НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ковернинского районного суда (Нижегородская область) от 29.05.2017 № 2-84/2017

Дело № 2-84/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2017 года р.п. Ковернино

Ковернинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Козлова Н.В.,

при секретаре судебного заседания Купцовой А.В.,

с участием представителей истца ФИО1 - ФИО2 по доверенности, ФИО3 по доверенности,

представителя ответчика Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по искуФИО1 к Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области, Министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области о признании права на восстановление в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий», об обязании произвести социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий»,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в Ковернинский районный суд с иском к Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области, Министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области о признании права на восстановление в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий», об обязании произвести социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий».

В иске ФИО1 указала, что работает бухгалтером в крестьянско-фермерском хозяйстве Л. по трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ, которая является для нее основной. В ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в брак изменила фамилию. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Ковернинского района ей было подано заявление и представлен необходимый пакет документов о включении ее в качестве участника федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее - ФЦП). Жилищные условия планировалось улучшить путем строительства жилого дома.

На основании решения жилищной комиссии Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий признания малоимущей» и она была включена в список граждан, изъявивших желание участвовать в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее ФЦП).

В ДД.ММ.ГГГГ начали получать социальную выплату граждане, которые подали заявления уже после нее. Однако денежные средства ей не были выделены без объяснения причин. Уполномоченное лицо по реализации ФЦП администрации Ковернинского района на ее неоднократные обращения поясяла, что в отношении нее рассмотрение вопроса отложено.

ДД.ММ.ГГГГ по почте ей было получено уведомление Администрации Ковернинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, из которого ей стало известно, что в получении социальной выплаты ей отказано со следующим основаниям: «В соответствии с письмом Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении информации» принято решение о не включении в списки на предоставление социальной выплаты на строительство жилого дома по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в связи с несоответствием критериям, установленным для получения социальной выплаты». Ранее об этом ей было неизвестно. Данное письмо поступило в администрацию Ковернинского района ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день было направлено в Управление сельского хозяйства Ковернинской районной администрации. ДД.ММ.ГГГГ данной письмо было получено уполномоченным лицом Ковернинской районной администрацией по реализации ФЦП. Данное письмо она получила спустя 8 месяцев после заседания комиссии Министерства сельского хозяйства Нижегородской области (далее – Министерство сельского хозяйства), ранее ее не информировали о данном письме.

На ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ из Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области ей был получен ответ, что основанием для отказа во включение ее в сводный список получателей социальной выплаты на строительство приобретение жилья в сельской местности явилось отсутствие подтверждения собственных средств сверх установленной нормы, хотя в подтверждение наличия необходимой суммы собственных средств ей предоставлялся договор займа от ДД.ММ.ГГГГ на сумму *** руб. На дату заседания комиссии Министерства сельского хозяйства ей также были понесены расходы за счет собственных средств на арендную плату за земельный участок *** руб., предоплата за сруб дома *** руб., а всего *** руб. Общая сумма собственных или заемных средств у нее составляла *** руб.

В письме Министерства сельского хозяйства указано, что согласно приказу Министерства сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ для расчета размера социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности на ДД.ММ.ГГГГ применяется стоимость 1 кв.м. в размере *** руб., в ДД.ММ.ГГГГ стоимость 1 кв.м. составляла *** руб. О данном приказе ей было ничего не известно. Кроме того, к представленным в Министерство документам имелись иные замечания.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Ковернинского района о принятии мер по надлежащей подготовке документов и включении ее в сводный список получателей социальной выплаты. К обращению были приложены: дополнительное соглашение к трудовому договору с внесенными изменениями в паспортные данные ФИО1., договор займа, подтверждающий наличие у нее заемных средств. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ковернинского района ей вновь было предложено устранить указанные Министерством замечания.

ДД.ММ.ГГГГ ей вторично в администрацию Ковернинского района были направлены документы с учетом устраненных замечаний, указанных Министерством в письме. Администрация Ковернинского района предложила ей воспользоваться правом повторно подать документы на получение субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, что ей и было сделано ДД.ММ.ГГГГ.

