НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 02.03.2022 № 21-690/2022

Судья: Медоева Е.Н. Дело <№...>

РЕШЕНИЕ

2 марта 2022 года город Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Климов В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Чачух В.М. на решение судьи Первомайского районного суда города Краснодар от 16 декабря 2021 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищик Е.В. от <Дата ...><№...> должностное лицо – руководитель государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Чачух В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Решением Первомайского районного суда города Краснодар от 16 декабря 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, руководитель государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Чачух В.М. считает решение суда незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам. В связи с чем, просит решение судьи и постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить.

В Краснодарский краевой суд из Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края <Дата ...> поступили возражения.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав Чачух В.М., поддержавшего доводы жалобы в полном объёме, представителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по доверенности Фролову О.В., поддержавшую доводы жалобы в полном объёме, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела Чачух В.М. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нецелевое использование бюджетных средств», а именно установлен факт нецелевого использования бюджетных средств Краснодарского края в размере 8 678,91 рублей в результате излишне начисленной и выплаченной ежемесячной премии Шумскому М.Е. в августе 2020 года.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение-исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Учреждение финансируется за счет средств бюджета Краснодарского края в соответствии с утверждаемой бюджетной сметой, является получателем бюджетных средств согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

Согласно пункту 1.5. Положения об оплате труда работников ГКУ КК «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утвержденным приказом ГКУ КК «ТЦМП ЧС» от 12 мая 2015 года № 13 с изменениями и дополнениями оплата труда работника состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся премии по результатам работы, в том числе, ежемесячная премия.

Размер премии определяется в процентном соотношении к окладу работника или в абсолютной сумме в рублях, с учётом условий ее выплаты (л. 4.2. Положения об оплате труда).

Премия начисляется за фактически отработанное время при условии надлежащего исполнения работником должностных обязанностей в пределах установленного фонда оплаты труда (и. 4.3. Положения об оплате труда).

Ежемесячная премия по каждому работнику устанавливается в размере до 150% должностного оклада (включительно), в соответствии с п. 4.4. Положения об оплате труда.

Ежемесячная премия начисляется в меньшем размере, в том числе, в случае привлечения к дисциплинарной ответственности в месяце, за который осуществляется премирование, при наложении дисциплинарного взыскания - выговор - уменьшение премии за этот месяц на 50% (и. 4.5. Положения об оплате труда).

В рамках осуществления мероприятия ведомственного контроля в целях выявления и предупреждения нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок уполномоченными должностными лицами министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края в период с <Дата ...> по <Дата ...> была проведена выборочная выездная проверка в отношении Учреждения за период с <Дата ...> по <Дата ...>. По результатам проверки составлен акт от <Дата ...><№...> о выявленных нарушениях требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Акт подписан заместителем министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Мовсесян Э.Е.

Согласно сопроводительному письму от <Дата ...><№...> «О результатах мероприятия ведомственного контроля» Акт <№...> принят и зарегистрирован в Учреждении - <Дата ...><№...>.

Приказом ГКУ КК «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от <Дата ...><№...> «О применении дисциплинарного взыскания» за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей руководителя контрактной службы, заместителю руководителя ГКУ КК «ТЦМП ЧС» Шумскому М.Е. объявлен выговор.

Приказ подписан временно исполняющим обязанности руководителя ГКУ КК «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Колесником А.А., приказ о временном исполнении обязанностей руководителя от <Дата ...><№...>.

В тоже время, согласно заявления от <Дата ...> и на основании приказа ГКУ КК «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от <Дата ...><№...> Шумскому М.Е., с <Дата ...> по <Дата ...> предоставлен отпуск с последующим увольнением. Приказом <№...>, также установлено выплатить Шумскому М.Е., в том числе, ежемесячную премию по результатам работы в <Дата ...> в размере 150% должностного оклада за фактически отработанное время. Приказ от <Дата ...><№...> подписан руководителем ГКУ КК «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Чачух В.М.

Согласно расчетному листку за <Дата ...>, карточке-справке за <Дата ...> ежемесячная премия за <Дата ...> начислена в размере 13 331,66 рублей, т.е. в размере 150% от должностного оклада за фактически отработанное время.

