НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Костромского районного суда (Костромская область) от 24.08.2020 № 440028-01-2019-000879-67

Гражданское дело № 2-23/2020

УИД № 44RS0028-01-2019-000879-67

Решение изготовлено 24 августа 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кострома

17 августа 2020 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи К.А.Батухиной,

при секретаре судебного заседания С.А.Кадыбердеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-23/2020 (УИД № 44RS0028-01-2019-000879-67)

по первоначальному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Охотину В.Б. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям (пени) за счёт наследственного имущества,

по встречному исковому заявлению Охотина В.Б. к Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области о включении переплаты по обязательным налоговым платежам и санкциям (пени) в состав наследственной массы, о признании права на получение переплаты по налогам,

УСТАНОВИЛ:

10 июля 2019 года Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к М.П. Охотиной о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям в общей сумме 225 312 рублей 79 копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области состоит в качестве налогоплательщика Охотиной М.П., ... года рождения (ИНН №...). В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 23 НК Российской Федерации М.П.Охотина обязана уплачивать законно установленные налоги и сборы. На основании данных о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК Российской Федерации по состоянию на 1 января каждого года, предоставляемых в налоговый орган в соответствии с пунктом 12 статьи 396 НК Российской Федерации органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами муниципальных образований, налогоплательщику принадлежат (принадлежали) на праве собственности следующие земельные участки: с 26 июля 2010 года по 29 августа 2018 года - земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 5 211 кв.м., расположенный по адресу: ...; с 26 июля 2010 года по 29 августа 2018 года - земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 4 606 кв.м., расположенный по адресу: ...; с 26 июля 2010 года по 29 августа 2018 года - земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 6 247 кв.м., расположенный по адресу: ...; с 12 ноября 1992 года - земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 580 кв.м., расположенный по адресу: .... В соответствии с пунктом 4 статьи 54, статьёй 397 НК Российской Федерации М.П.Охотиной исчислен земельный налог за 2017 год в сумме 161 341 рубль по налоговому уведомлению №... от 29 августа 2018 года, а именно: за земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 5 211 кв.м., расположенный по адресу: ..., в сумме 54 480 рублей; за земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 4 606 кв.м., расположенный по адресу: ..., в сумме 48 645 рублей; за земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 6 247 кв.м., расположенный по адресу: ..., в сумме 58 102 рубля; за земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 580 кв.м., расположенный по адресу: ..., в сумме 114 рублей. В связи с тем, что земельный налог не был уплачен в установленный срок в соответствии с пунктом 3 статьи 58, пунктом 3 статьи 75 НК Российской Федерации, налоговым органом на сумму недоимки исчислены налоговые санкции (пени) из расчёта: недоимка для пени * (ставка пени или 1/300 * ставка ЦБ РФ * 1/100) * количество дней просрочки. Сумма налоговый санкций по недоимке земельного налога за 2017 год составила 363 рубля 2 копейки (за период просрочки с 4 декабря 2018 года по 12 декабря 2018 года).