Также в письме Министерства сельского хозяйства было указано на отсутствие заявления ФИО1 о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по форме согласно приложению к Типовому положению.

Считает, что ее вины в несоответствие формы заявления о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, на строительство жилого помещения, согласно приложению к Типовому положению, нет, так как при подаче документов данное заявление было принято администрацией Ковернинского муниципального района Нижегородской области.

По вине ответчиков ей созданы препятствия по реализации ее права на участие в ФЦП, незаконно ей отказано в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках ФЦП.

Поскольку, на основании решения жилищной комиссии администрации Ковернинского района от ДД.ММ.ГГГГ, она включена в список граждан, изъявивших желание участвовать в реализации ФЦП, право ее семьи на получение социальной выплаты возникло в ДД.ММ.ГГГГ, социальная выплата до настоящего времени ей не предоставлена, в ее выплате ей отказано незаконно, то считает, что на ответчика должна быть возложена обязанность восстановить ее право на предоставление социальной выплаты на строительство (приобщение) жилья в сельской местности и произвести ее выплату

В исковых требованиях ФИО1 просила признать за ней право на восстановление в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; обязать Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области произвести социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Истица ФИО1 надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчик Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания представителя в судебное заседание не направил, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии истицы ФИО1 и представителя ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО2 доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержала. Пояснила, что в целях реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598, Правительством Нижегородской области постановлением от 22 мая 2014 года №347 принят и утверждён «Порядок организации работы по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Порядок).

В Порядке указано: «С целью реализации п. 19 Типового положения органы местного самоуправления в течение 30 дней с момента регистрации заявления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, по форме согласно приложению к настоящему Порядку и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в Минсельхозпрод.

Орган местного самоуправления отказывает во включении гражданина в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, в случае непредставления гражданином документов, предусмотренных п. 2.12 настоящего Порядка, оформленных в соответствии с установленными требованиями (представления неполного комплекта документов), либо при выявлении недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, о чем в течение предусмотренного настоящим пунктом срока сообщает заявителю и возвращает документы с указанием причин возврата.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подала заявление в Администрацию Ковернинского района о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодая семья». В заявлении было указано, что жилищные условия планирует улучшить путём строительства жилого дома в р.п. Ковернино. К данному заявлению был приложен необходимый пакет документов.

Орган местного самоуправления в лице уполномоченного за реализацию ФЦП Ф. при проверке представленных документов и при формировании списков в Минсельхозпрод замечаний к ФИО1 не имела и, соответственно, отказа в течение 30 дней с момента регистрации заявления во включении ФИО1 в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, она не получала. ФИО1 была уверена в том, что соответствует всем критериям и ждала уведомления о включении ее в Сводный список и, соответственно, получения Свидетельства.

В Порядке указано следующее: «2.15. Для принятия решения о включении в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждаемый Минсельхозпродом, по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Сводный список), Минсельхозпрод формирует комиссию. Комиссия не реже одного раза в квартал (за исключением первого квартала) рассматривает представленные органами местного самоуправления документы граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, определяет перечень лиц, подлежащих включению в Сводный список с учетом предельных объемов финансирования, очередности, установленной пунктами 2.2, 3.4 настоящего Порядка, и права первоочередного предоставления социальных выплат, установленного пунктами 1.5, 2.3 и 3.5 настоящего Порядка.

Сводный список формируется на основании решения комиссии из равного количества граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, от каждого муниципального образования с учётом очерёдности, установленной пунктами 2.2, 3.4 настоящего Порядка, и права первоочередного предоставления социальных выплат, установленного пунктами 1.5, 2.3 и 3.5 настоящего Порядка.

В течение пяти рабочих дней с даты заседания комиссии Минсельхозпрод уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении в Сводный список.

Органы местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня их уведомления Минсельхозпродом письменно уведомляют граждан о включении в Сводный список.

Участники программы - граждане, включенные в Сводный список, для расчета размера социальной выплаты в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Порядка в течение 30 календарных дней с даты получения информации о включении в Сводный список представляют в органы местного самоуправления, а органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней - в Минсельхозпрод заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих фактическую стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья (предварительный договор купли-продажи, сводный сметный расчет стоимости строительства, сведения об общей площади строящегося жилого дома, договор участия в долевом строительстве).

