Дело № 2-356/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2013 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Огородниковой Е.А.,
при секретаре Даниловой О.В.,
с участием заявителя И.,
должностного лица, действия которого обжалованы,- начальника отдела -главного бухгалтера администрации Козловского района Чувашской Республики П.,
ее представителя Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению И. об обжаловании бездействия должностного лица администрации Козловского района и устранении допущенного нарушения,
установил:
И. обратился в суд с заявлением о признании бездействия главного бухгалтера администрации Козловского района Чувашской Республики П. по не рассмотрению заявления И. о предоставлении единовременной выплаты и материальной помощи при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска от 14.05.2013г. и не даче на него ответа незаконным и возложении обязанности по рассмотрению указанного заявления и написанию на него ответа в течение трех дней с момента вступления в законную силу решения суда, указав в заявлении, что поданное им 14 мая 2013 года на имя главы администрации Козловского района о предоставлении единовременной выплаты и материальной помощи при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска заявление адресовано начальнику отдела бухгалтерского учета и общего обеспечения- главному бухгалтеру администрации Козловского района П., которая в нарушение пункта 1 статьи 10, пункта 1статьи 12 ФЗ от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ о результатах рассмотрения заявления не дала, тем самым нарушены его права, предусмотренные пунктом 2 статьи 23 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и гарантии, предусмотренные подпунктом 4 пункта 3.1, подпункта 5 пункта 3.4 трудового договора от 12 мая 2012 года.
27 августа 2013 года в суд поступило уточнение и дополнение И. к заявлению от 20.08.2013г., которым он просил суд признать незаконным действие главного бухгалтера администрации Козловского района Чувашской Республики П. по несвоевременному рассмотрению его заявления о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска от 14.05.2013г. с указанием на то, что ответ на свое заявление от 14.05.2013г. о предоставлении единовременной выплаты и материальной помощи ему дан 23.08.2013г., то есть с нарушением сроков, предусмотренных Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Заявитель И. на судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении, в уточнении и дополнении к заявлению и в дополнении заявления основаниям, считал, что действиями главного бухгалтера администрации района П., которая письменный немотивированный ответ на его письменное обращение от 14 мая 2013 года дала только 23 августа 2013 года, нарушены его личные конституционные права, предусмотренные пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации. Не оспаривал наличие между ним и администрацией Козловского района трудовых правоотношений, но в связи с тем, что предоставление материальной помощи Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, и материальная помощь предоставляется на основании законодательства о муниципальной службе и Решения Собрания депутатов Козловского района, считал, что его заявление от 14 мая 2013 года должно рассматриваться в рамках ФЗ №59- ФЗ от 02.05.2006г. и в соответствии с главой 25 ГПК РФ. Пояснил, что в производстве Козловского районного суда в стадии рассмотрения имеются гражданские дела по его искам о взыскании с работодателя суммы материальной помощи, что заявление 14.05.2013г. он написал как гражданин, а не как работник администрации района, что с приказом о предоставлении очередного отпуска, содержащим пункт о единовременной выплате к отпуску он ознакомился еще до ухода в очередной отпуск, что отпускные на его банковскую карту поступили 15-16 мая 2013 года. На ходатайство должностного лица П. о применении положений статьи 256 ГПК РФ и отказе в удовлетворении заявления в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд пояснил, что суд не вправе в стадии рассмотрения дела по существу рассматривать такое ходатайство о пропуске срока.
