НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Котласского городского суда (Архангельская область) от 02.06.2022 № 2А-868/2022

Дело № 2а-868/2022

УИД 11RS0020-01-2022-000246-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2022 года город Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Мартынюк И.А.

при помощнике Ермиловой А.С.,

с участием представителя административного истца адвоката Старцева А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по республике Коми к Антипину Сергею Дмитриевичу о взыскании налоговой недоимки,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по республике Коми (далее - МИФНС № 8 по республике Коми) обратилась в суд с иском к Антипину С.Д. о взыскании налоговой недоимки.

В обоснование исковых требований указано, что административный ответчик Антипин С.Д. в период с __.__.__ по __.__.__ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 346.12 НК РФ являлся налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН). 13 августа 2021 года административный ответчик представил в налоговую инспекцию декларацию по УСН с суммой к уплате 43882 рублей. Вместе с тем, налог по УСН уплачен не был, начислены пени и направлено требование, которое добровольно не исполнено. Ранее вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению должника, определение об отмене судебного приказа вынесено 15 ноября 2021 года. Поскольку налоговая недоимка не уплачена административным ответчиком, налоговый орган просит взыскать с Антипина С.Д. недоимку в общем размере, включая пени, в сумме 46615 рублей 40 копеек.

Представитель административного истца МИФНС № 8 по республике Коми в судебное заседание не явился, уведомлен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Антипин С.Д. в судебное заседание не явился, уведомлен. Представитель административного ответчика адвокат Старцев А.Ф. возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку авансовые платежи были внесены своевременно, что подтверждается представленными платежными документами. Более того, согласно сведениям налогового органа по данному налогу имеется переплата в размере 9984 рублей 28 копеек.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО, уведомленный надлежащим образом в судебное заседание не явился, мнение по иску не направил.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода предоставляют налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а в случае прекращения предпринимательской деятельности - не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.13 НК РФ, прекращена предпринимательская деятельность (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно п. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации ст. 346.23 НК РФ, т.е. не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения, и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки. Требование о взыскании недоимки за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ст. 48 НК РФ, в редакции, действующей в спорный период).

Как следует из материалов дела, Антипин С.Д. являлся индивидуальным предпринимателем в период с __.__.__ по __.__.__.

13 августа 2021 года административный ответчик представил в налоговый орган налоговую декларацию по УСН за 2020 год (корректировка № 2) с суммой уплаты налога в размере 43882 рублей 00 копеек.

Поскольку, по мнению налогового органа, данный налог не был уплачен, то в адрес административного ответчика было направлено требование № 12653 по состоянию на 18 августа 2021 года об уплате: налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за 2020 год, в общем размере (20251 рубля по сроку уплаты до 12 мая 2020 года, 12599 рублей по сроку уплаты до 27 июля 2020 года и 11032 рублей по сроку уплаты до 26 октября 2020 года) и пени за период с 13 мая 2020 года по 17 августа 2021 года в общей сумме 2733 рублей 40 копеек. Срок уплаты по требованию до 22 сентября 2021 года.

Требование направлено через личный кабинет налогоплательщика на основании ст. 69 НК РФ.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства представителем административного ответчика представлены платежные поручения от 27 апреля 2020 года, 24 июля 2020 года и от 23 октября 2020 года об уплате Антипиным С.Д. авансовых платежей по налогу с применением УСН за 1, 2 и 3 кварталы 2020 года соответственно, на общую сумму 58509 рублей, ОКТМО 11710000.

В соответствии с п. 3, 5, 6 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Согласно сведениям, имеющимся в материалах дела, Антипин С.Д. 25 декабря 2020 года был поставлен на налоговый учет в Межрайонную ИФНС России № 5 по Республики Коми в связи со сменой места жительства, до этого состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО. Поэтому уплата авансовых платежей по УСН производилась Антипиным С.Д. по ОКТМО 11710000 (Городской округ Архангельской области «Котлас»).

13 августа 2021 года административный ответчик представил налоговую декларацию по УСН за 2020 год (корректировка № 2) с суммой уплаты налога в размере 43882 рублей 00 копеек, ОКТМО 87644418 (МО Илья-Шор Республики Коми).

Административным истцом указанные суммы оплаты по авансовым платежам, уплаченные по ОКТМО 11710000 в размере 58509 рублей, зачтены в счет задолженности, выявленной по результатам выездной налоговой проверки за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

С такой позицией налогового органа суд не соглашается, поскольку она противоречит положениям ст. 346.21 НК РФ.

При изменении в течение календарного года налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем места жительства сумму налога следует исчислять исходя из налоговой ставки, которая действовала в субъекте Российской Федерации на последний день налогового периода, за который подается в налоговый орган налоговая декларация по налогу.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в указанном случае должна подаваться в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика, а авансовые платежи зачитываться в расчет налога по итогам года.

Таким образом, административный истец не вправе был производить зачет авансовых платежей по УСН за 2020 год, в счет задолженности, выявленной по результатам выездной налоговой проверки.

В соответствии с налоговой декларацией по УСН за 2020 год, корректировка № 2, к уплате данный налог определен налогоплательщиком Антипиным С.Д. в сумме 43882 рубля, а авансовые платежи произведены последним в сумме 58509 рублей, то оснований для взыскания заявленной задолженности не имеется, включая пени.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении административному истцу заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 286-290 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по республике Коми к Антипину С. Д. о взыскании налоговой недоимки отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий И.А. Мартынюк

Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2022 года.