года, что следует из текста жалобы. Других сведений о своевременном получении копии мотивированного решения судьи в окончательной форме, материалы дела не содержат.

Жалоба на решение судьи районного суда направлена почтовой корреспонденцией в районный суд – 09 апреля 2021 года (идентификационный номер на почтовом конверте, л.д. 44), то есть в установленный законом десятидневный срок.

При таких обстоятельствах судья краевого суда полагает, что процессуальный срок обжалования не нарушен.

По части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Статьей 8.41.1 КоАП РФ предусмотрено, что неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей

Как следует из постановления контролирующего органа от 16 декабря 2020 года и материалов по делу об административном правонарушении, ЮМУ Росприроднадзора в рамках проверки правильности исчисления суммы экологического сбора в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 года № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» проведен анализ хозяйствующих субъектов, не внесших (или внесших не в полном объеме) плату экологического сбора за 2019 год.

Так, 10 декабря 2020 года в 09 часов 00 мин, установлено, что ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» юридический (адрес: <...>) совершено административное правонарушение ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41.1 КоАП РФ, что заключается в следующем.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 № 2970-р, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

На основании разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.04.2020 № АА-03-02-31/12361, за несоблюдение установленных законодательством сроков уплаты платежей, с учетом особенностей введения нерабочих дней в период с 06.04.2020 по 30.04.2020 Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекциии (COVID-19)» (далее-Указ, нерабочие дни).

По общему правилу, установленному ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, если срок обязанности по уплате платежей выпадает на нерабочие дни введенные Указом, то указанную обязанность по внесению платежей, правомерно будет исполнить в первый рабочий день после их истечения.

На основании вышеизложенного крайний срок уплаты экологического сбора приходится на 12.05.2020 года.

По результатам проведенного анализа установлено, что ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» не внесена плата экологического сбора, за 2019 год, однако в соответствии с декларацией о количестве выпущенных товаров за 1018 год ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» указано упаковки товара: - Изделия упаковочные пластмассовые прочие 808,361 кг; - Упаковка печатная из бумаги и картона 331,578 кг; - Мешки и сумки, включая конические, из прочих пластмасс, кроме полимеров этилена 33254,689 кг; - Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона 274,8 кг.

На момент составления протокола об административном правонарушении ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» плата экологического сбора внесена не была.

Таким образом, обществом нарушена ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления», а также порядок взимания экологического сбора, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073.

Вышеизложенные данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 16 декабря 2020 года постановления о привлечении ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» к административной ответственности по статье 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление надзорного органа, судья районного суда пришел к выводу о незаконности и необоснованности вынесенного в отношении общества постановления, в связи с чем отменил его и прекратил производство по делу, за отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

Судья краевого суда не может согласиться с данным выводом судьи районного суда по следующим основаниям.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Судьей районного суда должным образом, не принят во внимание факт того, что в соответствии с декларацией о количестве выпущенных товаров за 2018 год ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» указано упаковки товара: Изделия упаковочные пластмассовые прочие 808,361 кг; Упаковка печатная из бумаги и картона 331,578 кг; Мешки и сумки, включая конические, из прочих пластмасс, кроме полимеров этилена 33254,689 кг; Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона 274,8 кг.

При этом, Управлением Росприроднадзора установлено, что на момент составления протокола об административном правонарушении - 14 декабря 2020 года № 03-23-2004-Ф-1 ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» плата экологического сбора не внесена, а иного в материалы дела не представлено.

Таким образом, ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» нарушена ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также порядок взимания экологического сбора, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, старший государственный инспектор ЮМУ Росприроднадзора ФНВ правильно установив все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с чем, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях юридического лица общества состава вменяемого административного правонарушения является несостоятельным, поэтому решение судьи районного суда от 04 марта 2021 года подлежит отмене.

В то же время, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Из материалов дела установлено, что время совершения административного правонарушения – 12.05.2020 года (крайний срок уплаты экологического сбора).

Срок давности привлечения к административной ответственности по статьи 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет – 1 год и начинает исчисляться со дня его совершения.

Следовательно, по данному делу срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 12 мая 2020 года и истек - 12 мая 2021 года.

В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку на момент рассмотрения жалобы в Краснодарском краевом суде срок давности привлечения ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей районного суда ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение.

При таких обстоятельствах, постановление № 03-23-2004-Ф-3 от 16 декабря 2020 года старшего государственного инспектора ЮМУ Росприроднадзора ФНВ также подлежат отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции, в том числе, вправе вынести решение об отмене решения и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

решил:

жалобу старшего государственного инспектора ЮМУ Росприроднадзора ФНВ на решение судьи Первомайского районного суда г.Краснодара от 04 марта 2021 года – удовлетворить.

Решение судьи Первомайского районного суда г.Краснодара от 04 марта 2021 года и постановление № 03-23-2004-Ф-3 от 16 декабря 2020 года старшего государственного инспектора ЮМУ Росприроднадзора ФНВ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Краснодарзернопродукт-Экспо» - прекратить по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья

краевого суда: В.Г. Пегушин