Кроме того, как отмечал административный истец, в соответствии со статьями 400-401 НК Российской Федерации М.П.Охотина признается плательщиком налога на имущество физических лиц и обязана уплатить налог. налогоплательщику на праве собственности по сведениям регистрирующих органов (Росреестра, БТИ) принадлежат (принадлежали) следующие объекты недвижимого имущества: 1) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - административное здание, трансформаторная подстанция с кадастровым номером №..., площадью 625,20 кв.м., расположенное по адресу: ..., Б; 2) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - нежилое строение с кадастровым номером №..., площадью 18.30 кв.м., расположенное по адресу: ..., Б; 3) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - нежилое строение с кадастровым номером №..., площадью 330,90 кв.м., расположенный по адресу: ..., Д; 4) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - нежилое строение с кадастровым номером №..., площадью 429,80 кв.м., расположенный по адресу: ..., В; 5) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - нежилое строение с кадастровым номером №..., площадью 342,40 кв.м., расположенный по адресу: ...) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - нежилое строение с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: ...) с 24 марта 1999 года - квартира с кадастровым номером №..., площадью 66,20 кв.м., расположенная по адресу: ...) с 27 ноября 2000 года по 14 сентября 2018 года - квартира с кадастровым номером №..., площадью 33,80 кв.м., расположенная по адресу: ...) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - объект незавершённого строительства с кадастровым номером №..., площадью 247,40 кв.м., расположенный по адресу: .... В соответствии с пунктом 4 статьи 52, статьями 408-409 НК Российской Федерации М.П.Охотиной исчислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в общей сумме 63 608 рублей 77 копеек по налоговому уведомлению от 29 августа 2018 года №..., а именно: 1) в отношении административного здания, трансформаторной подстанции с кадастровым номером №..., площадью 625,20 кв.м., расположенное по адресу: ... - в сумме 32 109 рублей; 2) в отношении нежилого строения с кадастровым номером №..., площадью 18.30 кв.м., расположенное по адресу: ..., - в сумме 7 110 рублей; 3) в отношении нежилого строения с кадастровым номером №..., площадью 330,90 кв.м., расположенного по адресу: ..., - в сумме 5 295 рублей; 4) в отношении нежилого строения с кадастровым номером №..., площадью 429,80 кв.м., расположенный по адресу: ..., - в сумме 7 155 рублей; 5) в отношении нежилого строения с кадастровым номером №..., площадью 342,40 кв.м., расположенный по адресу: ..., - в сумме 5 480 рублей; 6) в отношении нежилое строение с кадастровым номером 44:27:080517:1126, расположенный по адресу: ..., Г, - в сумме 7 155 рублей; 7) в отношении квартиры с кадастровым номером №..., площадью 33,80 кв.м., расположенной по адресу: ..., - в сумме 322 рубля; 8) в отношении объекта незавершённого строительства с кадастровым номером №..., площадью 247,40 кв.м., расположенного по адресу: ..., - в сумме 521 рубля. Сумма задолженности по налогу на имущество за 2017 год по ОКТМО 34701000 (город Кострома) в связи с проведённым в КРСБ зачётом из переплаты пени 1 376 рублей 23 копейки в налог, ко взысканию составляет в размере 63 448 рублей 77 копеек (64 825 рублей - 1 376 рублей 23 копейки). Сумма задолженности по налогу на имущество за 2017 год по ОКТМО 346114411 (Караваевское СП) в связи с имейщейся в КРСБ на 1 января 2018 года переплатой 162 рубля, к взысканию составляет в размере 160 рублей (322 рубля - 162 рубля). Налоговым органом в отношении М.П.Охотиной выставлено требование от 13 декабря 2018 года №... со сроком добровольной уплаты до 29 января 2019 года, в котором сообщалось о наличии задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. Указанное требование направлено налогоплательщику в личный кабинет. Ранее, налоговая инспекция обращалась за взысканием указанной выше задолженности к мировому судье судебного участка №17 Костромского судебного района. Определением мирового судьи от 23 апреля 2019 года инспекции отказано в принятии заявления по основанию указанному в пункте 3 части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, в связи с поступившими от должника возражениями на заявление о вынесении судебного приказа. В связи с чем, налоговый орган вынужден был обратиться в суд с исковым заявлением.

С учётом изложенного и со ссылкой на статьи 31, 48 НК Российской Федерации, 289-293 КАС Российской Федерации, Межрайонная ИФНС России по Костромской области просила взыскать с Охотиной М.П. задолженность по обязательным налоговым платежам и санкциям (пени) на общую сумму 225 312 рублей 79 копеек, из которой:

- 114 рублей - земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (за 2017 год);

- 26 копеек - пени по уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (за 2017 год) за период с 4 декабря 2018 года по 12 декабря 2018 года;

- 161 227 рублей - земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (за 2017 год);

- 362 рубля 76 копеек - пени по уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (за 2017 год) с 4 декабря 2018 года по 12 декабря 2018 года;

- 63 448 рублей 77 копеек - налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов (за 2017 год);

- 160 рублей - налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах сельских поселений (за 2017 год).

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что административный ответчик М.П. Охотина умерла .... Данное обстоятельство подтверждается выпиской Отдела записи актов гражданского состояния по городскому округу город Кострома из актовой записи о смерти №... от ....

Определением суда от 29 августа 2019 года производство по делу приостановлено до определения круга правопреемников после смерти административного ответчика М.П.Охотиной.

От нотариуса нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области М.В.Куколевской поступили сведения о наличии наследственного дела №... к имуществу умершей М.П.Охотиной. Производство по административному делу в соответствии со статьёй 192 КАС Российской Федерации было возобновлено, назначено судебное заседание на 29 января 2020 года.

29 января 2020 года Административный истец Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области в связи с определением круга правопреемников (наследников) к имуществу умершей М.П.Охотиной административный истец заявленные требования уточнил, предъявив исковые требования к наследственному имуществу и наследнику В.Б.Охотину, обосновав заявленные к нему требования ссылкой на пункт 3 статьи 44 НК Российской Федерации, пункт 3 статьи 1175 ГК Российской Федерации.

Определением суда от 29 января 2020 года осуществлён переход к рассмотрению административного дела №2А-23/2020 (№2А-849/2019) по заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области о взыскании задолженности за счёт наследственного имущества - по правилам гражданского судопроизводства. В соответствии со статьёй 41 ГПК Российской Федерации к участию в деле в качестве надлежащего ответчика по делу по заявленному Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области иску привлечён Охотин В.Б..

