НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кормиловского районного суда (Омская область) от 21.05.2014 № 12-15/2014

 Дело № 12-15/2014

 РЕШЕНИЕ

 21 мая 2014 года р.п. Кормиловка

 Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бандур Г.В., при секретаре Кобец В.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя МИФНС России № 1 по Омской области на постановление мирового судьи судебного участка № 9 в Кормиловском судебном районе по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, суд

 У С Т А Н О В И Л:

 ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № 9 ФИО2 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде предупреждения.

 Представитель МИФНС России № 1 по Омской области ФИО3 обратился в Кормиловский районный суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 9 в Кормиловском судебном районе по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 в которой указал, что в соответствии с п. 5 ч.2 ст. 28.3, 28.7 КоАП РФ должностным лицом Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного бухгалтера Общества с ограниченной ответственностью «ППП» ФИО1 по факту несвоевременного представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал (3 месяца) 2013 г. В результате рассмотрения мировой судья переквалифицировал действия главного бухгалтера ФИО1 со ст. 15.6 ч.1 КоАП РФ на ст. 15.5 КоАП РФ. В результате постановил назначить административное наказание в виде предупреждения. Данное постановление считают незаконным по следующим основаниям: исходя из анализа норм НК РФ ( п.1 ст. 80, п.1 ст. 119, ст. 285, абз.2 п.2 ст. 286, п.1 ст. 287, ст. 289) определил сроки и порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на прибыль организаций в виде авансовых платежей. Также ст. 119 п. 1 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в указанный срок, однако ответственность за непредставление в установленный срок расчета авансового платежа НК РФ не предусмотрена.

 Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. Давность привлечения к ответственности за данное правонарушение – год. В связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившего в силу с 12 августа 2010 г., штраф может быть заменен предупреждением, но только в случае, если нарушение совершено впервые. Если за подобное нарушение уже выносилось предупреждение или применялось наказание, связанное с уплатой штрафа, предупреждение назначать нельзя.

 Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ФИО1 не своевременно предоставила в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 1 квартал (3 месяца) 2013 г., являющуюся по существу расчетом авансового платежа по этому налогу. Таким образом, за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль организации по итогам отчетного периода – 1 квартал (3 месяца) 2013 г. налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности по п. 1ст. 126 НК, а должностное лицо налогоплательщика-юридического лица- к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Просил отменить постановление мирового судьи судебного участка № в Кормиловском судебном районе Омской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО1 и возвратить материалы дела на новое рассмотрение.

 В дополнении к жалобе на постановление по делу об административном правонарушении представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области ФИО4 указал, что перечень плательщиков налога на прибыль приведен в п. 1 ст. 246 НК РФ. К ним относятся российские организации, а также иностранные компании, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

 Подпунктом 4 п. 1 ст.23 НК РФ на плательщиков налогов возложена обязанность по представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов).

 Порядок и сроки подачи соответствующей отчетности по налогу на прибыль
установлены    в гл. 25 НК РФ. Так, п. 1 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей, особенностей их исчисления и уплаты обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

 Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций в силу п.1 ст. 285 НК РФ признается календарный год, т.е. период времени с 1 января по 31 декабря.

 Налог на прибыль по итогам налогового периода определяется как произведение налоговой базы и ставки налога, определяемой в соответствии со ст. 284 НК РФ. Налоговой базой по налогу на прибыль согласно п. 1 ст. 274 НК РФ признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

 По итогам налогового периода налогоплательщики должны представить в налоговые органы налоговые декларации, причем сделать это следует не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, что установлено п. 4 ст. 289 НК РФ. Не позднее этого же срока согласно п. 1 ст. 287 НК РФ должен быть уплачен налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода.

 Уплата и представление декларации по налогу на прибыль организаций за 2013 г. должна быть осуществлена не позднее 28 марта 2014 г.

 В соответствии с п.2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами признаются -первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

 Авансовый платеж определяется как произведение прибыли, подлежащей налогообложению, и ставки налога, при этом прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного (налогового) периода.

 Авансовые платежи по итогам отчетного периода, в соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ. Уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Налоговые декларации должны быть представлены налогоплательщиками не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. То есть за 1 квартал налоговая декларация должна быть представлена не позднее 28 апреля, за полугодие - не позднее 28 июля, за 9 месяцев - не позднее 28 октября. Соответственно, не позднее этих сроков должны быть уплачены и авансовые платежи по итогам отчетных периодов.

 Ответственность за неисполнение обязанности по представлению в налоговый орган отчетности установлена в ст. 119 НК РФ. Согласно п. 1 данной нормы непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

 При применении данной нормы судам следует учитывать, что размер "неуплаченной суммы налога" надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями Кодекса для уплаты соответствующего налога.