Должностное лицо, действия которого обжалованы,- начальник отдела- главный бухгалтер администрации Козловского района Чувашской Республики П. на судебном заседании заявление И. считала необоснованным в связи с тем, что ее должностной инструкцией не предусмотрена обязанность по рассмотрению писем и заявлений граждан и дача на них письменных ответов, но несмотря на это, после получения информации об обращении И. с иском в суд о взыскании с администрации денежных сумм она 23 августа 2013 года по своей инициативе написала И. ответ на заявление от 14.05.2013г. Также пояснила, что заявление Никитина И.Н. от 14 мая 2013 года, адресованное главе администрации района, ей передали 15 мая 2013 года, после чего она устно объяснила И. причину невыплаты материальной помощи, что оказание материальной помощи работнику районной администрации является правом, а не обязанностью работодателя, и выплачивается только при наличии средств, выделенных на оплаты труда, единовременная же выплата, предусмотренная трудовым договором, И. начислена и выплачена вместе с отпускными. Считала, что заявление И. от 14 мая 2013 года районной администрацией фактически рассмотрено 15 мая 2013 года путем перечисления денег на его банковскую карту, а письменный ответ дан 23.08.2013г. после обращения И. с иском в суд. Просила суд применить последствия пропуска без уважительных причин трехмесячного срока, о чем представила письменное заявление.
Ее представитель Ю. на судебном заседании заявление И. считал необоснованным, подлежащим оставлению без удовлетворения в связи с тем, что на обращение И. от 14 мая 2013 года главным бухгалтером администрации Козловского района, несмотря на то, что на заявление И. о предоставлении единовременной денежной выплаты и материальной помощи действия ФЗ от 02.05.2006г. №59-ФЗ не распространяются, письменный ответ заявителю вручен 23 августа 2013 года, о результатах рассмотрения заявления И. стало известно еще 13 мая 2013 года после перечисления отпускных выплат на банковскую карту, потому в соответствии со ст. 256 ГПК РФ просил суд отказать И. в удовлетворении заявления в связи с пропуском установленного срока для обращения в суд без уважительных причин.
Согласно трудовому договору <число> от <дата>, заключенному администрацией Козловского района в лице главы администрации Козловского района К. и И., И. назначен на должность муниципальной службы ведущего специалиста- эксперта юриста отдела организационной работы администрации Козловского района Чувашской Республики.
Согласно подпункту 4 пункта 3.1 договора муниципальный служащий имеет право на своевременную и в полном объеме выплату денежного содержания.
Как следует из расчета ежегодного оплачиваемого отпуска с 16.05.2013г. по 15.06.2013г., начисленной суммы единовременной выплаты, заявки на кассовый расход от 13 мая 2013 года, И. на банковский счет для зачисления на счета МБК 13 мая 2013 года перечислены отпускные за май 2013 года в размере 11951 руб.
14 мая 2013 года И. обратился на имя Главы администрации Козловского района с письменным заявлением о предоставлении единовременной выплаты и выплаты материальной помощи в размере трех должностных окладов согласно дополнительному соглашению от <дата><число> к трудовому договору от <дата><число>.
Дополнительным соглашением <число> от <дата> об изменении трудового договора <число> от <дата> внесены изменения часть 4.4. раздела 4 трудового договора, и работнику установлено денежное вознаграждение, состоящее из должностного оклада, надбавки за выслугу лет, доплаты за сложность, ежемесячного денежного поощрения и доплаты за классный чин.
Письмом №03121-1818 от 23.08.2013г. начальник отдела- главный бухгалтер П. пояснила И. о том, что единовременная выплата в размере одного должностного оклада в сумме 3621,00 рублей начислена на основании распоряжения №52-К от 23.04.2013г. в мае месяце 2013 года к ежегодному отпуску и перечислено на счет И. на кассовый расход №950 от 13 мая 2013года, что материальная помощь муниципальным служащим выплачивается в пределах фонда оплаты труда, предусмотренных для муниципальных служащих, что в смете расходов администрации Козловского района на 2013 года лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренных на фонд оплаты труда, не позволяют выделять материальную помощь муниципальным работникам администрации.