13 июля 2020 года ответчиком В.Б.Охотиным заявлен встречный иск, в котором В.Б.Охотин просит суд обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по Костромской области вернуть денежные средства, а именно: переплату по налогу на имущество физических лиц в размере не менее 272 200 рублей и пени в размере 1 376 рублей 23 копеек; а также возместить необоснованно понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 692 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 31, статьями 137-138, 224-225 ГПК Российской Федерации, статьёй 333.20 НК Российской Федерации определением судьи от 27 июля 2020 года к производству Костромского районного суда Костромской области для рассмотрения в рамках гражданского дела № 2-23/2020(УИД № 44RS0028-01-2019-000879-67) по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к В.Б.Охотину о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям за счет наследственного имущества, принято встречное исковое заявление Охотина В.Б. к Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области об обязании вернуть переплату по налогу на имущество физических лиц и пени.

В последующем, в ходе судебного разбирательства по делу Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области заявленные требования уточнила, просила взыскать задолженность по обязательным налоговым платежам и санкциям (пени) на общую сумму 161 864 рубля 2 копейки, из которой: 114 рублей - земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (за 2017 год); 26 копеек - пени по уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (за 2017 год) за период с 4 декабря 2018 года по 12 декабря 2018 года; 161 227 рублей - земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (за 2017 год); 362 рубля 76 копеек - пени по уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (за 2017 год) с 4 декабря 2018 года по 12 декабря 2018 года; 160 рублей - налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах сельских поселений (за 2017 год).

Исковые требования в части взыскания 63 448 рублей 77 копеек - налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов (за 2017 год), - не поддержала.

Представитель истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области Е.В.Захарова в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в нём; встречные исковые требования признала частично в части имеющей место переплаты в размере 273 471 рубля 23 копеек, в остальной части сочла заявленные встречные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по доводам и основаниям, указанным в письменном отзыве.

Ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску) В.Б.Охотинв судебном исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области не признал, поддержав заявленные встречные требования по доводам и основаниям, указанным в письменных пояснениях.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ИФНС России по городу Костроме, о времени и месте судебного заседания извещённые надлежащим образом, в суд своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела без его участия.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области М.В.Куколевская, о времени и месте судебного заседания извещённая надлежащим образом, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.

С учётом мнения сторон, руководствуясь статьёй 167 ГПК Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Выслушав представителя Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области Е.В.Захарову, ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) В.Б.Охотина, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 ЗК Российской Федерации).

Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункты 1,2 статьи 65 ЗК Российской Федерации).

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 НК Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Земельный налог относится к местным налогам и сборам (пункт 1 статьи 15 НК Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 387 НК Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 390 НК Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса.

Часть 2 указанной статьи, действовавшая до дня вступления в законную силу Федерального закона от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ (15 апреля 2019 года), предусматривала, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (пункт 2 статьи 15 НК Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК Российской Федерации.

Согласно статье 401 НК Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома. (пункты 2, 3 указанной статьи)

В силу статьи 409 НК Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно пункту 1 статьи 408 НК Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В частности, в силу пункта 8 статьи 408 НК Российской Федерации сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате, Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года; К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 9 статьи 408 НК Российской Федерации в случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи.

Судом установлено, что М.П.Охотиной принадлежат (принадлежали) следующие объекты недвижимого имущества:

Земельные участки:

1) с 26 июля 2010 года по 29 августа 2018 года - земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 5 211 кв.м., расположенный по адресу: ...;

2) с 26 июля 2010 года по 29 августа 2018 года - земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 4 606 кв.м., расположенный по адресу: ...;

3) с 26 июля 2010 года по 29 августа 2018 года - земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 6 247 кв.м., расположенный по адресу: ...;

4) с 12 ноября 1992 года - земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 580 кв.м., расположенный по адресу: ....

другие объекты недвижимого имущества:

1) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - административное здание, трансформаторная подстанция с кадастровым номером №..., площадью 625,20 кв.м., расположенное по адресу: ...;

2) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - нежилое строение с кадастровым номером №..., площадью 18.30 кв.м., расположенное по адресу: ...;

3) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - нежилое строение с кадастровым номером №..., площадью 330,90 кв.м., расположенный по адресу: ...;

4) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - нежилое строение с кадастровым номером №..., площадью 429,80 кв.м., расположенный по адресу: ...;

5) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - нежилое строение с кадастровым номером №..., площадью 342,40 кв.м., расположенный по адресу: ...;

6) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - нежилое строение с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: ...;

7) с 24 марта 1999 года - квартира с кадастровым номером №..., площадью 66,20 кв.м., расположенная по адресу: ...;

8) с 27 ноября 2000 года по 14 сентября 2018 года - квартира с кадастровым номером №..., площадью 33,80 кв.м., расположенная по адресу: ...;

9) с 4 июля 2000 года по 29 августа 2018 года - объект незавершённого строительства с кадастровым номером №..., площадью 247,40 кв.м., расположенный по адресу: ....

Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области по налоговому уведомлению №... от 29 августа 2018 года были исчислены земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2017 годв общей сумме 437 756 рублей по сроку оплаты не позднее 3 декабря 2018 года, а именно:

в отношении земельных участков - в сумме 372 771 рубль:

- земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 5 211 кв.м., расположенный по адресу: ..., в сумме 54 480 рублей;

- земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 4 606 кв.м., расположенный по адресу: ..., в сумме 48 645 рублей;

- земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 6 247 кв.м., расположенный по адресу: ..., в сумме 58 102 рубля;

- земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 580 кв.м., расположенный по адресу: ..., в сумме 114 рублей.

в отношении других объектов недвижимого имущества в сумме 64 985 рублей:

- в отношении административного здания, трансформаторной подстанции с кадастровым номером №..., площадью 625,20 кв.м., расположенное по адресу: ..., - в сумме 32 109 рублей;

- в отношении нежилого строения с кадастровым номером №..., площадью 18.30 кв.м., расположенное по адресу: ..., - в сумме 7 110 рублей;

- в отношении нежилого строения с кадастровым номером №..., площадью 330,90 кв.м., расположенного по адресу: ..., - в сумме 5 295 рублей;

- в отношении нежилого строения с кадастровым номером №..., площадью 429,80 кв.м., расположенный по адресу: ..., - в сумме 7 155 рублей;

- в отношении нежилого строения с кадастровым номером №..., площадью 342,40 кв.м., расположенный по адресу: ..., - в сумме 5 480 рублей;

- в отношении нежилое строение с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: ..., - в сумме 7 155 рублей;

- в отношении квартиры с кадастровым номером №..., площадью 33,80 кв.м., расположенной по адресу: ..., - в сумме 322 рубля;

- в отношении объекта незавершённого строительства с кадастровым номером №..., площадью 247,40 кв.м., расположенного по адресу: ..., - в сумме 521 рубля.

Сумма задолженности по налогу на имущество за 2017 год по ОКТМО 346114411 (Караваевское сельское поселение) в связи с на 1 января 2018 года переплатой 162 рубля, ко взысканию заявлена в размере 160 рублей, из расчёта: 322 рубля - 162 рубля.

В ходе судебного разбирательства по делу ответчик В.Б.Охотин указал, что на протяжении с 2010 года налоговые платежи в бюджет вносились им регулярно, причём имели место авансированные платежи по уплате земельного налога; по его (ответчика) расчётам со стороны М.П.Охотиной по земельному налогу в отношении участков в городе Костроме (ОКТМО 34701000) имела место переплата. Ответчик отметил, что налоговой инспекцией необоснованно не учтены при расчёте задолженности М.П.Охотиной по земельному налогу в отношении участков в городе Костроме (ОКТМО 34701000) произведённые ею платежи, в частности: 22 декабря 2012 года на сумму 94 707 рублей 52 копейки, 7 ноября 2013 года - на сумму 48 514 рублей, 25 декабря 2014 года - на сумму 95 000 рублей.

С учётом пояснений В.Б.Охотина, представителя Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области Е.В.Захаровой, а также принимая во внимание письменные доказательства представленные суду (в том числе копии квитанций, чеков-ордеров, карточки расчётов с бюджетом, налоговые уведомления и требования), судом установлено следующие обстоятельства начисления и оплаты М.П.Охотиной земельного налога в отношении земельных участков №..., №..., №...:

- за 2010 год по налоговому уведомлению от 4 декабря 2010 года №... в отношении земельных участков, расположенных по адресу: ..., начислено и предъявлено к оплате налогов на общую сумму 157 845 рублей 86 копеек. Уплачено М.П.Охотиной 29 марта 2011 года.

2 октября 2012 года М.П.Охотиной произведена уплата налогов в размере 150 000 рублей, 24 октября 2012 года - 150 000 рублей, 25 октября 2012 года - в размере 78 830 рублей 9 копеек. Всего уплачено 378 830 рублей 9 копеек.

- за 2011 год по налоговому уведомлению №... со сроком оплаты до 1 ноября 2012 года начислено и предъявлено к оплате налогов на общую сумму 378 830 рублей. С учётом произведённых уплат в 2012 году, исчисленный в налоговом уведомлении земельный налог, считается уплаченным полностью.

В период с 25 декабря 2009 года по 4 апреля 2012 года М.П.Охотина являлась индивидуальным предпринимателем и несла обязанность по предоставлению налоговых деклараций в отношении земельных участков, расположенных по адресу: ..., поскольку они использовались в предпринимательских целях.

В 2012 году М.П.Охотиной сдана налоговая декларация по земельному налогу за 1 квартал 2012 года, к уплате в бюджет исчислен налог в размере 94 707 рублей 52 копейки. Сумма исчисленного М.П.Охотиной налога уплачена ею в добровольном порядке 22 декабря 2012 года.

