Дело № 2а-314/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2021 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области к ФИО1 ФИО7 о взыскании задолженности по налогу, пени, штрафа,
У С ТА Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнений) о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 208 НК РФ, в размере 19500 рублей, штрафа в размере 4387 рублей 50 копеек, пени в размере 1536 рублей 77 копеек.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 представил налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2017 год с нарушением установленного законодательством срока представления налоговой декларации. Исчисленная налогоплательщиком сумма налога за 2017 год составляет 0 рублей. Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки №10337 от 26 декабря 2018 года. Учитывая смягчающее обстоятельство (пенсионный возраст налогоплательщика), размер штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации и неуплату суммы налога в результате занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2017 год уменьшен в 2 раза. Решением №1955 от 24 мая 2019 года ФИО1 привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 7559 рублей и по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 6047 рублей, доначислен налог на доходы физических лиц в размере 60472 рубля, пени в размере 4765 рублей 70 копеек. Апелляционная жалоба налогоплательщица УФНС России по Челябинской области оставлена без удовлетворения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия, с уточненными требованиями согласился, просил произвести зачет суммы оплаченной по отмененному судебному приказу госпошлины.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Категории налогоплательщиков, которые самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, поименованы в п. 1 ст. 228 НК РФ. В частности, к ним относятся физические лица, получившие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности (за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ).
Как предусмотрено п. 3 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом,
В силу п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (п. 2 ст. 217.1 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ (в редакции, действующей на момент вынесения налоговым органом решения от 24 мая 2019 года) в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с 24 января 2017 по 21 февраля 2017 года являлся собственником земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>.
Согласно договору купли-продажи от 17 февраля 2017 года, заключенному между ФИО1 (продавец) и ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (покупатели) продавец продал земельный участок и жилой дом покупателям (по ? доли каждому продавцу) за 463026 рублей.
Кадастровая стоимость жилого дома с КН № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 1158445 рублей 34 копейки, земельного участка с КН № – 720366 рублей 28 копеек.
Как установлено актом камеральной налоговой проверки № от 26 декабря 2018 года, доход от продажи жилого дома в соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ составил 810911 рублей 74 копейки (1158445,34х0,7), земельного участка – 504256 рублей 40 копеек (720366,28х0,7). Общая сумма дохода от продажи жилого дома и земельного участка в соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ составила 1315158 рублей 14 копеек, что свидетельствует о занижении налогоплательщиком суммы дохода, полученной от продажи жилого дома и земельного участка на 852142 рубля 14 копеек (1315168,14-463026). Требованием №12-35/110778 от 01 октября 2018 года ФИО1 предлагалось внести соответствующие изменения и дополнения (сдать уточненную декларацию).
В связи с чем, по материалам рассмотрения материалов камеральной проверки Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области принято решение №1955 от 24 мая 2019 года, в соответствии с которым ФИО1 привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ (с учетом п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ) за неуплату НДФЛ за 2017 год в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 6047 рублей; п. 1 ст. 119 НК РФ (с учетом п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ) за непредоставление в установленный законодательством о налогам и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган в виде штрафа в размере 7559 рублей. Кроме того, в указанном решении налогоплательщику начислены НДФЛ за 2017 год в размере 60472 рубля, пени по НДФЛ – 4765 рублей 70 копеек.
23 августа 2019 года УФНС России по Челябинской области апелляционная жалоба ФИО1 на указанное выше решение оставлена без удовлетворения, утверждено решение Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области №1955 от 24 мая 2019 года.
Требованием №143102 от 10 октября 2019 года ФИО1 в срок до 30 октября 2019 года предложено оплатить указанную выше задолженность по налогу и пени (л.д. 8, 9).
Приведенные выше обстоятельства подтверждаются решением №1955 от 24 мая 2019 года Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области (л.д. 34-39), решением УФНС России по Челябинской области №16-07/004690 от 23 августа 2019 года (л.д. 30-33, 92-98), актом №10337 камеральной налоговой проверки от 26 декабря 2018 года (л.д. 43-47).
Судом также установлено, что решением Челябинского областного суда от 16 декабря 2019 года по административному делу №3а-175/2019 установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с КН 74:19:0406003:117, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. нагорный, ул. Урожайная, 1 в размере, равной е рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2015 года в размере 306000 рублей. Датой подачи заявления считать 09 октября 2019 года (л.д. 53-56).