Судом исследована должностная инструкция начальника отдела бухгалтерского учета и общего обеспечения, согласно которому в своей деятельности начальник отдела руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Главы Чувашской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Кабинета Министров Чувашской Республики, распоряжениями Администрации Главы Чувашской Республики, решениями Собрания депутатов Козловского района Чувашской Республики, Уставом Козловского района, инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом Минфина РФ от 21.12.2012г. №171н, «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ», Федеральным законом от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановлениями распоряжениями администрации Козловского района, положением об отделе и настоящей должностной инструкцией. На основании пункта 2.1.3 должностной инструкции начальник отдела обязан обеспечивать в пределах своих полномочий соблюдение, защиту прав и законных интересов граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ Законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно части 1 статьи 11Федерального закона №59-ФЗ в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
В соответствии со статьей 5, частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона гражданин вправе получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Исходя из содержания статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, которой определены понятия терминов, используемых для целей данного закона, обращением гражданина являются направленные в государственный орган или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба. При этом предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов и должностных лиц, либо критика их деятельности; жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в заявлении от 14 мая 2013 года на имя главы администрации Козловского района И. просил произвести выплаты, предусмотренные трудовым договором и дополнительным соглашением к нему, законодательством о муниципальной службе, а потому суд приходит к выводу о том, что заявление И. от 14 мая 2013 года не относится к категорий обращений к должностному лицу, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и не подлежит рассмотрению по нормам указанного Федерального закона, поскольку налицо возникшие между работодателем и работником трудовые отношения.
В силу статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся, в частности, акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Согласно пункту 28 вышеназванного Постановления, исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу ст. 254, 258 ГПК РФ, защите в судебном порядке подлежит нарушенное право гражданина; действия (бездействие) может быть признано незаконным в случае, если таким действием (бездействием) нарушаются права и интересы лица, обратившегося за защитой своих прав.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено, что ведущему специалисту- эксперту юристу отдела организационной работы администрации Козловского района Чувашской Республики И. распоряжением главы администрации Козловского района от 23 апреля 2013 года предоставлен очередной отпуск на период с 16 мая 2013 года по 15 июня 2013 года. Отпускные и единовременная выплата к отпуску перечислены на банковскую карту И. заявкой на кассовый расход <число> от 13 мая 2013 года. 14 мая 2013 года И. обратился в адрес Главы администрации Козловского района с письменным заявлением о предоставлении единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и о выплате материальной помощи в размере трех должностных окладов, которое главой администрации района адресовано главному бухгалтеру П. После получения заявления И. главный бухгалтер П. с учетом того, что единовременная выплата И. начислена и вместе с отпускными перечислена на банковскую карту И. 13 мая 2013 года, устно разъяснила И. об отсутствии денежных средств в смете расходов администрации района на оказание материальной помощи, впоследствии- 23 августа 2013 года дала И. письменный ответ с разъяснением причин отказа в оказании материальной помощи.
Таким образом, И. с письменным заявлением 14 мая 2013 года обратился к главе администрации Козловского района К., действия которого И. не обжалованы, а не главному бухгалтеру П., которая совершала действия в рамках предоставленных ей полномочий. Действиями главного бухгалтера, выразившимися в несвоевременном предоставлении ответа на заявление И. о единовременной выплате при предоставлении очередного отпуска и оказании материальной помощи, права, свободы и законные интересы Н. не нарушены, так как спор между И. и администрацией района вытекает из трудовых правоотношений, заявление И. от 14 мая 2013 года о предоставлении ему единовременной выплаты и оказании материальной помощи не связано с осуществлением главным бухгалтером публично значимых функций, что предусмотрено частью 1 статьи 2 Федерального закона №59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
И. не представлено суду доказательств, подтверждающих, что в результате оспариваемого действия главного бухгалтера администрации Козловского района П. были нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод, либо на него незаконного возложена какая-либо обязанность, потому суд приходит к выводу об отсутствии условий для признания действия главного бухгалтера незаконным.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь статьями 196-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
В удовлетворении заявления И. о признании незаконным действия главного бухгалтера администрации Козловского района Чувашской Республики П. по несвоевременному рассмотрению заявления И. о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска от 14.05.2013г. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения.
Судья Е.А. Огородникова