Судья: Карпенко О.Н. Дело № 21-1862/2021
Решение
«08» сентября 2021 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г-к Анапа Краснодарского края (далее - ИФНС г-к. Анапа) БТД на решение судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью «Зеленый мир» г. Анапа Краснодарского края (далее - ООО «Зеленый мир») ФИО1,
установил:
постановлением № <...> от 03 марта 2021 года начальника ИФНС г-к. Анапа БТД должностное лицо - главный бухгалтер ООО «Зеленый мир» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа, в размере - 4 000 рублей.
Не согласившись с этим постановлением ФИО1 обратилась с жалобой в городской суд.
Обжалуемым решением от 10 июня 2021 года судьи Анапского городского суда Краснодарского края вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено за малозначительностью совершенного ФИО1 правонарушения, ограничившись устным замечанием.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, начальник ИФНС г-к. Анапа БТД просит решения судьи городского суда от 10 июня 2021 года отменить, указывая что оно является незаконным, вынесено с нарушением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ у судьи не имелось.
Проверив материалы дела, судья краевого суда приходит к выводу об отмене решения судьи городского суда, на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов более чем на тридцать дней – и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом «б» части 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту - Закон № 173-ФЭ) валютными операциями является также приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
Банком России издана Инструкция от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
По п. 1.3 Инструкции № 181-И справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой * формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
В соответствии с п. 8.1 Инструкции № 181-И при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах (далее по тексту СПД), заполненной в соответствии с приложением 6 к Инструкции №181-И, документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (далее - подтверждающие документы).
Согласно п. 8.1.3 Инструкции №181-И в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, представляются следующие подтверждающие документы: акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
В соответствии с п.8.2. Инструкции №181-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 Инструкции, представляются резидентом в банк УК в следующие сроки: - в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 1 настоящей Инструкции (п.8.2.2 Инструкции).
В случае если информация об исполнении обязательств, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) содержится в нескольких подтверждающих документах, то срок представления справки о подтверждающих документах, заполненной на основании всех таких документов, установленный настоящим подпунктом, отсчитывается от наиболее поздней по сроку даты оформления соответствующего подтверждающего документа.
По п. 16.1 Инструкции № №181-И при представлении резидентом, физическим лицом - резидентом, нерезидентом в уполномоченный банк документов и информации, требование о представлении которых установлено Инструкцией, уполномоченный банк должен осуществить проверку:
- наличия информации о коде вида операции, в том числе в расчетном документе по операции резидента (нерезидента), наличия информации об уникальном номере контракта (кредитного договора), наличия информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в документах и информации, представляемых резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк в случаях, установленных настоящей Инструкцией, проверку ожидаемых сроков репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в части их непревышения даты завершения исполнения обязательств по договору (п. 16.1.1);
- соответствия кода вида операции, представленного резидентом в уполномоченный банк или указанного в расчетном документе по операции, информации, содержащейся в представленных резидентом информации и документах, связанных с проведением операций (п.16.1.2);
- соответствия информации (включая код вида подтверждающего документа), указанной резидентом в справке о подтверждающих документах, сведениям, содержащимся в представленных резидентом подтверждающих документах, за исключением информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации (п. 16.1.3);
- достаточности документов и информации (п. 16.1.4) - соблюдения установленного Инструкцией порядка заполнения, представления резидентом;
- физическим лицом - резидентом соответствующих документов и информации, требование о представлении которых установлено Инструкцией (п. 16.1.5).
В соответствии с п. 16.2.2 Инструкции №181-И проверка осуществляется уполномоченным банком при представлении резидентом справки о подтверждающих документах - в срок не позднее трех рабочих дней после даты ее представления в уполномоченный банк.
Согласно п. 16.5. Инструкции №181-И при отрицательном результате проверки уполномоченный банк не позднее сроков, установленных для проверки, должен вернуть представленные резидентом, физическим лицом - резидентом документы и информацию с указанием даты и причины отказа в их принятии.
В случае отказа уполномоченного банка в принятии представленных резидентом, физическим лицом - резидентом документов и информации резидент, физическое лицо - резидент должны устранить замечания уполномоченного банка.
В соответствии с п. 16.7 требования настоящей Инструкции о представлении резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк документов и информации в установленные настоящей Инструкцией сроки будут выполнены, если они представлены в сроки, установленные настоящей Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в сроки, установленные пунктом 16.2 настоящей Инструкции.
Правила заполнения справки о подтверждающих документах содержатся в приложении № 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И и примечаниях к справке о подтверждающих документах Инструкции №181-И.
По п. 4 Примечаний к справке о подтверждающих документах в графе 3 Справки в формате ДД. ММ. ГГГГ в зависимости от вида подтверждающего документа указывается дата, предусмотренная пунктом 8.3 настоящей Инструкции.
Согласно п.3 Примечаний к справке о подтверждающих документах «Если номер у подтверждающего документа отсутствует, в графе 2 проставляется символ «БН».
Как следует из материалов дела, сотрудниками ИФНС г-к. Анапа при осуществлении проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования ООО «Зелёный мир» ИНН <...> КПП <...> обнаружено нарушение ООО «Зелёный мир» требований п.8.2.2. Инструкции ЦБ РФ № 181-И от 16.08.2017 «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее по тексту Инструкция№ 181-И).