На основании представленных документов, подтверждающих фактическую стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья, Минсельхозпрод осуществляет расчет размера социальной выплаты в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Порядка.

Непредставление участником Программы документов, подтверждающих фактическую стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья, является основанием для исключения данного участника программы из Сводного списка, сформированного на соответствующий период, и перераспределения выделенных средств на граждан, подлежащих включению в Сводный список, в порядке, установленном пунктом 2.15 настоящего Порядка».

Из данного пункта следует, что орган местного самоуправления должен вручить письменное уведомление заявителю о включении его в Сводный список и уведомление о представлении им в течение 30 календарных дней документов, подтверждающих фактическую стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья для осуществления расчета размера социальной выплаты, и, соответственно, документа, подтверждающего наличие собственных и (или) заёмных средств в размере 30 процентов расчётной стоимости строительства жилья.

Недостаток собственных и (или) заёмных средств не может являться основанием для исключения заявителя из Сводного списка без предварительного письменного уведомления заявителя о включении его в Сводный список и представлении им вышеперечисленных документов.

Министерство сельского хозяйства и Администрация Ковернинского района в нарушение данного Порядка не вручали ФИО1 как, участнику мероприятия, письменного уведомления о включении ее в Сводный список и не оповещали ее о 30-дневном сроке представления документов, подтверждающих фактическую стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья для осуществления расчета размера социальной выплаты, а также документа, подтверждающего наличие собственных и (или) заёмных средств в размере 30 процентов расчётной стоимости строительства жилья.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии Министерства сельского хозяйства по включению граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей, в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ, в п. 3 которого указано: «В связи с несоответствием критериям, установленным для получения социальной выплаты, отказать во включении в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан (молодых семей и молодых специалистов) следующим заявителям: под - ФИО1» (копия протокола от ДД.ММ.ГГГГг. прилагается).

Орган местного самоуправления включил ФИО1 в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, подтвердив тем самым достаточность предоставленных мной документов в соответствии с п.2.12 вышеуказанного Порядка.

Недостаток собственных средств сверх установленной нормы явился причиной отказа в получении ФИО1 социальной выплаты, что считает преждевременным, поскольку только после включения ее в Сводный список, она, в соответствии с пунктом 2.15 Порядка для расчёта размера социальной выплаты в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Порядка в течение 30 календарных дней с даты получения информации о включении в Сводный список должна представить в органы местного самоуправления, а органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней - в Минсельхозпрод заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих фактическую стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья (предварительный договор купли-продажи, сводный сметный расчет стоимости строительства, сведения об общей площади строящегося жилого дома, договор участия в долевом строительстве).

На основании представленных документов, подтверждающих фактическую стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья, Минсельхозпрод осуществляет расчет размера социальной выплаты в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Порядка.

Таким образом, Минсельхозпродом не выполнены данные положения Порядка, что считает, впоследствии повлекло незаконность причин отказа.

В протоколе комиссии должен быть указан перечень несоответствующих критериев, на основании которых принято решение об отказе.

На обращение ФИО1 в Министерство сельского хозяйства об отказе в получении социальной выплаты был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого стало известно, что основанием для отказа во включение в сводный список получателей социальной выплаты на строительство приобретение) жилья в сельской местности ФИО1 явилось отсутствие подтверждения собственных средств сверх установленной нормы, хотя в подтверждение наличия необходимой суммы собственных средств ФИО1 предоставлялся договор займа от ДД.ММ.ГГГГ на сумму *** руб. Кроме того, на момент заседания комиссии Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ дополнительно были понесены затраты из собственных средств в течение ДД.ММ.ГГГГ в сумме *** руб., но никаких документов от нее не затребовали.

В течение ДД.ММ.ГГГГ до заседания Комиссии ФИО1 постоянно обращалась в Администрацию Ковернинского района к гл. специалисту сектора ЖКХ ОКС Администрации Ковернинского района Ф., которая является ответственным и уполномоченным лицом по реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», она интересовалась ходом рассмотрения документов, показывала ей документы на дополнительные затраты из собственных средств в течение ДД.ММ.ГГГГ, предлагала ей оставить эти документы, как дополнительное подтверждение затрат из собственных средств, ФИО1 получила ответ, что с документами всё в порядке, никаких дополнительных документов не требуется.