Из пункта 4.3. Положения об оплате труда следует, что премия по результатам работы начисляется за фактически отработанное время при условии надлежащего исполнения работником должностных обязанностей в пределах установленного фонда оплаты труда.

Таким образом, расчетным периодом в отношении Шумского М.Е. является период с <Дата ...> по <Дата ...>.

При этом необходимо отметить, что в указанную дату необходимо осуществить выплату, как заработной платы за расчетный месяц, так и компенсации за неиспользованный отпуск. Кроме того, следует учитывать особенности казначейского исполнения обязательств учреждения - расчётные платежные документы принимаются к исполнению не позднее 14 часов 00 минут текущего дня.

Вместе с тем решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности было принято и оформлено в день осуществления окончательного расчета, но позднее предельного времени направления на исполнение расчетно-платежных документов на выплату денежных средств».

Поскольку законодательно вопросы установления сроков и порядка выплаты премии не регламентированы, то работодатель вправе самостоятельно регламентировать их в своих локальных нормативных актах. При этом если данная норма закреплена в локальных нормативных актах, то Учреждение обязано соблюдать утвержденный порядок выплаты премий.

Пунктами 4.1, 4.4. Положения об оплате труда регламентировано премирование работников по результатам работы, в том числе, в виде ежемесячной премии, в размере до 150% должностного оклада (включительно).

Также пунктом 6.7. Положения об оплате труда, установлено, что начисление и выплата ежемесячной премии осуществляются по итогам расчетного месяца. Устанавливается приказом руководителя Учреждения согласно служебной записке руководителя соответствующего структурного подразделения.

Служебные записки представляются руководителями структурных подразделений не позднее последнего рабочего дня текущего месяца в финансово-правовой отдел. В служебных записках указывается для каждого работника подразделения предполагаемый к установлению размер ежемесячной премии в соответствии с Положением об оплате труда.

Из системного толкования этих норм следует, что ежемесячная премия - это премия, которая начисляется и выплачивается по результатам работы за месяц, на основании служебных записок и после того, как будет осуществлена оценка достижения соответствующих показателей.

Ежемесячная премия перечислена Шумскому М.Е. платежным поручением от <Дата ...>.

В этот же день приказом от <Дата ...><№...> заместителю руководителя Шумскому М.Е. объявлен выговор. Как указывалось выше, при наложении дисциплинарного взыскания, а именно выговора, размер премии за этот месяц следует уменьшить на 50%. Но, так как приказ о премировании подписан раньше, чем был издан приказ о наложении дисциплинарного взыскания, а выплата произведена в день издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания, ежемесячная премия выплачена в максимальном размере - 150% от должностного оклада.

Срок выплаты ежемесячной премии до <Дата ...> установлен приказом от <Дата ...><№...>. Следует отметить, что приказ от <Дата ...><№...>, в части определения размера ежемесячной премии, а также в части установления срока перечисления - до <Дата ...>, противоречит пункту 6.7. Положения об оплате груда, в соответствии с которым начисление и выплата ежемесячной премии осуществляется по итогам расчетного месяца.

Согласно пункту 6.7. Положения об оплате труда премия начисляется после завершения периода, с которым она связана. А в отношении уволенного работника такое начисление может произойти после его увольнения. Однако поскольку премия является частью системы оплаты труда, факт увольнения не лишает уволенного работника права на получение премии, начисленной ему после увольнения, но за период его работы.

В связи с этим, несмотря на наличие в статье 140 Трудового кодекса РФ условия о том. что полный расчет при увольнении работника делается в день увольнения, премия уволенному работнику может быть выплачена в иные сроки.

На основании вышеизложенного, довод Чачух В.М. относительно сроков выплаты ежемесячной премии является несостоятельным.

Таким образом, правовая обязанность выплатить ежемесячную премию в срок до <Дата ...> у Учреждения отсутствовала. Следовательно, в случае начисления выплаты ежемесячной премии Шуйскому М.Е. по итогам работы за <Дата ...> после даты, установленной в приказе от <Дата ...><№...>, у Учреждения была возможность применить последствия, предусмотренные пунктом 4.5. Положения об оплате труда, а именно уменьшить ежемесячную премию на 50%.

