НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кормиловского районного суда (Омская область) от 09.06.2021 № 2-331/2021

55RS0016-01-2021-000499-48

Дело № 2-331/2021

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Материкина Н.В.,

при секретаре судебного заседания Горловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка 09 июня 2021 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ОМВД России по Кормиловскому району о признании незаконным приказа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ОМВД России по Кормиловскому району, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу в ОМВД России по <адрес> на должность бухгалтера (приказ от ДД.ММ.ГГГГ л/с). Приказом начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с, на основании заключения аттестационной комиссии, ей присвоена квалификационная категория «бухгалтер 2 категории» (должностной оклад 5 924,00 рублей). ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника Отдела от ДД.ММ.ГГГГ л/с, на основании заключения аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ей присвоена квалификация «бухгалтер I категории» и установлен должностной оклад 7 126,00 рублей. В 2020 году в ходе, проведенной плановой ревизии контрольно-ревизионным отделом УМВД России по <адрес>, ревизионная комиссия сочла, что ей неправомерно присвоено квалификация «бухгалтер I категории», так как оснований для проведения внеплановой аттестации (рекомендаций главного бухгалтера, рапорта, новой характеристики ) к проверке не представлено, а также в связи с тем, что отсутствовал необходимый стаж работы в должности бухгалтера 2 категории (3 года), который установлен Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих. С учетом этого сделан вывод, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей излишне выплачено денежных средств, в сумме 79,0 тыс. рублей (за счет разницы в должностных окладах). ДД.ММ.ГГГГ приказ от ДД.ММ.ГГГГ л/с о присвоении ей квалификации «бухгалтер I категории» был отменен приказом начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с. Считает, что отмена приказа о присвоении очередной квалификационной категории «бухгалтер I категории» нарушает требования законодательства и её трудовые права с учетом следующего. Из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Справочник), следует, что справочник носит для работодателя не обязательный, а рекомендательный характер, который подтверждается и тем, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за невыполнение его положений. Ссылка в акте на то, что квалификационная категория «бухгалтер I категории» присвоена ей в нарушении установленных Справочником требований, является несостоятельной, так как данный правовой акт не исключает возможность присвоения квалификационных категорий без наличия установленного стажа работы. Основанием для проведения аттестации послужили характеристика и рапорт главного бухгалтера бухгалтерии Отдела ФИО13. Основанием для вынесения приказа ДД.ММ.ГГГГ л/с, послужил протокол заседания аттестационной комиссии ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, аттестационный лист. В заседании комиссии принимали участие председатель: начальник ОМВД России по <адрес>ФИО4, члены комиссии: главный бухгалтер ФИО5, начальник тыла ФИО6, юрисконсульт ФИО7, специалист по работе с личным составом ФИО8. Пунктом 8 Порядка применения Единого квалификационного Справочника, предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. В соответствии с п. 7 Постановления Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного Справочника, соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации. Учитывая оценку её личных и деловых качеств, качественное и в полном объеме выполнение должностных обязанностей, наличие достаточного практического опыта работы, в том числе и опыта в должности бухгалтера 2 категории, аттестационной комиссией было принято решение о присвоении ей квалификационной категории «бухгалтер I категории» ранее трех лет пребывания в должности «бухгалтер 2 категории». Заключение аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривалось и незаконным не признавалось. Таким образом, при издании приказа ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с нарушений законодательства не допущено, в связи с чем, оснований для его отмены не имелось. При этом, её письменного согласия о переводе на должность «бухгалтера 2 категории» не имеется. Таким образом, работодателем изменены существенные условия трудового договора в одностороннем порядке в части, касающейся заработной платы, что не соответствует требованиям законодательства. При таких обстоятельствах, при переводе с должности «бухгалтер I категории» на должность «бухгалтер 2 категории» начальником Отдела допущено нарушение требований ст. 72.1 ТК РФ, запрещающий перевод работника на другую должность по инициативе работодателя без письменного согласия работника, а также требования ст. 72 ТК РФ, согласно которой изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно только в письменной форме и по соглашению сторон. Следовательно, указанные действия начальника ОМВД России по <адрес> являются незаконными. Просила признать незаконным приказ начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с об отмене приказа ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования, по доводам, изложенным в иске, дополнив, что у неё высшее экономическое образование, заканчивала Кокчетавский экономический институт, по профессии экономист-бухгалтер. Ранее она работала в Талшенском элеваторе, проработала там 21 год, сначала была бухгалтером, потом заместителем главного бухгалтера 15 лет. Заключение аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и приказ от ДД.ММ.ГГГГ никто не оспаривал. Дисциплинарных взысканий у неё не было.

Представитель ответчика ОМВД России по Кормиловскому району ФИО2 в судебном заседании иск не признал, пояснив, что когда первично издавался этот приказ, была создана аттестационная комиссия. С учетом того, что проводилась инвентаризация в 2020 году, членам инвентаризационной комиссии не был предоставлен рапорт главного бухгалтера о проведении аттестации, в которой указывались основания. На момент ревизии, если кадровая служба не предоставила их, то фактически в наличии эти документы имелись. Но затем, на основании акта ревизии, была инициирована служебная проверка и по заключениям этой проверки, было принято решение отменить приказ о присвоении бухгалтеру Рудольф первой категории. Это требование исходило из Управления и касалось непосредственно начальника районного отдела. Во исполнение требований ведомственных приказов, приказ вышестоящего руководства подлежит исполнению, поэтому был издан приказ, на основании которого был отменен приказ 25 ЛС о присвоении бухгалтеру Рудольф первой категории. Полагают, действия отдела правомерны, так как соблюдены требования и нормы права, в том числе и ведомственные приказы.