Таким образом, ФИО1 лишили возможности представить документы, подтверждающие наличие собственных (заёмных) средств сверх установленной нормы.

В нарушение данного Порядка Администрация Ковернинского муниципального района только спустя 8 месяцев после заседания комиссии уведомила ФИО1 о том, что « в соответствии с письмом Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении информации» принято решение об отказе во включении ФИО1 в списки на предоставление социальной выплаты на строительство жилого дома по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в связи с несоответствием критериям, установленным для получения социальной выплаты».

В Порядке указано следующее: «Гражданин, исключенный из Сводного списка, сформированного на соответствующий период, в связи с непредставлением документов, подтверждающих фактическую стоимость 1 кв. метра общей площади строящегося (приобретаемого) жилья, при их представлении включается в Сводный список, сформированный на последующий период, без повторного рассмотрения на заседании комиссии».

Полагая, что во включение ФИО1 в сводный список получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности отказано незаконно, устранив замечания, а именно: работодателем внесены изменения в паспортные данные в дополнительное соглашение к трудовому договору в связи со сменой фамилии после брака, подтвердив наличие необходимой суммы заемных средств, она обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Ковернинского муниципального района Нижегородской области с просьбой принять меры по надлежащей подготовке документов для включения ее в сводный список получателей социальной выплаты.

Не приняв во внимание приложенные к ее обращению от ДД.ММ.ГГГГ документы: дополнительное соглашение к трудовому договору с внесенными в нем изменениями в паспортные данные истца, договор займа, подтверждающий наличие заемных средств, письмом от ДД.ММ.ГГГГ за , администрацией Ковернинского муниципального района Нижегородской области ей вновь было предложено устранить указанные Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов замечания.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 вынуждена была вторично направить в Администрацию Ковернинского муниципального района Нижегородской области те же самые документы с учетом ранее устраненных замечаний, указанных Министерством сельского хозяйства. И только тогда, когда уже прошли сроки подготовки документов на очередной год для включения в программу, в сводные списки, Администрация Ковернинского муниципального района Нижегородской области предложила ФИО1 воспользоваться правом повторно подать документы на получение субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, что она была и вынуждена сделать, но этот вопрос остался открытым до настоящего времени, в Сводные списки ФИО1 не включена.

Таким образом, Администрация Ковернинского муниципального района Нижегородской области не выполнила п.2.15, данного Порядка, т.к. при представлении документов заявитель должен включаться в Сводный список, сформированный на последующий период, без повторного рассмотрения на заседании комиссии.

ДД.ММ.ГГГГФИО5 вновь обратилась в администрацию Ковернинского района с заявлением к уполномоченному лицу по реализации данной программы о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», предоставив необходимые для претендентов на участие в программе документы.

Поскольку у ФИО1 соответствующее заявление об участии в программе было принято уполномоченным лицом администрации Ковернинского района ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, то ФИО1 не была включена в списки претендентов участников программы по Ковернинскому району на ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время заявление ФИО1 находится на рассмотрении в администрации Ковернинского района и соответственно решение по нему не принято.

