Дело № 2а-270/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Крапивинский
Крапивинский районный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Прокудиной С.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление прокурора Крапивинского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» в лице директора Шурыгина О.И. о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Крапивинского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» в лице директора Шурыгина О.И. о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия.
Требования мотивирует тем, что прокуратурой Крапивинского района на основании поступившего обращения начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Крапивинскому району Экова Л.А. проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
По результатам проведенной проверки установлено, что на территории Крапивинского сельского поселения Крапивинского муниципального района Кемеровской области расположено муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Крапивинская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья», находящаяся по адресу: …
В ходе проверки установлено, что вблизи указанной образовательной организации, на проезжей части отсутствуют пешеходные тротуары (дорожки), а также на пешеходном переходе отсутствуют: уличное освещение, искусственные неровности, светофор Т-7 и пешеходные ограждения перильного типа.
Проведенной проверкой установлено также, что участок автодороги «Панфилово-Крапивинский-Каменный», расположенной в поселке Каменный…., вблизи образовательной организации МКОУ «Крапивинская ОШИ» находится в собственности ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса». Таким образом, в силу положений ст. 12, 13 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обустройству вышеуказанного участка автодороги возложена именно на ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса».
Дорога, расположенная на ул. Мира, проходящая через населенный пункт - пос. Каменный, вблизи образовательной организации, имеет твердое дорожное покрытие, на которое согласно п. 4.5.1.1., 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 должны быть установлены пешеходные дорожки (тротуар).
Согласно п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, пешеходный переход должен быть оборудован, в том числе, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.
Проверкой установлено, что пешеходный переход, находящийся вблизи образовательной организации не оборудован стационарным наружным освещением, а также участок автомобильной дороги (км. 6+190-км. 6+500), проходящий по населенному пункту-пос. Каменный Крапивинского сельского поселения, не оборудован стационарным электрическим освещением.
Согласно п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
Проверкой установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у нерегулируемого наземного пешеходного перехода, рассоложенного вблизи образовательной организации МКОУ «Крапивинская ОШИ» не установлены.
В соответствии с п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004, светофоры Т7применяют в случаях, если пешеходный переход расположен ан дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.
Проверкой установлено, что зона пешеходного перехода, рассоложенного вдоль детского образовательного учреждения (участок км. 6 +162) не оборудован светофором Т7.
Согласно п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10-15 м. до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждения.
Проведенная проверка показала, что в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 вблизи МКОУ «Крапивинская ОШИ» отсутствуют искусственные неровности.
Таким образом, в ходе проверки пешеходного перехода вблизи МКОУ «Крапивинская ОШИ», расположенной по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный, …, выявлены следующие нарушения требований национальных стандартов ГОСТ: - отсутствуют ограждения перильного типа, что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004; - при существующем пешеходном переходе отсутствует светофор Т7, что является нарушением п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004; - отсутствуют пешеходные дорожки, в нарушение п. 4.5.1.1., 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007; пешеходный переход, находящийся вблизи образовательной организации, не оборудован стационарным наружным освещением, в нарушение п. 4.5.2.4 ГОСТ 52766-2007; - участок автомобильной дороги (км. 6+190-км. 6+500), проходящий по населенному пункту-пос. Каменный Крапивинского сельского поселения, не оборудован стационарным электрическим освещением, в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007; - отсутствуют искусственные неровности, в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006.
Таким образом, по результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных норм, ГКУ КО «Дирекцией автомобильных дорог Кузбасса» не обеспечено надлежащее оснащение пешеходного перехода вблизи образовательной организации МКОУ «Крапивинская ОШИ».
В связи с выявленными нарушениями, …. г. и … г. ОГИБДД Отдела МВД России по Крапивинскому району в адрес Государственного казенного учреждения Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» было вынесено представление от …г., а также направлен акт о выявленных недостатках от … г. Согласно поступивших из дирекции автомобильных дорог ответов, представление и акт выявленных недостатков признаны обоснованными, однако, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Длительное бездействие ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», выразившееся в неприятии мер к организации обеспечения безопасности дорожного движения вблизи образовательной организаций ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних участников дорожного движения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Прокурору о бездействии ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» стало известно … г. при поступлении в прокуратуру района обращения начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Крапивинскому району Экова Л.А.