Так, ООО «Зелёный мир» (по договору Компания) заключён 12.07.2017 договор с Компанией Booking com BV (Нидерланды) на размещение отдыхающих в Апарт-Отель «Золотая бухта» (объект размещении). Валюта Соглашения - рубль.
Компания Booking com BV обязуется размещать информацию об объекте размещения, передавать совершённое гостем бронирование объекта размещения.
Компания Booking com BV обязуется раз в месяц составлять и отправлять акт приёма - сдачи услуг, оказанных в предыдущем месяце. За каждое бронирование номера Компания обязуется выплатить Компании Booking com BV комиссионное вознаграждение 15%.
Счета Компанией Booking com BV обрабатываются ежемесячно и присылаются в объект размещения. Комиссионное вознаграждение за месяц выплачивается в течении 14 дней со дня выставления счёта.
Договор от 12.07.2017, заключённый с Компанией Booking com BV (Нидерланды) 16.10.2018 ООО «Зелёный мир» поставлен на учёт в ПАО Сбербанк России». Договору присвоен уникальный номер <...>
В ходе проверки выявлено нарушение п.8.2. Инструкции №181-И, выразившееся в непредставлении ООО «Зелёный мир» в установленные сроки в обслуживающий банк форм учёта и отчётности по валютным операциям (справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов к ним).
Ранее за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок предусматривалась административная ответственность в соответствии с ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.
С 31.07.2020 вступил в силу Федеральный Закон от 20.07.2020 № 218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Закон № 218-ФЗ), которым внесены изменения в ч.6 КоАП РФ, отменяющие административную ответственность за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации, а также правил оформления или сроков хранения паспортов сделок (подпункт «к» пункта 2 Закона № 218-ФЗ).
Данным законом статья 15.25 КоАП РФ дополнена новой частью 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ согласно которой ответственность наступает, если формы учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающие документы и информация при осуществлении валютных операций не представлены в уполномоченный банк по истечении 90 дней после окончания установленного срока их представления.
Таким образом, событие административного нарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, наступает если формы учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающие документы и информация при осуществлении валютных операций не представлены в установленный срок и в течение 90 дней после его окончания либо представлены с нарушением установленного срок более чем на 90 дней.
Положениями части 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
Согласно требованиям пункта 8.2.2 Инструкции №181-И справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие оказание услуг в августе 2019 года согласно акта приема-сдачи услуг от 03.09.2019 на сумму <...> руб. (комиссионное вознаграждение <...> руб. следовало представить не позднее 21.10.2019. Фактически справка о валютных операциях и подтверждающие документы представлены обществом 13.03.2020, т.е. с нарушением установленного срока (21.10.2019) более 90 дней.
Непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации по осуществлении валютных операций по истечении 90 дней после окончания установленного срока, в соответствии с ч.6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ к административной ответственности подлежит привлечению должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно пункту 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Должностное лицо ООО «Зелёный мир» ФИО1 в соответствии с дополнением от 09.01.2019 к должностной инструкции главного бухгалтера, утверждённой 08.11.2016, возглавляет работу по ведению валютного законодательства согласно Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 №181-И.
Должностное лицо ООО «Зелёный мир» ФИО1 не проявила ту степень заботливости и осмотрительности, которая от неё требовалась в целях надлежащего соблюдения валютного законодательства Российской Федерации при исполнении положений Инструкции №181-И от 16.08.2017.
Таким образом, ФИО1, нарушив требования п.8.2.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» совершила административное правонарушение предусмотренное частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данному факту 03 марта 2021 года постановлением заместителя начальника ИФНС г-к. Анапа БТД главный бухгалтер ООО «Зеленый мир» ФИО1 была привлечена к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда, освобождая ФИО1 от административной ответственности, признавая ее действия малозначительными, указал, что действиями ФИО1 совершено правонарушение не умышлено, и не повлекло существенных нарушений прав граждан и угрозы общественным интересам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Материалами дела полностью подтверждается, что должностное лицо допустило нарушение - не обеспечило надлежащее соблюдение требований валютного законодательства.
При этом, довод судьи городского суда о том, что данное правонарушение является малозначительным является неправомерным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица главного бухгалтера ООО «Зеленый мир» ФИО1 к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных в области валютного законодательства.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
Рассматриваемое правонарушение характеризуется повышенной степенью опасности, поскольку посягает на экономическую безопасность государства, так как ведет к неконтролируемому потоку валютных ценностей, нарушает устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов развития национальной экономики.
Принимая во внимание вышеизложенное, судья краевого суда приходит к выводу, что несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов валютного законодательства, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
Таким образом, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица главного бухгалтера ООО «Зеленый мир» ФИО1 от административной ответственности отсутствуют.
При таких обстоятельствах, решение судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, не может быть признано законным и обоснованным.
Срок давности привлечения к административной ответственности по части 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пропущен, поскольку согласно требованиям ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет – 2 года.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
жалобу начальника ИФНС г-к. Анапа БТД на решение судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2021 года – удовлетворить.
Решение судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2021 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение тот же суд, в ином составе.
Судья
краевого суда Пегушин В.Г.