НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ковровского городского суда (Владимирская область) от 11.01.2019 № 2-2466/19

Дело №2-2466/2019

УИД 33RS0011-01-2019-003661-75

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ковров 20 сентября 2019 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Черкас О.В.,

при секретаре Кожемякиной Ю.Е.,

с участием истца Федорова С.Г., представителя ответчика Лозьяновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по исковому заявлению Федорова С. Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коврове Владимирской области (межрайонное) об отмене решения в части взыскания излишне выплаченных сумм пенсии, возмещении материального и морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Федоров С.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коврове Владимирской области (межрайонное) (далее – УПФР в г.Коврове) об отмене решения <№> от <дата> в части удержаний излишне выплаченных сумм пенсии в размере 16 837,11 руб., взыскании причиненного ущерба в сумме 31 847 руб. 64 коп., компенсации морального вреда в сумме 90 332 руб. 76 коп., расходов по уплате госпошлины в сумме 3 643 руб.

В судебном заседании истец Федоров С.Г. поддержал заявленные исковые требования, указав в обоснование, что с <дата> ему назначена трудовая пенсия пожизненно. Полагал, что с указанной даты на него не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 167-ФЗ) и соответственно положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее –Федеральный закон № 385-ФЗ»), согласно которой индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии с 1 февраля 2016 г. не производится пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации. Пенсионеры, на которых в силу закона не распространяется обязательное пенсионное страхование вправе добровольно вступить в страховые отношения по обязательному пенсионному страхованию. Однако он с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о добровольном вступлении в страховые отношения к ответчику не обращался, поэтому считает, что его работа в ООО «Скрипинские известняки» с <дата> не может быть признана работой, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию. Ответчик не представил лицензии на право осуществления страховой деятельности и заключенный с ООО «Скрипинские известняки» договор обязательного страхования, по которому он (истец) являлся выгодоприобретателем. В нарушение норм Федерального закона № 167-ФЗ ответчик <дата> принял решение об удержании с него выплаченной пенсии в сумме 16837,11 руб. Кроме того УПФР в г.Коврове также не соблюден порядок индексации выплачиваемой пенсии за 2017, 2018 и 2019 годы, что привело к недоплате пенсии в размере 15010,53 руб., в сумме с незаконно удержанных из его пенсии сумм, размер ущерба составляет 31 847,64 руб. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в сумме 90332,76 руб.

Представитель ответчика УПФР в г.Коврове Лозьянова М.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, указав, что в соответствии со ст.7 Федерального закона №385-ФЗ индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля 2016 года не производится пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Статьей 7 Федерального закона № 385-ФЗ был установлен переходный период, девствующий до 31 мая 2016 г., во время которого применялись особые правила подтверждения факта работы (по сведениям предоставляемым гражданами, т.е. по заявлению и документам, подтверждающим факт прекращения (возобновления) работы и (или) иной деятельности и связанные с этим последствия. Истцу с <дата> была произведена индексация пенсии как не работающему пенсионеру, поскольку истец не представил информацию о том, что с <дата> осуществляет трудовую деятельность в ООО «Скрипинские известняки». Поскольку Федоров С.Г. уволился <дата>, то переплата ему рассчитывалась с учетом того, что неработающим он стал считаться в <дата> сведения об этом поступили УПФР в г.Коврове в <дата> в <дата> вынесено решение о выплате пенсии с учетом индексации с <дата><дата> вынесено решение <№> о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных Федорову С.Г. об удержании из страховой пенсии по старости ежемесячно в размере 20 %, начиная с <дата> Полагала, что УПФР действовал в строгом соответствии с законом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, с <дата>Федоров С.Г. является получателем пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно заявлению истца о назначении пенсии от <дата> он был ознакомлен с положениями ст.23,25 указанного Федерального закона, согласно которым пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионе обеспечение о наступление обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращении ее выплаты, и в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное предоставление указанных сведений, повлечет перерасход средств на выплату пенсии, обязался возместить пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что в период с <дата> по <дата> истец работал в ООО «Скрипинские известняки», работодателем за него оплачивались страховые взносы.

УПФР в г.Коврове выявлен факт излишней уплаты Федорову С.Г. пенсии по старости за период с <дата> в размере 16 837 руб. 11 коп. в связи с несообщением о трудоустройстве в ООО «Скрипинские известняки», в связи с чем принято решение от <№> от <дата> об удержании из сумм его пенсии по старости с <дата> ежемесячно в размере 20%.

Согласно ст. 7 Федеральным законом №385-ФЗ индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно п. 4, 5 ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), подлежащей применению с 1 мая 2016 года, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений ч. 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном ч. ч. 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 385-ФЗ, в случае прекращения работы и (или) иной деятельности в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года пенсионер вправе не позднее 31 мая 2016 года представить в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы и (или) иной деятельности, в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В связи с введением Федеральным законом №385-ФЗ упрощенной формы отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах, факт осуществления работы в настоящее время определяется в автоматическом режиме, но факт осуществления работы с учетом индексации устанавливается только на основании сведений персонифицированного учета, т.е. в переходный период, действовавший до 31 мая 2016 г., применялись особые правила подтверждения факта работы и связанные с этим последствия.

В силу требований п. 5 ст. 26 Федерального закона №400-ФЗ пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15декабря 2001 г. № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Частью 2 ст. 28 данного Закона определено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец Федоров С.Г. в установленном законом порядке сведения о своем трудоустройстве в УПФР в г. Коврове не представил и ему была необоснованно произведена индексация пенсии с <дата> как неработающему пенсионеру, у него возникла обязанность по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба.

