НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 21.12.2023 № 2-560/2023

КОПИЯ

Дело № 2-560/2023

УИД 86RS0018-01-2023-000809-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2023 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе судьи Косолаповой О.А.

при секретаре Загородниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к Борисову В.А. о взыскании задолженности по единовременной выплате к отпуску,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент) обратился в суд с иском к ответчику Борисову В.А. о взыскании задолженности по единовременной выплате к отпуску в размере 27 668,46 руб.

Требования мотивирует тем, что между Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Истец, Департамент) и Борисовым В.А. - 24.02.1973 (место рождения пос. Куминский Кондинского района Тюменской области) (далее -ответчик) был заключен трудовой договор от 15.03.2017 № 44.

Приказом Департамента «О приеме на работу Борисова В.А.» от 15.03.2017 № 108-ЛС ответчик была принят на работу на должность старшего отдела - участкового лесничего Кондинского территориального отдела - лесничества Управления лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с Положением "О Департаменте недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утвержденным постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 22.12.2016 N 157 (далее - Положение о Департаменте), Истец является исполнительным органом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, модернизации нефтегазового комплекса и рационального использования углеводородного сырья, лесных и водных отношений, использования, воспроизводства, охраны объектов животного мира и среды их обитания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Департаменте, Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий, иных федеральных исполнительных органов государственной власти, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, законами автономного округа, постановлениями и распоряжениями Губернатора автономного округа, постановлениями и распоряжениями Правительства автономного округа, распоряжениями первого заместителя, заместителя Губернатора автономного округа в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также настоящим Положением.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 137 Трудового кодекса Российской Федерации Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1. 2 или 4 части первой статьи 81. пунктах 1. 2. 5. 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.

В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

счетной ошибки;

если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Приказом Департамента от 01 сентября 2021 года № 367-ЛС «Об увольнении Борисова В.А.» прекращено действие трудового договора от 15 марта 2017 года № 44, заключенного с Борисовым В.А. Кроме того, согласно пункту 2 приказа Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 01 сентября 2021 года № 367-ЛС «Об увольнении Борисова В.А.» указано, что необходимо произвести расчет.

Согласно произведенному перерасчету единовременной выплаты к отпуску пропорционально отработанному времени в 2021 году, образовалась задолженность перед Департаментом в размере 27 668,46 (двадцати семи тысяч шестисот шестидесяти восьми) рублей 45 копеек. Расчет единовременной выплаты к отпуску:

ФОТ 37988,06

1/12 годовой премии - 6816,40

1/12 единовременной выплаты за 2020 год-8935,80

=53740,26*2=107480,52 (получил)

Пропорционально отработанному времени: 107480,52/365*257=75678,06 (сумма к начислению)

107480,52-75678,06=31802,46

31802,46* 13%=4134,00 (НДФЛ)

31802,46-4134,00=27 668,46 (Задолженность)

Должностной инструкцией старшего отдела - участкового лесничего Кондинского территориального отдела - лесничества Управления лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлено, что старший отдела - участковый лесничий несет установленную законодательством ответственность за причинение материального ущерба - в пределах, определенных законодательством Российской Федерации (п. 2.4).

В соответствии со статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Истцом досудебный претензионный порядок в соответствии с п. 3 ст. 132 ГПК РФ соблюден.На момент подачи в суд искового заявления ответчик обязательства по оплате задолженности не исполнил.

На основании пп. 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, Истец является государственным органом и от уплаты государственной пошлины освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 137, 238 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3.3. постановления Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 N 52 "Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", истец просит взыскать в пользу Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с Борисова Вадима Александровича задолженность в размере 27 668,46 руб.

Стороны надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствуют. Истец просит рассмотреть дело в его отсутствие, ответчик возражений против иска не представил.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по требованиям, изложенным в исковом заявлении.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.3. постановления Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 N 52 "Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", работникам, занимающим должности гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлена выплата единовременной выплаты к отпуску в размере двух месячных фондов оплаты труда один раз в календарном году при уходе работников в очередной оплачиваемый отпуск, а вновь принятым (уволенным) - пропорционально проработанному времени в календарном году.

Судом установлено, что на основании приказа № 108-ЛС от 15 марта 2017 года, трудового договора от 15 марта 2017 года Борисов В.А. работал в должности старшего отдела - участкового лесничего Кондинского территориального отдела - лесничества Управления лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий Департамента недропользования и природных ресурсов Югры с 15 марта 2017 года (л.д.11, 12-17).

На основании заявления Борисова В.А. от 31.08.2021, приказа Департамента от 01 сентября 2021 года №367-ЛС Борисов В.А. уволен с занимаемой должности с 14 сентября 2021 года (л.д.18, 19).

20 апреля 2023 года ответчику Борисову В.А. истцом направлено уведомление о погашении задолженности единовременной выплаты к отпуску пропорционально отработанному времени в 2021 году в размере 27 668,46 руб. 45 коп. в течение 30 дней с момента получения уведомления (л.д.21-24).

Требование истца ответчиком не исполнено.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Согласно части 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Аналогичные положения предусмотрены частью 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивающей основания для взыскания заработной платы, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, как неосновательного обогащения, при отсутствии его недобросовестности и счетной ошибки.

Предусмотренные статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 года N 95 "Относительно защиты заработной платы" (статья 8), статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательных для применения в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации, и содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы.

Действующее законодательство не содержит оснований взыскания суммы задолженности в судебном порядке с работника, использовавшего отпуск авансом, если работодатель фактически при расчете не смог произвести удержание за неотработанные дни отпуска вследствие недостаточности сумм, причитающихся при расчете. Доказательств единовременной выплаты к отпуску Борисову В.А. в 2021 году, о взыскании которой заявлено в иске, истец в материалы дела не представил.

Доказательств счетной ошибки, недобросовестности или неправомерных действий ответчика при получении взыскиваемой выплаты в деле не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания с Борисова В.А. задолженности по единовременной выплате к отпуску не имеется, в иске следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л:

В удовлетворении исковых требований Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к Борисову В.А. о взыскании задолженности по единовременной выплате к отпуску отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 28 декабря 2023 года.

Судья подпись

КОПИЯ ВЕРНА

Судья О.А. Косолапова

Подлинный документ подшит в материалах дела № 2-560/2023, находящегося в Кондинском районном суде ХМАО-Югры.