НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Королёвского городского суда (Московская область) от 06.12.2018 № 2-3251/18

Дело № 2-3251/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Королёв МО 06 декабря 2018 года

Королевский городской суд Московской области в составе судьи Шишкова С.В., при секретаре Савельевой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харламовой Марины Николаевны к Государственному учреждению - УПФ РФ № 17 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, обязании зачесть в страховой стаж периоды получения пособия по безработице и включении в общий стаж периодов работы в Республике Беларусь,

УСТАНОВИЛ:

Харламова М.Н., уточнив требования, обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ № 17 по г. Москве и г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, обязании зачесть в страховой стаж периоды получения пособия по безработице и включении в общий стаж периодов работы в Республике Беларусь, указав, что она обратилась с заявлением к ответчику о начислении льготной пенсии. Решением комиссии ГУ-УПФ РФ № 17 по г. Москве и МО ей было отказано в назначении пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого 20-летнего стажа. Считает отказ незаконным. Ей была предоставлена справка из ГКУ Архангельской области «ЦЗН г. Северодвинска, в которой указаны периоды получения пособия по безработице: с 22 февраля 1994 г. по 21 марта 1994 г., с 17 января 1995 г. по 07 февраля 1995 г., с 04июня 2003 г. по 11 июня 2003г., с 23 июня 2003 г. по 23 июня 2003 г., с 24 сентября 2003 г. по 03 декабря 2003 г., с 27мая 2004 г. по 07 июля 2004 г, с 19 августа 2004 г. по 06 сентября 2004 г. Данные периоды не были квалифицированы как работа на Крайнем севере т.к за эти периоды не начисляются страховые взносы и соответственно они не засчитываются в специальный стаж. Так же было отказано в зачете в общий страховой трудовой стаж периодов работы в Республике Беларусь, поскольку периоды работы которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Ей была предоставлена информация, содержащаяся на индивидуальном лицевом счете за страхованного лица за период с 01.01.2003 года по 18.09.2018 года в Республике Беларусь. Страховой стаж состоит из периодов работы: в отделе образования Администрации Советского района г.Гомель с 27.11.2008 года по 31.12.2008 год; в Гимназии № 58 г. Гомеля им. Ф.П. Гааза с 01.01.2009 года по 18.06.2009 год; Государственное предприятие «Урицкое» с 13.11.2009 года по 31.12.2009 год и с 01.03.2010 года по 01.06.2010 год; в ОСП КОП Гомельского райпо с 01.09.2010 года по 27.09.2010 год; в Гомельском областном клиническом кардиологическом центре с 04.04.2011 года по 01.07.2011 год; в ОДО «Профиль» с 08.08.2011 года по 06.09.2011 год; в ООО «Центролит» с 20.09.2011 года по 16.05.2014 год; в ОАО «Железобетон» с 23.07.2014 года по 21.08.2014 год; в УГГКБ-1 с 20.10.2014 года по 24.12.2014 год; в Гомельской городской клинической больнице №2 с 21.01.2015 года по 24.02.2015 год; в Уч. Гомельская обл. спец. Клиническая больница с 02.03.2015 года по 26.05.2015 года. Просит признать не законным решение ГУ УПФ РФ № 17 по Москве и Московской области и обязать ГУ УПФ РФ N9 17 по Москве и Московской области засчитать в льготный страховой ( трудовой ) стаж периоды получения пособия по безработице в городе Северодвинск и включении в общий стаж периодов работы в Республике Беларусь.

В судебном заседании Харламова М.Н. требования поддержала и просила удовлетворить по указанным основаниям.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ № 17 по г. Москве и МО Смирнова И.Л., действующая по доверенности, исковые требования не признала и просила отказать, представив письменные возражения.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст.8 настоящего Федерального закона женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера.

В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (пп. 1.2,6,9 ст.21 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В случае если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.

Из материалов дела следует, что 20.12.2017 года Харламова М.Н. обратилась с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ в ГУ-УПФ РФ №17 по г.Москве и МО.

Комиссией по рассмотрению пенсионных прав граждан истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа.

Стаж работы в районах Крайнего Севера бесспорно зачтенный пенсионным фондом составил 11 лет 5 месяцев и 7 дней. Страховой стаж составил: 14 лет 11 месяцев 14 дней.

Рассматривая заявленные периоды получения пособия по безработице: с 22.02.1994г. по 21.03.1994г.; с 17.01.1995г. по 07.02.1995г.: с 04.06.2003г. по 11.06.2003г.: с 23.06.2003г. по 23.06.2003г.; с 24.09.2003г. по 03.12.2003г.; с 27.05.2004г. по 07.07.2004г.: с 19.08.2004г по 06.09.2004г. суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 ФЗ №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона засчитываются периоды получения пособия по безработице.