 Вместе с тем отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 Кодекса штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 рублей.

 Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация - заявление организации об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В свою очередь, расчет авансового платежа представляет собой заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Другими словами, декларация предназначена для определения налоговых обязательств организации по итогам налогового периода, а расчет авансового платежа - по итогам каждого из отчетных периодов.

 Согласно ст. 289 НК РФ любая отчетность по налогу на прибыль (будь то отчетность за первый квартал, полугодие, девять месяцев или налоговый период в целом) поименована как налоговая декларация.

 Форма данных документов является формой одновременно и для налоговых деклараций и для налоговых расчетов, утвержденной Приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ (ред. от 14.11.2013) "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения".

 Также следует отметить, что размер начисленных авансовых платежей за отчетный период влияет на размер налога на прибыль по итогам налогового периода. В соответствии с Приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@:

 П.5.7. По строке 190 налогоплательщики указывают сумму налога на прибыль, определяемую путем умножения размера налоговой базы на ставку налога на прибыль, указанных по строкам 120 и 150, соответственно.

 По строке 200 сумма исчисленного налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, не имеющей обособленных подразделений, определяется путем умножения строк 120 и (или) 130 (налоговая база) на ставки налога на прибыль, действующие по месту нахождения налогоплательщика (строки 160 и (или) строки 170).

 П.5.8. По строкам 210 - 230 указываются суммы начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. По строкам 210 - 230 указываются:

 - организациями, уплачивающими авансовые платежи только по итогам отчетного периода, - суммы исчисленных авансовых платежей согласно Декларации за предыдущий отчетный период;

 П.5.9. По строкам 240 - 260 указывается сумма налога на прибыль, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога на прибыль согласно порядку, установленному статьей 311 Кодекса. При этом показатели по строкам 240, 250 и 260 не могут превышать показатели, соответственно, по строкам 180, 190 и 200.

 П.5.10. По строке 270 сумма налога на прибыль к доплате в федеральный бюджет определяется в виде разницы строки 190 и суммы строк 220 и 250, если показатель строки 190 превышает сумму строк 220 и 250.

 По строке 271 сумма налога на прибыль к доплате в бюджет субъекта Российской Федерации определяется в виде разницы строки 200 и суммы строк 230 и 260, если показатель строки 200 превышает сумму строк 230 и 260. При этом по организации, не имеющей обособленных подразделений, строки 270 и 271 должны соответствовать строкам 040, 070 подраздела 1.1 Раздела 1 Декларации.

 По строке 280 сумма налога на прибыль к уменьшению в федеральный бюджет определяется в виде разницы суммы строк 220 и 250 и строки 190, если показатель строки 190 меньше суммы строк 220 и 250.

 По строке 281 сумма налога на прибыль к уменьшению в бюджет субъекта Российской Федерации определяется в виде разницы суммы строк 230 и 260 и строки 200, если показатель строки 200 меньше суммы строк 230 и 260. При этом по организации, не имеющей обособленных подразделений, строки 280 и 281 равны соответственно строкам 050 и 080 подраздела 1.1 Раздела 1 Декларации.

 Распределив, таким образом предельную сумму зачета между бюджетами, определится сумма налога которую необходимо будет доплатить (уменьшить) по итогам налогового периода в соответствующий бюджет.

 Как было отмечено ранее ст. 119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный законодательством РФ о налогах и сборах срок налоговой декларации по конкретному налогу. Причем налоговая санкция за указанное правонарушение определена в виде штрафов, выраженных в величине, кратной сумме налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации.

 И так, штраф, предусмотренный ст. 119 НК РФ, не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу. Ведь базой для исчисления названной санкции является именно сумма налога, подлежащего уплате на основании соответствующей декларации, а не сумма авансовых платежей по нему (п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71). В данном случае при несвоевременном представлении расчета авансового платежа по налогу за отчетный период наступает ответственность, предусмотренная п.1 ст. 126 НК РФ.

 Исходя из положений ст. 55, 80, 285, 289 НК РФ качественным отличием налоговой декларации от расчета авансовых платежей являются различные периоды, по истечении которых налогоплательщиком подается либо декларация, либо расчет авансовых платежей. Поэтому, если расчет авансового платежа (налоговая декларация для некоторых налогов) подается по окончании не налогового, а отчетного периода, такой расчет не отвечает основному признаку налоговой декларации - отчетность по итогам налогового периода. Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является один год, то декларации за первый квартал, полугодие и девять месяцев фактически являются расчетами авансовых платежей, следовательно, установленные ст. 119 НК РФ санкции в отношении них не применяются.

