Дело № 2а-632/2021
УИД 02RS0002-01-2021-001010-97
Категория 3.027
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2021 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи | Ватутиной А.А., |
при секретаре помощник судьи | ФИО1, ФИО2, |
с участием помощника прокурора | Тадышева А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» к начальнику отделения-старшему судебному приставу Кош-Агачского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай ФИО3, судебному приставу-исполнителю Кош-Агачского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай ФИО4 об уменьшении исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» обратился в суд с административным иском к начальнику отделения-старшему судебному приставу Кош-Агачского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай ФИО3, судебному приставу-исполнителю Кош-Агачского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай ФИО4, с учетом уточнений, об уменьшении исполнительского сбора, мотивируя тем, что 22.07.2021 судебным приставом-исполнителем РОСП УФССП России по Республике Алтай Кош-Агачского района ФИО4 возбуждено исполнительное производство о возложении обязанности на администрацию МО «Кош-Агачский район» освободить здание, расположенное по адресу: <...>. 26.07.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок. Административный истец после получения исполнительного листа немедленно приступил к исполнению решения суда: к поиску подходящего здания для размещения работников администрации. Общее количество работников администрации – 57 человек. В этом же помещение располагался районный Совет депутатов в количестве – 7 человек. Все кабинеты оснащены мебелью, компьютерной техникой и вывезти их в отсутствие работников было невозможно в связи с тем, что на них была возложена материальная ответственность. Что касается средств связи и интернета, необходимо было пригласить работников, обслуживающих административного истца. Кроме того, в здании администрации МО «Кош-Агачский район» находилась Кош-Агачская территориальная комиссия, которую необходимо было в первую очередь обеспечить помещением в связи с предстоящими выборами. Переезд в другое место необходимо было проводить в сопровождении специалиста из г. Новосибирска, который обслуживал программу ТИК и имеет доступ, что и было сделано. Также незамедлительно надо было решить вопрос по освобождению здания Отела культуры и размещения работников отдела культуры, МКУ «ЦКИ» и ДШИ, также решить вопрос по перевозке мебели, аппаратуры и т.д. На основании изложенного, исполнение административным истцом исполнительного документа в течении одного дня было невозможно. Административным истцом были совершены следующие действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока: незамедлительно после получения предупреждения – 22.07.2021, было издано распоряжение об освобождении здания от 23.07.2021 №248, поиск подходящих зданий, уведомление работников, находящихся в отпуске, в командировках о незамедлительном переезде из здания, согласование со структурными подразделениями и ведомствами, приглашение специалиста из г. Новосибирск. По мере разрешения вопроса со зданием отделы немедленно освобождали здание администрации. Исполнительный лист был вручен ответчику 22.07.2021 вечером, 23.07.2021 с утра были начаты работы по освобождению здания. В связи с тем, что последующие дни 24, 25 июля были выходными днями, административный истец не имел законных оснований для привлечения работников в выходные дни переезжать из одного здания в другое. Также административный истец просит учесть тот факт, что он не располагает финансовыми средствами для погашения исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Здание администрации было освобождено 27.07.2021, в настоящее время получено постановление об окончании исполнительного производства. В обосновании своих требований ссылается на Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и просит уменьшит размер исполнительного сбора.
Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании уточненное административное исковое заявление поддержала в полном объеме по доводам, в нем изложенным, просила удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель РОСП УФССП России по Республике Алтай Кош-Агачского района ФИО4, в судебном заседании не возражала против уменьшения размера исполнительского сбора.
Административный ответчик начальник отделения-старший судебный пристав Кош-Агачского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Помощник прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай Тадышев А.А. в судебном заседании не возражал против уменьшения исполнительского сбора.
Заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 14 ст. 30 Закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению.
В соответствии с ч.1 ст.112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Закона №229-ФЗ).
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера. Исполнительский сбор выражается в возложении на должника обязанности по производству определенной дополнительной выплаты в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Часть 6 ст. 112 Закона №229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что решением Кош-Агачского районного суда от 22.07.2021 исковые требования прокурора Кош-Агачского района удовлетворены. На администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» возложена обязанность освободить здание, расположенное по адресу: ул. Советская, 65, с. Кош-Агач, Кош-Агачского района, Республики Алтай. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
22.07.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем РОСП УФССП России по Республике Алтай Кош-Агачского района на основании исполнительного листа ФС №019612616 от 22.07.2021, выданного Кош-Агачским районным судом Республики Алтай по делу №2-443/2021, возбуждено исполнительное производство №44115/21/04009-ИП в отношении администрации МО «Кош-Агачский район». Предмет исполнения: возложение обязанности на администрацию МО «Кош-Агаччский район» освободить здание, расположенное по адресу: ул. Советская, 65, с. Кош-Агач, Кош-Агачского района Республики Алтай.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 22.07.2021 содержит указание на то, что требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению – в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 22.07.2021 получено главой муниципального образования «Кош-Агачский район» ФИО6 22.07.2021, о чем имеется его подпись в указанном постановление.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный суточный срок, 26.07.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем РОСП УФССП России по Республике Алтай Кош-Агачского района вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Кош-Агачский район» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В нарушение действующего законодательства требования решения суда, подлежащего к немедленному исполнению, и письменного требования судебного пристава-исполнителя в установленный срок должником исполнены не были. Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (ч.2 ст.112 Закона №229-ФЗ) должником не представлено, в связи с чем у должностного лица судебного пристава-исполнителя РОСП УФССП России по Республике Алтай Кош-Агачского района отсутствовали правовые препятствия для вынесения указанного постановления о взыскании с администрации МО «Кош-Агачский район» исполнительского сбора.
Частью 7 ст. 112 Закона №229-ФЗ суду предоставлено право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В ходе судебного заседания установлено, что сотрудниками администрации МО «Кош-Агачский район» после получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства были приняты меры для исполнения решения, а именно главой муниципального образования «Кош-Агачский район» 23.07.2021 издано распоряжение №248 «Об организации работы по освобождению помещения администрации МО «Кош-Агачский район».
Однако, решение суда было исполнено лишь 11.08.2021, что подтверждается постановлением СПИ об окончании ИП.
При этом, к материалам дела не приложено доказательств тому, что исполнение решения суда было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На основании изложенного, учитывая характер допущенного административным истцом нарушения, степень вины, принимая во внимание финансовые средства муниципального образования, суд полагает возможным уменьшить исполнительский сбор по исполнительному производству до 37 500 рублей, и считать постановление судебного пристава-исполнителя РОСП УФССП России по Республике Алтай Кош-Агачского района от 26.07.2021 по исполнительному производству №44115/21/04009-ИП измененным соответствующим образом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уменьшить размер исполнительного сбора, подлежащего взысканию с администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» на основании постановления судебного пристава-исполнителя РОСП УФССП России по Республике Алтай Кош-Агачского района от 26.07.2021 по исполнительному производству №44115/21/04009-ИП, на одну четверть, до 37 500 рублей, изменив, таким образом, вышеуказанное постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2021 года.