НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Костомукшского городского суда (Республика Карелия) от 04.02.2019 № 2А-1047/18

Дело № 2а-86/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Костомукша 04 февраля 2019 года

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,

при секретаре И.П. Шапковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия к Андросову Сергею Васильевичу о взыскании недоимки по уплате транспортного налога и пени,

у с т а н о в и л:

30 ноября 2018 года Межрайонная ИФНС России № 1 по РК в порядке ст. 286 КАС РФ обратилась в суд с названным административным иском к Андросову С.В., мотивируя требования тем, что административный ответчик по состоянию на 2015 года являлся плательщиком транспортного налога, поскольку за ним было зарегистрировано транспортное средство - экскаватор-погрузчик ФИО4, государственный регистрационный знак . По месту регистрации административного ответчика было направлено налоговое уведомление от 05 августа 2016 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2015 год в размере 2250 рублей. В срок, установленный законодательством, оплата от налогоплательщика не поступила. На недоимку были начислены пени в сумме 1055 рублей 73 копеек. Для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и пени в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ по адресу места жительства налогоплательщика были направлены требования от 20 декабря 2016 года и от 09 ноября 2017 года. Недоимка по уплате транспортного налога и пени в полном объеме Андросовым С.В. не оплачена. Межрайонная ИФНС России № 1 по РК просит суд взыскать с Андросова С.В. задолженность по уплате транспортного налога за 2015 год в размере 2250 рублей, пени в размере 1055 рублей 73 копеек, а всего 3305 рублей 73 копейки.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по РК, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца. В представленных письменных пояснениях Межрайонная ИФНС России № 1 по РК указывает, что оплата транспортного налога, произведенная Андросовым С.В. по квитанции формы ПД (налог) относится к налоговому периоду 2016 года по сроку уплаты 01 декабря 2017 года, что следует из квитанции. По административному исковому заявлению взыскание транспортного налога производится за 2015 год. Поскольку недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 2250 рублей и пени до настоящего времени не погашены, налоговая инспекция просит суд исковые требованиях удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик Андросов С.В. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном заявлении возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на отсутствие недоимки по уплате транспортного налога. Приложил копию договора купли-продажи транспортного средства от 30 декабря 2014 года.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (от 16 декабря 1966 года), лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению. Отказ в силу личного волеизъявления от участия в рассмотрении дела об административном правонарушении и явки в судебное заседание является способом реализации по своему усмотрению процессуальных прав гражданина.

Учитывая, что реализация участниками административного судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закрепленное ст. 6 КАС РФ и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в гор. Риме 04 ноября 1950 года), суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, учитывая то обстоятельство, что явка сторон не является обязательной и не признана судом обязательной.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 84, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Частью 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена ст. 357 НК РФ. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч. 3 ст. 363 НК РФ).

Исполнение налоговой обязанности обеспечивается пенями (ст. 75 НК РФ).

Из ч. 1 ст. 358 НК РФ следует, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В силу ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356 НК РФ).

Единый на всей территории Российской Федерации порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним устанавливают утвержденные Минсельхозпродом России от 16 января 1995 года Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что органы Гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что по сведениям Гостехнадзора РК по Прионежскому, Суоярвскому муниципальным районам и Костомукшскому городскому округу от 23 января 2019 года за Андросовым С.В. зарегистрировано транспортное средство - экскаватор-погрузчик ФИО5, государственный регистрационный знак мощность двигателя 90 л.с., 2005 года выпуска, заводской № машины (рамы) , № двигателя , синего цвета, дата регистрационного учета - 06 июля 2012 года по настоящее время.

Межрайонной ИФНС России № 1 по РК Андросову С.В. выставлено налоговое уведомление от 05 августа 2016 года с требованием об уплате до 01 декабря 2016 года транспортного налога за 2015 год в сумме 2250 рублей.

Налоговое уведомление направлено административному ответчику 10 августа 2016 года, согласно списку заказных писем, и считается полученным им в силу ч. 4 ст. 52 НК РФ.

