НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Котельничского районного суда (Кировская область) от 28.04.2022 № 12-30/2022

фДело №12-30/2022

43RS0018-01-2022-000341-53

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2022 года г. Котельнич

Судья Котельничского районного суда Кировской области Долгушин К.А., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении №03-06к/07 от 10.02.2022 г., вынесенное заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю Х., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.45 КоАП РФ, в отношении председателя СПК колхоз «Искра» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №03-06к/07 от 09 марта 2022 года, председатель СПК колхоз «Искра» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, считая его подлежащим отмене с применением положений ст. 2.9 КоАП РФ, ввиду малозначительности совершенного правонарушения. В обоснование своих доводов указал, что декларация о соответствии партии зерна требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» была предоставлена вместе с отгрузочными документами покупателям при поставке каждой партии товара. Допущенное нарушение устранено, о чем свидетельствуют откорректированные товарные накладные. Нарушение носило не продолжительный характер. Считает, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует, каких-либо негативных последствий не наступило.

Заявитель жалобы в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заместитель руководителя Управления Россельхознадзора Х. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. От представителя Управления Россельхознадзора по доверенности К. поступил отзыв, в котором указано на законность вынесенного в отношении ФИО1 решения и несостоятельность доводов жалобы, поскольку внесение изменений в товаросопроводительные документы задним числом является фальсификацией и не может быть принято судом как основание для признания правонарушения малозначительным. Допущенное ФИО1 правонарушение создает угрозу жизни и здоровью граждан, свидетельствует о высокой степени его общественной опасности. В отношении СПК колхоз «Искра» имеются два постановления о привлечении к ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ. Просит рассмотреть жалобу без участия их представителя, постановление №03-06к/07 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы, представленные в обоснование жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу положений статьи 30.6 КоАП РФ проверка законности постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 14.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

09.12.2011 г. решением Комиссии Таможенного союза №874 принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011.

Согласно ст. 3 указанного регламента, зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно. Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.

Частью 1 ст. 7 указанного регламента предусмотрено, что зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

В соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 г. №68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья», товарно-транспортная накладная является сопроводительным документом по доставке зерновой продукции на приемные пункты.

Из представленных материалов дела следует, что 28.02.2022 г. руководителем Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю принято решение о проведении плановой выездной проверки СПК колхоз «Искра» в области качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

Согласно акту выездной проверки от 05.03.2022 г., в СПК колхоз «Искра» выявлены нарушения обязательных требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011, а именно: СПК колхоз «Искра» по накладной №108 и счет-фактуре №90 от 31.01.2022 г., накладной №82 и счет-фактуре №73 от 25.01.2022 г., накладной №75 и счет-фактуре №67 от 22.01.2022 г., накладной №74 и счет-фактуре №66 от 21.01.2022 г., накладной №69 и счет-фактуре №61 от 20.01.2022 г. по договору поставки №46 выпустило в обращение зерно ржи на пищевые цели в количестве 199,960 т. в адрес ООО «В.», ИНН <***>, а так же по накладной №58 и счет-фактуре №48 от 19.01.2022 г., накладной №54 и счет-фактуре №43 от 18.01.2022 г., накладной №48 и счет-фактуре №38 от 15.01.2022 г., накладной №49 и счет-фактуре №39 от 17.01.2022 г., накладной №47 и счет-фактуре №36 от 14.01.2022 г., накладной №40 и счет-фактуре №29 от 13.01.2022 г., накладной №27 и счет-фактуре №21 от 12.01.2022 г., накладной №15 и счет-фактуре №14 от 10.01.2022 г. по договору поставки №45 выпустило в обращение зерно ржи на пищевые цели в количестве 363,130 т. в адрес ООО «Р.», ИНН <***>.

При этом в указанных товаросопроводительных документах на отпущенные партии зерна не было информации о декларации о соответствии партии зерна требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №874.

Из объяснения главного агронома СПК колхоз «Искра» Е. от 05.03.2022 г., следует, что в накладных на отгрузку зерна не была указана необходимая информация о декларации соответствия. Ошибку обязуются исправить.

Согласно выписке из решения общего отчетно-предвыборного собрания членов СПК колхоз «Искра» от 04.03.2021 г., по результатам голосования, председателем СПК колхоз «Искра» избран ФИО1, с которым 04.03.2021 г. был заключен трудовой договор.

Из должностной инструкции председателя колхоза следует, что председатель руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а так же финансово-хозяйственные результаты его деятельности (п.2.1), обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия (п.2.9), несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности (п. 4.1).

Согласно договору поставки № 45 от 16.09.2021 г. и спецификаций №1, №2, СПК колхоз «Искра» обязуется поставить ООО «Р.» рожь фуражную на пищевые цели.

Согласно договору поставки № 46 от 16.09.2021 г. и приложению № 1, СПК колхоз «Искра» обязуется поставить ООО «В.» рожь на пищевые цели.

Из товарной накладной №59 и счет-фактуры №48 от 19.01.2022 г., накладной №54 и счет-фактуры №43 от 18.01.2022 г., накладной №48 и счет-фактуры №38 от 15.01.2022 г., накладной №49 и счет-фактуры №39 от 17.01.2022 г., накладной №47 и счет-фактуры №36 от 14.01.2022 г., накладной №40 и счет-фактуры №29 от 13.01.2022 г., накладной №27 и счет-фактуры №21 от 12.01.2022 г., накладной №15 и счет-фактуре №14 от 10.01.2022 г., следует, что СПК колхоз «Искра» поставил ООО «Р.» рожь на пищевые цели, при этом сведений о декларации о соответствии партии зерна требованиям технического регламента ТР ТС 015/2011, указанные сопроводительные документы не содержат.

