НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 09.11.2016 № 12-4247/16

Судья Цыкалов Д.А. Дело № 12-4247/16

Р Е Ш Е Н И Е

09 ноября 2016 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Борс Х.З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора ООО «<...>» < Ф.И.О. >1 на решение судьи Советского районного суда <...> от <...>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника инспекции ФНС России <...> по <...> от <...> директор ООО «<...>» < Ф.И.О. >1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Советского районного суда <...> от <...> по жалобе < Ф.И.О. >1 постановление административного органа оставлено без изменения.

В жалобе, поступившей в Краснодарский краевой суд, < Ф.И.О. >1 просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В обоснование доводов жалобы указал, что судьей первой инстанции при вынесении решения было допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В протоколе об административном правонарушении в графе не указаны какой пункт, какой статьи нормативно правового акта были им нарушены. Данный факт свидетельствует о существенном нарушении порядка привлечения к административной ответственности, в частности не указано «событие административного правонарушения», что входит в предмет доказывания объективной стороны правонарушения. Выявленные нарушения не носят систематического характера, существенных нарушений порядка работы с наличностью. Кроме того, в материалах дела отсутствовали документы, подтверждающие статус лица привлекаемого к административной ответственности < Ф.И.О. >1 в качестве руководителя юридического лица ООО «<...>», а так же отсутствовали документы, что в его полномочия входили обязанности по руководству.

< Ф.И.О. >1, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился. Заявлений и ходатайств относительно рассмотрения жалобы не представил.

ИФНС РФ <...> по <...> УФНС России по Краснодарскому краю извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечила явку своего представителя. Заявлений и ходатайств относительно рассмотрения жалобы не представила.

Судья вышестоящей инстанции, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного решения, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.1. КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушении.

Материалами дела установлено, что <...> инспекцией ФНС России <...> по <...> на основании поручения от <...> проведена проверка магазина «Бодрисар», принадлежащего ООО «<...>» по адресу: <...>. В ходе проверки был составлен акт от <...> проверки выполнения требований Федерального закона от <...> «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и приложение к акту проверки от <...>. Так же были взяты объяснения с менеджера < Ф.И.О. >3

Проверкой установлено, что ООО «<...>» осуществляет торговые операции с применением контрольно-кассовой техники. В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных Центральным банком Российской Федерации <...><...> и Государственной налоговой службой Российской Федерации <...> № ВЗ-6-13/272 (письмо Центрального банка Российской Федерации от <...><...>) предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием контрольно-кассовых машин, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста.

В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций в книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. Согласно представленным документам и дачи показаний, ООО «Стрела» по указанному адресу не ведет бухгалтерский учет, на момент проверки отсутствуют приходные и расходные кассовые ордера, так же отсутствуют листы кассовой книги, подписанные должностными лицами ООО «Стрела», листы кассовой книги не ведутся и в электронном виде. Так поступившие денежные средства от реализации за период с <...> по <...> в размере 74000 руб. не оприходованы в кассу предприятия. По юридическому адресу ООО «<...>» не оборудованы рабочие места руководителя и бухгалтера. Согласно квитанциям к пакету денежные средства инкассируются должностными лицами ООО «<...>».

Решением Совета директоров Центрального Банка России от <...><...> утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, который распространяется на все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

На основании п. 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

В соответствии с п. 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенными печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Согласно п. 14 Порядка выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (раечетно-платежньм), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.

Подпункты 22 и 24 Порядка устанавливают, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

В соответствии с п. 25 Порядка на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.

Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года. В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год.

Кассир после получения машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга опечатывается.

Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

Из изложенного следует, что оприходование денежной наличности включает в себя ряд обязательных последовательных действий работников предприятия, без осуществления хотя бы одного из которых процесс оприходования нельзя признать завершённым.

Учитывая изложенное, начальником инспекции ФНС России <...> по <...> от <...> было вынесено упомянутое постановление. Судья районного суда так же пришел к выводу о наличии в действиях руководителя ООО «<...>» < Ф.И.О. >1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении жалобы.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными доказательствами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Вина < Ф.И.О. >1 в совершении указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от <...>, объяснениями < Ф.И.О. >3 актом проверки выполнения требований ФЗ от <...> № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от <...>, протоколом осмотра от <...> и другими материалами дела.

Часть 1 статья 15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного административного правонарушения, прежде всего, выражается в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров. Составом данного административного правонарушения также охватывается неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. В данном случае речь идет о неисполнении требований, предусмотренных п. 6.1 Порядка, согласно которому юридические лица обязаны обеспечить полное оприходование в кассу наличных денег, т.е. внесение в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных и кассовых ордеров, и не допускать накопления в местах для проведения кассовых операций наличных денег сверх установленного лимита.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

К субъектам частного права, подпадающим под определение должностного лица, в частности относятся лица, наделенные административными полномочиями в различных коммерческих и некоммерческих организациях, не являющиеся публично-правовыми образованиями. Прежде всего это руководители и другие работни организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (например, директор, генеральный директор и так далее). Как следует из материалов дела, < Ф.И.О. >1 является директором ООО «<...>» и несет персональную административную ответственность вне зависимости от ответственности юридического лица и иных должностных лиц.

В силу ст. 273 ТК РФ, руководитель организации осуществляет руководство на основе единоначалия, выполняет функции исполнительного органа.

Должностное лицо является специальным субъектом административных правонарушений, статус которого характеризуется не только наличием властных полномочий, но и определенной компетентности при исполнении своих должностных обязанностей.

Исследованные судьей первой инстанции доказательства во взаимосвязи с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, подтверждают вину < Ф.И.О. >1 в совершении исследуемого правонарушения, оснований подвергнуть сомнению доказательства, положенные в основу оспариваемого решения, у судьи вышестоящей инстанции, не имеется.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей первой инстанции установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, представленные материалы дела исследованы всесторонне, полно и объективно, им дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Учтены обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Действия < Ф.И.О. >1 квалифицированы верно, административное наказание за совершенное административное правонарушение назначено в соответствии с законом, согласуется с обстоятельствами дела, отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что при составлении протокола и вынесении постановления о назначении административного наказания административный орган не указал, какие нормы права были нарушены < Ф.И.О. >1, является не состоятельным и противоречит материалам дела.

В материалах дела имеется протокол об административном правонарушении от <...>, так же постановление о назначении административного наказания от <...>, в которых деяние, совершенное < Ф.И.О. >1, квалифицируется по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и доказательств, не являются основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей первой инстанции не допущено.

При данных обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решения судьи городского суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ судья вышестоящей инстанции,

РЕШИЛ:

Решение судьи Советского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, а жалобу < Ф.И.О. >1 - без удовлетворения.

Судья Борс Х.З.