дело № 3а-36/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,
при секретаре Политовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ТВЦ «На Сенной» к администрации Костромской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области об установлении в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ТВЦ «На Сенной» (далее - общество) обратилось в суд с названным административным иском, просит установить кадастровую стоимость нежилого строения (здания торгового центра), общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 232 427 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что общество является собственником данного объекта недвижимости. Утвержденная Постановлением администрации Костромской области от 26.09.2012 г. № 377-а кадастровая стоимость в размере 279 715 301,58 руб. является неверной, поскольку действительная рыночная стоимость объекта по состоянию на 28 ноября 2011 года составляет 232 427 000 руб., что подтверждается отчетом №2919/16, выполненным ООО «Эксперт-Оценка-Кострома».
Несоответствие кадастровой и рыночной стоимости нарушает права общества как плательщика налога.
Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, администрация г. Костромы, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «ТВЦ «На Сенной» по доверенности Шестанов А.Ю. административные исковые требования поддержал, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости по состоянию на 28 ноября 2011 года на архивный период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно.
Представитель административного ответчика администрации Костромской области - Лелина Н.Н., представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Суслова Н.А., не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, не оспаривая отчет об определении рыночной стоимости и определённый в отчете размер рыночной стоимости объекта недвижимости, возражали против удовлетворения административного иска, полагая, что пересмотр кадастровой стоимости повлечет снижение запланированной доходной части бюджета, а, следовательно, нарушение интересов Костромской области.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Костромской области Румянцева Л.М. не возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Костромской области, представитель заинтересованного лица - администрации г. Костромы, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно административных исковых требований не представили, в направленных в суд письменных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ООО «ТВЦ «На Сенной» является собственником нежилого строения (здания торгового центра), с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> /т. 1 л.д. 6/.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость данного здания по состоянию на 28 ноября 2011 года составляет 279 715 301,58 руб. /том 1 л.д. 7/.
Общество 20 декабря 2016 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания.
Решением комиссии № 466 от 11 января 2017 года отказано в пересмотре кадастровой стоимости и определении её в размере рыночной стоимости, ввиду того, что Постановлением администрации Костромской области от 15.11.2016 г. № 438-а утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Костромской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 марта 2016 года, и 26 ноября 2016 года данные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости, то есть утверждены результаты новой кадастровой оценки /том 1 л.д. 8-10/.
В силу положений статей 373 и 374 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество.
Согласно пункту 2 статьи 375, статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 29.12.2015 г. N 68-од, налоговая база по принадлежащему обществу зданию определяется как его кадастровая стоимость.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного здания влияют на права и обязанности ООО «ТВЦ «На Сенной».
Согласно абзацу 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц,в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок (абзац 37).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (абзац 38).
Абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15).
Поскольку принадлежащее административному истцу здание является объектом налогообложения, результаты определения его кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, учитывая, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год (пункт 1 статьи 379 НК РФ), административный истец обратился с заявлением в комиссию 20 декабря 2016 года, суд приходит к выводу, что за ним в силу вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сохраняется право на применение результатов пересмотра вышеуказанной кадастровой стоимости за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В подтверждение заявленных административным истцом оснований для установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости суду представлен отчет № 2919/16 об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, выполненный ООО «Эксперт-Оценка-Кострома».
В отчете рыночная стоимость здания по состоянию на 28 ноября 2011 года определена в размере 232 427 000 руб., в том числе НДС 18 % /том 1 л.д. 22-255/.
Оценщик проанализировал рынок, к которому относится объект оценки, определил основные ценообразующие факторы, оценку объекта производил исходя из его фактического использования - торгово-выставочный центр. Рыночная стоимость определена с использование затратного и доходного подходов. В рамках затратного подхода стоимость составила 217 343 000 руб., в рамках доходного подхода - 247 510 000 руб. При согласовании результатов обоим подходам присвоены равные весовые коэффициенты (0,5).
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Содержащиеся в отчете выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Экспертом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» проведена экспертиза указанного отчета, который признан соответствующим Федеральному закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение № 1083/2017 /т. 1 л.д. 256-273/.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Учитывая, что каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость указанного здания, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено; административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости объекта недвижимости не заявлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.
Не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований довод о том, что пересмотр кадастровой стоимости повлечет снижение доходной части бюджета Костромской области. В силу Федерального закона «Об оценочной деятельности» административный истец имеет право на установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости, которое не зависит от факта снижения доходной части бюджета. Это право может быть реализовано при представлении соответствующих доказательств. Представленные административным истцом доказательства, в том числе отчет по определению рыночной стоимости, лицами, участвующими в деле, не оспорены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Установить кадастровую стоимость нежилого строения (здания торгового центра), общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 232 427 000 (двести тридцать два миллиона четыреста двадцать семь тысяч) рублей по состоянию на 28 ноября 2011 года на архивный период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года включительно.
Датой подачи заявления считать 20 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Костромского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов