Дело № 3а-354/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 июля 2020 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Кривцова А.С.,
при ведении протокола помощником судьи Богдановым Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арутюнян < Ф.И.О. >9 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в размере равной его рыночной стоимости,
установил:
Арутюнян А.А. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый <№..>, расположенного в границах земельного участка, ориентир: жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, <Адрес...>, равной его рыночной стоимости в размере 1000 000 руб.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что указанный земельный участок принадлежал на праве собственности административному истцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21.11.2017 г., о чем была сделана регистрационная запись <№..>-23/026/2018-2 от <Дата>.
20.04.2018 г. административный истец заключила с Винокуровой Г.Б. договор купли-продажи указанного земельного участка и стоящего на нем жилого дома. Стоимость земельного участка сторонами была определена в размере 1 000 000 рублей.
Однако, после регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, административному истцу начислили земельный налог от кадастровой стоимости земельного участка, которая, согласно выписке из ЕГРН <№..> от 07.08.2019 г. составляет 5 557 896 рублей 30 копеек.
Административный истец с указанной стоимостью не согласна, так как рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2016) составляет 1 000 000 рублей. Это подтверждается отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка <№..> от 09 октября 2019 г., составленным ООО «Синтез».
Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки являются неверными и нарушают его права, поскольку завышенная кадастровая стоимость земельного участка ведет к необоснованному увеличению размера налога на землю.
В ходе подготовки по административному делу представителем административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края Огиди О.М.И., действующим на основании доверенности, направлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому департамент имущественных отношений Краснодарского края просит вынести законное и обоснованное решение по заявленным административным исковым требованиям.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте его проведения, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
От представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Шапаренко Н.О., представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Кинешова В.В. поступили ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Другие лица, участвующие в деле, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая стоимость земель, за исключением случаев определенных пункте 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иным заинтересованным лицом результаты кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результате определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предметом настоящего спора является кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости, установленная в отношении земельного участка с кадастровым номером <№..>, расположенного в границах земельного участка, ориентир: жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, <Адрес...>, по состоянию на 1 января 2016 г., находящегося в собственности Винокуровой Г.Б.
Указанный земельный участок принадлежал Арутюнян А.А. на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21 ноября 2017 г., о чем была сделана регистрационная запись <№..> от <Дата>
Из материалов дела следует, что 20 апреля 2018 г. административный истец заключила с Винокуровой Г.Б. договор купли-продажи указанного земельного участка и стоящего на нем жилого дома. Стоимость земельного участка сторонами была определена в размере 1 000000 рублей.
После регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, административному истцу начислили земельный налог от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости.
Определением суда от 20 января 2020 г. Винокурова Г.Б., которая в настоящее время является собственником данного земельного участка привлечена к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица.
Имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости подтверждается, что в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№..> кадастровая стоимость определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2016 года в размере 5 557 896 рублей 30 копеек.
Согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости <№..> от 9 октября 2019 г., подготовленного ООО «Синтез», представленного административным истцом, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости, земельного участка с кадастровым номером <№..>, по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости составляет 1 000000 рублей.
В соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
С учетом данных обстоятельств, а также с целью соблюдения баланса интересов всех лиц, участвующих в деле, определением суда от 29 января 2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, проведение экспертизы было поручено экспертам ООО «Эксперт оценка Юг».
Согласно результатам судебной экспертизы <№..> от 12 марта 2020 года рыночная стоимость спорного объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2016 года составляет 3046 770 руб.
Руководствуясь положениями части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта ООО «Эксперт оценка Юг» от 12 марта 2020 года <№..> выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки.
Как следует из заключения эксперта от 12 марта 2020 года <№..>, в нем содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта, на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости. Заключение содержит мотивированное описание процедуры и результатов проведенного исследования. Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является корректным. Отказ эксперта от применения доходного и затратного подходов соответствует положениям приказа Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", где определены общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности (пункт 1).
Эксперт верно определил сегменты рынка, исходя из вида разрешенного использования и фактического использования земельного участка, подобранные экспертом аналоги расположены в одном с объектом оценки населенном пункте, отвечают требованиям пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
При подборе объектов-аналогов оценщик правильно руководствовался пунктом 10 вышеупомянутого ФСО N 1 в силу которого, объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается "объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость".
Экспертом был проанализирован и исследован рынок сопоставимых объектов-аналогов. Отобрано 8 объектов для сравнения которые и использовались при расчете.
При определении окончательной рыночной оценки, эксперт надлежащим образом использовал факторы, которые наиболее полно описывают отличия и сходные признаки всех исследуемых объектов, с последовательным проведением корректировок. Так, им были применены корректировки на торг, корректировки на район места расположения объекта (в границах города-курорта Анапа), размер которых был подробно разъяснен в тексте заключения.
В заключении эксперта представлена вся необходимая информация, идентифицирующая количественные и качественные характеристики объекта оценки и объектов-аналогов, анализ рынка земельных участков, в том числе сегментов рынка земельных участков, к которым относится объект оценки, а также имеется достаточная информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности, обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, предупрежденого об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, суд не находит.
Доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в заключении эксперта, а также предусмотренных частью 2 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для назначения дополнительной, повторной экспертизы лицами, участвующими в деле не приведено и судом не установлено.
Административные ответчики и заинтересованные лица какой-либо правовой позиции по рассматриваемому административному делу не выразили, своих представителей в судебные заседания не направили.
Таким образом, суд считает, что Арутюнян А.А. исполнена возложенная на нее обязанность, предусмотренная частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости и плательщика земельного налога.
Тогда как, административные ответчики и заинтересованное лицо при наличии достаточного времени на ознакомление с материалами дела, в том числе, с судебной экспертизой, заняли процессуальную пассивную позицию в настоящем административном споре, контраргументов против доводов, изложенных в административном исковом заявлении, не заявляли, документы, опровергающие доказательства несоответствия кадастровой стоимости спорного здания его рыночной, не представили.
К доводам административного истца о том, что достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости является договор купли-продажи от 20 апреля 2018 г., согласно которому земельный участок отчужден административным истцом по цене 1000 000 рублей, необходимо отнестись критически, поскольку в данном случае рыночная стоимость объекта недвижимости определяется не по факту совершения сделки при состоявшемся соглашении сторон, а, как и кадастровая стоимость, по итогам профессионального исполнения оценщиком (экспертом) законных процедур в предполагаемых идеальных условиях купли-продажи (без предварительного договора, отлагательных и отменительных условий, с денежным платежом без отсрочки или рассрочки между сторонами, не связанными предшествующими обязательствами и взаимозависимостью).
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 3 декабря 2019 года.
Руководителем ООО «Эксперт Оценка Юг» Залозным А.С. в суд подано ходатайство о взыскании с административного истца расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы в размере 45000 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Административными ответчиками не оспаривалось право Арутюнян А.А. на установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости, а решение суда об удовлетворении административного иска Арутюнян А.А. сводится к реализации в судебном порядке такого права.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, следует отнести на административного истца, поскольку решение суда по настоящему делу нельзя расценивать, как принятое против интересов административных ответчиков.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Арутюнян < Ф.И.О. >10 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в размере равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№..>, расположенного в границах земельного участка, ориентир: жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровую стоимость, определенную по состоянию на 1 января 2016 года в размере 3046 770 (три миллиона сорок шесть тысяч семьсот семьдесят) рублей.
Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№..> считать 3 декабря 2019 года.
В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с Арутюнян < Ф.И.О. >11 в пользу ООО «Эксперт оценка Юг» судебные расходы в размере 45 000 (сорок пять тысяч) рублей в счет оплаты за проведение судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 июля 2020 года.
Судья: