НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кош-агачского районного суда (Республика Алтай) от 03.10.2012 № 2-530/2012

Дело № 2-530/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 октября 2012 года с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Долматовой Н.И.,

с участием заместителя прокурора Кош-Агачского района Мечушева А.А.,

при секретаре Ахметовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании недействующим п. 29 раздела VII «Положения по установлению системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений МО «Кош-Агачский район», утвержденного постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» № 192 от 28 июля 2009 года в редакции постановления администрации МО «Кош-Агачский район» № 110 от 27 апреля 2011 года в части установления коэффициента первой группы по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений в размере 2,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании недействующим п. 29 раздела VII вышеуказанного положения, мотивируя свои требования тем, что в 2009 году состоялся переход на новую систему оплаты труда, в соответствии с которой кратность увеличения должностного оклада руководителя по сравнению со средней заработной платой педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, устанавливалась для первой группы оплаты труда руководителей от 2,5 до 3. Руководитель МБОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» приказом Управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район» № 189 от 20 марта 2012 года отнесен к первой группе оплаты труда руководителей. В соответствии с коллективным договором МБОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова», действующим с 19 января 2012 года по 19 января 2015 года, кратность увеличения должностного оклада руководителя по сравнению с средней заработной платой педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, устанавливается в размере 2,9. Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» № 110 от 27 апреля 2011 года внесены изменения в «Положение по установлению системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений МО «Кош-Агачский район», утвержденного постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» № 192 от 28 июля 2009 года. В соответствии с данными изменениями коэффициент первой группы по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений установлен в размере 2. Администрация школы узнала об это 15 апреля 2012 года. В результате снизилась базовая часть оплаты труда руководителя, что является основанием ухудшения базовой части оплаты труда главного бухгалтера, которым работает заявитель, на 3966 рублей 31 копейку. Заявитель считает указанный пункт положения ухудшающим условия оплаты труда работников, определенные коллективным договором, является дискриминацией, нарушает нормы трудового права и противоречит действующему законодательству. Просит признать незаконным и отменить в части установления коэффициента первой группы оплаты труда руководителей общеобразовательных учреждений - 2 из п. 29 раздела VII вышеуказанного положения, а также взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 200 рублей.

В судебном заседании ФИО1 заявление поддержал в полном объеме, при этом дополнил заявление тем что, вышеуказанная норма является основанием предстоящего снижения базовой части оплаты труда заявителя, школа как образовательное учреждение самостоятельна в установлении заработной платы работников образовательного учреждения, что закреплено в Законе РФ «Об образовании» и в уставе школы. Также за ответчиком не закреплены полномочия по установлению заработной платы работникам бюджетных образовательных учреждений. Кроме того, заявитель пояснил, что его должностной оклад зависит от оклада руководителя образовательного учреждения и составляет 85 процентов от базового оклада руководителя. В настоящее время заработная плата руководителя, следовательно, заработная плата заявителя, начисляется с учетом коэффициента первой группы по оплате труда руководителей образовательных учреждений в размере 2,9. Считает, что в момент увеличения объемов работы нельзя уменьшать заработную плату руководителю образовательного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера. Полагает, что его права могут быть нарушены в будущем, когда может быть установлен оклад руководителя с коэффициентов в размере 2.

В судебном заседании представители ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенности требования не признали в полном объеме, пояснив, что оспариваемая норма применяется в отношении руководителя образовательного учреждения, а не в отношении главного бухгалтера ФИО1 Изменения, в вышеуказанное положение были внесены ответчиком на основании Постановления Правительства Республики Алтай № 138 от 10 декабря 2010 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Алтай от 19 июня 2008 года № 138». Коллективный договор МБОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» и положение об оплате труда работников МОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» не приведены в соответствие с Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» № 110 от 27 апреля 2011 года. Постановление, оспариваемое заявителем, принято с соблюдением процедуры, предусмотренной уставом района, опубликовано в официальном издании газете «Чуйские зори» в мае 2011 года.

Заместитель прокурора Кош-Агачского района Мечушев А.А. в заключении указал, что нет оснований удовлетворения требований заявителя ФИО1, так как права заявителя не нарушаются в настоящее время, оплата у него производится с учетом коэффициента 2,9. Кроме того, спорное постановление принято администрацией МО «Кош-Агачский район» в пределах своей компетенции с соблюдением порядка принятия и опубликования.

Суд, выслушав пояснения сторон, свидетеля, заключение заместителя прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Как установлено в судебном заседании заявитель ФИО1 на основании трудового договора с 14 июля 2008 года был принят на работу, на должность главного бухгалтера Муниципального образовательного учреждения «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» на неопределенный срок. Заявителю был установлен должностной оклад со всеми предусмотренными надбавками. Квалификационная категория (первая, высшая - по группе оплаты труда, стажу и по результатам работы) устанавливается решением директора школы в соответствии с объемными показателями деятельности образовательного учреждения и порядком отнесения их к группам по оплате труда руководителя.