 Подобные выводы сделаны в постановлениях Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.04.2008 N Ф04-2245/2008(3162-А81-26), Постановление ФАС Московского округа от 16.09.2008 N КА-А40/8744-08.

 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, содержащее разъяснения по некоторым вопросам, возникающим при применении арбитражными судами ч. I HK РФ. В пункте 17 данного постановления изложена новая позиция высших арбитров по рассматриваемой проблеме. Ее суть в следующем. Из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом (предварительным платежом по налогу, который, в отличие от налога, уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода). Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов -налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, подаваемого в ИФНС по итогам отчетного периода. В связи с этим установленной ст. 119 ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении (несвоевременном представлении) по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как этот документ поименован в той или иной главе ч. II НК РФ.

 По мнению Пленума ВАС РФ, не имеет значения название расчета по авансовым платежам. Даже если этот расчет называется декларацией, но представляется по итогам отчетного периода, оштрафовать налогоплательщика за несвоевременное представление такой декларации (расчета по авансовым платежам) по ст. 119 НК РФ невозможно (п. 17 Постановления N 57).

 При несвоевременном представлении налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетный период отдел камеральных проверок готовит материалы для привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в порядке ст. 101.4 НК РФ.

 Что касается должностного лица организации, то за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления перечисленных документов оно привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (штраф в размере от 300 до 500 руб.) Путем составления в установленном порядке протокола об административном правонарушении.

 В судебном заседании представитель МИФНС России № 1 по Омской области по доверенности ФИО5, доводы жалобы поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в связи с тем, что налоговая декларация ФИО1 не была своевременно предоставлена, в отношении нее, как в отношении должностного лица был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ. Налоговую декларацию по налогу на прибыль за первый квартал 2013 г. необходимо было предоставить не позднее 28 апреля 2013 г. Фактически налоговая декларация была предоставлена 21.02.2014 г.

 ФИО1 в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представила.

 Выслушав представителя МИФНС Росси №1 по Омской области ФИО5, исследовав материалы дела суд не находит оснований к отмене постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по следующим основаниям.

 Согласно ст.30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано участниками производства по делам об административных правонарушениях.

 Исходя из положений ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лиц, за которое КоАП РФ и законами субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Как следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

 Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь главным бухгалтером ООО "ППП", допустила нарушение п.3 ст. 289 НК РФ, выразившееся в несвоевременном представлении налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2013 г. В частности, налоговая декларация по налогу на прибыль за 1 квартал 2013 г. была представлена 21 февраля 2014 года при установленном законом сроке представления 28 апреля 2013 года.

 Заместителем начальника отдела камерального контроля № 1 Межрайонной ИФНС № 1 по Омской области ФИО6 в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении за нарушение п. 3 ст. 289 НК РФ по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

 Мировым судьей действия ФИО1 переквалифицированы на ст. 15.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

 В жалобе заявитель утверждает, что имело место не предоставление отчёта авансового платежа.

 Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

 Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

 Конкретный налог на прибыть не предусматривает авансовый платёж. Об этом нет конкретной статьи как это имеет место при налоге на имущество.

 Подтверждением этому является и анализ п. 3 ст. 289 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей. Из анализа данного пункта статьи следует, что законодатель идентифицирует при отчёте за налог на прибыль авансовый платёж с декларацией. Однако ответственность за не предоставление декларации регулируется специальной нормой предусмотренной ст. 15.5 КоАП РФ - нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

 Частью 1 ст. 15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

 Ссылки на Постановление Пленума ВАС РФ №57 «О некоторых вопросах, возникших при применении арбитражными судами ч.1 НК РФ» суд считает неуместными, так как события правонарушения имели место до 30.07.2013г.

 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что мировым судьей действия ФИО1 верно переквалифицированы с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ на ст. 15.5 КоАП РФ.

 В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

 Мировым судьей при назначении наказания по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 были учтены обстоятельства совершения правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, данные о личности ФИО1, что ранее к административной ответственности не привлекалась, в связи с чем и было назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 15.5 КоАП РФ в виде предупреждения.

 Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при рассмотрении дела мировым судьей, допущено не было.

 Учитывая изложенное, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 9 в Кормиловском судебном районе от 31.03.2014 года в отношении ФИО1 по ст.15.5 КоАП РФ и вынесения нового постановления.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, п.3 ст.31.1 КоАП РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Постановление мирового судьи судебного участка № 9 в Кормиловском судебном районе по делу об административном правонарушении по ст. 15.5 КоАП РФ в отношении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.

 Жалобу представителя МИФНС России № 1 по Омской области на постановление мирового судьи судебного участка № 9 в Кормиловском судебном районе по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 оставить без удовлетворения.

 Решение вступает в силу немедленно после вынесения.

 Судья Г.В. Бандур