Из анализа указанных правовых норм следует, что период получения пособия по безработице включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, при этом не может быть включен в специальный трудовой стаж в районах Крайнего Севера при определении права на досрочную пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку за этот период не начисляются страховые взносы, соответственно данный период не может быть зачтен в специальный стаж.

В соответствии с п.2 ст. 11 ФЗ № 400-ФЗ периоды работы, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст.4 настоящего Федерального закона за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме того, периоды получения пособия по безработице и периоды участия в оплачиваемых общественных работах в страховой стаж засчитываются. При назначении пенсии эти периоды учтены в страховом стаже истицы с 04.06.2003г. по 11.06.2003г., 23.06.2003г., с 24.09.2003г. по 03.12.2003г., с 27.05.2004г. по 07.07.2004г., с 19.08.2004г. по 06.09.2004г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. Однако, данные периоды не могут быть квалифицированы как работа на Крайнем Севере, так как за зти периоды не начисляются страховые взносы и соответственно они не засчитываются в специальный стаж.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 12.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3).

Такие же положения были предусмотрены в ст. ст. 2, 3, 10 Федерального закона от 27.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применявшегося на территории Российской Федерации до 01.01.2015.

В соответствии со ст. 1 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" страховой (трудовой) стаж - период, учитываемый согласно законодательству каждой из Договаривающихся Сторон при определении права на пенсии и пособия по государственному социальному обеспечению и обязательному (государственному) социальному страхованию и их размеров, а также при конвертации пенсионных прав по законодательству Российской Федерации.

Статья 23 указанного Договора предусматривает, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13.03.1992 на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

Требования истицы о включении в общий стаж периоды работы в Республике Беларусь удовлетворению также не подлежат, поскольку, международный договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006г. регулирующий вопросы установления пенсий, построен на территориально-пропорциональном принципе, то есть каждая страна назначает пенсию за стаж, приобретенный на ее территории, а стаж за периоды работы до распада СССР учитывается той страной, на территории которой проживает заявитель.

Договор предоставляет гражданам право выбора: либо назначить и выплачивать пенсию по законодательству одного из государств, гражданами которого они являются, либо с применением положений Договора. Свой выбор необходимо подтвердить заявлением. Он является окончательным и пересмотру не подлежит.

Судом установлено, что Харламова М. Н. 02.03.2018г. написала заявление о назначении ей пенсии без применения норм договора с Республикой Беларусь (л.д.48).

В соответствии со ст. 10 указанного Договора каждая страна назначает и исчисляет трудовую пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений Договора и национального законодательства. При переезде лица, которому назначена пенсия, в другую страну выплата пенсии продолжается назначившим государством.

Таким образом, данный Договор закрепил принципа пропорциональности, который предусматривает распределение расходов на выплату пенсий пропорционально стажу, приобретенному на территории каждой из договаривающихся сторон, суммирование страхового стажа (в том числе специального) для определения права на пенсию.

На основании установленных по делу обстоятельств с учетом собранных по делу доказательств, руководствуясь вышеприведенными положениями подлежащего применению законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Харламовой М.Н. о признании незаконным решения, обязании зачесть в страховой стаж периоды получения пособия по безработице для назначения досрочной страховой пенсии: с 22.02.1994г. по 21.03.1994г.; с 17.01.1995г. по 07.02.1995г.: с 04.06.2003г. по 11.06.2003г.: с 23.06.2003г. по 23.06.2003г.; с 24.09.2003г. по 03.12.2003г.; с 27.05.2004г. по 07.07.2004г.: с 19.08.2004г по 06.09.2004г. и включении в общий стаж периодов работы в Республике Беларусь: в отделе образования Администрации Советского района г.Гомель с 27.11.2008 года по 31.12.2008 год; в Гимназии № 58 г. Гомеля им. Ф.П. Гааза с 01.01.2009 года по 18.06.2009 год; Государственное предприятие «Урицкое» с 13.11.2009 года по 31.12.2009 год и с 01.03.2010 года по 01.06.2010 год; в ОСП КОП Гомельского райпо с 01.09.2010 года по 27.09.2010 год; в Гомельском областном клиническом кардиологическом центре с 04.04.2011 года по 01.07.2011 год; в ОДО «Профиль» с 08.08.2011 года по 06.09.2011 год; в ООО «Центролит» с 20.09.2011 года по 16.05.2014 год; в ОАО «Железобетон» с 23.07.2014 года по 21.08.2014 год; в УГГКБ-1 с 20.10.2014 года по 24.12.2014 год; в Гомельской городской клинической больнице №2 с 21.01.2015 года по 24.02.2015 год; в Уч. Гомельская обл. спец. Клиническая больница с 02.03.2015 года по 26.05.2015 года отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королевский городской суд Московской области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 19.01.2019 года

Судья: