Дело № 2а-2613/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Озаевой О.В.,
при секретаре Лесиной А.И.,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика УФССП России по Волгоградской области по доверенности ФИО2, административного ответчика судебного пристава-исполнителя ФИО3,
«26» ноября 2018 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к заместителю начальника Красноармейского РО УФССП России по Волгоградской области ФИО5, УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю ФИО3 о признании незаконным постановления об отказе в снижении размера ежемесячных удержаний из пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника Красноармейского РО УФССП России по Волгоградской области ФИО5, УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю ФИО3 о признании незаконным постановления об отказе в снижении размера ежемесячных удержаний из пенсии.
В обоснование административного иска указано, что 04 октября 2018 года ФИО4 обратилась с заявлением в Красноармейский РО УФССП России по Волгоградской области о снижении размера удержаний по исполнительным документам с 50% до 10%, обосновав трудным материальным положением, наличием дохода только в виде незначительной пенсии.
Постановлением об отказе в удовлетворении ходатайства от 11 октября 2018 года, полученным ФИО4 20 октября 2018 года, в ходатайстве об установлении минимального процента удержаний из пенсии в размере не более 10% отказано, при этом, мотивы принятого решения в указанном постановлении отсутствуют.
Считает указанный ответ не соответствующим требованиям закона, поскольку при отказе не были учтены конкретные обстоятельства дела, а именно, что является ли ее пенсия единственным источником существования и после удержания платежей обеспечены ли должнику условия, необходимые для его нормального существования, каков на момент принятия оспариваемого решения размер прожиточного минимума по Волгоградской области для различных категорий граждан и соответствует ли она этим категориям граждан. Указанные обстоятельства и явились основанием для обращения с административным иском в суд.
В судебное заседание административный истец ФИО4 не явилась, доверив представление своих интересов представителю по доверенности ФИО1, которая в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика - УФССП России по Волгоградской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что в Красноармейском РО УФССП России по Волгоградской области в отношении должника ФИО4 возбуждено пять исполнительных производств, удержания происходят в размере 50%. Считает, что в снижении размера удержания денежных средств ФИО4 отказано правомерно, поскольку оснований для их снижения не имеется. В связи с чем просила в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ФИО3 возражала по заявленным требованиям, считая, что оснований для их удовлетворения не имеется, указав, что в рамках исполнительных производств ею совершаются достаточные действия, применяются необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительных документов. В настоящее время постановление об отмене обращения взыскания направлено в банк.
Административный ответчик - заместитель начальника Красноармейского РО УФССП России по Волгоградской области ФИО5, извещенный о месте, времени и дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Заявлений, возражений суду не представил.
Представитель заинтересованного лица - МИФНС России № 8 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, представив суду заявление о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 218 КАС РФ оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ст. 4 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Частью 1 ст. 12, статьей 13 Закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 36 ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Статьей 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнение является обращение взыскания на имущество должника, а также иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.
Нормами ст. 99 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ч. 2).
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (ч. 3).
В судебном заседании установлено, что в производстве судебного пристава-исполнителя Красноармейского РО УФССП РФ по Волгоградской области ФИО3 находится на исполнении сводное исполнительное производство № 3092/17/34039-СД, где предметом исполнения является взыскание денежных средств с ФИО4.
Из постановления об отказе в удовлетворении ходатайства заместителя начальника Красноармейского РО УФССП России по Волгоградской области ФИО5 от 11.10.2018г. следует, что ФИО4 отказано в удовлетворении жалобы об установлении минимального процента удержаний из пенсии.
Обосновывая заявленные требования, ФИО4 указывает, что не согласна с ответом заместителя начальника Красноармейского РО УФССП России по Волгоградской области ФИО5, которым ей отказано в снижении размера удержания с пенсии с 50% до 10%, так как при отказе не были учтены конкретные обстоятельства дела, а именно, что является ли ее пенсия единственным источником существования и после удержания платежей обеспечены ли должнику условия, необходимые для его нормального существования, каков на момент принятия оспариваемого решения размер прожиточного минимума по Волгоградской области для различных категорий граждан и соответствует ли она этим категориям граждан.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что само по себе отсутствие денежных средств у должника, достаточных для исполнения судебного акта, не освобождает его от исполнения судебного постановления и не является исключительным обстоятельством, на основании которого может быть предоставлена рассрочка исполнения решения суда.
Исполнительные действия судебного пристава-исполнителя были произведены в полном соответствии с требованиями Федерального закона "Об исполнительном производстве", в пределах полномочий предоставленных ему законом и являются необходимой и обоснованной мерой в ходе возбужденного в отношении должника исполнительного производства, совершены в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа.
Кроме того, уменьшение указанной суммы, в частности как просит заявитель до 10%, неизбежно приведет к тому, что исполнение указанных решений суда, и исполнительных документов, будет перенесено на неопределенное время, что не соответствует интересам взыскателей, и нарушает право взыскателя на исполнение решения суда о взыскании в его пользу денежных сумм в разумные сроки.
Более того, в Светлоярском районном отделе судебных приставов по Волгоградской области на исполнении находятся шесть исполнительных производств, где предметом исполнения является взыскание денежных средств с ФИО4, что не оспаривалось представителем административного истца в судебном заседании.
При этом, постановления об обращении взыскания на пенсию должника отменены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что удержания денежных средств из пенсии ФИО4 по сводному исполнительному производству в размере 50% производятся правомерно, и веских оснований, носящих исключительный характер, истцом суду не представлено, а потому заявленные требования о признании незаконным отказа в снижении размера ежемесячных удержаний из пенсии не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к заместителю начальника Красноармейского РО УФССП России по Волгоградской области ФИО5, УФССП России по Волгоградской области, судебному приставу-исполнителю ФИО3 о признании незаконным постановления об отказе в снижении размера ежемесячных удержаний из пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: О.В. Озаева
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2018 года.
Председательствующий: О.В. Озаева