Далее, в 2013 году М.П.Охотиной произведено внесение денежных средств в бюджет в счёт оплаты земельного налога в общей сумме 569 800 рублей, а именно: 12 марта 2013 года - 95 000 рублей, 16 марта 2013 года - 95 000 рублей, 19 марта 2013 года - 95 000 рублей, 18 апреля 2013 года - 94 800 рублей, 28 июня 2013 года - 95 000 рублей, 7 октября 2013 года - 95 000 рублей.

- за 2012 год по налоговому уведомлению №... со сроком оплаты до 1 ноября 2013 года М.П.Охотиной как физическому лицу начислено и предъявлено к оплате налогов на общую сумму 284 122 рубля 56 копеек (за минусом суммы исчисленного налога в декларации М.П.Охотиной как индивидуального предпринимателя за 1 квартал 2012 года).

Принимая во внимание, что сумма исчисленного земельного налога М.П.Охотиной как физического лица (378 830 рублей 8 копеек) была уменьшена на сумму земельного налога М.П.Охотиной как индивидуального предпринимателя по налоговой декларации по земельному налогу за 1 квартал 2012 года, довод стороны ответчика о необходимости учёта в составе переплат суммы в размере 94 707 рублей 52 копейки, суд находит несостоятельным.

С учётом произведённых в 2013 году перечислений, переплата по земельному налогу составила 285 677 рублей 44 копейки (из расчёта: 569 800 рублей - 284 122 рубля 56 копеек). Указанная сумма переплаты отражена в налоговом уведомлении №... по состоянию на 5 марта 2014 года.

Далее, в 2014 году М.П.Охотиной произведено внесение денежных средств в бюджет в счёт оплаты земельного налога в общей сумме 475 000 рублей, а именно:5 мая 2014 года - 95 000 рублей, 10 июня 2014 года - 95 000 рублей, 6 августа 2014 года - 95 000 рублей, 15 октября 2014 года - 95 000 рублей, 25 декабря 2014 года - 95 000 рублей.

- за 2013 год по налоговому уведомлению №... со сроком оплаты до 5 ноября 2014 года начислено земельного налога на общую сумму 378 830 рублей 9 копеек. С учётом произведённых уплат в 2014 году и переплаты по налоговому периоду за 2012 год, исчисленный в налоговом уведомлении №... земельный налог, считается уплаченным полностью.

- за 2014 год по налоговому уведомлению №... от 25 апреля 2015 года со сроком оплаты до 1 октября 2015 года начислено земельного налога на общую сумму 378 830 рублей и предъявлено к оплате 91 983 рубля (с учётом переплаты в размере 286 847 рублей).

Судом установлено, что при формировании налогового уведомления от 25 апреля 2015 года №... размер переплаты по земельному налогу (286 847 рублей) определён без учёта 95 000 рублей, оплаченных по чеку-ордеру от 25 декабря 2014 года.

Как следует из подлинника платёжного документа, представленного суду В.Б.Охотиным, внесение указанной суммы в бюджет имело место за М.П.Охотину самим В.Б.Охотиным в порядке абзаца четвёртого пункта 1 статьи 45 НК Российской Федерации, с указанием надлежащим реквизитов (как ИНН налогоплательщика М.П.Охотиной, так и КБК, ОКТМО). Однако указанная сумма ИФНС России по городу Кострома была безосновательно зачислена и учтена на карточке расчётов с бюджетом за В.Б.Охотиным (ИНН №...) - иным налогоплательщиком, по другому виду налога. В последующем, при формировании налоговых уведомлений указанная сумма (95 000 рублей, оплаченная налогоплательщиком 25 декабря 2014 года) в составе сумм, уплаченных в счёт земельного налога, ИФНС России по городу Костроме также безосновательно не учитывалась.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент формирования налогового уведомления №... от 25 апреля 2015 года переплата, с учётом произведённых налогоплательщиком перечислений, должна составлять 381 847 рублей 35 копеек (из расчёта: 285 677 рублей 44 копейки (переплата по налоговому периоду за 2012 год) + 475 000 рублей (сумма денежных средств внесенных в бюджет в 2014 году) - 378 830 рублей 9 копеек (сумма земельного налога за 2013 год).

В течение 2015 года М.П.Охотиной произведено внесение денежных средств в бюджет в счёт оплаты земельного налога в общей сумме 276 983 рубля, а именно: 25 апреля 2015 года - 90 000 рублей, 15 июля 2015 года - 91 983 рубля; 17 октября 2015 года - 95 000 рублей.

В 2016 году М.П.Охотиной произведено внесение денежных средств в бюджет в счёт оплаты земельного налога в общей сумме 380 000 рублей, а именно: 4 марта 2016 года - 95 000 рублей, 21 апреля 2016 года - 95 000 рублей, 9 июля 2016 года - 95 000 рублей, 11 октября 2016 года - 95 000 рублей.

