Дело № 2а-8/2021 (2а- 563/2020)
РЕШЕНИЕ
15 января 2021 года р.п. Красные Баки
Краснобаковский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Ионовой О.В.,
при секретаре Беловой Е.Н.,
с участием представителя административного истца - начальника управления финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области ФИО7,
рассмотрев дело по административному иску управления финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области к администрации Краснобаковского района Нижегородской области о признании недействительным постановления администрации Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, уточненному административному иску о признании незаконным постановления администрации Краснобаковского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об отказе от договора безвозмездного пользования», признании незаконными действий главы администрации Краснобаковского района Нижегородской области по принятию решения об изъятии помещений у управления финансов администрации Краснобаковского района, признании незаконными действий администрации Краснобаковского района Нижегородской области по организации и совершению умышленных действий по препятствованию доступа управления финансов администрации Краснобаковского района в кабинеты №, являющимися предметом договора безвозмездного пользования, с ДД.ММ.ГГГГ включительно,
у с т а н о в и л:
Административный истец Управление финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Краснобаковского района Нижегородской области о признании недействительным постановления администрации Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
В обоснование своих требований административный истец указал, что Управление финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области (далее - Управление) является структурным подразделением Администрации с правами юридического лица, осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ
На основании договора № безвозмездного пользования зданием (помещением) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Краснобаковского района и финансовым отделом администрации Краснобаковского района, Управление занимает помещения в здании по адресу: <адрес>
В ДД.ММ.ГГГГ году к Договору было заключено Дополнительное Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, которое являлось неотъемлемой частью Договора и в котором финансовый отдел Администрации был заменен на Управление финансов Администрации Краснобаковского района, а также было уточнено, что КУМИ действует на основании доверенности №-юр от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Краснобаковского района Нижегородской области ФИО1 6 мая и зарегистрированной в реестре за №. Кроме того, дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ был уточнен предмет договора, согласно которого КУМИ передает Управлению в безвозмездное пользование нежилое помещение, состоящее из семи комнат, согласно экспликации к поэтажному плану строения, являющееся комнатами №- № и №, общей площадью №., расположенное на третьем этаже трехэтажного кирпичного административного здания по адресу: <адрес> для размещения сотрудников Управления.
В ДД.ММ.ГГГГ году к Договору было заключено Дополнительное Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, которое являлось неотъемлемой частью Договора и в котором КУМИ был заменен на Отдел но управлению муниципальным имуществом Администрации Краснобаковского района Нижегородской области, действующего на основании Положения об ОУМИ, утвержденного Решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, дополнительным Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГг. балансодержатель был заменен с администрации Краснобаковского района на Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационная служба».
Других дополнительных соглашений к Договору сторонами заключено не было.
Администрация Краснобаковского района Нижегородской области, руководствуясь ст. 689, 699 ГК РФ ДД.ММ.ГГГГ за № издала постановление «Об отказе от договора безвозмездного пользования», пунктом 1 которого администрация постановилаотказаться от договора № безвозмездного пользования зданием (помещением) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Управлением финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное Постановление Управление считает незаконным, полагая, что издание отдельного ненормативного акта не влияет на судьбу договора безвозмездного пользования, так как он регулируется на основе гражданского, а не административного права.
Действующее законодательство не предусматривает необходимости в издании отдельного ненормативного акта для расторжения договора безвозмездного пользования.
Административный истец считает, что в случае, если действующее законодательство допускает издание отдельного ненормативного акта для расторжения договора безвозмездного пользования, полномочия по изданию такого акта были у ОУМИ, а не у Администрации.
Как следует из Договора с учетом заключенных дополнительных соглашений к нему, стороной, передающей помещения в безвозмездное пользование (ссудодателем в соответствие со статьей 689 ГК РФ) является ОУМИ, которое согласно Договору осуществляет свои полномочия исключительно на основании Положения, утвержденного Решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация по Договору стороной - ссудодателем не является.
Решением Земского собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, КУМИ было учреждено с правами юридического лица, а также было утверждено Положениео КУМИ, Решением Земского собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, КУМИ было переименован в Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Краснобаковского района Нижегородской области.
В соответствии с ч. 3 статьи 39 Устава Краснобаковского района руководители органов администрации района, зарегистрированных в качестве юридических лиц, издают распоряжения и приказы по вопросам местного значения и организации деятельности органов в соответствии с компетенцией и полномочиями, указанными в положении о соответствующем органе.
Пунктом 1.9 Положения установлено, что распоряжения и приказы Комитета, принятые к пределах его компетенции, являются обязательными для всех органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, а также иных юридических лиц, имеющих в пользовании и (или) владении муниципальное имущество, в том числе земельные участки, находящиеся в собственности Краснобаковского района Нижегородской области».
Согласно раздела 4 Положения, Земское собрание установило, что КУМИ (ОУМИ)имеет исключительное право распоряжаться имуществом Краснобаковского района, включая принятие решений по вопросам безвозмездного пользования.
Административный истец указывает, что с правовой точки зренияисключительное право является юридической возможностью выполнения определенного ряда действий с устранением других лиц от выполнения таких же действий.