Из Устава МБОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» следует, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Чаптынова» создано на основании Закона РФ «Об образовании» путем изменения типа существующего муниципального общеобразовательного учреждения «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова». Учредителем учреждения является администрация муниципального образования «Кош-Агачский район». Учреждение руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, законодательством Республики Алтай, указами и распоряжениями главы Республики Алтай, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Алтай, приказами Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, нормативно-правовыми актами администрации МО «Кош-Агачский район», изданными в соответствии с ними приказами учредителя и настоящим уставом. Учреждение по своему типу является муниципальной некоммерческой бюджетной организацией. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из муниципального бюджета.

В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливается - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Система оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливается с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Статья 145 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из местного бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются органами местного самоуправления.

Таким образом, законодатель установил специальную норму права, регулирующую порядок и размер оплаты труда главного бухгалтера организации, финансируемой из местного бюджета. Данная специальная норма права имеет большую юридическую силу, чем общие нормы права и подлежит применению только к правоотношениям, изложенным в этой норме.

На основании ст. 5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

По смыслу указанных выше норм права к компетенции органов местного самоуправления относится право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие порядок и размер оплаты труда главного бухгалтера организации, финансируемой из местного бюджета. При этом, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования трудовых отношений должны соответствовать нормам Трудового кодекса РФ, законам субъекта РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Устава муниципального образования «Кош-Агачский район», зарегистрированного 28 февраля 2008 года, администрация района муниципального образования «Кош-Агачский район» является исполнительно-распорядительным органом и входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования.

Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» № 192 от 28 июля 2009 года для работников муниципальных образовательных учреждений МО «Кош-Агачский район» с 01 сентября 2009 года была введена оплата труда и утверждено приложение № 1 положение по установлению системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений. Раздел VII вышеуказанного положения устанавливает систему оплаты труда руководителя, его заместителей и главного бухгалтера образовательного учреждения. Согласно п. 29 раздела VII Положения кратность увеличения должностного оклада руководителя по сравнению со средней заработной платой педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, устанавливается первой группе оплаты труда руководителей в размере от 2,5 до 3. Пункт 30 этого же раздела Положения гласит, что должностной оклад главного бухгалтера образовательного учреждения устанавливается на 10-30 процентов ниже должностного оклада руководителя.

Согласно справке управления образования, спорта и молодежной политики администрации МО «Кош-Агачский район» № 1338 от 07 сентября 2012 года до 20 марта 2012 года директор МБОУ «Кош-Агачский СОШ им. В.И. Чаптынова» относился к первой группе по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай № 138 от 19 июня 2008 года «Об утверждении положения по установлению системы оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Республики Алтай» (в редакции постановлений Правительства Республики Алтай № 157 от 08 июля 2009, № 159 от 27 июля 2010, № 291 от 10 декабря 2010 года) с 01 сентября 2009 года для работников государственных общеобразовательных учреждений Республики Алтай введена новая система оплаты труда. Главам муниципальных образований Республики Алтай было рекомендовано установить с 01 сентября 2008 года систему оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в соответствии с настоящим постановлением. Данное постановление устанавливает коэффициент для первой группы по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений в размере 2.

Поручением исполняющего обязанности Председателя Правительства Республики Алтай № ИО-128 от 13 апреля 2011 года главам муниципальных образований Республики Алтай во исполнения постановления Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 июня 2010 года рекомендовано принять меры по приведению муниципальных правовых актов, регламентирующих оплату труда руководителя, его заместителей и главного бухгалтера муниципальных общеобразовательных учреждений с учетом постановлению Правительства Республики Алтай № 138 от 19 июня 2008 года «Об утверждении положения по установлению системы оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Республики Алтай» (в редакции постановления Правительства Республики Алтай № 291 от 10 декабря 2010 года).

Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» № 110 от 27 апреля 2011 года в вышеназванное постановление администрации МО «Кош-Агачский район» № 192 от 28 июля 2009 года внесены изменения и дополнения на основании Постановления Правительства Республики Алтай № 291 от 10 декабря 2010 года. Раздел VII приложения № 1 изложен в новой редакции. В силу п. 30.1. раздела VII Положения должностной оклад главного бухгалтера общеобразовательного учреждения образуется из произведения базового оклада руководителя образовательного учреждения и 0,85, т.е. должностной оклад главного бухгалтера составляет 85 процентов от базового оклада руководителя. Базовый оклад руководителя образуется от произведения средней ставки заработной платы (должностной оклад) педагогических работников данного общеобразовательного учреждения и коэффициента соответствующей группе по оплате труда руководителя общеобразовательного учреждения. Для первой группы по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений коэффициент установлен в размере 2.