В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате транспортного налога Межрайонной ИФНС России № 1 по РК Андросову С.В. выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 20 декабря 2016 года, которым административному ответчику предложено до 17 февраля 2017 года уплатить недоимку по транспортному налогу со сроком уплаты налога 01 декабря 2016 в сумме 2250 рублей, пени - 13 рублей 50 копеек.

Требование направлено административному ответчику заказной корреспонденцией 27 декабря 2016 года согласно списку заказных писем и в силу ч. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, то есть 01 января 2017 года, а с учетом праздничных дней - 09 января 2017 года.

Кроме того, Межрайонной ИФНС России № 1 по РК Андросову С.В. выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 09 ноября 2017 года, которым административному ответчику предложено до 19 декабря 2017 года уплатить недоимку по транспортному налогу со сроком уплаты налога 01 декабря 2016 в сумме 2250 рублей, пени - 1042 рубля 23 копейки.

Требование направлено административному ответчику заказной корреспонденцией 03 декабря 2017 года согласно списку заказных писем и в силу ч. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, то есть 09 декабря 2017 года.

С учетом установленных выше обстоятельств, суд считает, что административным истцом был соблюден досудебный порядок предъявления задолженности к уплате.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ по транспортному налогу налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в п. 1.1 ч. 1 ст. 359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В соответствии с ч. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в ч. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 лошадиных сил включительно. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в ч. 1 данной статьи (ч.ч. 2, 4 ст. 361 НК РФ).

Статьей 6 Закона Республики Карелия от 30 декабря 1999 г. № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» на 2015 год была установлена налоговая ставка для самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) в размере 25 рублей.

Сведений о наличии у административного ответчика льгот по уплате транспортного налога в материалах дела не имеется.

Административным истцом транспортный налог за 2015 года исчислен, исходя из следующих показателей:

- 90 л.с. х 25 рублей х 12/12 = 2250 рублей.

Административным истцом заявлено требование о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 года в сумме 1055 рублей 73 копеек.

При проверке расчета пени, представленного Межрайонной ИФНС России № 1 по РК, выявлено, что в заявленную сумму (1055 рублей 73 копейки) включены пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2013, 2014 год.

Разрешая исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по РК о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 801 рубля 97 копеек, суд находит их неподлежащими удовлетворению, в связи с отсутствием оснований для этого, ввиду отсутствия доказательств взыскания недоимки по уплате транспортного налога за 2013, 2014 годы.

Расчет пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 года выглядит следующим образом:

- с 02 декабря 2016 года по 19 декабря 2016 года = 18 дней х 2250 рублей х 10% х 1/300 = 13 рублей 50 копеек;

- с 20 декабря 2016 года по 26 марта 2017 года = 97 дней х 2250 рублей х 10% х 1/300 = 72 рубля 75 копеек;

- с 27 марта 2017 года по 01 мая 2017 года = 36 дней х 2250 рублей х 9,75% х 1/300 = 26 рублей 32 копейки;

- с 02 мая 2017 года по 18 июня 2017 года = 48 дней х 2250 рублей х 9,25% х 1/300 = 33 рубля 30 копеек;

- с 19 июня 2017 года по 17 сентября 2017 года = 91 день х 2250 рублей х 9% х 1/300 = 61 рубль 42 копейки;

- с 18 сентября 2017 года по 29 октября 2017 года = 42 дня х 2250 рублей х 8,5% х 1/300 = 26 рублей 78 копеек;

- с 30 октября 2017 года по 08 ноября 2017 года = 10 дней х 2250 рублей х 8,25% х 1/300 = 06 рублей 19 копеек;

- итого, 240 рублей 26 копеек.

Данная сумма пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год подлежит взысканию с административного ответчика.

Налоговое уведомление и требования об уплате недоимки по транспортному налогу направлены Межрайонной ИФНС России № 1 по РК административному ответчику своевременно, по адресу его места жительства.