Просила суд удовлетворить исковые требования истца ФИО1 о признании права на восстановление в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе, обязании произвести социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО3 доводы, изложенные в исковом заявлении и доводы представителя ФИО1ФИО2, полностью поддержал. Просил иск ФИО1 удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Ковернинского муниципального района ФИО4 исковые требования ФИО1 не признал, в судебном заседании пояснил, что одним из условий реализации ФЦП является наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с п. 4 Типового положения. В соответствии с п. 13 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта РФ, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте РФ на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту РФ, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на первый квартал очередного финансового года. В силу п. 18 Типового положения получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного п. 13 Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер. Стоимость одного квадратного метра общей площади жилья на ДД.ММ.ГГГГ, установленный органом исполнительной власти субъекта РФ, составил *** рублей. Состав семьи ФИО1 2 человека, норма предоставления общей площади жилого помещений - 42 кв.м. Сметная стоимость строительства жилого дома составляет - *** руб. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле: (*** Х 42) Х 70%=*** руб. Для предоставления субсидии на строительство жилого дома по Программе ФИО1 должна была подтвердить собственные и (или) заемные средства на строительство сверх установленной норма в размере *** руб. Однако, ФИО1 предоставила подтверждение таких средств в размере *** руб. Отсутствие подтверждения собственных средств сверх установленной нормы является основанием для отказа во включении в сводный список. ФИО1., было известно об условиях программы, и по условиям программы администрация должна уведомлять лишь тех, кто получает социальную выплату. На момент подачи заявления действовало постановление Правительства Нижегородской области от 22 мая 2014 года № 347, по которому именно в п. 2.15 данного положения указано, что органы местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня их уведомления министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области письменно уведомляют граждан о включении в сводный список. Таким образом, речь идёт только о заявителях, которые включены в список по ФЦП, в данном нормативном акте не предусмотрен способ уведомления заявителей, не вошедших в ФЦП. Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области доводит до сведения Администрации Ковернинского муниципального района лишь списки лиц, включённых или исключённых из программы. Критерии в данных списках не указаны, разъяснения по критериям министерством не даются. В Программе, а именно в п. 13 Типового положении указано, органы исполнительной власти устанавливают стоимость 1 кв.м. на каждый очередной финансовый год. В заявление это именно и указано, что ФИО1 ознакомлена с условиями Программы и обязуется их реализовывать. ФИО1 не являлась участником ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», распоряжение о назначении ответственного по данной программе, письмо министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, поэтому у ФИО1 право на субсидию отсутствует. Считает, решение Министерства сельского хозяйства об отказе ФИО1 во включение ее в ФЦП законным

Также ФИО4 поддержал доводы, изложенные в отзыве, из которых следует, что реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 (далее - Программа). Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья регламентирован Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение 4 к Программе) (далее - Типовое положение).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подала заявление в Администрацию Ковернинского муниципального района на участие в Программе по категории «молодая семья».

Согласно п. 33 Типового положения Право на получение социальных выплат имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 Типового положения не старше 35 лет, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 4 Типового положения; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 Типового положения. В соответствии с п. 13 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту РФ, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года. В силу п. 18 Типового положения получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного п. 13 настоящего Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер. Таким образом, стоимость одного квадратного метра общей площади жилья на ДД.ММ.ГГГГ, установленный органом исполнительной власти субъекта РФ, составил *** руб. Состав семьи ФИО1 - 2 человека, норма предоставления общей площади жилого помещений - 42 кв.м. Сметная стоимость строительства жилого дома составляет - *** руб. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле: (*** Х 42) Х 70%=*** руб. *** - *** руб.=*** - необходимые собственные средства.

Для предоставлении субсидии на строительство жилого дома по Программе ФИО1 должна подтвердить собственные и (или) заемные средства на строительство сверх установленной норма в размере *** руб., однако, ФИО1 предоставила подтверждение таких средств в размере *** руб. (договор займа от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2 и ФИО1.).

Отсутствие подтверждения собственных средств сверх установленной нормы является основанием для отказа во включении в сводный список получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья по Программе.

Свидетель Ф. в судебном заседании показала, что работает главным специалистом в Администрации Ковернинского района и является исполнителем, уполномоченным лицом по реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 год». Ее полномочия в отношении данной программы заключаются в следующем: сбор документов, составление списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 год», отправление дел и списков в Министерство сельского хозяйства. Она сформировала необходимый пакет документов по ФИО1., направила его в Министерство сельского хозяйства. Письмо из Министерства сельского хозяйства, поступившее в администрацию района ей было адресовано для исполнения ДД.ММ.ГГГГ, после чего вопрос об исключении из списков ФИО1 вынесли на жилищную комиссию.

