Корсаковский городской суд Сахалинской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Корсаковский городской суд Сахалинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-629/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июля 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,
с участием прокурора М.В. Бабицкой,
при секретаре А.Н. Андреевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корсаковского городского прокурора об оспаривании действий администрации МО Корсаковский городской округ по выделению из резервного фонда денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Корсаковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ, в котором указал, что по обращению депутата Кузнецова А.Т. проведена проверка расходования в 2010 году средств резервного фонда.
Решением Собрания Корсаковского городского округа от17.12.2009 года № 3 утвержден бюджет Корсаковского городского округа, в котором предусмотрены бюджетные ассигнования резервного фонда в размере 14339 тыс. рублей.
В соответствии с постановлением мэра Корсаковского городского округа от 28.01.2010 года отделу капитального строительства администрации МО Корсаковский городской округ из резервного фонда выделены бюджетные ассигнования в размере 2500000 рублей для разработки проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция площади имени Ленина в г. Корсакове».
Выделение денежных средств на указанные цели произведено на основании п. 1.2 и 2.5 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Корсаковского городского округа, утвержденного постановлением мэра от 24.04.2009 года № 399, которое впоследствии было признано незаконным судом.
Кроме того, выделение денежных средств из резервного фонда на указанные цели противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ, в соответствии со ст. 81 которого средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. При этом под непредвиденными расходами понимаются такие расходы, в отношении которых при составлении бюджета невозможно предвидеть, возникнут они или нет, а также вызванные чрезвычайной необходимостью.
В то же время решением Собрания Корсаковского городского округа от 17.12.2009 года предусмотрены бюджетные средства на жилищное хозяйство, в том числе на мероприятия в области жилищного хозяйства по строительству, реконструкции.
Выделение из резервного фонда денежных средств на разработку проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция площади имени Ленина в г. Корсакове» является нарушением бюджетного законодательства, которое выражается в отсутствии гарантий на предотвращение чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в районе. Так, при отсутствии средств резервного фонда невозможна ликвидация последствий стихийных бедствий либо других чрезвычайных ситуаций, поскольку финансирование данных мероприятий производится за счет средств резервного фонда.
Нецелевое расходование бюджетных средств МО Корсаковского района подрывает экономическую основу муниципального образования и не дает возможности финансирования мероприятий, направленных на решение вопросов, находящихся в его ведении, следовательно нарушает интересы Корсаковского городского округа.
Просит признать действия администрации МО Корсаковский городской округ по выделению из резервного фонда отделу капитального строительства администрации МО Корсаковский городской округ 2500000 рублей для разработки проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция площади имени Ленина в г. Корсакове» незаконными, обязать администрацию МО Корсаковский городской округ восстановить денежные средства в размере 2500000 рублей в резервный фонд бюджета Корсаковского городского округа.
Прокурор, участвующий в деле, требования, изложенные в заявлении, поддержал.
Представители администрации МО Корсаковский городской округ Ганькевич В.Н. и Яницкая И.М. с требованиями не согласились, указывают, что в данном случае денежные средства были выделены на нужды муниципального образования, на цели, не предусмотренные в бюджете муниципального образования, что и означает – на непредвиденные цели.
Выслушав заявителя, представителей администрации МО Корсаковский городской округ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации благоустройства территории городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 1 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом может возглавлять местную администрацию, глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты.
В соответствии со статьями 32, 36 Устава МО Корсаковский городской округ администрацию Корсаковского городского округа возглавляет непосредственно глава муниципального образования, являющийся выборным лицом.
В соответствии с п. 1, 4, 5, 6, 7 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации , предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации .
Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации , предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией .
Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.
По смыслу приведенных норм орган местного самоуправления устанавливает порядок использования средств резервного фонда местной администрации и принимает решения об их использовании. Таким образом, использование средств резервного фонда и определение целей расходования этих средств отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Постановлением мэра Корсаковского городского округа № от 28.01.2010 года отделу капитального строительства администрации Корсаковского городского округа были выделены 2500000 рублей для разработки проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция площади имени Ленина в г. Корсакове», которые не были предусмотрены в составе бюджетных ассигнований на благоустройство территории Корсаковского городского округа на 2010 год.
Данное постановление является правовым актом индивидуального характера, рассчитанным на однократное применение.
Как следует из объяснений представителей администрации МО Корсаковский городской округ в судебном заседании, данное решение было принято мэром Корсаковского городского округа с целью участия в областной адресной инвестиционной программе для реконструкции центра города за счет средств бюджета . Одним из условий участи в этой программе (пункт 2.8 Положения о порядке формирования и реализации областной адресной инвестиционной программы, утвержденного Постановлением администрации сахалинской области от 7 мая 2008 года №) является подготовленная и утвержденная проектно-сметная документация на объект.
На основании указанного постановления отделом капитального строительства администрации МО Корсаковский городской округ были заключены два муниципальных контракта на разработку проектно-сметной документации по указанному объекту от 20 мая 2010 года на сумму 1500000 рублей и от 31 декабря 2010 года на 298400 рублей.
Данные денежные средства были израсходованы отделом капитального строительства АМО КГО в соответствии с заключенными контрактами, а именно согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от 15 июня 2010 года платежным поручением № 141 от 18.08.2010 года исполнителю работ ООО «РН-СахалинНИПИморнефть» перечислено 1500000 рублей, а на основании акта о приемке выполненных работ от 31 декабря 2010 года платежным поручением № 375 от 31.12.2010 года этому же исполнителю перечислено 298400 рублей.
Остаток неизрасходованных средств в размере 721600 рублей постановлением мэра Корсаковского городского округа № 1368 от 31.12.2010 года восстановлен в резервном фонде администрации Корсаковского городского округа.
Таким образом, выделенные денежные средства были израсходованы их получателем отделом капитального строительства АМО КГО в соответствии с целями, установленными правовым актом, являющимся основанием для их получения, в силу чего расходование денежных средств в данном случае нельзя признать нецелевым в соответствии с критериями нецелевого использования бюджетных средств, установленными статьей 289 Бюджетного кодекса РФ.
Между тем, прокурором не представлено доказательств того, что принятием оспариваемого постановления мэра КГО о выделении 2500000 рублей на подготовку проектно-сметной документации были нарушены права муниципального образования, либо созданы препятствия для осуществления каких-либо прав, что является необходимым условием для удовлетворения заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ.
В деле отсутствуют объективные данные об отсутствии в течение 2010 года в резервном фонде денежных средств, подлежащих направлению на ликвидацию последствий стихийных бедствий, предотвращение чрезвычайных ситуаций либо на иные подобные мероприятия.
Согласно справке Финансового управления администрации МО Корсаковский городской округ от 20.12.2010 года остаток средств в резервном фонде администрации МО Корсаковкий городской округ на 20.12.2010 года составляет 2481574, 33 рубля.
Доводы прокурора о том, что данные средства резервного фонда должны были быть направлены на другие цели, отвечающие критериям непредвиденности, заложенном в ст. 81 БК РФ, не могут быть приняты судом, так как в силу разъяснения, данного в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2, в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Требования прокурора о восстановлении денежных средств, израсходованных из резервного фонда, предусмотренного в бюджете 2010 года, в 2011 году, не основаны на законе.
В соответствии со ст. 242 Бюджетного кодекса РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением зачисления доходов от поступления налогов и иных доходов, являющихся источниками бюджета.
Как следует из пояснений А., главного инспектора контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Южно-Сахалинск», допрошенного судом в качестве специалиста, восстановление денежных средств, израсходованных при исполнении бюджета 2010 года, в последующем 2011 году невозможно, поскольку бюджет исполнен. Расходование денежных средств из резервного фонда на подготовку проектно-сметной документации, по его мнению, не отвечает критериям непредвиденности расходов, однако не является нецелевым расходованием средств и могут рассматриваться как нарушение лишь представительным органом местного самоуправления при решении вопроса об утверждении отчета об исполнении бюджета, в этом случае депутаты могут не утвердить отчет.
Согласно решения Собрания Корсаковского городского округа от 21 июня 2011 года № отчет об исполнении бюджета Корсаковского городского округа за 2010 год утвержден.
Следовательно, представительный орган местного самоуправления согласился с расходованием бюджетных средств в 2010 году.
При таких обстоятельствах, когда в 2010 году мэром Корсаковского городского округа принято постановление о расходовании денежных средств резервного фонда в соответствии со своей компетенцией, и эти денежные средства израсходованы в 2010 году на муниципальные нужды, нарушения чьих-либо прав не установлено, заявление прокурора об оспаривании постановления о расходовании денежных средств и восстановлении их в бюджете муниципального образования лишено правового смысла, так как статья 258 ГПК РФ обязывает суд при установлении незаконности действия (бездействия) восстановить нарушенное право.
Кроме того, нельзя согласиться с доводами прокурора о незаконности оспариваемого постановления в связи с признанием незаконным судом Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Корсаковского городского округа.
Как установлено ст. 81 БК РФ, определение порядка расходования этих денежных средств также относится к компетенции местной администрации.
Согласно Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Корсаковского городского округа, утвержденного Постановлением мэра Корсаковского городского округа № 399 от 24.04.2009 года, перечень целей, на которые могут быть использованы средства резервного фонда, не является исчерпывающим, при этом средства резервного фонда могут быть в любом случае израсходованы на цели, не предусмотренные в бюджете муниципального образования (пункты 2.1 – 2.15 Порядка).
Расходование денежных средств резервного фонда на подготовку проектно-сметной документации соответствует положениям этого Порядка.
Решением Корсаковского городского суда от 3 ноября 2010 года данный нормативный правовой акт признан противоречащим законодательству и недействующим по мотивам нарушения порядка опубликования без исследования содержания оспариваемого акта.
Как усматривается из данного решения, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании этого нормативно-правового акта, прокурор просил признать его недействующим с момента принятия решения суда.
При этом в решении суда согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ не указано, что данный нормативный правовой акт является недействующим с момента принятия, то есть данный нормативный правовой акт является недействующим с момента вступления данного решения суда в законную силу, то есть с момента вынесения кассационного определения от 21 декабря 2010 года.
При таких обстоятельствах заявление прокурора не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора о признании незаконными действий администрации МО Корсаковский городской округ по выделению из резервного фонда 2500000 рублей отделу капитального строительства администрации Корсаковского городского округа для разработки проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция площади имени В.И. Ленина в г. Корсакове» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Меркулова.
Решение вынесено в окончательной форме 12 июля 2011 года.