НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Котласского городского суда (Архангельская область) от 09.01.2019 № 2А-2355/18

Дело № 2а-26/2019

29RS0008-01-2018-003028-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 января 2019 года г. Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Ропотовой Е.В.

при секретаре Герасимовской С.В.,

с участием: представителя административного истца Шапенковой Ю.Е., представителя административного ответчика Палкина А.В. - Вахрушева П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 9 января 2019 года в г. Котласе дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Палкину Андрею Васильевичу о взыскании недоимки,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС, налоговый орган) обратилась в суд с указанным административным иском.

Требования мотивированы тем, что ответчик является налогоплательщиком транспортного, земельного налога, а также налога на имущество физических лиц. Налоговым органом ответчику были начислены налоги за 2016 год, а также произведен перерасчет налогов за 2014 и 2015 год, направлено налоговое уведомление. По данным налогового органа налогоплательщик в 2014-2016 годах имел в собственности транспортные средства, недвижимое имущество, в том числе, земельные участки, перечисленные в налоговом уведомлении от __.__.__. Поскольку обязанность по уплате налогов ответчик своевременно не исполнил, на сумму недоимки начислены пени. Требование по состоянию на __.__.__ об уплате недоимки со сроком исполнения до __.__.__ ответчиком не исполнено. Поэтому административный истец просит взыскать с административного ответчика сумму недоимки в общем размере 1878239 рублей 68 копеек, из них: транспортный налог за 2016 год в размере 1382193 рублей, пени по транспортному налогу в размере 7932 рублей 93 копеек; налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 402470 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 11537 рублей 89 копеек; земельный налог за 2014, 2016 годы в размере 73417 рублей, пени по земельному налогу в размере 388 рублей 86 копеек. Судебный приказ о взыскании с ответчика указанной задолженности был отменен __.__.__.

Представитель административного истца МИФНС России № 1 Шапенкова Ю.Е. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам, что изложены в иске. Также пояснила, что перерасчет налогов в отношении ответчика за 2014 и 2015 годы был произведен в соответствии со ст. ст. 52, 408, 409 Налогового кодекса РФ.

Административный ответчик Палкин А.В. в судебное заседание не явился, уведомлен своевременно, направил представителя по доверенности Вахрушева П.В., который в судебном заседании требования не признал, указывая на несогласие с расчетами, а также на отсутствие вины налогоплательщика в том, что налог был исчислен в заниженном размере, как и в последующей корректировке сведений регистрирующих органов.

Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив административное исковое заявление, выслушав участников процесса, специалиста Шмонина А.А., исследовав представленные материалы, судприходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

Частью 1 ст. 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).

Согласно ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год - ст. 360 НК РФ.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ч. 3 ст. 363 НК РФ).

Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Архангельской области от 1 октября 2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге».

Согласно ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 396 НК РФ, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В силу п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом по месту жительства налогоплательщика. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела, в 2014-2016 годах административный ответчик Палкин А.В. являлся собственником объектов налогообложения, указанных в налоговом уведомлении от __.__.__.

Согласно данному налоговому уведомлению ответчику начислен транспортный, земельный налоги, налог на имущество физических лиц за 2016 года. Одновременно с учетом положений ст. 52 НК РФ был произведен перерасчет транспортного и земельного налогов за 2014-2015 годы, в связи с уточнением налогооблагаемой базы, в отношении сорока трех объектов недвижимости произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год по причине его первоначального начисления в заниженном размере и отсутствием в отношении одного объекта сведений о регистрации.

В соответствии с п.п. 8 и 9 ст. 408 НК РФ сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;

К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта.

Предусмотренная настоящим пунктом формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 3 статьи 402 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

В случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.

Также суд установил, что решением Котласского городского суда Архангельской области от __.__.__ с ответчика Палкина А.В. была взыскана сумма транспортного налога за 2014 год в размере 1617276 рублей, впоследствии включена в реестр требований кредиторов в рамках дела о банкротстве.

Начисленные в отношении административного ответчика налоги за 2015 год по требованию от __.__.__ были также включены в реестр требований кредиторов.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от __.__.__ производство по делу о банкротстве в отношении Палкина А.В. прекращено, в связи с удовлетворением всех требований кредиторов.

В соответствии со ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В соответствии с п. 6 ст. 58 НК РФ в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.