Представитель третьего лица УМВД России по Омской области ФИО3 в судебном заседании участия не принимал, представил возражение на исковое заявление и ходатайство с просьбой рассмотреть дело без их участия и отказать в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме, по доводам, изложенным в возражении.

Выслушав стороны, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника - это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

В силу ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональным стандартом является характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 195.2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений).

Пунктом 2 указанного Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, установлено, что системы оплаты труда работников федеральных учреждений устанавливаются с учетом: единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов; государственных гарантий по оплате труда; перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; мнения представительного органа работников.

Системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений. Указанные положения носят для федеральных казенных учреждений обязательный характер (п. 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений).

Согласно ч. 8 ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение ст. ст. 57, 143 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года N 787 установлен Порядок утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, согласно которому разработка указанных Единых квалификационных справочников, их утверждение и определение порядка применения возложено на Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года N 787 также установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 года N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих содержит указание на применение раздела общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих" (далее - Справочник), рекомендуемого для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Согласно названному Справочнику для бухгалтера I категории установлены следующие требования к квалификации: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3 лет.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией в соответствии с применяемым в организации положением о порядке проведения аттестации.

Из постановления Минтруда России от 21 августа 1998 года N 37 и преамбулы Справочника следует, что он разработан Институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, рекомендуется для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров, рационального разделения труда, создания действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников, соблюдения единых принципов тарификации работ. На основе содержащихся в Справочнике квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов.

Вместе с тем, п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 года N 9, установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Аналогичные положения содержатся и в п. 10 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года N 37.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена на должность бухгалтера бухгалтерии в ОМВД России по <адрес> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ л/с).

Приказом начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с, на основании заключения аттестационной комиссии, ФИО1 присвоена квалификационная категория «специалист 2 категории» с ДД.ММ.ГГГГ, установлен должностной оклад 5 924,00 рубля.

Приказом начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с, на основании заключения аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 присвоена квалификация «специалиста I категории» с ДД.ММ.ГГГГ и установлен должностной оклад 7 126,00 рублей.

Согласно выписке из акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена ревизия организации финансово-хозяйственной деятельности отдела, в ходе которой был выявлен факт необоснованного присвоения бухгалтеру бухгалтерии ФИО1 специалиста 1 категории (должностной оклад 7126 рублей), поскольку плановую аттестацию в январе 2019 г. должна была пройти только ФИО11 Оснований для проведения внеплановой аттестации Т.В. Рудольф (рекомендаций главного бухгалтера, рапорта, новой характеристики) к проверке не представлено, в связи с чем, приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с. начальника ОМВД России по <адрес> отменен приказ от ДД.ММ.ГГГГ л/с «о присвоении бухгалтеру бухгалтерии ФИО1 квалификации I категории».

Как следует из протокола заседания аттестационной комиссии ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, аттестационная комиссия по результатам испытаний по профессиональной подготовке и аттестационного листа ФИО1 бухгалтера бухгалтерии ОМВД России по <адрес> пришла к выводу, что данный работник прошел проверку на профессиональную пригодность и принято решение об изменении должностного оклада у ФИО1 на оклад первой категории по должности. Указанное решение было принято членами аттестационной комиссии единогласно, в установленном порядке не оспорено и не отменено.

Вопреки доводам третьего лица УМВД России по <адрес>, основанием для проведения внеплановой аттестации бухгалтера 2 категории ОМВД России по <адрес> ФИО1 являлись рапорт от ДД.ММ.ГГГГ и характеристика главного бухгалтера бухгалтерии ОМВД России по <адрес>ФИО5, где указано, что в с связи со служебной необходимостью, связанной с увеличением нагрузки и фактическим выполнением задач соответствующих уровню специалиста 1 категории, просит рассмотреть вопрос об установлении 1 квалификационной категории ФИО1 (л.д.10,11). Фактическое наличие указанного рапорта и характеристики подтверждено представителем ответчика в судебном заседании.

Учитывая изложенное, присвоение ФИО1 I категории бухгалтера являлось правомерным, не противоречащим положениям п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 года N 9, и п. 10 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года N 37.

Ответчиком и третьим лицом доказательств обратного в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено.

Принимая во внимание, что ФИО1 исполняла свои должностные обязанности добросовестно, взысканий и нареканий не имела, присвоение ей I категории бухгалтера являлось правомерным.

Таким образом, оспариваемый приказ начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с нельзя признать соответствующим требованиям вышеназванных положений трудового законодательства.

В связи с чем иск ФИО1 подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО9 Викторовны к ОМВД России по Кормиловскому району о признании незаконным приказа - удовлетворить.

Признать незаконным приказ начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с об отмене приказа ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с.

Решение суда в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области.

Судья Н.В. Материкин

Мотивированное решение суда составлено 17 июня 2021 г.