После подачи документов ФИО1 необходимо было отслеживать самостоятельно за изменениями Программы, поскольку в нее вносят изменения ежегодно. При подаче документов ФИО1 в заявлении указала, что с Программой ознакомлена и обязуется выполнять все условия Программы. После получения документов Министерство сельского хозяйства создаёт комиссию, по результатам комиссии, в случае принятия положительного решения, выписываются свидетельства на получение субсидии. Министерство сельского хозяйства сообщает в администрацию района о результатах заседания комиссии, далее администрация получает свидетельства и уведомляет участников Программы. От начальника Управления сельского хозяйства администрации района Г. ей стало известно, что работником администрации района Р. истица ФИО1 была уведомлена о принятом в отношении нее решении Министерством сельского хозяйства. В ДД.ММ.ГГГГ она сама неоднократно встречалась с представителем истца ФИО2, доводила до представителя указанную информацию. Согласно постановлению Правительства Нижегородской области на ДД.ММ.ГГГГ стоимость 1 кв.м. составила *** руб., исходя из этой суммы, был сделан расчёт по ФИО1., при этом ФИО1 подтвердила заемными средствами *** руб. В связи с принятием приказа Министерства в ДД.ММ.ГГГГ стоимость 1 кв.м. изменилась и составила *** руб., при этом ФИО1 оказалось недостаточно собственных денежных средств для участия в программе, так как стоимость 1 кв.м. уменьшилась, но увеличились размер собственных денежных средств необходимых для участия в Программе. Программа не предусматривает восстановление в списках состава участников. У ФИО1 была возможность исправить недостатки и до ДД.ММ.ГГГГ подать вновь заявление с необходимыми документами на участие в программе на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО5 вновь обратилась в администрацию Ковернинского района с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», предоставив необходимые для претендентов на участие в программе документы.

По условиям ФЦП заявление и необходимые документы для включения в состав участников ФЦП на ДД.ММ.ГГГГ должны быть приняты от претендента на участие в программе до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 соответствующее заявление было подано только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ФИО1. не могла быть включена в списки претендентов участников программы по Ковернинскому району на 2017 год. Ее документы были приняты и рассмотрены.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии администрации Ковернинского района ФИО1 включена в списки претендентов участников программы по Ковернинскому району, ее учетное дело со всеми документами администрацией Ковернинского муниципального района до ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным лицом будут направлены в Министерство сельского хозяйства для проверки и принятия соответствующего решения. На данном этапе реализации программы недостатков в представленных ФИО1 документах не выявлено.

Свидетель Г. в судебном заседании показала, что работает начальником Управления сельского хозяйства администрации Ковернинского района. Ее управление в раках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» осуществляет только согласование списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия, которые затем направляются в Министерство сельского хозяйства субъекта. В данных списках указываются лица, желающие участвовать в данной Программе, их место работы, место, где планируется приобретение (строительство жилья). После согласования списков, Управление сельского хозяйства администрации района действий в рамках данной ФЦП не осуществляет. Она не является уполномоченным лицом по реализации данной ФЦП, у нее не имеется никаких полномочий по реализации данной программы. Она только контролирует согласно списков претендентов на участие в программе и участников программы работают ли данные граждане в сельскохозяйственных предприятиях района. В части контроля за трудовыми ресурсами письмо Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области в отношении ФИО1 с резолюцией главы Администрации Ковернинского муниципального района ей было направлено для сведения ДД.ММ.ГГГГ. После чего работник управления сельского хозяйства Р. довела указанную информацию до работодателя ФИО1Л. и просили его проинформировать ФИО1 об этом. Саму ФИО1 известить лично не представилось возможным в связи с отсутствием ее на рабочем месте при выезде к ее работодателю с проверкой. Также известили представителя ФИО1ФИО2 о данном письме. Контактных данных ФИО1 в Управлении сельского хозяйства не имеется. Нами были предприняты все возможные меры для извещения ФИО1 о вышеуказанном письме Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.

Изучив письменные материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст. 55, 56, 57, 59, 60, 67 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд рассмотрел дело по заявленным требованиям и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании установлено следующее.

В целях реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «Об утверждении федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», Постановлением Правительства Нижегородской области от 22 мая 2014 года №347 принят и утверждён «Порядок организации работы по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (действовавшее до 22.07.2015 г.).