Согласно приложению к Письму от <Дата ...> расчет величины выплаты ежемесячной премии Шуйскому М.Е. по результатам работы за <Дата ...> составил: 8 887.76 рублей (10 979.00 рублей (оклад) / 21 день (количество рабочих дней в <Дата ...>) х 17 дней (дни фактически отработанные Шумским М.Е. в <Дата ...>)) х 150% (размер ежемесячной премии) 13 331.66 рублей (в том числе НДФЛ - 1 733.00 рублей).

На сумму ежемесячной премии начислены страховые взносы в размере 4 026,15 рублей, в том числе: 2 932.96 рублей - страховые взносы на ОПС; 679.91 рублей - страховые взносы на ОМС; 386.62 рублей - страховые взносы на ОСС на случай ВНиМ; 26,66 рублей - страховые взносы от НС и ПЗ.

Общая сумма начисленной ежемесячной премии за <Дата ...> и начисленных на неё страховых взносов составила 17 357,81 рублей.

Ежемесячная премия перечислена Шуйскому М.Е. платежным поручением от <Дата ...><№...>.

НДФЛ перечислен платежным поручением от <Дата ...><№...>.

Страховые взносы перечислены платежными поручениями от <Дата ...><№...>. <№...>; <№...>.

В приложении к Письму от <Дата ...> также представлен расчёт величины выплат при условии наложения дисциплинарного взыскания: 8 887,76 рублей (10 979,00 рублей (оклад) /21 день (количество рабочих дней в <Дата ...>) х 17 дней (дни фактически отработанные Шумским М.Е, в <Дата ...>)); 8 887.76 рублей х 150% = 13 331,66 рублей (ежемесячная премия 150% должностного оклада от фактически отработанного времени); 13 331.66 рублей - 50% (п. 4.5 Положения об оплате труда) = 6 665,82 рублей (в том числе НДФЛ - 867.00 рублей) - размер ежемесячной премии с учётом объявленного выговора.

Сумма начисленных страховых взносов составила 2 013,08 рублей: 1 466,48 рублей - страховые взносы на ОПС; 339.96 рублей - страховые взносы на ОМС; 193,31 рублей - страховые взносы на ОСС на случай ВНиМ; 13.33 рублей - страховые взносы от НС и ПЗ.

Сумма начисленной ежемесячной премии за <Дата ...> с учётом дисциплинарного взыскания и начисленных страховых взносов составила 8 678,90 рублей.

Из вышеизложенного следует, что, произведя начисление и выплату месячной премии Шумскому М.Е. раньше срока, установленного локальными нормативными актами, допущена переплата средств краевого бюджета, is результате не применения последствий наложенного дисциплинарного взыскания при начислении и выплате ежемесячной премии, в <Дата ...>.

Таким образом судья районного суда пришел к верному выводу о том что Учреждение неправомерно начислило и выплатило ежемесячную премию Шумскому М.Т. в сумме 6 665.84 рублей (13 331,66 рублей - 6 665,82 рублей), а также неправомерно начислило и уплатило страховые взносы в сумме 2 013,07 рублей (4 026,15 рублей - 2 013,08 рублей). Общий размер неправомерно израсходованных средств краевого бюджета составил 8 678.91 рублей (6 665,84 рублей + 2 013,07 рублей).

Таким образом, в нарушение требований статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации пункта 4.5 Положения об оплате труда. Учреждением допущено целевое расходование средств краевого бюджета выделенных на оплату труда работников ТКУ КК «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в связи с излишне начисленной и выплаченной ежемесячной премии Шумскому М.Е. в <Дата ...> в размере 8 678,91 рублей.

Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Факт совершения должностным лицом – руководителем государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Чачух В.М. административного правонарушения подтверждается материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Чачух В.М. правильно квалифицированы по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции статьи.

При вынесении постановления судьей районного суда все материалы дела были исследованы в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения должностного лица – руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Чачуха В.М. к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

Нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Несогласие с выводами судьи в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции,

решил:

решение Первомайского районного суда города Краснодар от 16 декабря 2021 года, вынесенное в отношении должностное лицо – руководитель государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Чачух В.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья В.Н. Климов