Учитывая вышеизложенное, Управление считает, что администрация в соответствии действующим законодательством не имела полномочий на издание Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно пункту 1 Постановления Администрация постановила отказаться от договора, предметом которого являютсявсе семь помещений, а не только два помещения - №, 98, указанные затем в пункте 2 Постановления.
Пунктом 2 Постановления Администрация предписала Управлению освободить помещения № общей площадью №. (согласно поэтажного плана здания) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Частью1 статьи699ГКРФ установлено, чтосторона договора извещает другую сторону за один месяц. Администрация не является стороной договора - ссудодателем, следовательно издание пункта 2 Постановления не основано на законе. При этом ОУМИ, который является стороной договора, надлежащим образом Управление не известил.
Несмотря на то, что Постановление называется «Об отказе договора безвозмездного пользования», пунктом 3 Постановления Администрация предписала ОУМИ заключить с Управлением договор безвозмездного пользования на нежилые помещения № - то есть на те же самые помещения, которые являлись предметом расторгаемого Договора. При этом Управление никаких обращений либо заявлений на заключение нового договора безвозмездного пользования ни в Администрацию района, ни в ОУМИ не направляло.
В силу части 1 статьи 421 граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. Следовательно, издание пункта 3 Постановления также незаконно.
При рассмотрении в совокупности всех трех пунктов Постановления его правовой смысл состоит вчастичном изъятии отдельных помещений, предоставленных Управлению в безвозмездное пользование на основании Договора.
Согласно пункта 5.1. Договора переданные помещения могут изъяты полностью или частично только при прекращении деятельности Управления.
Изъятие помещений полностью или частично не позволит Управлению организовать процесс работы Управления надлежащим образом, тем самым будет нанесен вред Управлению.
Частью 4 статьи 450.1. ГК РФ установлено, что сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от Договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствие с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 № 54 при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В соответствие с частью 1 статьи 10 не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Администрация,не имея законной возможности изъять часть помещений согласно Договору, незаконно издав вышеназванное постановление, действовала недобросовестно, не учитывала права и законные интересы Управления и в данных действиях Администрации, по мнению Управления,усматриваются признаки злоупотребления правом.
Административный истец уточнил требования административного иска, просил о признании незаконным постановления администрации Краснобаковского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об отказе от договора безвозмездного пользования», признании незаконными действий главы администрации Краснобаковского района Нижегородской области по принятию решения об изъятии помещений у управления финансов администрации Краснобаковского района, признании незаконными действий администрации Краснобаковского района Нижегородской области по организации и совершению умышленных действий по препятствованию доступа управления финансов администрации Краснобаковского района в кабинеты №, 98, являющимися предметом договора безвозмездного пользования, с ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Представитель административного истца - начальник управления финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области ФИО7 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, просил их удовлетворить, также пояснив, что Управление финансов является юридическим лицом, зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, с этой даты является субъектом права в соответствии с ГК РФ, действует на основании общих положений применительно к казенным учреждениям, ОУМИ, также является юридическим лицом.
Договор № с дополнительными соглашениями к нему является договором между юридическими лицами, действующими на основании утвержденных Положений о них.
Администрация района стороной Договора не является. Не являясь Стороной Договора, ДД.ММ.ГГГГ Администрация района издала Постановление № «Об отказе от договора безвозмездного пользования» на основании ст.ст. 689, 699 ГК РФ.
Действующее законодательство не предусматривает необходимости в издании отдельного ненормативного акта для расторжения договора безвозмездного пользования, в то же время, полномочия по изданию такого акта были бы у ОУМИ, а не у Администрации района.
Частью 2 статьи 41Федерального закона №131-ФЗ установлено, что органы, которые уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, образуются для осуществления управленческих функций, ч. 3 статьи 39 Устава Краснобаковского района установлено, что руководители органов администрации района, зарегистрированных в качестве юридических лиц, издают распоряжения и приказы, по вопросам местного значения и организации деятельности органов в соответствии с компетенцией и полномочиями, указанными в положении о соответствующем органе.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Земское собрание учредило юридическое лицо - КУМИ и наделило согласно утвержденного Положения о КУМИ исключительными правами по распоряжению муниципальным имуществом, принятию решений и изданию соответствующих распоряжений и приказов по вопросам распоряжения муниципальным имуществом. Согласно указанному положению Комитет является юридическим лицом, действует в пределах полномочий и решает возложенные на него задачи непосредственно, распоряжения и приказы Комитета, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для всех органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, имеющих в пользовании и (или) владении муниципальное имущество, комитет имеет исключительное право распоряжаться имуществом Краснобаковского района, принимать решения о сдаче в залог и передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества, списании муниципального имущества в пределах своей компетенции. Председатель КУМИ - издает приказы, обязательные для исполнения всеми муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями и органами местного самоуправления Краснобаковского района, а также решения и распоряжения по имущественным вопросам в пределах компетенции Комитета, пунктом 4 Решения ЗС № было предписано администрации района привести в соответствие нормативно-правовую базу.
