дело №2а-539/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 15 июня 2018 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Романовой О.А.,
с участием представителя административного истца МУП «Общежития Костомукшского городского округа» Сенчилиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Общежития Костомукшского городского округа» к Управлению труда и занятости Республики Карелия, Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений об оспаривании решения,
установил:
МУП «Общежития Костомукшского городского округа» обратилось в суд к Управлению труда и занятости Республики Карелия с административным исковым заявлением об оспаривании решения, мотивируя тем, что Распоряжением Правительства РК от 29.12.2017 №757р-П одобрено и подписано подготовленное Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений дополнительное соглашение N 1 к Соглашению между Правительством Республики Карелия, Союзом организаций профсоюзов в Республике Карелия и Региональным объединением работодателей Республики Карелия "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия" о минимальной заработной плате в Республике Карелия, согласно которому в Республике Карелия размер минимальной заработной платы для работников, работающих на территории Республики Карелия, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, с 01.01.2018 установлен в размере 10 000 рублей. В обращении начальника Управления труда и занятости РК указано, если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения (в срок до 10.02.2018) работодателями не будет представлен мотивированный письменный отказ от присоединения, то указанное Соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования настоящего предложения и подлежит обязательному исполнению ими. 02.02.2018 МУП «Общежития Костомукшского городского округа» представило административному ответчику мотивированный отказ от присоединения к Региональному Соглашению о минимальной заработной плате. Письмом от 13.03.2018 Управление труда и занятости РК уведомило МУП «Общежития Костомукшского городского округа» о присоединении к Региональному Соглашению о минимальной заработной плате по тем основаниям, что представитель МУП «Общежития Костомукшского городского округа» в нарушение ст. 133.1 Трудового кодекса РФ не принял участие в консультации. Просит признать незаконным решение о присоединении МУП «Общежития Костомукшского городского округа» к Соглашению о минимальной заработной плате в Республике Карелия, выраженное в письме от 13.03.2018 №1524/13.1-12/УТЗ.
Определением суда от 01.06.2018 к участию в деле в качестве административного ответчика на основании ст. 47 КАС РФ привлечена Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
В судебном заседании представитель административного истца МУП «Общежития Костомукшского городского округа» Сенчилина О.П. поддержала требования по доводам, изложенным в заявлении, и пояснила, что принятое административным ответчиком решение является несоответствующим закону и нарушает права заявителя, поскольку одним из основных принципов социального партнёрства является принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств. Административным истцом в установленные законом сроки представлены мотивированный отказ от присоединения к Соглашению и предложения, также административный ответчик был уведомлен об отсутствии на предприятии первичной профсоюзной организации.
Представитель административного ответчика Управления труда и занятости Республики Карелия, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. В судебном заседании 01.06.2018 представители административного ответчика Морозов А.Е., Шанина С.Ю., действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, и пояснили, что Управление не является надлежащим ответчиком. Оспариваемое решение принято на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на которое представитель административного истца в нарушение ст. 133.1 Трудового кодекса не явился для консультаций.
Представитель Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленном письменном отзыве просил отказать в удовлетворении административного иска, по тем основаниям, что в связи с тем, что доводы о причинах отказа от присоединения к Соглашению, изложенные в отказе от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате от 02.02.2018 требовали уточнений и более детального обсуждения, данное предприятие было приглашено на заседание рабочей группы 05.03.2018, однако МУП «Общежития Костомукшского городского округа» от участия в консультациях, в нарушение ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, отказалось. В связи с действиями административного истца, с учетом имеющихся доводов об основаниях отказа от присоединения к Соглашению, изложенных в отказе, и отсутствием возможности по независящим от рабочей группы причинам надлежащим образом оценить данные доводы, было принято решение о присоединение работодателя к Соглашению.
Выслушав представителя административного истца, обсудив доводы и возражения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что на основании Закона Республики Карелия от 13.02.2001 №474-ЗРК «О социальном партнерстве в Республике Карелия», Закона Республики Карелия от 05.03.2004 №750-ЗРК «О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и Регламента Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденного решением от 25.05.2004, на территории Республики Карелия осуществляется деятельность Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Распоряжением Правительства РК от 29.12.2017 №757р-П одобрено и подписано подготовленное Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений дополнительное соглашение N 1 к Соглашению между Правительством Республики Карелия, Союзом организаций профсоюзов в Республике Карелия и Региональным объединением работодателей Республики Карелия "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия" о минимальной заработной плате в Республике Карелия, согласно которому в Республике Карелия размер минимальной заработной платы для работников, работающих на территории Республики Карелия, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, с 01.01.2018 установлен в размере 10 000 рублей.
Начальником Управления труда и занятости РК размещено обращение к работодателям, из которого следует, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения (в срок до 10.02.2018) работодателями не будет представлен мотивированный письменный отказ от присоединения, то указанное Соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования настоящего предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
02.02.2018 МУП «Общежития Костомукшского городского округа» представило административному ответчику мотивированный отказ от присоединения к Региональному Соглашению о минимальной заработной плате, предложение по срокам повышения МРОТ, а также информацию об отсутствии на предприятии профсоюзного органа.
Письмом от 14.02.2018 №932/13.1-12-УТЗ в связи с поступившим отказом, МУП «Общежития Костомукшского городского округа» приглашено на заседание рабочей группы Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений для проведения консультаций на 05.03.2018, на которое представитель работодателя не явился, в связи с тяжелым финансовым положением и сложной транспортной доступностью.
05.03.2018 на заседании рабочей группы Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в связи с несоблюдением требований ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации об обязательном участии представителя работодателя в консультациях, принято решение о присоединении МУП «Общежития Костомукшского городского округа» к Соглашению о минимальной заработной плате в Республике Карелия.
Письмом от 13.03.2018 №1524/13.1-12/УТЗ Управление труда и занятости РК уведомило МУП «Общежития Костомукшского городского округа» о присоединении с 01.01.2018 к Региональному Соглашению о минимальной заработной плате в связи с несоблюдением ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации об обязательном участии представителя работодателя в консультациях.
На основании статьи 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ (ред. от 28.12.2017) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ (ред. от 07.03.2018) минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года установлен в сумме 11 163 рублей в месяц.
В силу ч. 1 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 7 ст. 133.1 ТК РФ).
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением (ч. 8 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях (ч. 9 ст. 133.1 ТК РФ).
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Довод административных ответчиков о том, что оспариваемое решение принято в связи с нарушением МУП «Общежитие Костомукшского городского округа» ч. 9 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, является необоснованным, поскольку неисполнение МУП «Общежитие Костомукшского городского округа» обязанности принять участие в консультациях в связи с отказом присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной, влечет ответственность за нарушение трудового законодательства.
С учётом анализа приведенных норм, суд приходит к выводу, что решение административных ответчиков о присоединении МУП «Общежитие Костомукшского городского округа» к региональному соглашению о минимальной заработной плате могло быть принято при условии отсутствия мотивированного письменного отказа присоединиться к нему, а поскольку административным истцом в установленный законом срок был представлен мотивированный отказ, оспариваемое решение является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления труда и занятости Республики Карелия, Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о присоединении муниципального унитарного предприятия «Общежития Костомукшского городского округа» к Соглашению о минимальной заработной плате Республики Карелия с 01 января 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья И.А. Сафарян
Мотивированное решение составлено 20 июня 2018 года.