В соответствии с п. 15 "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты...», утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 885н, при выплате пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, принимает меры в отношении виновных лиц по фактам перерасхода средств на выплату пенсии.

В соответствии с пунктом 104 Правил выплаты пенсии факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по форме, предусмотренной порядком ведения пенсионной документации. В рамках порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 616н, предусмотрено, что взыскание сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, оформляется решением о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру (пункт 17), факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется протоколом о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (пункт 24).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона ФЗ № 400-ФЗ удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). В случае прекращения выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии или выплаты, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Поскольку Федоров С.Г. с <дата> по <дата> являлся работающим пенсионером, то индексация страховой пенсии с <дата> ему в соответствии со ст. 26.1 ФЗ №400-ФЗ не полагалась, в связи с чем за период с <дата> по <дата> истцу излишне выплачена пенсия в размере 16838,43 руб.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение УПФР в г. Коврове от <№> от <дата> является законным и обоснованным, и оснований для отмены ежемесячных удержаний денежных средств из пенсии истца не имеется.

Доводы истца о том, что на него как пенсионера не распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ и к нему не могут быть применены ограничения, установленные статьей Федерального закона № 385-ФЗ, основаны на неправильном толковании норм материального права

Согласно ст.5 Федерального закона №167-ФЗ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации:, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

По смыслу ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.

Таким образом, указанный Федеральный закон не исключает пенсионеров, работающий по трудовому договору из категории застрахованных лиц. Более того п.3 ч.2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ отчислении страховых взносов с доходов работающих пенсионеров приводит к перерасчету пенсии в сторону увеличения. Таким образом наступление страхового случая - пенсии не прекращает правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Необоснованной является ссылка истца на отсутствие у ответчика лицензии на осуществление страховой деятельности и договора страхования, заключенного с работодателем. В сфере обязательного пенсионного страхования правоотношения регулируются специальным законом об обязательном пенсионном страховании, положения ст.ст.927, 938 Гражданского кодекса РФ и ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1993 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации в данном случае не подлежат применению.

Требования истца о взыскании ущерба, в связи с несоблюдением порядка индексации пенсии, суд также находит безосновательным.

С 01 апреля 2016 г. внесены изменения в Закон № 27-ФЗ в части введения ежемесячной отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах. Ежемесячно не позднее 10-го (начиная с 01.01.2017 - не позднее 15-го) числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, страхователь согласно п. 2.2. ст. 11 Закона № 27-ФЗ обязан представлять сведения о своих работниках по форме СЗВ-М (утверждена Постановлением Правления ПФР от 01 февраля 2016 г. № 83п), в том числе о гражданах, принятых на работу либо уволенных с нее в отчетном месяце.

Согласно ч.4 ст.26.1 Закона №400-ФЗ, начиная с 01 мая 2016 г., уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. То есть, с указанной даты факт работы в целях реализации положений ст.26.1 Закона №400-ФЗ устанавливается органом ПФР на основании сведений СЗВ-М.

Таким образом, с 01 мая 2016г. уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности в целях выплаты пенсии с индексацией или без осуществляется органом Пенсионного фонда РФ ежемесячно без заявления пенсионера исключительно на основании сведений, предусмотренных пунктом 2.2 ст. 11 Закона № 27- ФЗ, и учтенных в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм пенсии, определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом Пенсионного фонда РФ получены сведения представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, и со следующего месяца после месяца вынесения решения начинается выплата пенсии в соответствующем размере. При этом решение выносится органом Пенсионного фонда РФ по сведениям отчетности за соответствующий отчетный период, которым является месяц.

С 01 февраля 2017 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 2017 г. N 35 "Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 г." утвержден индекс роста потребительских цен за 2016 г. в размере 1,054 и стоимость одного пенсионного коэффициента составила 78 руб. 28 коп. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2017 г. № 36 утвержден коэффициент индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 1,054.

Статьей 8 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 г. и 2019 годов стоимость одного пенсионного коэффициента для определения размера страховой пенсии в соответствии с частью 22 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 апреля 2017 г. установлена в размере 78 руб. 58 коп.

Статьями 4,5 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О страховых пенсиях", внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии" предусмотрено, что с 1 января 2018 г. размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", индексируется на коэффициент равный 1,037, и устанавливается в сумме равной 4 982 руб. 90 коп., стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,037, и устанавливается в размере, равном 81 рублю 49 копейкам.

Согласно ч.ч. 7,8 ст.10 Федерального закона от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 году устанавливается в размере, равном 87 руб.24 коп,, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с <дата> устанавливается в сумме, равной 5334 руб. 19 коп.

По сведениям истории выплат за период с <дата> по <дата> истцу производилась индексация и корректировка пенсии в размере и сроках установленных пенсионным законодательством. Кроме того после установления факта работы Федорова С.Г. УПФР в г.Коврове <дата>, пересмотрев размер пенсии, подлежащей выплате истцу, также проиндексировал ее с <дата> и <дата>, что подтверждается решениями о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии и распоряжениями о перерасчете размера пенсии.

При этом суд отмечает, что согласно истории выплат из пенсии истца ОСП Ковровского района производились удержания, которые не были учтены истцом при расчете суммы недовыплаченной пенсии.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности взыскания компенсации морального вреда, при этом надлежащих доказательств того, что действиями ответчика нарушены личные неимущественные права истца, суду представлено не было.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федорова С. Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коврове Владимирской области (межрайонное) об отмене решения в части взыскания излишне выплаченных сумм пенсии, возмещении материального и морального вреда, судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Черкас

Справка: мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2019 г.