В целях реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», Правительством Нижегородской области принято Постановление от 8 июля 2015 года №430, которым принят и утверждён «Порядок организации работы по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (действующее в настоящее время).

На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ИП главой КФХ Л. (работодателем) и С. (работником), последняя принята на работу на должность бухгалтера Работодателя на неопределенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ между ИП КФХ Л. и ФИО1 (до замужества С.) в связи с увеличением размера заработной платы заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в администрацию Ковернинского муниципального района с заявлением, в котором просила включить ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по категории молодая семья, приложив для рассмотрения заявления пакет документов с составом семьи 2 человека.

В заявлении ФИО1 подтвердила, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» ознакомлена и обязуется их выполнять.

На основании решения жилищной комиссии Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий признания малоимущей» согласно которому ФИО1 включили в список граждан, изъявивших желание участвовать в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 (далее - Программа).

Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья регламентирован Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение 4 к Программе) (далее - Типовое положение).

Согласно п. 33 Типового положения право на получение социальных выплат имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 Типового положения не старше 35 лет, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 4 Типового положения; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с п. 4 Типового положения.

Таким образом, обязательным условием предоставления социальной выплаты является наличие у ФИО6., как заявителя, собственных и (или) заемных средств.

Во исполнение указанных условий, ФИО1 предоставила договор займа от ДД.ММ.ГГГГ на сумму заемных средств в размере *** руб. на строительства жилья (договор займа от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2 и ФИО1.).

Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 25 марта 2015 года №28 для расчета размера социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам на ДД.ММ.ГГГГ, применяется стоимость 1 квадратного метра в размере *** руб.

Согласно п. 13 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал очередного финансового года.

Согласно п. 18 Типового положения получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного п. 13 настоящего Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.

Стоимость одного квадратного метра общей площади жилья на ДД.ММ.ГГГГ, установленный органом исполнительной власти субъекта РФ, составил *** руб.

Исходя из состава семьи истца ФИО1. 2 человека, норма предоставления общей площади жилого помещений составляет 42 кв.м.

Расчет субсидии заключался в следующем: сметная стоимость строительства жилого дома составляет - *** руб. Общая площадь строящегося дома - 50 кв.м. (норма на семью из 2 человек 42 кв. метра). Договор займа - *** руб.

***/50= *** руб. - фактическая стоимость 1 кв. м.

Размер субсидии 42 Х *** руб. (стоимость 1 кв. метра на 2015 год) Х 70% = *** руб.

*** - ***= *** руб.- необходимые собственные средства.

Для предоставления субсидии на строительство жилого дома по Программе ФИО1 должна подтвердить собственные и (или) заемные средства на строительство сверх установленной норма в размере *** руб.

Между тем, ФИО1 предоставила подтверждение сумму таких средств в размере *** руб., то есть недостаточным для принятия положительного решения по ее заявлению.

В силу п. 14, 16 Типового положения получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 12 настоящего Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер. В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, за исключением случая, когда общая площадь построенного (приобретенного) жилья превышает общую площадь жилого помещения, используемую для расчета размера социальной выплаты. Отсутствие подтверждения собственных средств сверх установленной нормы является основанием для отказа во включении в сводный список получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Как следует из протокола заседания комиссии Министерства сельского хозяйства по включению граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в сводный список участников мероприятий- получателей социальных выплат в раках реализации федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоответствием критериям, установленным для получения социальной выплаты ФИО1 отказано во включении в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Ковернинского муниципального района поступила информация из Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 во включении в списки участников мероприятий по улучшению жилищный условий в связи с несоответствием критериям, установленным для получения социальной выплаты, для последующего доведения информации до сведений заявителей.

В соответствии с п. 22 Типового положения, орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в п. 21 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Ковернинского муниципального района Нижегородской области письменно известила ФИО1. об отказе ей во включении в списки участников мероприятий по улучшению жилищный условий в связи с несоответствием критериям, установленным для получения социальной выплаты в рамках федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области на обращение истца, подтвердило, что отсутствие подтверждения собственных средств сверх установленной нормы послужило основанием для отказа во включении в сводный список получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья по указанной Программе, а также дополнительно изложило, что также при рассмотрении ее заявления имелись иные замечания.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что Министерством сельского хозяйства правомерно было вынесено решение об отказе ФИО1 во включении в списки участников мероприятий по улучшению жилищный условий в связи с несоответствием критериям, установленным для получения социальной выплаты в рамках федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» поскольку истец не подтвердила наличие собственных и (или) заемные средства на строительство (приобретение) жилья в сельской местности сверх установленной нормы.