Просят признать незаконным бездействие ГКУ КО «Дирекция
автомобильных дорог Кузбасса», выразившееся в непринятии мер к
обустройству пешеходного перехода вблизи образовательной организации МКОУ «Крапивинская ОШИ», расположенной по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный, ул. Мира, 44, пешеходными ограждениями, пешеходными дорожками (тротуарами), светофором Т7, искусственными неровностями, наружным освещением, а также оборудованию участка автомобильной дороги (км. 6+190-км. 6+500), проходящего по населенному пункту-пос. Каменный Крапивинского сельского поселения, стационарным электрическим освещением. Обязать ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса»: - установить на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т7 вблизи образовательной организации МКОУ «Крапивинская ОШИ», расположенной по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный …, на участке 6+162;- установить с обеих сторон дороги, проходящей вдоль детского образовательного учреждения, расположенного по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный …, пешеходные ограждения перильного типа, на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода; - обустроить вблизи образовательной организации -МКОУ «Крапивинская ОШИ», расположенной по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный …, пешеходные дорожки (тротуары) с обеих сторон автомобильной дороги; - установить искусственные неровности на расстоянии за 10-15 м. до наземного нерегулируемого перехода, находящегося у детского учреждения МКОУ «Крапивинская ОШИ», расположенного по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный ул. Мира, 44; - оборудовать пешеходный переход, находящийся вблизи образовательной организации МКОУ «Крапивинская ОШИ», расположенной по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный …, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников); - оборудовать участок автомобильной дороги (км. 6+190 - км. 6+500), проходящий по населенному пункту - пос. Каменный Крапивинского сельского поселения, стационарным электрическим освещением, установив ответчику срок для исполнения решения суда.
Изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Представитель административного ответчика - директор ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» О.И. Шурыгин предоставил письменный отзыв, согласно которого, автомобильная дорога Панфилово-Крапивинский-Каменный включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, утвержденный постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2018 г. № 24 (идентификационный номер 32 011 РЗ К-75).
Согласно статье 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 08.1 1.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Автомобильная дорога Панфилово-Крапивинский-Каменный является собственностью Кемеровской области. В связи с этим утверждение, содержащееся в административном исковом заявлении прокурора Крапивинского района, о том, что дорога находится в собственности Дирекции, является ошибочным. Дирекция не является ни собственником, ни владельцем автомобильной дороги Панфилово-Крапивинский-Каменный. Дирекция -государственное учреждение. Единственным возможным вариантом для Дирекции стать владельцем автомобильной дороги является случай, если автомобильная дорога будет принадлежать Дирекции на вещном праве - нраве оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество (каковым является автомобильная дорога) возникает с момента его государственной регистрации.
Доказательства, подтверждающие, что Дирекция является владельцем автомобильной дороги, отсутствуют.
2) Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2017 г. № 443-ФЭ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организация дорожного движения - деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» принципами стандартизации являются добровольность применения документов по стандартизации, а также обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 г. № 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
В административном исковом заявлении в части отсутствия искусственных неровностей указывается на нарушение со стороны Дирекции пункта 6.2. ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».
Однако в перечне обязательных документов по стандартизации указано, что применению подлежат только отдельные пункты раздела 4 ГОСТ Р 52605-2006, но не пункт 6.2.
Следовательно, нарушение пункта 6.2. ГОСТ Р 52605-2006 не может быть квалифицировано как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности.
3) Программой по повышению безопасности дорожного движения на период 2017 - 2025 г.г. на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, утвержденной Заместителем Губернатора Кемеровской области 02.06.2017 (выкопировка прилагается), обустройство интеллектуальных пешеходных переходов на автомобильной дороге Панфилово - Крапивинский - Каменный, км 6+207, км 6+557, запланировано на 2020 год.
Обустройство интеллектуального пешеходного перехода на автомобильной дороге Панфилово - Крапивинский - Каменный, км 6+162, также запланировано на 2020 год (программа обустройства пешеходных переходов интеллектуальной системой регулирования движения. План 2019 - 20121 г.
Устройство наружного освещения на автомобильной дороге Панфилово - Крапивинский - Каменный, км 5+460 - 6+500, в п. Каменный, включено в перспективную программу по устройству наружного освещения на автомобильных дорогах Кемеровской области.
Пешеходные ограждения перильного типа и пешеходные тротуары (дорожки) могут быть обустроены до сентября 2020 года, так как на строительный сезон 2019 года данные работы не запланированы, а в зимнее время они не могут выполняться по технологии производства работ.
Кроме того, в связи с тем, что пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна, данные виды работ относятся к работам по капитальному ремонту, следовательно, требуется разработка проекта и дополнительный отвод земли.
В связи с поданным отзывом на административный иск, прокурор Крапивинского района представил заключение, в соответствии с которым, довод административного ответчика относительно того факта, что пункт 6.2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52605- 2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» носит не обязательный, а рекомендательный характер, считаю несостоятельным, поскольку указанным выше ГОСТом предусмотрена необходимость установки искусственных неровностей возле образовательных учреждений в качестве обязательного требования.
