НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноармейского районного суда (Самарская область) от 07.07.2021 № 2К-142/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2021 года с. Пестравка

Красноармейский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бачеровой Т.В.,

с участием представителя истца Коряковой Т.Д.,

с участием представителей ответчиков Уваровой Е.В., Писаревой О.А.,

при секретаре Бордюговской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2К-142/2021 по иску Полякова Ю.Ю. в лице представителя Коряковой Т.Д. к Администрации муниципального района Пестравский Самарской области, МКУ Отделу опеки, попечительства и демографии муниципального района Пестравский Самарской области, третьему лицу - Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании денежной компенсации за найм жилого помещения и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Поляков Ю.Ю. в лице представителя Коряковой Т.Д. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Пестравский Самарской области, МКУ Отделу опеки, попечительства и демографии муниципального района Пестравский Самарской области, третьему лицу - Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании денежной компенсации за найм жилого помещения и компенсации морального вреда, указав, что является ребенком-сиротой, в период с 01.09.2018 г. по 30.06.2020 г. обучался в ГБПОУ СО <данные изъяты> на очном бюджетном отделении; при учебном заведении не имелось общежития, в связи с чем он за свой счет снимал комнату, с выплатой ежемесячно наймодателю за комнату 7000 рублей, а всего за период обучения – в сумме 126000 руб. Обратившись к ответчику с вопросом о компенсации понесенных затрат за найм жилья, в компенсации было отказано. Считает, что бездействием органов местного самоуправления и органов опеки нарушены его права и законные интересы. Кроме того, в результате вышеизложенного Поляков Ю.Ю. испытал сильный стресс, ему причинены нравственные страдания. Просит суд с учетом уточнения, признать бездействие администрации муниципального района Пестравский Самарской области, отдела опеки, попечительства и демографии муниципального района Пестравский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по защите его прав и законных интересов – предоставление ежемесячной денежной выплаты за временное проживание по договору найма, незаконным, взыскать с ответчиков солидарно в пользу истца сумму компенсации за найм жилого помещения в размере 126000 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.

Представитель истца Корякова Т.Д. исковые требования Полякова Ю.Ю. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае необеспечения ребенка-сироты (Полякова Ю.Ю.) общежитием в период обучения, вопрос об оплате найма жилого помещения должен решаться администрацией МР Пестравский Самарской области совместно с органом опеки и попечительства.

Представитель ответчика администрации муниципального района Пестравский Уварова Е.В. в судебном заседании исковые требования Полякова Ю.Ю. не признала в полном объеме и показала, что 31.12.2015 г. Поляков Ю.Ю. был включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в целях предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; при этом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение данной категории жилыми помещениями осуществляется по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет. С момента достижения 18 лет, Поляков Ю.Ю. в администрацию МР Пестравский с заявлением о предоставлении жилого помещения не обращался, жилым помещением не обеспечен. В МР Пестравский отсутствует нормативный правовой акт, предусматривающий порядок денежной компенсации детям-сиротам за наем жилого помещения до предоставления им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Финансовая возможность по предоставлению денежной компенсации за найм жилья отсутствует. Каких-либо неимущественных прав Полякова Ю.Ю. не нарушено. В удовлетворении требований просит суд отказать.

Представитель ответчика - МКУ Отделу опеки, попечительства и демографии муниципального района Пестравский Самарской области – Писарева О.В. исковые требования Полякова Ю.Ю. не признала и показала, что МКУ Отдел опеки, попечительства и демографии муниципального района Пестравский Самарской области не является органом местного самоуправления, является муниципальным учреждением, собственных денежных средств не имеет, соответственно каких-либо прав на распоряжение денежными средствами не имеет. Дополнила также, что Поляков Ю.Ю. с каким-либо письменным заявлением о выплате соответствующих денежных средств не обращался, при этом доход Полякова Ю.Ю. составляет выше среднего прожиточного уровня, что позволяет ему снимать жилье. При этом при поступлении в образовательное учреждение Поляков Ю.Ю. был предупрежден об отсутствии общежития. Кроме того, соответствующего нормативно-правового акта, предусматривающего выплату указанной компенсации, в муниципальном районе Пестравский Самарской области, не имеется.

Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, ходатайство об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск необоснован и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Таким образом, с учетом приведенных положений процессуального закона именно на суд возлагается обязанность по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предмет доказывания определяется судом на основании требований и возражений сторон, а также норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.

Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

По правилам п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Согласно материалам дела, Поляков Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ Поляков Ю.Ю. воспитывался в приемной семье ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ., согласно постановлению администрации муниципального района Пестравский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела также следует, что Поляков Ю.Ю. обучался на бюджетном отделении в ГБПОУ <данные изъяты> на очном бюджетном отделении по профессии 19149 «Токарь» с 01.09.2018 г. (дата окончания обучения 30.06.2020 г.).

Информацией ГБПОУ <данные изъяты> подтверждается, что ввиду отсутствия общежития у образовательной организации, ГБПОУ <данные изъяты> не имело возможности предоставить Полякову Ю.Ю. место в общежитии, о чем он был проинформирован на момент поступления в учебное заведение.

Согласно материалам дела, Поляков Ю.Ю. в период обучения в указанном образовательном учреждении снимал по договору коммерческого найма с ФИО4, жилое помещение по <адрес> с оплатой 7000 рублей ежемесячно, а всего за весь период обучения – 126000 руб.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Поляков Ю.Ю. (его представитель) указал, что в силу ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вопрос об оплате найма жилого помещения должен решаться администрацией МР Пестравский Самарской области совместно с органом опеки и попечительства.

Однако, согласно ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантии, предусмотренные указанным Законом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, что опровергает вышеуказанные доводы истца и его представителя.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п.1 ст.8) закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Дополнительных гарантий в виде компенсации за съем (коммерческий найм) жилого помещения указанной категории граждан в период обучения в образовательном учреждении, данным законом не предусмотрено.

Кроме того, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение также устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ)

Согласно Закону Самарской области от 07.07.2005 №152-ГД (ред. от 07.06.2018) "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением органами исполнительной власти Самарской области, органами опеки и попечительства Самарской области полномочий в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указание на компенсацию за съем (коммерческий найм) жилого помещения указанной категории граждан в период обучения в образовательном учреждении, также не предусмотрено.

Таким образом, проанализировав указанные нормы материального права, суд считает, что законодательство, регулирующее спорные отношения не содержит норм о компенсации расходов Полякову Ю.Ю. на коммерческий найм жилья в период обучения по очной форме в бюджетном образовательном учреждении.

Согласно ст.3 Закона Самарской области №135-ГД от 28.12.2012 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительство указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Однако, решением Красноармейского районного суда Самарской области от 11.05.2021 г. исковые требования прокурора Пестравского района Самарской области в интересах Полякова Ю.Ю. удовлетворены, принято решение об обязании администрации муниципального района Пестравский Самарской области предоставить Полякову Ю.Ю., благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 33 кв.м., формируемого за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, после поступления субвенций из областного бюджета.

Согласно заявлению Полякова Ю.Ю. на имя прокурора Пестравского района (л.д.22), истец просил обратиться в суд с исковым заявлением в его интересах о взыскании с администрации муниципального района Пестравский Самарской области, органа опеки и попечительства муниципального района Пестравский Самарской области за наем жилого помещения.

Ответом зам.прокурора Пестравского района Писарева Е.А., в удовлетворении заявления Полякову Ю.Ю. отказано и данное заявление направлено главе муниципального района Пестравский для рассмотрения по существу.

