НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Коряжемского городского суда (Архангельская область) от 10.06.2020 № 290010-01-2020-000172-41

Дело № 2а-194/2020

УИД № 29RS0010-01-2020-000172-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 года г.Коряжма

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего Кузнецовой И.В.,

при секретаре Богатыренко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Чанцевой (Загнитко) Ж. И. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, штрафов за налоговые правонарушения, а также пени по страховым взносам,

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в суд с административным исковым заявлением к Загнитко Ж.И. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, штрафов за налоговые правонарушения, а также пени по страховым взносам.

В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что в период с 13 июля 2015 года по 7 декабря 2017 года Загнитко Ж.И. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также как налоговый агент – налога на доходы физических лиц. Решениями от 26 февраля и 7 ноября 2018 года ответчик привлечена к ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 126.1. НК РФ и пунктом 1.2. статьи 126 НК РФ, в виде штрафов в размере 250 и 500 рублей соответственно. Кроме того, в 2017 году Загнитко Ж.И. получила от ПАО СК «Росгосстрах» доход в размере 624 415 рублей, с которого страховщиком не был удержан налог на доходы физических лиц в размере 81 174 рубля. Поскольку обязанность по уплате штрафов и НДФЛ в бюджет административный ответчик не исполнила, страховые взносы за 2017 год уплатила с нарушением установленных законодательством о налогах и сборах сроков, просит взыскать с неё задолженность по обязательным платежам в общем размере 82 372 рубля 04 копейки, в том числе недоимка по НДФЛ в размере 81 174 рубля, штрафы в размере 250 и 500 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2017 год в размере 315 рублей 22 копейки; и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за аналогичный налоговый период в размере 132 рубля 82 копейки.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу своего представителя в судебное заседание не направила, ходатайствует о рассмотрении дела без его участия, на административных исковых требованиях настаивает.

Представитель административного ответчика по ордеру адвокат Чанцев Д.А. в судебном заседании с иском в части требования о взыскании с Загнитко Ж.И. налога на доходы физических лиц в размере 81 174 рубля не согласился. Полагает, что суммы неустоек и штрафов, начисленных страховщику по договору КАСКО, по своей правовой природе представляют собой меру ответственности страховой организации за нарушение прав потребителя и не связаны с доходом гражданина, в связи с чем налогообложению НДФЛ в порядке статьи 228 НК РФ не подлежат. Иные начисления не оспаривает.

Принимая во внимание надлежащее извещение, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного ответчика и изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3 и подпункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели.

Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1. и 1.2. настоящей статьи.

В соответствии с частями 2 и 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу части 1 и части 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Так, в соответствии со статьей 22 этого же Федерального закона, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок в адрес плательщика направляется требование об уплате недоимки, пеней и штрафов. Данное требование направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, при этом требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налогов в соответствии с настоящей статьей по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны, в том числе: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; 2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; 3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (части 1 и 3 статьи 24 НК РФ).

Согласно части 5 статьи 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета: 1) документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи; 2) расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в период с 13 июля 2015 года по 7 декабря 2017 года Загнитко Ж.И. (в связи со вступлением -.- в брак фамилия изменена на Чанцеву) была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, являлась налоговым агентом, страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию и плательщиком соответствующих страховых взносов.

По данным налогового органа, ответчик несвоевременно уплатила страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017 год в размере 4 293 рубля 87 копеек, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за аналогичный налоговый период в размере 10 190 рублей 32 копейки. При сроке уплаты страховых взносов за 2017 год – 22 декабря 2017 года (7 декабря 2017 – дата регистрации прекращения Чанцевой Ж.И. предпринимательской деятельности + 15 календарных дней), ответчик уплатила указанные выше суммы 4 сентября 2018 года.

Неуплата взносов в установленный срок послужила основанием для начисления Чанцевой Ж.И. пени, в том числе за период с 29 апреля по 3 сентября 2018 года в размере 448 рублей 04 копейки, из которых 132 рубля 82 копейки – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС и 315 рублей 22 копейки – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии.

Также из материалов дела усматривается, что решениями Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 26 февраля 2018 года и от 7 ноября 2018 года Чанцева Ж.И. привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 126.1. НК РФ и пункту 1.2. статьи 126 НК РФ в виде штрафов в размере 250 и 500 рублей соответственно за налоговые правонарушения, выразившиеся в представлении налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения (сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2016 год в отношении налогоплательщика З. с завышенной суммой стандартного налогового вычета) и нарушении срока представления налоговым агентом расчёта сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных у налогоплательщика (при сроке представления такого расчёта за 2017 год – не позднее 2 апреля 2018 года, расчёт фактически представлен налоговому органу 29 мая 2018 года).

Расчет пени по страховым взносам и штрафов судом проверен и признан верным, ответчик и её представитель данный расчёт не оспаривают.

10 апреля 2018 года налоговый орган направил в адрес Чанцевой Ж.И. требование от 9 апреля 2018 года об уплате штрафа в размере 250 рублей в срок до 28 апреля 2018 года. Аналогичным требованием от 26 ноября 2018 года ответчику было предложено уплатить штраф в размере 500 рублей в срок 17 декабря 2018 года.

Доказательств исполнения данных требований или доказательств освобождения административного ответчика от соответствующих обязательств по уплате налоговых санкций в материалах дела не содержится и на такие доказательства Чанцева Ж.И. не ссылается.

Также отсутствуют доказательства исполнения ответчиком требования от 6 декабря 2018 года о погашении задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 132 рубля 82 копейки и задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 315 рублей 22 копейки в установленный налоговым органом срок - до 27 декабря 2018 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика неисполненной обязанности по уплате взыскиваемых обязательных платежей в бюджет, а именно штрафов за 2016-2017 годы в общем размере 750 рублей и пени по страховым взносам за 2017 год, начисленных за период с 29 апреля по 3 сентября 2018 года, в общем размере 448 рублей 04 копейки.

Разрешая иск в части требований о взыскания с Чанцевой Ж.И. налога на доходы физических лиц в размере 81 174 рубля, суд исходит из того, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» (часть 1 статьи 41).

В силу части 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (часть 1 статьи 209 НК РФ).

Материалами дела подтверждается, что в порядке исполнения решений Коряжемского городского суда Архангельской области от 31 октября 2016 года и 19 июня 2017 года публичное акционерное общество Страховая компания «Росгосстрах» в 2017 году выплатило Чанцевой Ж.И. неустойку и штраф по договору добровольного страхования (КАСКО) в общем размере 624 415 рублей. При выплате данной суммы страховщиком не был удержан НДФЛ в размере 81 174 рубля, в связи с чем им поданы соответствующие сведения в налоговый орган.

Налоговым уведомлением от 5 сентября 2018 года Чанцевой Ж.И. предложено уплатить НДФЛ, исчисленный на доход, полученный от страховой компании, в срок не позднее 3 декабря 2018 года, а требованием от 6 декабря 2018 года срок погашения недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 81 174 рубля установлен до 27 декабря 2018 года.

До настоящего времени доначисленный НДФЛ в бюджет не уплачен, доводы стороны ответчика, что полученные Чанцевой Ж.И. от ПАО СК «Росгосстрах» суммы неустойки и штрафа налогом на доходы физических лиц не облагаются, несостоятелен.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения (Определения от 23 июня 2005 года № 272-О, от 15 мая 2012 года № 809-О, от 25 сентября 2014 года № 2014-О и др.).

Действуя в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, федеральный законодатель предусмотрел в НК РФ налог на доходы физических лиц (глава 23), установил объект налогообложения (доход), порядок определения налоговой базы (статьи 209 и 210). Для этих целей в силу статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» данного Кодекса.

Такое налоговое регулирование предполагает необходимость налогообложения денежных средств, полученных физическим лицом, с учетом действия общего принципа определения дохода исходя из извлеченной налогоплательщиком экономической выгоды, т.е. в случае улучшения его имущественного положения. Для соблюдения указанного принципа федеральный законодатель предусмотрел в НК РФ законоположение, содержащее перечень видов доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц (статья 217).

Нормы, регулирующие спорные отношения, не ставят обязанность уплаты налога физическим лицом в зависимость от способа получения облагаемого налогом дохода. Неустойка и штраф отвечают всем признакам экономической выгоды и, следовательно, являются доходом физического лица.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, установленный статьей 217 НК РФ, является исчерпывающим. При этом доход в виде неустойки и штрафа в этом перечне не поименован.

Принимая во внимание отсутствие доказательств уплаты Чанцевой Ж.И. доначисленного НДФЛ за 2017 год в размере 81 174 рубля, суд приходит к выводу о наличии у неё такой задолженности.

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04 марта 2013 года № 20-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 48 НК РФ (в этой же редакции) предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку требования налогового органа об уплате пени по страховым взносам за 2017 год, налога на доходы физических лиц за 2017 год и штрафов за 2016-2017 годы административным ответчиком не исполнены, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском в пределах указанных выше сроков, исковые требования о взыскании с Чанцевой Ж.И. спорной недоимки, пени и штрафа являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Чанцевой Ж. И. о взыскании недоимки и штрафа по налогу на доходы физических лиц, а также пени по страховым взносам - удовлетворить.

Взыскать с Чанцевой Ж. И., проживающей по месту регистрации по адресу: <адрес>, в доход соответствующих бюджетов:

- налог на доходы физических лиц за 2017 год (ОКТМО 11708000, КБК 18210102030011000110) в размере 81 174 рубля;

- штраф за 2016 год (ОКТМО 11708000, КБК 18211603010016000140) в размере 250 рублей;

- штраф за 2017 год (ОКТМО 11708000, КБК 18211603010016000140) в размере 500 рублей;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017 год в размере 132 рубля 82 копейки;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 315 рублей 22 копейки;

всего взыскать 82 372 (Восемьдесят две тысячи триста семьдесят два) рубля 04 копейки.

Взыскать с Чанцевой Ж. И. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 671 (Две тысячи шестьсот семьдесят один) рубль.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 15 июня 2020 года.

Председательствующий И.В.Кузнецова