- за 2015 год по налоговому уведомлению №... от 20 октября 2016 года со сроком оплаты до 1 декабря 2016 года начислено земельного налога в отношении объектов налогообложения в городе Костроме на сумму 378 830 рублей.

С учётом переплаты (остатка) в размере 3 017 рублей (из расчета: переплата 381 847 рублей 35 копеек - сумма налога за 2014 год 378 830 рублей) и произведённых оплат в 2015-2016 году в общей сумме 656 983 рубля, исчисленный в налоговом уведомлении №... земельный налог (378 830 рублей), считается уплаченным полностью по состоянию на 20 октября 2016 года.

Переплата по земельному налогу по состоянию на 20 октября 2016 года составила 281 170 рублей 35 копеек.

28 ноября 2016 года по заявлению налогоплательщика производится зачёт из имеющейся переплаты по земельному налогу в счёт уплаты налога на имущество за 2015 год по налоговому уведомлению №... от 20 октября 2016 года в общей сумме 126 822 рубля.

Остаток переплаты по земельному налогу по состоянию на 28 ноября 2016 года составил 154 348 рублей 35 копеек (из расчёта: 281 170 рублей 35 копеек - 126 822 рубля).

- за 2016 год по налоговому уведомлению №... от 12 октября 2017 года со сроком оплаты до 1 декабря 2017 года начислено земельного налога в отношении объектов налогообложения в городе Костроме на сумму 167 400 рублей.

27 февраля 2018 года М.П.Охотиной произведено внесение денежных средств в бюджет в счёт оплаты земельного налога в отношении земельных участков города Костромы в сумме 108 051 рубль 65 копеек.

С учётом переплаты в размере 154 348 рублей 35 копеек и произведённой оплаты в 2018 году в сумме 108 051 рубль, исчисленный в налоговом уведомлении №... земельный налог (167 400 рублей), уплачен полностью. Остаток переплаты по земельному налогу составил 94 999 рублей 35 копеек (из расчёта: 154 348 рублей 35 копеек + 108 051 рубль - 167 400 рублей).

- за 2017 год по налоговому уведомлению №... от 29 августа 2018 года со сроком оплаты до 3 декабря 2018 года начислено земельного налога в отношении объектов налогообложения в городе Костроме на сумму 161 227 рублей.

С учётом переплаты в размере 94 999 рублей 35 копеек, исчисленный в налоговом уведомлении №... земельный налог (161 227 рублей), уплачен частично. Задолженность по земельному налогу в отношении объектов налогообложения в городе Костроме за 2017 год составляет 66 227 рублей.

При проверке обоснованности начисления и предъявления ко взысканию с ответчика задолженности М.П.Охотиной по налоговым платежам, судом также проведен довод стороны ответчика В.Б.Охотина о необходимости учёта в качестве оплаты земельного налога сумму 48 514 рублей по представленной квитанции серия КО №..., выданной 7 ноября 2013 года ОСП № 1 города Костромы. Как слеудет из материалов дела, сумма 48 514 рублей 85 копеек поступила от ОСП № 1 по городу Костроме 18 ноября 2013 года и отражена в карточке расчётов с бюджетом по земельному налогу в погашение задолженности пени за период ведения предпринимательской деятельности налогоплательщиком М.П.Охотиной, в связи с чем не могла быть учтена при определении задолженности по земельному налогу М.П.Охотиной как физического лица.

Таким образом, задолженность М.П.Охотиной по обязательным налоговым платежам составляет: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в сумме 114 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов, за 2017 год в сумме 66 227 рублей; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере 160 рублей.

Документального подтверждения о перечислении денежных средств в налоговый орган в счёт указанной задолженности, стороной ответчика суду не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. (пункт 2 указанной статьи)

На основании статьи 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Поскольку М.П.Охотиной сумма земельного налога в установленный срок не была уплачена, налоговый орган в соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации за период просрочки с 4 декабря 208 года по 12 декабря 2018 года начислил пени за просрочку уплаты земельного налога с физических лиц за 2017 год.

13 декабря 2018 года в адрес М.П.Охотиной направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 30412, в котором сообщалось о наличии задолженности перед бюджетом (недоимка по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; пени) и предлагалось в срок до 29 января 2019 года оплатить существующую задолженность.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» от 11 июня 1999 года № 41/9 при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

В силу пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В связи с не исполнением М.П.Охотиной в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций (пени), Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области 23 апреля 2019 года обращалась к мировому судье судебного участка № 18 Костромского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с М.П.Охотиной задолженности по обязательным платежам и санкциям.

В связи с поступившими от должника М.П.Охотиной возражениями относительно вынесения судебного приказа, определением мирового судьи от 23 апреля 2019 года Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области было отказано в вынесении судебного приказа на оснвоании статьи 123.4 КАС Российской Федерации.