На момент принятия Решения об утверждении КУМИ в качестве юридического лица действовало Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами Краснобаковского района Нижегородской области, утвержденное Решением ЗС от ДД.ММ.ГГГГ№, которым было установлено, что администрация района осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами путем издания постановлений администрации, а пунктом 3.1. определено, что непосредственное управление муниципальным имуществом на основании постановлений Администрации района осуществляет КУМИ, являющийся структурным подразделением Администрации Краснобаковского района Нижегородской области. Т.е. не являясь юридическим лицом, КУМИ не имело права самостоятельно издавать распоряжения и приказы по вопросам местного значения и организации деятельности органов в соответствии с компетенцией и полномочиями, поэтому решения оформлялись постановлениями администрации.
В ДД.ММ.ГГГГ года администрации подготовила и внесла в Земское собрание района проект Решения «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами Краснобаковского района Нижегородской области», которым Решение от ДД.ММ.ГГГГ№ признавалось утратившим силу.
Однако, несмотря на то, что непосредственное управление муниципальным имуществом на основании постановлений Администрации Краснобаковского района осуществляет ОУМИ, являющийся структурным подразделением Администрации Краснобаковского района Нижегородской области в статусе отдельного юридического лица, пункт 1.3.2 нового Положения не изменился, т.е. администрация Краснобаковского района Нижегородской области осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами путем издания постановлений Администрации.
Издание Администрацией района Постановления не было основано на законе и по иным основаниям.
Согласно пункта 1 оспариваемого Постановления администрация района постановила отказаться от Договора, предметом которого являются все семь помещений, а не только № указанные затем в пункте 2 Постановления, п. 2 Постановления Администрация района предписала Управлению освободить помещения № при этом Администрация района не является Стороной договора, издание п. 2 Постановления не основано на законе.
Сторона же Договора - ОУМИ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ направила Управлению уведомление о том, договор № безвозмездного пользования зданием (помещением) от ДД.ММ.ГГГГ прекратит действие ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на то, что Постановление называется «Об отказе договора безвозмездного пользования», пунктом 3 Постановления ОУМИ предписано заключить с Управлением договор безвозмездного пользования на нежилые помещения № - то есть на те же самые помещения, которые являлись предметом расторгаемого Договора, при этом Управление никаких обращений либо заявлений на заключение нового договора безвозмездного пользования ни в администрацию района, ни в ОУМИ не направляло.
В силу ст. 421 граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, следовательно, издание пункта 3 Постановления также не основано на законе.
Смысл Постановления состоит в частичном изъятии отдельных помещений, предоставленных Управлению на основании Договора, п. 5.1 которого переданные помещения могут быть изъяты полностью или частичном только при прекращении деятельности Управления, что также подтверждается визой главы администрации района ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ на письме заместителя главы ФИО2, в котором последний в целях объединения двух учреждений, телепрограммы «<данные изъяты>», и размещения их в здании районной администрации просил принять решение об оптимизации размещения существующих структур подразделений администрации района.
Решение главы Администрации было принято в отсутствие полномочий.
Также согласно договору у Управления для размещения сотрудников в здании по <адрес> находилось в безвозмездном пользовании нежилое помещение, состоящее из семи комнат, расположенных подряд в левом крыле на третьем этаже здания, проложена сквозная внутрення локальная сеть Управления, созданная в том числе для организации работы Управления по формированию и исполнению районного бюджета и бюджетов поселений Краснобаковского района в используемом Управлением программном комплексе «АЦК-Финансы», в одной из комнат находились два сервера, а также другая крупногабаритная оргтехника, в связи с чем там организовать постоянное рабочее место по правилам СанПина в оставшихся помещениях не представляется возможным.
На момент издания Постановления отдельные кабинеты занимали только заместитель главы администрации района - начальник Управления и заместитель начальника Управления, остальные сотрудники Управления отдельных кабинетов не имеют, при этом в Администрации района все руководители отделов и даже некоторых секторов имеют отдельные кабинеты.
В помещении, занимаемом сектором казначейского исполнения бюджета Управления, было организовано 3 постоянных рабочих места, в таком же помещении Администрации района в левом крыле на втором этаже - ни одного. В помещении, занимаемом отделом планирования бюджета Управления, организовано 5 рабочих мест, а в таком же помещении в левом крыле на втором этаже, занимаемом правовым отделом администрации, организовано 3 рабочих места, а в аналогичном помещении в правом крыле на втором этаже - только 2 рабочих места. При этом в двух помещениях, находящиеся в непосредственной близости с помещениями, занятыми МАУ <данные изъяты>», освободившиеся после <данные изъяты>», были организованы кабинеты заведующего отделом экономики и заведующего сектора ГО и ЧС. При сокращении подразделения областного казначейства Министерства финансов Нижегородской области, кабинет, в котором находились два сотрудника областного казначейства, и который был отремонтирован за счет средств на содержание Управления, используется в настоящее время для размещения одного работника - помощника главы Администрации.
Также на момент издания Постановления в связи с переездом ОУМИ в другое здание в левом крыле на первом этаже было освобождено три кабинета. Данных кабинетов было вполне достаточно для размещения работников <данные изъяты>»», предельная численность которой не более 5 человек.