Из товарной накладной №108 и счет-фактуры №90 от 31.01.2022 г., накладной №82 и счет-фактуры №73 от 25.01.2022 г., накладной №75 и счет-фактуры №67 от 22.01.2022 г., накладной №74 и счет-фактуры №66 от 21.01.2022 г., накладной №69 и счет-фактуры №61 от 20.01.2022 г., следует, что СПК колхоз «Искра» поставил ООО «В.» рожь на пищевые цели, при этом сведений о декларации о соответствии партии зерна требованиям технического регламента ТР ТС 015/2011, указанные сопроводительные документы так же не содержат.

Из декларации соответствия ЕАЭС №RU Д-RU.<№> следует, что рожь (на пищевые цели) урожая 2021 года, принадлежащая СПК колхоз «Искра», соответствует требованиям ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна».

В предоставленных СПК колхоз «Искра» копиях скорректированных товарных накладных №№ 69, 74, 75, 82, 108, 15, 27, 40, 47, 48, 49, 54, 59 об отгрузке ржи (на пищевые цели) урожая 2021 года ООО «Р.» и ООО «В.», в графе наименование товара, указана информация о декларации соответствия ЕАЭС №RU Д-RU.<№>.

Из писем ООО «В.» от 22.03.2022 г. и ООО «Р.» от 09.03.2022 г. следует, что при отгрузке каждой партии ржи СПК колхоз «Искра» предоставлял декларацию соответствия на зерно.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается исследованными материалами дела, председатель СПК колхоз «Искра» ФИО1, являясь руководителем предприятия, своими действиями (бездействием) допустил реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о декларации о соответствии, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.45 КоАП РФ.

При этом сведений об отсутствии возможности для соблюдения вышеуказанных требований руководителем предприятия, материалы дела не содержат.

Согласно исследованным материалам, в постановлении №03-06к/07 ФИО1 вменяется неуказание сведений в декларации о соответствии, в том числе, в накладной №58 от 19.01.2022 г. Вместе с тем, материалами дела, предоставленными Управлением Россельхознадзора и заявителем жалобы, подтверждается нарушение требований законодательства в накладной под номером 59 от 19.01.2022 г. Суд считает описку в номере накладной от 19.01.2022 г. технической ошибкой, допущенной при вынесении обжалуемого постановления, поскольку при ее исправлении содержание указанного постановления не изменяется.

Оценив совокупность собранных по делу доказательств, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо Управления Россельхознадзора сделало обоснованный вывод о виновности председателя СПК колхоз «Искра» ФИО1 в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.45 КоАП РФ.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств должностным лицом не установлено, не усматривает их и суд апелляционной инстанции.

Однако, суд не может согласиться с выводом об отсутствии обстоятельств, смягчающих административную ответственность лица, привлекаемого к административной ответственности. Как следует из материалов дела, ФИО1 не оспаривал факт совершения правонарушения, для устранения выявленного правонарушения произвел корректировку товарных накладных, в связи с чем доводы Управления Россельхознадзора о фальсификации товаросопроводительных документов являются не состоятельными и не принимаются судом во внимание.

При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1, - принятие мер к устранению выявленного правонарушения, что подтверждается приложенными копиями скорректированных товарных накладных №№ 69, 74, 75, 82, 108, 15, 27, 40, 47, 48, 49, 54, 59, в которых указана информация о подтверждении соответствия, а так же признание вины в инкриминируемом правонарушении.

Каких-либо существенных нарушений, касающихся процедуры рассмотрения административного дела, должностным лицом допущено не было.

Вместе с тем, должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления не разрешен вопрос о возможности признания указанного административного правонарушения малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, выраженной в п. 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Должностным лицом Управления Россельхознадзора, вопреки доводам отзыва на жалобу, не предоставлено каких-либо доказательств наступления вредных последствий правонарушения, создания угрозы жизни и здоровью граждан и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно материалам дела, председателем СПК колхоз «Искра» предприняты меры к устранению выявленного нарушения, что существенно уменьшает степень общественной опасности совершенного правонарушения, кроме того, исходя из информации, предоставленной покупателями зерна, декларация о соответствии зерна требованиям технического регламента фактически предоставлялась при покупке каждой партии зерновых культур, то есть, покупатели располагали сведениями о соответствии зерна требованиям ТР ТС 015/2011.

Предоставление Управлением Россельхознадзора сведений о наличии двух вступивших в законную силу постановлений по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении СПК колхоз «Искра», не влияет на выводы по делу, поскольку в данном случае привлекается к ответственности должностное, а не юридическое лицо. Кроме того, суду не предоставлено данных о том, что на момент вынесения обжалуемого постановления, юридическое лицо считалось привлеченным к административной ответственности.

Таким образом, учитывая характер и степень общественной опасности правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу, что должностное лицо ФИО1, хотя формально и нарушил требования законодательства, однако это действие (бездействие) не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.

При таких обстоятельствах постановление №03-06к/07 от 09.03.2022г., по ст. 14.45 КоАП РФ в отношении председателя СПК колхоз «Искра» ФИО1 подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, а жалоба ФИО1 - удовлетворению.

Руководствуясь ст. 2.9, ст.ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу ФИО1, удовлетворить.

Постановление №03-06к/07 от 09.03.2022 г., вынесенное заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю Х., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.45 КоАП РФ, в отношении председателя СПК колхоз «Искра» ФИО1 - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объявить председателю СПК колхоз «Искра» ФИО1 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы через Котельничский районный суд.

Судья К.А. Долгушин

Решение29.04.2022