10 июля 2019 года Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области обратилась в суд с административным иском к М.П.Охотиной.

Таким образом, сроки, установленные НК Российской Федерации для взыскания налога и пеней в судебном порядке, в настоящем случае соблюдены. Полномочия Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области на право обращения в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций судом проверены, соответствуют положениям статей 9, 31 НК Российской Федерации, пункту 4 раздела I Положения о Федеральной Налоговой Службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506.

При указанных выше обстоятельствах, за М.П.Охотиной числилась задолженность по обязательным платежам и санкциям (пени) в общем размере 66 650 рублей 27 копеек, из которой: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в сумме 114 рублей; налоговые санкции (пени) за просрочку уплаты земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере 0 рублей 26 копеек за период просрочки с 4 декабря 208 года по 12 декабря 2018 года; земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов, за 2017 год в сумме 66 227 рублей; налоговые санкции (пени) за просрочку уплаты земельного налога с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов, за 2017 год в размере 149 рублей 1 копейки за период просрочки с 4 декабря 208 года по 12 декабря 2018 года; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере 160 рублей.

Оснований для определения задолженности по обязательных налоговым платежам и санкциям (пени), числящейся за М.П.Охотиной, в большем размере, суд не усматривает по изложенным выше основаниям.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 218 ГК Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со статьёй 1110 ГК Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное. Наследование, таким образом, относится к числу производных, то есть основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.

Согласно статье 1111 ГК Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону.

В соответствии со статьёй 1141 ГК Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).

Согласно пункту 1 статьи 1142 ГК Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии со статьёй 1113 ГК Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.

15 июля 2019 года налогоплательщик М.П.Охотина умерла.

Как следует из материалов наследственного дела, наследниками по закону первой очереди после смерти М.П.Охотиной являются: её супруг В.Б.Охотин и дочь О.О.В.. В установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратился только В.Б.Охотин.

В соответствии со статьёй 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу части 3 указанной статьи обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в частности: со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 НК Российской Федерации (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц), умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.

В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о наследовании» от 29 мая 2012 года № 9 ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества. При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 ГК РФ). Требования кредиторов по обязательствам наследников, возникающим после принятия наследства (например, по оплате унаследованного жилого помещения и коммунальных услуг), удовлетворяются за счет имущества наследников. Отказополучатели по долгам наследодателя не отвечают.

В силу положений статьи 1112 ГК Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1175 ГК Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Наследуемое имущество М.П.Охотиной состоит:

- жилого помещения (квартиры) с кадастровым номером №..., площадью 66,2 кв.м., расположенной по адресу: ... (доля в праве 1/2 ). Кадастровая стоимость квартиры - 1 294 839 рублей 56 копеек.

- денежных средств, размещенных в Банке ... на счете (вкладе) «До востребования» №..., открытом 11 июня 2010 года на имя Охотиной М.П. (остаток денежных средств по состоянию на 25 февраля 2020 года - ... рублей);

- денежных средств, размещенных в ... на счете (вкладе) №..., открытом 22 марта 2017 года на имя Охотиной М.П. (остаток денежных средств по состоянию на 14 февраля 2020 года - ... рублей ... копейка);

- денежных средств, размещенных в ... на счете (вкладе) №..., открытом 25 октября 2006 года на имя Охотиной М.П. (остаток денежных средств по состоянию на 14 февраля 2020 года - ... рублей ... копеек).

Таким образом, размер взыскиваемой с ответчика В.Б.Охотина (наследника) задолженности по обязательным платежам и санкциям (66 650 рублей 27 копеек) существенно ниже стоимости наследственного имущества М.П.Охотиной (... рубля ... копейки).

Принимая во внимание, что обязанность по оплате земельного налога и налога на имущество физических лиц не была исполнена при жизни М.П.Охотиной, в результате чего образовалась задолженность по таким выплатам, в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 44 НК Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с В.Б.Охотина а счёт наследственного имущества М.П.Охотиной в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области: земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в сумме 114 рублей; налоговых санкций (пени) за просрочку уплаты земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере 0 рублей 26 копеек за период просрочки с 4 декабря 208 года по 12 декабря 2018 года; земельного налога с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов, за 2017 год в сумме 66 227 рублей; налоговых санкций (пени) за просрочку уплаты земельного налога с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов, за 2017 год в размере 149 рублей 1 копейки за период просрочки с 4 декабря 208 года по 12 декабря 2018 года; налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере 160 рублей.

Разрешая встречные исковые требования В.Б.Охотина, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 18 марта 2020 года в УФНС России по Костромской области поступило обращение В.Б.Охотина о перерасчёте налога на имущество, исчисленного за 2016 год по налогоплательщику М.П.Охотиной по налоговому уведомлению №... от 12 октября 2017 года в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №....

В ходе рассмотрения обращения налогоплательщика УФНС России по Костромской области осуществлён запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области для уточнения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждённой по состоянию на 1 января 2016 года.