Доказательств, подтверждающих сообщение административным ответчиком в налоговый орган сведений об изменении места своего жительства, не представлено.

Исходя из вышеуказанных доказательств следует, что надлежащим образом обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год административным ответчиком не исполнена.

04 мая 2018 года Межрайонная ИФНС России № 1 по РК обратилась к мировому судье судебного участка № 1 гор. Костомукша РК с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Андросова С.В. образовавшейся задолженности в сумме 3305 рублей 73 копеек.

08 мая 2018 года вынесен судебный приказ /2018 о взыскании с Андросова С.В. задолженности по уплате транспортного налога за 2015 год и пени в сумме 3305 рублей 73 копеек.

Определением мирового судьи от 31 мая 2018 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от Андросова С.В. возражениями.

30 ноября 2018 года Межрайонная ИФНС России № 1 по РК обратилась в Костомукшский городской суд РК с административным иском к Андросову С.В. о взыскании недоимки по уплате транспортного налога за 2015 год и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 3305 рублей 73 копеек.

На основании вышеизложенного суд находит административные исковые требования МИФНС России № 1 по РК о взыскании транспортного налога за 2015 год и пени подлежащими частичному удовлетворению.

Ссылка административного ответчика Андросова С.В. на то обстоятельство, что у него отсутствует недоимка по уплате транспортного налога, является несостоятельной.

Из представленной Андросовым С.В. квитанции формы ПД (налог) , явившейся основанием для отмены судебного приказа, следует, что уплаченный им транспортный налог относится к налоговому периоду 2016 года, поскольку срок уплаты указан 01 декабря 2017 года. Межрайонной ИФНС России № 1 по РК заявлены требования о взыскании недоимки по уплате транспортного налога за 2015 год.

Административным ответчиком доказательств оплаты транспортного налога за 2015 год и пени в каком-либо размере или в иные сроки не представлено.

Размеры налоговых обязательств административного ответчика, порядок формирования, размеры недоимки для пени и период начисления пени подтверждаются материалами дела.

Основания полагать обязанность по уплате налогов прекращенной в соответствии со ст. 44 НК РФ у суда отсутствуют.

В письменных пояснениях административный ответчик Андросов С.В. ссылается на то обстоятельство, что спорное транспортное средство он продал в 2014 году, в доказательство чего приложил копию договора купли-продажи от 30 декабря 2014 года, полагая, что налогоплательщиком транспортного налога за 2015 год он не является с учетом указанного договора.

Однако, данное обстоятельство не может быть принято в качестве основания к отказу в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 1 по РК.

В силу положений ст. 357 НК РФ именно лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаются налогоплательщиками транспортного налога.

Транспортное средство - экскаватор-погрузчик ФИО6, государственный регистрационный знак , с 06 июля 2012 года по настоящее время зарегистрировано за административным ответчиком, что подтверждается сведениями, предоставленными Гостехнадзором РК в письме от 23 января 2019 г. .

Доказательств наличия оснований для освобождения административного ответчика от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, предусмотренных ст. 107 КАС РФ, суду не представлено.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, учитывая специальный характер норм ч. 2 ст. 61.1, ч. 2 ст. 61.2, ст. 50 Бюджетного кодекса РФ по отношению к ч. 1 ст. 114 КАС РФ, исходя из объема подлежащих удовлетворению административных исковых требований, суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия с Андросова Сергея Васильевича, <данные изъяты>, задолженность по уплате транспортного налога за 2015 года в размере 2250 (двух тысяч двухсот пятидесяти) рублей, пени за несвоевременную оплату транспортного налога за 2015 год в размере 240 (двухсот сорока) рублей 26 копеек, а всего 2490 (две тысячи четыреста девяносто) рублей 26 копеек.

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

Взыскать с Андросова Сергея Васильевича в доход бюджета муниципального образования «Костомукшский городской округ» государственную пошлину в размере 400 (четырехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.

Судья Е.С. Бехтерев