НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Костромского областного суда (Костромская область) от 11.04.2017 № 3А-18/2017

дело № 3а-18/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Костромской областной суд в составе

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

при секретаре Политовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Горка» к администрации Костромской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области об установлении в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Горка» (далее - общество) обратилось в суд с названным административным иском, просило установить кадастровую стоимость здания - нежилого строения (торгово-выставочный центр) с кадастровым номером 44:27:080516:1898, общей площадью 2 466, 5 кв.м, расположенного по <адрес>, по состоянию на 27 октября 2014 года в размере его рыночной стоимости 70 486 889 руб. и обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Костромской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости здания по состоянию на 27 октября 2014 года равной его рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что общество является собственником данного объекта недвижимости. Утвержденная кадастровая стоимость в размере 89 097 182 руб. по состоянию на 27 октября 2014 года является неверной, поскольку действительная рыночная стоимость объекта по состоянию на ту же дату 70 486 889 руб., что подтверждается отчетом № 146-Н, выполненным ИП А.

21 декабря 2016 года решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости ООО «Горка» отказано.

Несоответствие кадастровой и рыночной стоимости нарушает права общества как плательщика налога на имущество, который в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ исчисляется от кадастровой стоимости здания.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, в качестве заинтересованного лица - Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области /том 1 л.д. 1/.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Горка» по доверенности Сизова Н.А. административные исковые требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости на архивный период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 октября 2014 года в размере 70 486 889 руб.

Представители административных ответчиков администрации Костромской области - Скородумов Д.Н., ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Костромской области Румянцева Л.М., представитель заинтересованного лица - Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Невоструева А.И., действующие на основании доверенностей, не возражали против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Костромской области, представитель заинтересованного лица - Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований не представили.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ООО «Горка» является собственником здания - нежилого строения (торгово-выставочный центр), назначение: нежилое здание, кадастровый номер 44:27:080516:1898, общей площадью 2 466,5 кв.м, расположенного по <адрес> /т. 1 л.д. 11/.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость данного здания по состоянию на 27 октября 2014 года составляет 89 097 182,18 руб. /том 1 л.д. 12/.

12 декабря 2016 года ООО «Горка» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания.

Решением комиссии № 439 от 21 декабря 2016 года ООО «Горка» отказано в пересмотре кадастровой стоимости и определении её в размере рыночной стоимости, ввиду того, что пропущен срок обращения в комиссию, поскольку постановлением администрации Костромской области от 15.11.2016 г. № 438-а утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Костромской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года, и 26 ноября 2016 года данные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости /том 1 л.д. 14-16/.

В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) административный истец является плательщиком налога на имущество и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного здания влияют на права и обязанности ООО «Горка».

Согласно абзацу 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц,в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок (абзац 37).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (абзац 38).

Абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15).

Поскольку принадлежащее административному истцу здание является объектом налогообложения, результаты определения его кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, учитывая, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год (пункт 1 статьи 379 НК РФ), административный истец обратился с заявлением в комиссию 12 декабря 2016 года, суд приходит к выводу, что за ним в силу вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сохраняется право на применение результатов пересмотра вышеуказанной кадастровой стоимости за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

Согласно частям 1, 3 статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В подтверждение заявленных административным истцом оснований для установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости суду представлен отчет № 146-Н об определении рыночной стоимости здания - нежилого строения (торгово-выставочный центр) с кадастровым номером 44:27:080516:1898, общей площадью 2 466, 5 кв.м, расположенного по <адрес>, выполненный ИП А.

В отчете рыночная стоимость здания по состоянию на 27 октября 2014 года определена в размере 70 486 889 руб. /том 1 л.д. 18-202/.

Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков». Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.

Экспертом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» проведена экспертиза указанного отчета, который признан соответствующим Федеральному закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение № 4245/2016/3 /л.д. 203-220/.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость указанного здания, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объекта недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

Обязанность по внесению соответствующих сведений о кадастровой стоимости в силу положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» возникает у органа кадастрового учета при установлении такой стоимости судом. В связи с этим не требуется указание в решении суда на такую обязанность органа кадастрового учета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ООО «Горка» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания - нежилого строения (торгово-выставочный центр), назначение: нежилое здание, общей площадью 2 466,5 кв.м, кадастровый номер 44:27:080516:1898, расположенного по <адрес>, на архивный период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 октября 2014 года в размере 70 486 889 (семьдесят миллионов четыреста восемьдесят шесть тысяч восемьсот восемьдесят девять) рублей.

Датой подачи заявления считать 12 декабря 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Костромского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов