НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Косинского районного суда (Пермский край) от 24.06.2019 № 2А-89/19КОПИ

Дело № 2а-89/2019 копия

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

24 июня 2019 года с.Коса

Косинский районный суд Пермского края

в составе: председательствующего судьи Андросенко О.В.,

при секретаре Истоминой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Косинского районного суда административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Пермскому краю к Мелехиной Т. А. о взыскании обязательных платежей, судебных расходов,

у с т а н о в и л:

07.05.2019 Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Пермскому краю (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Мелехиной Т.А. о взыскании обязательных платежей, судебных расходов.

В обоснование требований указано, что с 04.06.2007 Мелехина Т.А. зарегистрирована в налоговом органе по месту жительства в качестве адвоката, осуществляющего деятельность в коллегии адвокатов, адвокатском бюро или в юридической консультации. Инспекцией проведена проверка налогоплательщика на предмет соблюдения налогового законодательства в части полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов, в ходе которой выявлены факты неуплаты авансового платежа налога на доходы физических лиц за июль – сентябрь 2017 года в размере 9 437 руб., начислены пени за несвоевременную уплату НДФЛ за 2016, 2017 г.г. в размере 1280,92 руб.; страховых взносов за 2017, 2018 г.г. на обязательное социальное страхование в размере 1276 руб., на обязательное медицинское страхование – 1020 руб., начислены пени в размере 101,45 руб. Судебный приказ отменен 19.02.2019. На момент подачи иска обязанность по уплате обязательных платежей не исполнена.

Впоследствии, после получения возражений административного ответчика на административное исковое заявление, Инспекцией уточнены исковые требования, поступившие в суд 17.06.2019, согласно которым Инспекция просила взыскать с Мелехиной Т.А. задолженность по налогу на физических лиц, в связи с неуплатой авансового платежа за июль – сентябрь 2017 года в размере 9 437 руб., пени по НДФЛ за 2016, 2017 г.г. – 1280,92 руб., а также задолженность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование за 2017, 2018 г.г. в размере 754 руб., пени 101,45 руб.

Согласно уточненным исковым требованиям от 21.06.2019 Инспекция просила взыскать с Мелехиной Т.А. пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации за 2016, 1027 г.г. в размере 1280,92 руб., задолженность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2017, 2018 г.г. в размере 754 руб., пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 101,45 руб.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Пермскому краю.

Административный ответчик Мелехина Т.А. в судебном заседании указала на обстоятельства уплаты указанных в иске обязательных платежей, пояснив, что согласно декларации за 2017 год сумма налога исчисленная к уплате составила 43 585 руб., уплачены авансовые платежи 12.09.2017 в сумме 18 875 руб. и 06.01.2018 – 9439 руб., то есть 28 314 руб., оставшийся платеж в размере 15 271 руб. уплачен 18.09.2018. Причиной нарушения сроков уплаты налога, в том числе авансовых платежей послужило затруднительное финансовое положение. Далее, за 4 квартал 2016 года имел место быть факт излишней уплаты страховых взносов в размере 1 044 руб. (по сообщению налогового органа от 29.03.2018), в связи с чем, обратилась в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы в счет погашения недоимки по страховым взносам по обязательному социальному страхованию за 2017, 2018 г.г. Таким образом, согласна только с требованиями о взыскании пени за несвоевременную уплату налоговых платежей, указывая на то, что размер пени не должен быть рассчитан за период позднее дня фактической уплаты.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела усматривается, что Мелехина Т.А. является адвокатом, учредившим адвокатский кабинет.

Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик адвокат Мелехина Т.А. является плательщиком налога на доходы физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 227 названного Кодекса общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (п.8 ст.227).

Согласно пункту 9 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Абзацем 2 пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 75 названного Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить и в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом, также установлено и следует из материалов дела, что определением от 19.02.2019 отменен судебный приказ от 05.02.2019, выданный мировым судьей судебного участка № 1 Косинского судебного района Пермского края.

Согласно судебному приказу от 05.02.2019 в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Пермскому краю с Мелехиной Т. А. взыскана сумма задолженности по НДФЛ за 2017 год в размере 9 437 руб., пени по НДФЛ за 2016,2017 г.г. в размере 1280,92 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 352,70 руб., на страховые взносы на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 1020 руб., на страховые взносы на обязательное социальное страхование с 01.01.2017 в размере 1276 руб., пени по на страховые взносы на обязательное социальное страхование с 01.01.2017 в размере 101,45 руб. Всего на сумму 13 468,07 руб.

Таким образом, по заявленным требованиям о взыскании пени за несвоевременную уплату НДФЛ за 2016.2017 г.г. в размере 1280,92 руб., задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование за 2017, 2018 г.г. в размере 754 руб., пени – 101,45 руб., процессуальный срок обращения в суд не пропущен.

Из материалов дела следует, что согласно налоговым декларациям по НДФЛ за 2016, 2017 г.г. :

налог за 2016 год – 15 199 руб. должен быть уплачен 16.07.2017 (платеж от 12.09.2017);

авансовый платеж за январь – июнь 2017 года в размере 18 875 руб. должен быть уплачен 17.07.2017 (платеж от 12.09.2017);

авансовый платеж за июль - сентябрь 2017 года в размере 9 437 руб. должен быть уплачен 16.10.2017 (платеж от 06.01.2018);

налог за 2017 год в размере 15 271 руб. должен быть уплачен 16.07.2018 (платеж от 18.09.2018).

Из материалов дела следует и административным ответчиком не оспаривается, что задолженность по НДФЛ за 2016 и 2017 г.г. полностью погашена, но с просрочкой платежа, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании пени за несвоевременную уплату причитающихся сумм налога.

Инспекцией представлен расчет пени, из содержания которого следует, что по требованию от 23.10.2017 сумма пени составила 424,54 руб., от 09.07.2018 -833,98 руб., от 20.07.2018 - 22,40 руб., итого – 1280,92 руб. Период действия недоимки с 01.08.2017 по 19.07.2018.

Однако, представленный расчет не может быть признан верным, поскольку произведен без учета платежа от 06.01.2018 на сумму 9 437 руб.

По данной недоимке имеет место быть период просрочки с 17.10.2017 по 06.01.2018, следовательно, должен быть следующий расчет:

За период с 17.10.2017 по 29.10.2017 – (9 437 х 8,5% х 1\300 х 13 дней = 34,76 руб.)

За период с 30.10.2017 по 17.12.2017 – (9 437 х 8,25% х 1/300 х 49 дней = 127,16 руб.)

За период с 18.12.2017 по 06.01.2018 – (9 437 х 7,75% х 1/300 х 20 дней = 48,70 руб.)

Таким образом, с административного ответчика необходимо взыскать пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате авансового платежа за июль - сентябрь 2017 года в размере 210,60 руб. Всего к уплате пени за несвоевременную уплату суммы налога за 2016, 2017 г.г. по требованиям от 23.10.2017, от 09.07.2018, от 20.07.2018 подлежит сумма 648 руб. В этой части требований исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Относительно требований о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование за 2017, 2018 г.г. суд приходит к следующему.

Система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает: 1) обязательное пенсионное страхование; 2) обязательное медицинское страхование; 3) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 4) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируется главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации

Из статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, адвокаты.

В силу пункта 3 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Из административного иска следует, что размер страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период 9 месяцев 2017 года, за 2017 год, за 1 квартал 2018 года - составил 754 руб., в связи с образовавшейся задолженностью начислены пени в размере 101,45 руб.

Позиция административного ответчика в этой части требований сводится к тому, что согласно сообщению налогового органа от 29.03.2018 обнаружен факт излишней уплаты страховых взносов за 4 квартал 2016 в сумме 1 044 руб., в связи с чем она обратилась с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы в счет погашения задолженности по страховым взносам за 2017, 2018 г.г. Однако материалы дела не содержат документы, подтверждающие данные обстоятельства. По сведениям Инспекции такого заявления к ним не поступало. Представленный расчет пени по недоимки страховых взносов по требованиям от 14.08.2017, от 15.11.2017, от 18.01.2018, от 08.02.2018, от 18.04.2018, от 16.05.2018 административным ответчиком не оспаривался.

Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.

При этом исходя из положений пунктов 4 и 14 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам осуществляется на основании письменного заявления плательщика страховых взносов по решению налогового органа.

Таким образом, для зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов должно быть заявление Мелехиной Т.А. Поскольку сторонами такого заявления не представлено, требования об уплате задолженности по страховым взносам и пени подлежат удовлетворению.

Произведенные почтовые расходы, связанные с направлением копии административного искового заявления ответчику с приложениями в сумме 84,28 руб. подтверждаются реестром на отправку почтовой корреспонденции.

Принимая во внимание, что Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Пермскому краю как государственный орган, выступающий по делу, рассматриваемому в суде общей юрисдикции, в качестве административного истца, освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании положений статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 177, 179, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Пермскому краю к Мелехиной Т. А. удовлетворить частично.

Взыскать с Мелехиной Т. А. задолженность по обязательным платежам, в том числе:

- пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 648 руб.;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 754 руб.:

- пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 101,45 руб.

Взыскать с Мелехиной Т. А. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Пермскому краю судебные расходы в сумме 84,28 руб.

Взыскать с Мелехиной Т. А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.В. Андросенко

Копия верна. Судья О.В. Андросенко

Мотивированное решение изготовлено 26.06.2019

Судья О.В. Андросенко