Кроме того, довод административного ответчика относительного того факта, что автомобильная дорога Панфилово-Крапивинский -Каменный является собственностью Кемеровской области и не принадлежит Дирекции автомобильных дорог также является несостоятельными ввиду следующего. 18.12.2017 г. между Дирекцией автомобильных дорог, выступающей в заказчиком и ООО «Крапивиноавтодор» (подрядчик) был заключен государственный контракт № 70 Э на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в Крапивинском районе на срок до 31.12.2019 г. Перечень автодорог, являющихся предметов контакта указан в приложении № 2. Исследовав приложение № 2, прокуратурой района установлено, что автодорога Панфилово-Крапивинский -Каменный также является предметом настоящего контракта. В связи с чем, автодорога Панфилово-Крапивинский -Каменный является собственностью Дирекции автомобильных дорог Кузбасса.
Учитывая, что бездействие ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» по содержанию автомобильных дорог в надлежащем состоянии негативно сказывается на безопасности дорожного движения, а именно снижении степени защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, и, как следствие, возникновение угрозы жизни и здоровью неопределённого круга лиц и особенно детей, указанные нарушения необходимо устранить в кратчайший срок, в связи с чем, просит установить срок для устранения выявленных нарушений - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», в качестве одной из основных задач данного закона определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства, путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статья 24 данного закона закрепляет, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам РФ.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве одной из основных задач данного закона определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 24 Федерального Закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепляет, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам РФ.
Согласно пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункта 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. "Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии со статьей 12 Федерального Закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 13 Федерального Закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 N 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В силу пунктов 4.5.1.1., 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при- односторонней застройке - с одной стороны.
Согласно пункту 4.5.2.4. ГОСТ 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован, в том числе, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В соответствии с пунктом 4.6.1.1. ГОСТ 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.
Кроме того, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 № 120-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Согласно пункта 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
В соответствии с пунктом 7.2.18. ГОСТ Р 52289-2004 светофоры Т.7 применяют в случаях если: пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений.
Кроме того, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 № 295-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства- организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».
Согласно пункта 6.2. ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают за 10-15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Судом установлено, что участок автомобильной дороги «Панфилово-Крапивнский-Каменный», проходящая по улице … в пос. Каменный Крапивинского района Кемеровской области, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, утвержденный постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2018 г. № 24.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Отделом МВД России по Крапивинскому району в 2017 г. - 2019 г. произведено обследование улично-дорожной сети п. Каменный Крапивинского муниципального района вблизи образовательного учреждения «Крапивинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
По результатам проведенной проверки 17.04.2019 г. составлен акт, согласно которому на участке автодороги «Панфилово-Крапивинский- Каменный» 6 км. +190 м. - 6 км. +500 м.) отсутствуют пешеходные дорожки (тротуар) от корпуса № 1 до корпуса № 2, недостаточное освещение, на пешеходном переходе отсутствуют искусственные неровности, пешеходные ограждения перильного типа, светофор Т7, пешеходные дорожки (тротуар) (л.д. 14).
В адрес ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» было направлено 26.04.2017 г. представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. Получен ответ от 22.05.2017 г. № 1603-0/9, согласно которого в настоящее время Дирекцией разработаны долгосрочные программы: «По устройству искусственного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, проходящих через населенные пункты» и «Обустройство пешеходных переходов, расположенных на сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся близи детских учреждений», которые включают устройство освещения, интеллектуальных транспортных систем регулирования движения, подходов к пешеходным переходам с двух сторон и пешеходного ограждения. Участок автомобильной дороги «Панфилово - Крапивинский» - Каменный, к.м 7 внесен в обе программы.
В результате сокращения в 2017 году (с 88 % до 61,7 %) норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, произошло значительное сокращение объемов бюджетных ассигнований территориальных дорожных фондов, которые формируются в основном за счет данного налогового дохода. Кроме этого, в 2017 году не планируется предоставление субъектам Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства.