Решение главы администрации об изъятии именно у Управления помещений, является необоснованным, приведет к невозможности организовать процесс работы надлежащим образом по причине отсутствия физической возможности разместить постоянные рабочие места в оставшихся помещениях и отсутствия помещений, куда можно было переместить мебель и оборудование из изымаемых помещений, изъятие помещений приведет к нарушению внутренней локальной сети Управления, используемой, в том числе, для работы в программном комплексе «АЦК-Финансы», что может привести к нарушению процесса исполнения бюджета, к необходимости перекладки сети, на что будут необходимы дополнительные средства.
В связи с этим изъятие помещений у Управления нарушает также статью 154 Бюджетного ФИО8, в соответствии которой исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета, исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности.
Администрация района для реализации функций Управления, должна обеспечить Управление необходимым имуществом и помещениями для организации рабочих мест, и не принимать решения, которые могут негативно отразиться на организации работы финоргана.
Изымаемые помещения № - это кабинет руководителя с приемной, в которых было организовано рабочее место руководителя финансового органа с момента заключения Договора.
Ответчик действовал недобросовестно, не учитывал права и законные интересы Управления и руководителя Управления, тем самым Ответчик пытался злоупотребить правом, в нарушение ч. 4 ст. 450.1 ГК РФ, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 № 54, ч. 1 ст. 10 ГК РФ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ, во время отсутствия начальника Управления (нахождения в отпуске), сотрудники администрации врезали новый замок в одну из двух дверей в кабинет начальника Управления, в связи с чем у Управления отсутствовал доступ в указанный кабинет по ДД.ММ.ГГГГ включительно, несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ ОУМИ в управление было направлено уведомление о том, что договор прекратит действие ДД.ММ.ГГГГ.
В кабинете начальника Управления находилась электронная подпись начальника Управления на осуществление операций с единых счетов районного бюджета и бюджетов поселений Краснобаковского района, организованы автоматизированное рабочее по работе в программном комплексе по формированию и исполнению бюджета «АЦК-Финансы» и автоматизированное рабочее место по работе в системе электронного документооборота Нижегородской области, а также электронная подпись начальника по работе в указанной системе.
После выхода из отпуска начальника Управления с ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии его доступа на свое рабочее место деятельность Управления была в значительной степени парализована, т.к. начальник Управления не имел возможности работать с документацией в СЭДО, не мог осуществлять свои функции в программном комплексе по формированию и исполнению районного бюджета и бюджетов поселений Краснобаковского района АЦК-Финансы, в том числе не мог производить за своей электронной подписью подписание операций с единых счетов районного бюджета и бюджетов поселений Краснобаковского района.
В связи с организацией работниками администрации попытки взлома и проникновения в кабинет, воспрепятствованию доступа в кабинет начальника Управления, Управлением ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление в МО МВД «Краснобаковский».
В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела замена личинки замка первой двери кабинета ФИО7 была произведена в соответствии с положением о комиссии по принудительному освобождению нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении Администрации Краснобаковского района, утвержденного Постановлением Администрации Краснобаковского района от ДД.ММ.ГГГГ№.
При этом замена личинки замка первой двери кабинета ФИО7 была произведена не ДД.ММ.ГГГГ.
Административные ответчики глава местного самоуправления Краснобаковского района, возглавляющий администрацию Краснобаковского района, ФИО3, администрация Краснобаковского района Нижегородской области, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, от администрации Краснобаковского района Нижегородской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями, указав, что по договору безвозмездного пользования зданием (помещением) от ДД.ММ.ГГГГ финансовому отделу Администрации Краснобаковского района (на тот момент не имевшего статуса юридического лица) были предоставлены нежилые помещения общей площадью № в здании по адресу: р<адрес> без постановки на баланс. Это было связано с распределением служебных помещений во вновь построенном здании администрации. Вышеуказанные нежилые помещения являются муниципальной собственностью муниципального образования Краснобаковский район Нижегородской области и закреплены на праве оперативного управления за Администрацией Краснобаковского района Нижегородской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№.
В целях оптимизации размещения структурных подразделений Администрации Краснобаковского района было принято решение об отказе от договора безвозмездного пользования в виде постановления Администрации Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, с которым Управление финансов Администрации Краснобаковского района было ознакомлено за 1 месяц.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 35 Устава Краснобаковского района вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, являются полномочиями Администрации района. Глава администрации, как руководитель, в полной мере наделен полномочиями по распоряжению помещениями, расположенными в здании администрации района, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 37 Закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вышеуказанный договор безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ заключен на бессрочный период, в связи с чем в соответствии со статьей 699 Гражданского Кодекса Российской Федерации каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
В соответствии с Положением о порядке управления, распоряжения и приватизации муниципального имущества и земельных ресурсов Краснобаковского района Нижегородской области, утвержденным решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, Администрация Краснобаковского района Нижегородской области осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами путем издания постановлений Администрации.
В структуре Администрации Краснобаковского района Нижегородской области непосредственными полномочиями по решению задач в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, а также земельными ресурсами, находящимися в ведении или собственности Краснобаковского района Нижегородской области, наделен Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Краснобаковского района (ОУМИ).