Согласно полученному 13 апреля 2020 года №... ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, 24 марта 2020 года выявлена и исправлена техническая ошибка в сведениях ЕГРН о кадастровой стоимости вышеуказанных объектов по состоянию на 1 января 2016 года в связи с неверным определением удельного показателя кадастровой стоимости при расчёте.

При указанных обстоятельствах, сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год, исходя из актуальной кадастровой стоимости подлежала перерасчёту и составила 80 119 рублей, из расчёта: 417 039 рублей (по налоговому уведомлению №... от 12 октября 2017 года) - 336 920 рублей (по решению УФНС России по Костромской области от 16 апреля 2020 года).

В результате произведённого перерасчёта налога на имущество физических лиц за 2016 год и зачёта образовавшейся задолженности исчисленного налога за 2017 год по налоговому уведомлению №... от 29 августа 2018 года на карточке расчётов с бюджетом М.П.Охотиной образовалась переплата в размере 273 471 рубля 23 копеек.

Факт наличия переплаты в указанном размере стороной истца по первоначальному иску не оспаривается, признаётся с учётом имеющего в материалах дела решения УФНС России по Костромской области.

При указанных обстоятельствах, суд полагает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению встречные требования В.Б.Охотина о включении в наследственную массу, оставшуюся после смерти Охотиной М.П., умершей ..., наследственное имущество - денежные средства в виде переплаты по налогу на имущество физических лиц в размере 273 471 рубля 23 копеек, и признании за В.Б.Охотиным права на их получение, а Межрайонную ИФНС России № 7 по Костромской области обязанной осуществить возврат переплаты по налогу на имущество физических лиц в указанном размере.

Оснований для удовлетворения встречных исковых требований в остальной части (о возврате пени в размере 1 376 рублей 23 копеек; а также государственной пошлины в размере 3 692 рублей) суд не усматривает, поскольку оплата налога на имущество физических лиц за 2016 год (по сроку уплаты до 1 декабря 2017 года) была произведена 13 апреля 2018 года, то есть с просрочкой оплаты, основания для начисления налоговых санкций на период с 2 декабря 2017 года не отпали. Государственная пошлина в размере 3 692 рубля была взыскана на основании судебного приказа от 29 марта 2018 года № 2А-471/2018, возражений по исполнению которого М.П.Охотиной принесено не было, судебный приказ не отменялся, вступил в законную силу и обращён к исполнению. Кроме того, возможность правопреемства в отношении государственной пошлины, законодательством не предусмотрена.

В соответствии со статьёй 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии со статьёй 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с В.Б.Охотина подлежит взысканию в доход бюджета Костромского муниципального района государственная пошлина в размере 2 199 рублей 51 копейки.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Первоначальные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Охотину В.Б. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям (пени) за счёт наследственного имущества - удовлетворить частично.

Взыскать с Охотина В.Б. за счёт наследственного имущества Охотиной М.П., умершей ..., в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области:

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в сумме 114 рублей;

- налоговые санкции (пени) за просрочку уплаты земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере 0 рублей 26 копеек за период просрочки с 4 декабря 208 года по 12 декабря 2018 года;

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов, за 2017 год в сумме 66 227 рублей;

- налоговые санкции (пени) за просрочку уплаты земельного налога с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов, за 2017 год в размере 149 рублей 1 копейки за период просрочки с 4 декабря 208 года по 12 декабря 2018 года;

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере 160 рублей,

а всего взыскать: 66 650 (Шестьдесят шесть тысяч шестьсот пятьдесят) рублей 27 копеек.

В удовлетворении остальной части первоначальных исковых требований отказать.

Взыскать с Охотина В.Б. в доход бюджета Костромского муниципального района государственную пошлину в размере 2 199 (Двух тысяч ста девяносто девяти) рулей 51 копейки.

Встречные исковые требования Охотина В.Б. к Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области о включении переплаты по обязательным налоговым платежам и санкциям (пени) в состав наследственной массы, о признании права на получение переплаты по налогам - удовлетворить частично.

Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти Охотиной М.П., умершей ..., наследственное имущество - денежные средства в виде переплаты по налогу на имущество физических лиц в размере 273 471 (Двухсот семидесяти трёх тысяч четырёхсот семидесяти одного) рубля 23 копеек.

Признать за Охотиным В.Б. право на получение переплаты по налоговым платежам в порядке наследования после смерти Охотиной М.П., умершей ..., в размере 273 471 (Двухсот семидесяти трёх тысяч четырёхсот семидесяти одного) рубля 23 копеек.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по Костромской области осуществить возврат переплаты по налогу на имущество физических лиц в размере 273 471 (Двухсот семидесяти трёх тысяч четырёхсот семидесяти одного) рубля 23 копеек.

В удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

К.А.Батухина