Данные изменения привели к уменьшению объемов финансирования дорожного хозяйства Кемеровской области в текущем году еще на 25 %. Поэтому, дополнительно включить устройство электроосвещения и тротуаров на автомобильной дороге «Панфилово - Крапивинский» - Каменный, в границах населенного пункта Каменный, в Перечень мероприятий по содержанию и развитию автомобильных дорог Кемеровской области на 2017- 2019 г.г. не представляется возможным. При формировании программы дорожных работ на последующие годы, и при наличии финансовых средств, эти работы будут выполнены. До 31.05.2017 г. на пешеходном переходе у спального корпуса школы- интерната, расположенном на автомобильной дороге «Панфилово - Крапивинский» Каменный, км 6+162, будут обновлены дорожные знаки инд. 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», устроенные на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Для повышения безопасности детей вся разметка на этой дороге в текущем году будет выполнена краской с применением стеклошариков, а до начала нового учебного года разметка инд. 1.14.1 и инд. 1.24.1 будет повторно нанесена долговечным материалом (двухкомпонентным холодным пластиком). Кроме того, разметка инд. 1.14.1 будет выполняться бело-желтого цвета и дополнительно на покрытии будет нанесена надпись «Дети». Устройство искусственных неровностей в соответствии с п. 6.1 ГОСТ Р 52606-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности» возможно только на участках дорог с искусственным освещением. Существующее освещение не обеспечивает достаточную освещенность пешеходного перехода, поэтому устройство искусственных неровностей на данном участке в настоящее время невозможно. В 2019 году, при наличии финансирования, в плановом порядке на этом участке будет выполнена установка элементов интеллектуальной транспортной системы регулирования движения на пешеходном переходе, включая автономный транспортный светофорный объект Т-7 (л.д. 12-13).
Согласно ответа ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» на акт от … г., замена наружного электроосвещения на автомобильной дороге «Панфилово-Крапивинский-Каменный», км. 6+190 - км. 6+500, включено в долгосрочную программу по устройству электроосвещения на участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты. На первоначальном этапе, до 2025 г., в обязательном порядке, необходимо осветить 53 участка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Кемеровской области с большой интенсивностью движения общей протяженностью более 115 км. Замена освещения в п. Каменный запланирована на 2026 г. Устройство тротуаров вдоль автомобильной дороги на этом участке включено в дополнительную программу по безопасности дорожного движения на 2023 г. Данный вопрос стоит на контроле в Дирекции, и, в случае дополнительного финансирования, работы будут выполнены ранее намеченных оков. Пешеходное ограждение перильного типа на пешеходном переходе будет устанавливаться одновременно со строительство тротуаров. Устройство искусственных неровностей в соответствии с п. 6.1 ГОСТ Р 52606-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности» возможно только на участках дорог с искусственным освещением. Существующее освещение не обеспечивает достаточную освещенность пешеходного перехода, поэтому устройство искусственных неровностей на данном участке в настоящее время невозможно. Работы по оборудованию пешеходного перехода интеллектуальной системой регулирования дорожного движения, включающей автономный транспортный светофорный объект Т-7 и дополнительное локальное освещение зоны пешеходного перехода на км 6+162, будут выполнены в 2020 г. в плановом порядке. Дополнительно сообщаем, что участок автомобильной дороги «Панфилово - Крапивинский» - Каменный», км. 6+500 - км. 6+670 не относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а является поселковой улицей, и всеми работами по нему должна заниматься администрация п. Каменный (л.д. 15-16).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 13 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Кроме того, ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с заявлением об отсрочке исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 218, ст. 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», в лице директора Шурыгина Ол.И. о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГКУ КО «Дирекция
автомобильных дорог Кузбасса», выразившееся в непринятии мер к
обустройству пешеходного перехода вблизи образовательной организации МКОУ «Крапивинская ОШИ», расположенной по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный, …
Обязать ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса»:
- установить на нерегулируемом пешеходном переходе светофор типа Т7 вблизи образовательной организации МКОУ «Крапивинская ОШИ», расположенной по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный …, на участке 6+162;
- установить с обеих сторон дороги, проходящей вдоль детского образовательного учреждения, расположенного по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный …, пешеходные ограждения перильного типа, на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода;
- обустроить вблизи образовательной организации -МКОУ «Крапивинская ОШИ», расположенной по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный …, пешеходные дорожки (тротуары) с обеих сторон автомобильной дороги;
- установить искусственные неровности на расстоянии за 10-15 м. до наземного нерегулируемого перехода, находящегося у детского учреждения МКОУ «Крапивинская ОШИ», расположенного по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный …;
- оборудовать пешеходный переход, находящийся вблизи образовательной организации МКОУ «Крапивинская ОШИ», расположенной по адресу: Крапивинский район, Крапивинское сельское поселение, пос. Каменный …, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников);
- оборудовать участок автомобильной дороги (км. 6+190 - км. 6+500), проходящий по населенному пункту - пос. Каменный Крапивинского сельского поселения, стационарным электрическим освещением,
установив административному ответчику срок для совершения указанных действий в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с положениями статьи 298 КАС РФ решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Прокудина С.А.