Управление и распоряжение муниципальным имуществом представляют собой деятельность органов местного самоуправления Краснобаковского района Нижегородской области, направленную на разработку и применение эффективных способов использования муниципального имущества, а также контроль за сохранностью и правильным использованием имущества.
В соответствии с Положением о порядке управления, распоряжения и приватизации муниципального имущества и земельных ресурсов Краснобаковского района Нижегородской области, утвержденным решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг. №, непосредственное управление муниципальным имуществом на основании постановлений Администрации Краснобаковского района осуществляет ОУМИ, являющийся структурным подразделением Администрации Краснобаковского района Нижегородской области в статусе отдельного юридического лица.
Администрация Краснобаковского района Нижегородской области, принимая решение об отказе от договора безвозмездного пользования, действовала в соответствии с нормами гражданского права, а также с учетом положений административного (муниципального) права.
На основании вышеизложенного администрация Краснобаковского района Нижегородской области предъявленные требования заявителя считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованные лица отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Краснобаковского района Нижегородской области, МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба», извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Краснобаковского района в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указав, что администрация Краснобаковского района Нижегородской области, принимая решение об отказе от договора безвозмездного пользования, действовала в соответствии с нормами гражданского права, с учетом положений административного (муниципального) права.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав и оценив материалы административного дела, выслушав позиции сторон, судом установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГг. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Краснобаковского района и финансовым отделом Администрации Краснобаковского района заключен договор № безвозмездного пользования зданием (помещением) (т.1 л.д. 20). Согласно п.п. 1.1, 1.2 Договора Комитет передает финансовому отделу Администрации Краснобаковского района в безвозмездное пользование помещения общей площадью 82 кв.м в здании по адресу: <адрес> без постановки на баланс. Здание (помещение), предоставляемое финансовому отделу Администрации Краснобаковского района в безвозмездное пользование является муниципальной собственностью. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Договору финансовый отдел Администрации Краснобаковского района заменен на Управление финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области (Пользователь), согласно пункту 1.1 в новой редакции Комитет передал Пользователю в безвозмездное пользование (без постановки на баланс) нежилое помещение, состоящее из семи комнат, согласно экспликации к поэтажному плану строения, являющееся комнатами № и №, общей площадью №, расположенное на третьем этаже трехэтажного кирпичного административного здания по адресу: <адрес>, для размещения сотрудников Управления (т.1 л.д. 24). Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Договору Комитет по управлению муниципальным имуществом Краснобаковского района заменен на Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Краснобаковского района Нижегородской области; балансодержатель заменен с Администрации Краснобаковского района Нижегородской области на МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба» (т.1 л.д.25).
Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе от договора безвозмездного пользования» (т.1 л.д.10,78) Администрация Краснобаковского района Нижегородской области постановила:
1. Отказаться от договора № безвозмездного пользования зданием (помещением) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Управлением финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГг.
2. Управлению финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области освободить помещения № площадью № (согласно поэтажного плана здания), в срок до ДД.ММ.ГГГГг.
3. Отделу по управлению муниципальным имуществом Администрации Краснобаковского района Нижегородской области заключить договор безвозмездного пользования с Управлением финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области на нежилые помещения № общей площадью № (согласно поэтажного плана здания), расположенные на третьем этаже трехэтажного кирпичного административного здания по адресу: <адрес>, для размещения сотрудников Управления.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении финансов Администрации Краснобаковского района Нижегородской области, утвержденного решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг. № (т.1 л.д. 11-18), Управление является функциональным органом Администрации Краснобаковского района Нижегородской области. Основной деятельностью Управления является решение вопросов местного значения муниципального района, предусмотренных действующим законодательством, в области формирования, исполнения бюджета муниципального района, контроля за исполнением данного бюджета и обеспечение проведения единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Краснобаковского района (пункт 1.2. Положения). Полномочия Управления установлены разделом 4 указанного Положения.
Согласно распоряжению администрации Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р (т. 1 л.д. 19), трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 74-78) руководителем Управления финансов является ФИО7
Решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ учрежден орган администрации Краснобаковского района - Комитет по управлению муниципальным имуществом Краснобаковского района Нижегородской области с правами юридического лица (т. 1 л.д. 26-32). Комитет является структурным подразделением Администрации Краснобаковского района, осуществляющим управление в области имущественно-земельных отношений, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, Нижегородской области в подведомственной Комитету сфере (п. 1.1), распоряжения и приказы Комитета, принятые в пределах его Компетенции, являются обязательными для всех органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, а также иных юридических лиц, имеющих в пользовании и (или) владении муниципальное имущество (п.1.9), разделом 4 определены исключительные права Комитета, в т.ч. распоряжаться имуществом Краснобаковского района о осуществлять его передачу на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, принимать решения об изъятии имущества из хозяйственного ведения и оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.1 л.д. 33-41) в решение от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения, орган Администрации Краснобаковского района Нижегородской области по управлению муниципальном имуществом переименован в Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Краснобаковского района Нижегородской области (ОУМИ) с правами юридического лица, утверждено положение об указанном органе. Согласно Положению ОУМИ является структурным подразделением Администрации Краснобаковского района, осуществляющим управление в области имущественно-земельных отношений, подчинен непосредственно главе администрации Краснобаковского района (п. 1.1., 1.2), имеет исключительные права по распоряжению имуществом Краснобаковского района (раздел 4).