В связи с чем, решением заместителя руководителя УФНС России по Челябинской области от 09 июня 2021 года №15-2-08/1/002712 решение Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области от 24 мая 2019 года №1955 о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено путем отмены в части штрафа в размере 9218 рублей 50 копеек, недоимки – 40972 рубля, пени - 3228 рублей 93 копейки.
Согласно ответу Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области от 11 июня 2021 года сумма дохода от продажи жилого дома, земельного участка в соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ составляет 718456 рублей 40 копеек (306000+720366,28)х0,7). Таким образом, сумма дохода от продажи жилого дома, земельного участка и квартиры за 2017 года - 1818456 рублей 40 копеек. ФИО1 имеет право на получение имущественного налогового вычета в связи с продажей жилого дома и земельного участка в размере 718456 рублей 40 копеек и на учет документально подтвержденных расходов на приобретение квартиры в сумме 950000 рублей. Налоговая база составляет 150000 рублей (1818456,40-718456,40-950000), сумма налога составляет 19500 рублей (150000х13%). При применении налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ при вынесении решения от 24 мая 2019 года №1955 инспекцией установлены и учтены смягчающие ответственность обстоятельства в соответствии с п. 4 ст. 112, подп. 2.1. п. 1 ст. 112 НК РФ: 19500х20%/2=1950 рублей (по п. 1 ст. 119 НК РФ), 19500х5%х5мес./2=2437,50 рублей (по п. 1 ст. 122 НК РФ). Размер пени согласно ст. 75 НК РФ составляет 1536 рублей 77 копеек: с 17 июля 2018 по 16 сентября 2018 года = 19500 рублей (недоимка для пени) х 62 (количество дней просрочки) х 1/300 х 7,25% (ставка рефинансирования ЦБ РФ) = 292,22 рублей; с 17 сентября 2018 по 16 декабря 2018 года = 19500 рублей (недоимка для пени) х 91 (количество дней просрочки) х 1/300 х 7,5% (ставка рефинансирования ЦБ РФ) = 443,60 рублей; с 17 декабря 2018 по 24 мая 2019 года = 19500 рублей (недоимка для пени) х 159 (количество дней просрочки) х 1/300 х 7,75% (ставка рефинансирования ЦБ РФ) = 800,95 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 суммы задолженности по налогам и пени в общем размере 80889 рублей 30 копеек, административный истец обратился 20 апреля 2020 года, то есть в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения по требованию №143102 от 10 октября 2019 года. По заявлению должника мировым судьей судебного участка №2 Красноармейского района Челябинской области 28 августа 2020 года судебный приказ был отменен. С настоящим иском административный истец обратился 04 февраля 2021 года, то есть в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
В связи с чем, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
С учетом изложенного выше, принимая во внимание, что срок на принудительное взыскание с ФИО1 задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 208 НК РФ в размере 19500 рублей, штрафа в размере 4387 рублей 50 копеек, пени в размере 1536 рублей 77 копеек, не пропущен, доказательств уплаты испрашиваемой задолженности не имеется, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.
С учетом размера удовлетворенных требований в сумме 25424 рубля 27 копеек, размер подлежащей взысканию с административного ответчика госпошлины составляет 962 рубля 73 копейки.
Вместе с тем, согласно судебному приказу №2а-1368/2020 от 20 апреля 2020 года, с ФИО1 в доход местного бюджета в размере 1313 рублей 34 копейки.
20 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем Красноармейского РОСП возбуждено исполнительное производство №33169/20/74048-ИП, предметом исполнения которого является присужденная судом госпошлина в размере 1313 рублей 34 копейки.
04 августа 2020 года указанная госпошлина взыскана с ФИО1 и зачислена на депозит Красноармейского РОСП, что подтверждается инкассовым поручением №5933, а 07 августа 2020 года на основании платежного поручения №451945 перечислена на счет УФК по Челябинской области (получатель Межрайонная ИФНС России №10 по Челябинской области).
В связи с чем, с учетом оплаты административным ответчиком госпошлины в большем размере, чем необходимо с учетом удовлетворенных исковых требований, оснований для взыскания с ФИО1 госпошлины в размере 962 рубля 73 копейки не имеется.
Согласно п. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 114, 175 - 180, 291 - 294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области с ФИО1 ФИО8, проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 208 НК РФ в размере 19500 рублей, штрафа в размере 4387 рублей 50 копеек, пени в размере 1536 рублей 77 копеек, а всего 25424 рубля 27 копеек.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий О.С. Бутакова