Согласно ответу главы муниципального района Пестравский Самарской области от 27.04.2020 г. следует, что по причине дефицита местного бюджета, у администрации муниципального района Пестравский нет финансовой возможности для осуществления соответствующих полномочий по предоставлению денежной выплаты за временное проживание по договорам найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, как видно из представленных материалов дела и не отрицается сторонами, какого-либо нормативного правового акта, устанавливающего дополнительные меры социальнйо поддержки детям-сиротам в виде выплаты за наем жилого помещения, администрацией муниципального района Пестравский не принимался, в связи с чем суд считает, что обязанности к выплате испрашиваемой суммы у администрации муниципального района Пестравский, не было. Соответственно, оснований для признания бездействия администрации муниципального района Пестравский по невыплате данной суммы, у суда не имеется.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При этом на лицо, заявившее требование о взыскании убытков, возложена обязанность доказать: наступление вреда и его размер; неправомерность действий (бездействия) должностных лиц, наличие причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями должностных лиц.

Вместе с тем, совокупность вышеуказанных обстоятельств, влекущих взыскание с ответчиков убытков в виде расходов за коммерческий наем жилья, истцом не доказана и судом не установлена.

Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности совокупности элементов деликтной ответственности, необходимых в силу закона для возложения на ответчика ответственности по возмещению убытков, в виде расходов на коммерческий наем жилого помещения Полякову Ю.Ю.

Кроме того, как установлено судом, законодательством Самарской области не предусмотрено такой меры социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как компенсация расходов по найму жилого помещения. Соответствующего нормативно-правового акта не принято и на местном уровне. Более того, Согласно Уставу муниципального района Пестравский Самарской области, к вопросам местного значения муниципального района полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству не отнесены. Согласно п.6 ст.12 Данного Устава органы местного самоуправления муниципального района вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального района дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Таким образом, из указанного следует право муниципального района при наличии возможности устанавливать за счет средств бюджета муниципального района дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, а не обязанность.

Однако, как было установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, администрацией муниципального района Пестравский муниципальный нормативный правовой акт, предусматривающий дополнительные гарантии и порядок предоставления денежной компенсации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за коммерческий наем жилого помещения, до обеспечения их жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, не разрабатывался и не принимался. При этом, исходя из вышеизложенных норм права, разработка и принятие соответствующего нормативного правового акта (применительно к спорным правоотношениям) является правом органа местного самоуправления.

Таким образом, оснований для взыскания с ответчиков компенсации расходов за коммерческий найм жилого помещения, в силу вышеизложенного, не имеется, в связи с чем в удовлетворении данных требований суд считает необходимым Полякову Ю.Ю. отказать.

Поскольку вины ответчиков в непредоставлении испрашиваемой выплаты истцу судом не установлено, то в удовлетворении производного требования о взыскании компенсации морального вреда суд также считает необходимым отказать.

Увеличенные исковые требования о признании бездействия ответчика администрации муниципального района Пестравский Самарской области в части непринятия соответствующего нормативного правового акта, предусматривающего дополнительные гарантии и порядок предоставления денежной компенсации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за коммерческий наем жилого помещения, принятию судом не подлежат, в силу ст. 20 КАС РФ, по следующим основаниям.

По смыслу статьи 160 ЖК РФ, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Признаки, характеризующие нормативный правовой акт, издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. №50).

Согласно ст.20 ч.1 п.2 КАС РФ, требование о признании бездействия в невынесении нормативного правового акта, подсудно областному суду, следовательно, в соответствии со ст. 129 ч.1 п.2 КАС РФ, неподсудно суду общей юрисдикции.

Учитывая, что каких-либо прав и законных интересов Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области не затрагивается, суд считает необходимым исключить их из числа лиц, участвующих в деле.

По вышеизложенным основаниям, суд не может принять во внимание все иные доводы истца и его представителя.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Полякова Ю.Ю. в лице представителя Коряковой Т.Д. к Администрации муниципального района Пестравский Самарской области, МКУ Отделу опеки, попечительства и демографии муниципального района Пестравский Самарской области, третьему лицу - Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании бездействия администрации муниципального района Пестравский Самарской области, отдела опеки, попечительства и демографии муниципального района Пестравский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по защите его прав и законных интересов – предоставление ежемесячной денежной выплаты за временное проживание по договору найма, незаконным, взыскании с ответчиков солидарно в пользу истца суммы компенсации за найм жилого помещения в размере 126000 рублей и компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, то есть с 15.07.2021 г.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Бачерова Т.В.