Поскольку указанные в налоговом уведомлении с учетом произведенного перерасчета суммы налогов ответчиком не были уплачены, налоговым органом в адрес ответчика было направлено требование от __.__.__ об уплате налогов и пени со сроком исполнения требования до __.__.__.

В силу п. 1 ст. 48 РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Абзацем 3 п. 2 ст. 52 НК РФ установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела, предыдущими налоговыми периодами являются 2014, 2015 год.

Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что законодательство о налогах и сборах вопреки позиции ответчика предусматривает возможность перерасчета неправильно начисленного налога за предыдущие три года, следовательно, у налогового органа не имелось оснований для неперерасчета указанных налогов. Обратное свидетельствовало бы о необоснованном освобождении Палкина А.В. от конституционной обязанности платить налоги в полном объеме.

При этом суд отмечает, что в связи с перерасчетом транспортного и земельного налогов за 2014 год, сумма этих налогов к уплате за 2016 год уменьшилась.

В настоящем исковом заявлении налоговый орган взыскивает сумму недоимки с учетом уплаченных в рамках дела о банкротстве налогов за 2014 и 2015 год __.__.__ и __.__.__, а также с учетом сумм переплат, которые образовались в связи с произведенным перерасчетом за 2014 и 2015 годы и, которые зачлись в счет предстоящих платежей за 2016 год.

Как следует из материалов дела, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Котласского судебного района Архангельской области __.__.__. Заявление подано в срок, установленный ст. 48 НК РФ, судебный приказ вынесен __.__.__.

Определением мирового судьи от __.__.__ указанный судебный приказ отменен по заявлению административного ответчика. Исковое заявление административным истцом подано в Котласский городской суд Архангельской области __.__.__, т.е. в шестимесячный срок с момента отмены судебного приказа.

Таким образом, из представленных материалов дела, налоговых уведомлений, требования об уплате налогов, пени суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налогов и пени налоговым органом была соблюдена, срок обращения в суд на основании ст. 48 НК РФ административным истцом не пропущен.

Расчет налогов и пени проверен судом, при этом исчисленный размер задолженности по налогам административным ответчиком, в том числе путем предоставления своего расчета не оспорен.

В связи с чем, суд считает требования о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 17591 рубля.

Руководствуясь ст. ст. 286-290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Палкину Андрею Васильевичу о взыскании недоимки удовлетворить.

Взыскать с Палкина Андрея Васильевича, проживающего по адресу: .... транспортный налог в размере 1382193 рублей, пени по транспортному налогу в размере 7932 рублей 93 копеек; налог на имущество физических лиц в размере 402770 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 11537 рублей 89 копеек; земельный налог в размере 73417 рублей, пени по земельному налогу в размере 388 рублей 86 копеек. Всего взыскать 1878239 рублей 68 копеек, по реквизитам: счет в Отделение Архангельск, г. Архангельск, БИК , ИНН УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Межрайонная ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - 2904):

КБК , код ОКТМО 11710000 - транспортный налог с физических лиц в размере 1382193 рублей;

КБК , код ОКТМО - транспортный налог (пени) с физических лиц в размере 7932 рублей 93 копеек;

КБК , код ОКТМО - налог на имущество физических лиц в размере 13004 рублей;

КБК , код ОКТМО - налог на имущество физических лиц (пени) в размере 70 рублей 67 копеек;

КБК , код ОКТМО - налог на имущество физических лиц в размере 369341 рубля;

КБК , код ОКТМО - налог на имущество физических лиц (пени) в размере 10993 рублей 09 копеек;

КБК , код ОКТМО - налог на имущество физических лиц в размере 20425 рублей;

КБК , код ОКТМО - налог на имущество физических лиц (пени) в размере 474 рублей 13 копеек;

КБК , код ОКТМО - земельный налог в размере 30849 рублей;

КБК , код ОКТМО - земельный налог (пени) в размере 287 рублей 37 копеек;

КБК , код ОКТМО - земельный налог в размере 38610 рублей;

КБК , код ОКТМО - земельный налог в размере 3958 рублей;

КБК , код ОКТМО - земельный налог (пени) в размере 101 рубля 49 копеек.

Взыскать с Палкина Андрея Васильевича в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственную пошлину в размере 17591 рубля.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий Е.В. Ропотова