НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Костомукшского городского суда (Республика Карелия) от 15.02.2018 № 2А-251/2018

Дело № 2а-251/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2018 года пос. Калевала

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Исаковой В.П.,

при секретаре Рунец Ю.А.,

с участием административного ответчика Костюченко В.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «Успех», Костюченко Валентине Григорьевне о ликвидации КПК «Успех»,

установил:

Центральный Банк РФ в лице Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с иском к кредитному потребительскому кооперативу «Успех» (далее - КПК «Успех», Кооператив), Костюченко В.Г. о ликвидации КПК «Успех» и обязании осуществить процедуру ликвидации КПК «Успех» с установлением срока проведения ликвидационных мероприятий. В обоснование требований указал, что КПК «Успех», юридический адрес: Республика Карелия, поселок городского типа Калевала, ул.Красноармейская, д.13, ИНН , ОГРН , зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение с ч. 1 ст. 8 Закона о саморегулируемых организациях и п. 3 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", КПК «Успех» не является членом ни одной из существующих саморегулируемых организаций, действующих в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы. Кроме того, КПК «Успех» не отвечает требованиям ч. 2 ст. 7 Закона, поскольку создан только одним физическим лицом, указанные нарушения являются основанием для ликвидации КПК «Успех».

Административный истец представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени его проведения извещен, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании административный ответчик Костюченко В.Г., возражала против заявленных требований, пояснила, что после выделения обособленного подразделения из <данные изъяты> пайщики приняли решение создать КПК «Успех» в п. Калевала. ДД.ММ.ГГГГ получено свидетельство о постановке на учет в МИ ФНС. ДД.ММ.ГГГГ были поданы документы для вступления в СРО и ДД.ММ.ГГГГ получили Свидетельство, о регистрации кооператива в СРО «Содействие». На ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе по реестру зарегистрировано <данные изъяты> пайщиков, еще <данные изъяты> человек вступили в кооператив в этом году. После вступления кооператива в СРО, много пайщиков встали в очередь, для получения займа, а также <данные изъяты> человек желают вступить в кооператив и стать членами, чтобы получить займы на жизненные нужды. Планируют далее вести деятельность, оказывать услуги финансового характера членам кооператива. Просила отказать в удовлетворении иска.

Руководствуясь положениями статьи 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В силу пункта 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке", Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом.

Частью 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" установлено, что саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях предствления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.

Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков) (часть 3).

Из материалов дела следует, что КПК «Успех», зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности является предоставление займов и прочих видов кредита. Дополнительным видом деятельности является предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению не включенных в другие группировки.

Из представленного в суд административным ответчиком копии заявления на вступление кредитных кооперативов в Ассоциацию «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие» следует, что КПК «Успех», в лице его председателя Костюченко В.Г. было подано заявление о вступление в СРО. Свидетельством, выданным Ассоциацией «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие» подтверждается что КПК «Успех» является членом названной Ассоциации и учтен в реестре членов организации за от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.145,146).

В силу ч. 2 ст. 7 ФЗ №190 от 18.07.2009, кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или 5 юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7 указанными лицами.

В случае, если в течение шести месяцев количество членов кредитного кооператива (пайщиков) меньше минимального количества, установленного частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, кредитный кооператив должен принять решение о ликвидации и ликвидироваться в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке. В случае невыполнения данного требования кредитным кооперативом его ликвидация осуществляется по решению суда (ч. 3 ст. 70 ФЗ №190 от 18.07.2009).

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальныхпредпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

В соответствии с положениями пункта "д" части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", сведения об учредителях (участниках) юридического лица подлежат отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ - КПК «Успех», юридический адрес: Республика Карелия, поселок городского типа Калевала, ул.Красноармейская, д.13, ИНН , ОГРН зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Учредителем КПК «Успех» является Костюченко В.Г., которая в суде пояснила, что пайщики <данные изъяты> после выделения обособленного подразделения из <данные изъяты>, создали КПК «Успех» в пос. Калевала, для обслуживания населения Калевальского района. Был утвержден Устав Кооператива, избрано правление и его председатель, ревизионный комитет, утвержден передаточный акт разделительного баланса при выделении обособленного подразделения из <данные изъяты>, утверждена смета доходов и расходов КПК «Успех» на содержание кооператива, назначено уполномоченное лицо - заявитель при государственной регистрации Устава КПК «Успех», о чем отражено в протоколе собрания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.120-122). Как следует из реестра пайщиков КПК «Успех» и было подтверждено в суде председателем правления, членами кооператива на ДД.ММ.ГГГГ являются 76 человек (л.д. 130-140).

Анализируя представленные сторонами доказательства и фактические действия административного ответчика, суд приходит к выводу, что нарушения в деятельности Кооператива в основном носят устранимый характер, которые на дату подачи административного иска были устранены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Между тем, по данному делу не установлено обстоятельств, позволяющих применить в отношении Кооператива исключительную меру - ликвидацию юридического лица, как единственно возможную в целях устранения допущенных нарушений закона, ввиду того, что характер выявленных нарушений, не может являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, поскольку данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц.

Учитывая, что созданиеКредитного потребительского кооператива «Успех»обусловлено целям и задачам Кооператива, которые состоят в удовлетворении материальных и иных потребностей членов Кооператива, решение социальных проблем сельских жителей, выявленные нарушения фактически устранены, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

С учетом изложенного, суд оставляет заявленные исковые требования о ликвидации Кооператива без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 262 - 265 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Центрального Банка Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Успех» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.П. Исакова

Справка: мотивированное решение в порядке статьи 177 КАС РФ

изготовлено 19.02.2018 года.