Доводы стороны истца и ее представителей, о том, что до сведений ФИО1 своевременно после ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ковернинского не была доведена информация об отказе во включении ее в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий, что исключило возможность быть включенной в список участников программы, судом признаны несостоятельными, так как во включении в списки участников целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по итогам заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано. Возможность отложения принятия решения по ее заявлению Комиссией не рассматривался, как имело место в отношении других заявителей. ФИО1 не была лишена возможности вновь обратится с заявлением о включении ее в списки участников Программы.

Судом приняты во внимание показания свидетелей Г., Ф., о том, что до сведения ФИО1 информация об отказе во включении ее в списки участников доводилась.

Согласно п. 6 Типового положения, являющегося приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ) первоочередное предоставление социальных выплат предусмотрено гражданам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», при этом очередность граждан по каждой группе определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления.

Пунктом 38 Типового приложения предусмотрено, что в каждой из указанных в п. 37 настоящего Типового положения групп очередность определяется в хронологической последовательности по дате подачи заявления в соответствии с п. 39 настоящего Типового положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам: а) имеющим трех и более детей; б) включенным в списки молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года».

Поскольку ФИО1 не являлась участником федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», ФИО1 не относится ни к одной из вышеуказанной категории молодых семей, которым возможно в первоочередном порядке предоставить социальные выплаты по указанной программе.

Вышеуказанные обстоятельства были установлены решением Ковернинского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ по искуФИО1 к Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области, Министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области о признании права получение социальной выплаты в удовлетворении исковых требований отказано. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Ковернинского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 к Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области, Министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области о признании права на получение социальной выплаты по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Также суд приходит к выводу, что положения федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» не предусматривают восстановление в списках состава участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Иными действующими правовыми нормами данное восстановление для участия в Программе также не предусмотрено.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что ФИО1 не была лишена возможности вновь обратится с заявлением о включении ее в списки о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

При этом, как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГФИО1 вновь обратилась в администрацию Ковернинского района с заявлением к уполномоченному лицу по реализации данной программы (адмитнистрацию Ковернинского района) о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», предоставив необходимые для претендентов на участие в программе документы. Данные обстоятельства не оспариваются представителями истца ФИО1ФИО2 и ФИО3

По условиям ФЦП заявление и необходимые документы для включения в состав участников ФЦП на ДД.ММ.ГГГГ. год должны быть приняты от претендента на участие в программе до ДД.ММ.ГГГГ В свою очередь ФИО1 соответствующее заявление было подано уполномоченному лицу ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении указанной даты, в связи с чем ФИО1 не могла быть включена в списки претендентов на участие в программе по Ковернинскому району на ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения жилищной комиссии Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 включена в список граждан, изъявивших желание участвовать в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 уполномоченным лицом администрации Ковернинского муниципального района соответствующее заявление с необходимыми документами были у ФИО1 приняты, рассмотрены и учетное дело не позднее ДД.ММ.ГГГГ подлежит направлению в Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области для принятия Комиссией соответствующего решения. На данном этапе реализации программы недостатков в представленных ФИО1 документах не выявлено.

Решение Комиссии Министерства сельского хозяйства в отношении ФИО1 по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав участников мероприятий по реализации ФЦП на дату постановления настоящего решения суда не принято.

Исходя из вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца ФИО1. к Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области, Министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области о признании права на восстановление в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий», об обязании произвести социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий» и отказывает в удовлетворении исковых требований полностью.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области, Министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области о признании права на восстановление в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий», об обязании произвести социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ковернинский районный суд Нижегородской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.В. Козлов

Решение окончательной форме изготовлено 05.06.2017 г.

Судья Н.В. Козлов