Сведения об администрации Краснобаковского района Нижегородской области, управлении финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области и отделе по управлению муниципальным имуществом администрации Краснобаковского района Нижегородской области внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (т. 1 л.д. 42-67, 119-139).
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации Краснобаковского района заместитель главы администрации просил принять решение об оптимизации размещения существующих структур подразделения администрации района в целях объединения и размещения телепрограммы «<данные изъяты>», своей визой глава администрации указал подготовить постановление о прекращении безвозмездного пользования управлением финансов на помещений №№ 3-го этажа здания администрации (т.1 л.д.77).
Согласно имеющемуся в деле письменному отзыву заинтересованного лица - муниципального казенного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная служба», осуществляющего деятельность по эксплуатации и содержанию зданий, помещений, автомобильного транспорта, находящегося в муниципальной собственности, в здании администрации размещаются служебные кабинеты специалистов, заместители главы администрации и руководители управлений имеют отдельные кабинеты: заместитель главы по социальным вопросам- кабинет площадью №., заместитель главы по вопросам ЖКХ и строительства- кабинет площадью № начальник управления сельского хозяйства- кабинет площадью №., начальник управления образования - кабинет площадью №., начальник управления финансов -кабинеты площадью № Общая плотность размещения в служебных кабинетах на одного сотрудника в управлении сельского хозяйства составляет №., управление образования и молодежной политики - №., отдел архитектуры и градостроительства- №., правовой отдел - №м., отдел ЖКХ - № отдел экономики и инвестиционной политики - № отдел учета и отчетности - №., управление финансов - №. (т.1. л.д. 146-148).
Решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке управления, распоряжения и приватизации муниципального имущества и земельных ресурсов Краснобаковского района Нижегородской области (далее - Положение №) (т. 1 л.д. 79-97).
Согласно п. 1.2 Положения № целями управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, в том числе, являются: обеспечение материально-финансовой основы местного самоуправления; обеспечение работоспособного состояния, сохранности и эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Из п. 1.3.2 Положения № следует, что Администрация Краснобаковского района Нижегородской области осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами путем издания постановлений Администрации.
Управление и распоряжение муниципальным имуществом представляют собой деятельность органов местного самоуправления Краснобаковского района Нижегородской области, направленную на разработку и применение эффективных способов использования муниципального имущества, а также контроль за сохранностью и правильным использованием имущества. Непосредственное управление муниципальным имуществом на основании постановлений Администрации Краснобаковского района Нижегородской области осуществляет ОУМИ, являющийся структурным подразделением Администрации Краснобаковского района Нижегородской области в статусе отдельного юридического лица (п. 3.1. Положения 86).
Аналогичные пункты содержались в утратившим силу Положении о порядке управления, распоряжения и приватизации муниципального имущества и земельных ресурсов Краснобаковского района Нижегородской области, утв. решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ№, в структуре администрации района полномочиями в указанной сфере были у Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Краснобаковского района (КУМИ) (т.1 л.д. 98-118).
Решением Земского собрания Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ главой администрации Краснобаковского района назначен ФИО3 (т. 1 л.д. 140), решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГФИО3 избран на должность главы местного самоуправления Краснобаковского района Нижегородской области (т. 2 л.д. 35).
В соответствии с решением Земского собрания Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ финансовое управление, отдел по управлению муниципальным имуществом входят в структуру администрации Краснобаковского района, возглавляемую главой администрации Краснобаковского района (т.2 л.д. 37-38).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 37 указанного Федерального Закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Уставом муниципального образования Краснобаковский район Нижегородской области, принятого постановлением Земского собрания Краснобаковского района от ДД.ММ.ГГГГг. № (в ред. постановления Земского собрания Краснобаковского района от ДД.ММ.ГГГГ№) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ № №, к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (ст. 5).
Согласно ст. 19 Устава структуру органов местного самоуправления района составляют: 1) представительный орган муниципального образования - Земское собрание района; 2) глава муниципального образования - глава местного самоуправления; 3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация района. Указанные органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименования органов местного самоуправления употребляются в сочетании с наименованием муниципального образования. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Устава глава местного самоуправления является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 31 Устава глава местного самоуправления осуществляет в т.ч. следующие полномочия: представляет район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени района; издает в пределах своих полномочий правовые акты; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области.
В соответствии со ст. 33 Устава администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельными полномочиями, переданными ему федеральными законами и законами Нижегородской области.
Администрация района осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами Земского собрания. Администрация района обладает правами юридического лица.
В структуру администрации района входят следующие органы, которые могут быть зарегистрированы как юридические лица: финансовое управление, управление образования и молодежной политики, управление сельского хозяйства и земельной реформы, отдел культуры и спорта, отдел по управлению муниципальным имуществом, а также могут входить иные отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации района (ст. 34 Устава).
В соответствии со ст. 35 Устава к полномочиям администрации района относится в т.ч. обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения и полномочий, переданных органам местного самоуправления Краснобаковского района федеральными законами и законами Нижегородской области, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Статьей 43 Устава предусмотрено, что в собственности района находится: 1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных статьей 5 настоящего Устава; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Нижегородской области, а также имущество, предназначенное для отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Земского собрания; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Устава органы местного самоуправления района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом согласно Конституции Российской Федерации, федеральным законам и принимаемым в соответствии с ними нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (п. 2). Порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности определяется нормативными правовыми актами Земского собрания (п. 3). Земское собрание принимает решение о создании органа администрации района по управлению имуществом, устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, ставки арендной платы, предоставляет льготы по использованию объектов муниципальной собственности (пункт 4).
Местную администрацию района возглавляет глава местного самоуправления (на момент издания спорного постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ - глава администрации района).
В соответствии с п. 1.1 договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Краснобаковского района (ОУМИ) передает управлению финансов администрации Краснобаковского района в безвозмездное пользование (без постановки на баланс) нежилое помещение, состоящее из семи комнат.
Согласно п. 6.4 договора безвозмездного пользования зданием (помещением) № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора - бессрочный.
В силу пункта 2.1 указанного договора Финансовый отдел Администрации Краснобаковского района владеет, пользуется помещениями, передаваемыми в безвозмездное пользование в соответствии с уставными видами деятельности и настоящим договором.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что спорное помещение, в т.ч. кабинеты №№, используются Управлением финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области в целях осуществления возложенных на него полномочий в качестве структурного органа Администрации Краснобаковского района при решении вопросов местного значения муниципального района.
Оспариваемое Управлением постановление имеет отношение к вопросам организации деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования - Администрации Краснобаковского района Нижегородской области в части предоставления структурным органам необходимых для исполнения возложенных функций кабинетов на безвозмездной основе.
В соответствии с ч.1, ч. 2 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ч. 2 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
Частью 1 ст. 699 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
Таким образом, договор безвозмездного пользования зданием (помещением) № от ДД.ММ.ГГГГ является договором на неопределенный срок и может быть прекращен в связи с односторонним отказом стороны договора, если последняя известила другую сторону об этом за один месяц.
Оспариваемое постановление администрации Краснобаковского района от ДД.ММ.ГГГГ№ издано более, чем за один месяц до предполагаемого срока расторжения договора - ДД.ММ.ГГГГ
В силу п. 4 ст. 35 Устава Краснобаковского района Нижегородской области к полномочиям администрации района относится пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами Краснобаковского района Нижегородской области.
Согласно п. 1.3.2 Положения о порядке управления муниципальным имуществом Администрация Краснобаковского района Нижегородской области осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами путем издания постановлений Администрации.
Таким образом, администрация Краснобаковского района вправе распоряжаться имуществом, принадлежащим публичному образованию Краснобаковский район, в т.ч. путем издания соответствующих постановлений.
Согласно Положению об Отделе по управлению муниципальным имуществом администрации Краснобаковского района Нижегородской области, утв. Решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг. № (п. 3.3) к функциям ОУМИ, в том числе, относится оформление документов на передачу в хозяйственное ведение, оперативное управление, безвозмездное пользование объектов муниципальной собственности, а также на изъятие из хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования, на передачу культовых зданий и сооружений религиозным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Таким образом пункты 1, 2 Постановления № «Об отказе договора безвозмездного пользования» от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит законодательству, наделение именно ОУМИ администрации Краснобаковского района исключительными правами по распоряжению имуществом Краснобаковского района не нашло своего подтверждения.
В результате проверки довода административного истца о необязательности издания отдельного ненормативного акта для расторжения договора безвозмездного пользования судом установлено следующее.
Статья 699 ГК РФ предусматривает, что каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Пунктом 3 рассматриваемой статьи определено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. Пункт 2 ст. 453 ГК РФ предусматривает, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Согласно ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. В соответствии с п. 1 ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме.
Действующее законодательство не предусматривает необходимости в издании отдельного ненормативного акта для расторжения договора между публичными образованиями и юридическими лицами, однако это не запрещается законодателем, оспариваемое постановление издано в рамках административного регулирования для возложения обязанности на ОУМИ и Управление финансов, которые являются отделами администрации Краснобаковского района.
В ходе рассмотрения довода о незаконности п. 3 оспариваемого постановления администрации Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в части понуждения к заключению договора безвозмездного пользования на нежилые помещения суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Устава Краснобаковского района Нижегородской области Управление финансов входит в структуру Администрации района.
В силу ч. 2 ст. 33 Устава Краснобаковского района Нижегородской области на момент издания оспариваемого постановления Администрацией района руководил глава Администрации на принципах единоначалия.
Согласно п. 1.3 Положения об управлении финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области, утвержденного решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, Управление входит в структуру администрации Краснобаковского района.
Таким образом, Управление финансов является структурным подразделением администрации Краснобаковского района и подчиняется постановлениям администрации Краснобаковского района исходя из положений Устава Краснобаковского района в рамках административного регулирования.
Согласно пояснениям в судебном заседании представителя административного истца на момент издания оспариваемого Постановления начальник управления занимал два кабинета №, также отдельный кабинет занимал его заместитель. На момент рассмотрения настоящего административного дела начальник управления финансов продолжает занимать спорные кабинеты.