На основании приказа Управления образования, спорта и молодежной политики МО «Кош-Агачский район» № 189 от 20 марта 2012 года директор МБОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» на 2011-2012 учебный год отнесен к первой группе оплаты труда руководителей.

Из расчета № 9 от 17 апреля 2012 года, представленного МБОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова», усматривается, что размер должностного оклада главного бухгалтера 85 процентов от оклада руководителя учреждения с учетом коэффициента 2 составляет 8814 рублей 75 копеек.

Таким образом, установлено, что администрация МО «Кош-Агачского района» ввела новую систему оплаты труда работников муниципальных учреждений, включая руководителей образовательных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров. При этом установленный положением коэффициент первой группы по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений муниципального образования «Кош-Агачский районе» равен коэффициенту, установленному для той же группы по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений Республики Алтай и не ухудшает положение работников, подпадающих под действие этого коэффициента по сравнению с работниками общеобразовательных учреждений Республики Алтай. Следовательно, оспариваемая норма трудового права, установленная органами местного самоуправления не ухудшает, по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, не противоречит законодательству субъекта РФ, регулирующему трудовые правоотношения. Кроме того, как пояснил в судебном заседании ФИО1, в настоящее время он получает должностной оклад и учетом коэффициента 2,9 и его права как работника не нарушаются.

В соответствии с ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 06 октября 2003 года по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 06 октября 2003 года.

В силу ч. 2 ст. 38 Устава МО «Кош-Агачский район» администрацией муниципального образования руководит глава муниципального образования на принципах единоначалия.

Согласно ст. 49 Устава МО «Кош-Агачский район» глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных Уставом и нормативными правовыми актами районного Совета депутатов, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Алтай. Правовые акты главы муниципального образования нормативного характера оформляются постановлениями, ненормативного характера - распоряжениями.

В соответствии с ст. 51 Устава МО «Кош-Агачский район» муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном печатном органе администрации муниципального образования, если поздняя дата вступления в силу не установлена самим нормативным правовым актом. Газета «Чуйские зори» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются нормативные правовые акты органов местного самоуправления Кош-Агачский район. Официальным опубликованием нормативных правовых актов органов местного самоуправления считается первая публикация полного текста документа в газете «Чуйские зори». Акты главы администрации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Кош-Агачского района со дня их первого официального опубликования.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается заявителем ФИО1 текст постановления администрации МО «Кош-Агачский район» № 110 от 27 апреля 2011 года «О внесении изменения и дополнений в Постановление администрации МЛ «Кош-Агачский район» № 192 от 28 июля 2009 года «Об утверждении Положения по установлению системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений МО «Кош-Агачский район» был опубликован в газете «Чуйские зори» 18 мая 2011 года на странице № 13. Иной порядок введения вышеуказанных постановлений МО «Кош-Агачский район», в самих постановлениях указан не был.

Кроме того, свидетель ФИОг. в судебном заседании пояснила, что текст постановления администрации Мо «Кош-Агачский район», которым в 2011 году вносились изменения и дополнения в систему оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений МО «Кош-Агачский район» публиковался в газете «Чуйские зори» и его текс отправляли по электронной почте в МБОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова».

Таким образом, форма нормативного правового акта и предусмотренные правила введения нормативного правового акта в действие были соблюдены в полном объеме. Доказательств, подтверждающих иное, в судебное заседание заявителем представлены не были.

При вышеперечисленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемая заявителем норма права, устанавливающая коэффициент 2 первой группы по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений, предусмотренная п. 29 раздела VII «Положения по установлению системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений МО «Кош-Агачский район», утвержденного постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» № 192 от 28 июля 2009 года в редакции постановления администрации МО «Кош-Агачский район» № 110 от 27 апреля 2011 года, не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым акта, имеющим большую юридическую силу. Нормативный правовой акт, содержащий оспариваемую норму права, принят с соблюдением формы и правил введения в действия. Следовательно, нет оснований для удовлетворения требований заявителя в полном объеме. Так как отказано в удовлетворении требований, то понесенные заявителем судебные расходы не подлежит взысканию с заинтересованного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 253, 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании недействующим п. 29 раздела VII «Положения по установлению системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений МО «Кош-Агачский район», утвержденного постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» № 192 от 28 июля 2009 года в редакции постановления администрации МО «Кош-Агачский район» № 110 от 27 апреля 2011 года в части установления коэффициента первой группы по оплате труда руководителей общеобразовательных учреждений в размере 2, не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья Н.И. Долматова

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2012 года.