Из экспликации к поэтажному плану строения инвентаризационного плана здания администрации Краснобаковского района Нижегородской области, расположенного в <адрес> следует, что на третьем этаже здания находятся кабинеты с номерами с 96 по 125,
Согласно письму начальника управления финансов администрации Краснобаковского района от ДД.ММ.ГГГГ на имя о.и. главы администрации Краснобаковского района начальник управления сообщает о попытке проникновения в его служебный кабинет, где хранятся его электронная подпись на осуществление операций с единых счетов районного бюджета и бюджетов поселений, а также электронная подпись по работе в системе электронного документооборота Нижегородской области, и поясняет, что с момента выхода его из отпуска у заместителя начальника управления финансов не будет права подписи на осуществление операций с единых счетов районного бюджета и бюджетов поселений (т.2 л.д. 79). Также начальником управления финансов администрации района ДД.ММ.ГГГГ направлено заявление на имя начальника МО МВД России «Краснобаковский» аналогичного содержания, зарегистрировано в КУСП за номером № (т. 2 л.д. 81).
В соответствии с постановлением старшего следователя СО МО МВД РФ «Краснобаковский» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки по заявлению начальника управления финансов администрации Краснобаковского района ФИО7 по факту попытки взлома и проникновения в его кабинет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. начальник управления ФИО7 находился в отпуске, ДД.ММ.ГГГГ была произведена замена личинки замка первой двери его кабинета, ключи переданы балансодержателю, вторая дверь в кабинет взломана не была, ДД.ММ.ГГГГ начальник управления не смог попасть в свой кабинет, ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра кабинета №№ установлено, что из кабинета ничего не пропало (т.2 л.д. 70-72).
В судебном заседании по ходатайству представителя административного истца ФИО7 была приобщена на флеш-носителе и просмотрена видеозапись, произведенная сотрудником управления финансов ФИО4ДД.ММ.ГГГГ на принадлежащий ей сотовый телефон (т. 2 л.д. 69, 126). На записи зафиксированы действия мужчины, открывающего при помощи шуроповерта дверь, за которой находится еще одна дверь. Открыв первую дверь, мужчина уходит, вторая дверь остается закрытой.
Согласно показаниям опрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей по ходатайству представителя административного истца работников управления финансов администрации района ФИО4, ФИО5 и ФИО6 кабинет начальника управления вскрывали ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного заседания установлено, что в кабинет начальника управления финансов в его отсутствие никто не входил, одна из входных дверей в его кабинет оставалась запертой, полномочия руководителя финансового органа на время его нахождения в отпуске в указанный период исполнял его заместитель, у которого имеется собственный кабинет и необходимые электронные подписи, на момент замены замка в первой двери кабинета начальника управления финансов наступил срок исполнения, установленный п. 2 оспариваемого Постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ по освобождению помещений №, 98.
Положение о комиссии по принудительному освобождению нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении Администрации Краснобаковского района, утвержденное Постановлением Администрации Краснобаковского района от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.2 л.д. 109-111), издано позднее, чем произведено вскрытие одной из входных дверей в кабинет начальника Управления финансов администрации района.
ДД.ММ.ГГГГ ОУМИ администрации Краснобаковского района в Управление финансов администрации района было направлено уведомление об отказе от договора № безвозмездного пользования зданием (помещением) от ДД.ММ.ГГГГ, о прекращении указанного договора с ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 73).
Оценивая Положение о комиссии по принудительному освобождению нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении Администрации Краснобаковского района, утвержденное Постановлением Администрации Краснобаковского района от ДД.ММ.ГГГГ№, а также уведомление ОУМИ от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что принятие Положения и направление уведомления вызвано неисполнением оспариваемого Постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ начальник управления финансов администрации Краснобаковского района ФИО7 получил поручение о предоставлении письменных объяснений по целевому использованию служебного помещения №, отказавшись подписать экземпляр о получении указанного поручения (т.2. л.д. 83-84).
Оценивая доводы административного истца о том, что изъятие помещений у Управления нарушает статью 154 Бюджетного ФИО8, в соответствии которой исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета, исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, а также что администрация района для реализации функций Управления должна обеспечить Управление необходимым имуществом и помещениями для организации рабочих мест, и не принимать решения, которые могут негативно отразиться на организации работы финоргана и его работников, суд не находит доказательств о наличии препятствий для исполнения ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации Управлением финансов, а также доказательств того, что изъятие части помещений у Управления финансов администрации района приведет к необеспечению надлежащих условий работы работникам финансового органа.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление управления финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области о признании незаконным постановления администрации Краснобаковского района Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об отказе от договора безвозмездного пользования», признании незаконными действий главы администрации Краснобаковского района Нижегородской области по принятию решения об изъятии помещений у управления финансов администрации Краснобаковского района, признании незаконными действий администрации Краснобаковского района Нижегородской области по организации и совершению умышленных действий по препятствованию доступа управления финансов администрации Краснобаковского района в кабинеты № предметом договора безвозмездного пользования, с ДД.ММ.ГГГГ включительно оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Ионова