НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 06.07.2016 № 2-351/2017

Дело № 2-351/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2017 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Назарука Р. В.,

при секретаре Малахове А. А.,

с участием истца Редикульцева В. Ф., представителя истца – адвоката Бонина А. Н. по ордеру № 148758 от 05.05.2017, представителя ответчика - администрации Кондинского района Филяевой Е. М. по доверенности № 30 от 06.07.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-351/2017 по исковому заявлению Редикульцева В. Ф. к администрации Кондинского района о признании действий по перерасчету размера пенсии незаконными, возложении обязанности производить выплату пенсии в прежнем размере,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Редикульцев В. Ф. обратился в суд с иском к администрации Кондинского района о признании действий по перерасчету размера пенсии незаконными, возложении обязанности производить выплату пенсии в прежнем размере, мотивируя свои требования тем, что ему распоряжением администрации Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ установлена пенсия за выслугу лет при стаже муниципальной службы 23 года в размере ... рублей. Распоряжением администрации Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии за выслугу лет был увеличен и составил ... рубль.

26.01.2017 состоялось заседание Думы Кондинского района, решением которой , в ранее утвержденный Порядок внесены изменения и установлено, что максимальная сумма пенсии за выслугу лет не может превышать ... рубля.

Распоряжением администрации Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ истцу произведен перерасчет пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, размер которой уменьшился и составил ... рубля. Истец считает действия по перерасчету размера пенсии незаконными, противоречащими статьям 7, 39 Конституции Российской Федерации, статьям 11, 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статье 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Закону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2007 № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и просит суд признать действия администрации Кондинского района по перерасчету размера пенсии за выслугу лет незаконными и обязать администрацию Кондинского района производить выплату ему пенсии за выслугу лет в прежнем размере.

Ответчиком представлены возражения на иск (л.д. 56-61), доводы которых сводятся к необоснованности заявленных исковых требований. Ответчик указывает, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Муниципальное образование Кондинский район, принимая меры к оптимизации расходов бюджета, во исполнение пункта 17 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.12.2016 № 563-п «О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов» не только установило максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в сторону уменьшения, но и сократило расходы бюджета района на содержание органов местного самоуправления и муниципальных учреждений путем сокращения штатной численности, а также исключения единовременных выплат и т.д.

В судебном заседании истец Редикульцев В. Ф. и его представитель Бонин А. Н. поддержали исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Истец Редикульцев В. Ф. также пояснил, что правовых оснований для перерасчета размера его пенсии за выслугу лет нет. Бюджет Кондинского района является высокодотационным на 89%. Исходя из информации, представленной суду, размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим уменьшился лишь в отношении двух, а увеличился в отношении сорока, что указывает об отсутствии какой-либо оптимизации расходов бюджета при данном подходе.

Представитель истца Бонин А. Н., также суду пояснил, что ответчик, произведя перерасчет пенсии истца, обогатился, злоупотребил правом, поскольку размер пенсии истца уменьшил, а другим муниципальным служащим увеличил, за счет средств, полагающихся истцу. Решением Думы Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ не регламентирована формула расчета пенсии за выслугу лет. Постановление администрации Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылается ответчик, как на основания для изменения порядка расчета размера пенсии истцу, не регулирует вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих.

Представитель ответчика администрации Кондинский район Филяева Е. М. исковые требования не признала, обосновав свои доводы позицией изложенной в возражениях. Также суду пояснила, что Решением Думы Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ установлен максимальный размер муниципальной пенсии в размере ... рубля, исходя из среднемесячной заработной платы с учётом социально-экономического положения в Кондинском районе.

Суд, выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).

В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон не принят, в связи с чем, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 17 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего автономного округа, установленные федеральными законами и законами автономного округа. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, устанавливается представительным органом муниципального образования.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Учитывая изложенное, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены лишь границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что истцу на основании распоряжения администрации Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ при стаже муниципальной службы 23 года установлена пенсия в размере ... рублей (л.д. 35). Распоряжением администрации Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии за выслугу лет был увеличен и составил ... рубль (л.д. 36). Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии пересчитан и составил ... рубля (л.д. 44).

Решением Думы Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ установлены Порядки 1 и 2, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих Кондинского района (л.д. 8-34).

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.12.2016 № 563-п (ред. от 03.03.2017) «О мерах по реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов автономного округа принять аналогичные планы мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов местных бюджетов и сокращению муниципального долга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления. Представлять в Департамент финансов автономного округа сводную информацию о выполнении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов местных бюджетов и сокращению муниципального долга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов по форме и в сроки, установленные им.

Решением Думы Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение Думы Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом которых размер пенсии за выслугу лет Редикульцеву В. Ф. с ДД.ММ.ГГГГ уменьшился, в связи с установлением максимального размера муниципальной пенсии (л.д. 38-44). Данное решение не оспорено, незаконным в установленном законом порядке не признано.

Разрешая исковые требования, суд приходит к выводу, что действия администрации Кондинского района по перерасчету Редикульцеву В. Ф. размера ранее назначенной пенсии на основании акта органа местного самоуправления – решения Думы Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ являются законными, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (части 1 и 2 статьи 24), Законом Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» (статья 17) и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 7) финансирование доплат к государственной пенсии, к категории которых относится и выплачиваемая муниципальным служащим пенсия за выслугу лет, осуществляется за счет собственных доходов бюджета муниципального образования, в силу чего органы местного самоуправления имеют право корректировать правила исчисления таких выплат в зависимости от имеющихся у них финансово-экономических возможностей, что и было сделано ДД.ММ.ГГГГ Думой Кондинского района, установившей максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования.

Изменение размера пенсии за выслугу лет истцу, назначенной в ДД.ММ.ГГГГ, с учётом доходов бюджета Кондинского района, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение истца.

Доводы истца об отсутствии правовых оснований для перерасчета пенсии в соответствии со статьей 30 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.12.2004 № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», предусматривающей, в частности, перерасчет пенсии за выслугу лет при изменении размера страховой пенсии по старости (инвалидности) либо увеличении стажа государственной службы, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.

Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих администрации Кондинского района по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Исходя из того, что финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующего муниципального образования, проведение муниципальным образованием перерасчета размеров таких пенсий в случае изменения органом местного самоуправления правил их исчисления не противоречит названным выше положениям федерального и регионального законодательства.

Кроме того, введенное ответчиком ограничение максимального размера пенсии за выслугу лет в размере ... рубля обусловлено размером среднемесячной заработной платы по Кондинскому району.

При этом данные изменения, внесенные Решением Думы Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ, не противоречат положениям статьи 26 Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Ссылки истца и его представителя на то, что в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) внесенные решением Думы Кондинского района от ДД.ММ.ГГГГ изменения, после назначения истцу пенсии, не распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами до введения в действие названных изменений также ошибочны.

Отношения сторон по настоящему делу связанны с правовым положением муниципальных служащих и, исходя из положений статьи 2 ГК РФ, не регулируются гражданским законодательством. Правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим носят длящийся характер независимо от момента назначения указанной пенсии.

Доводы представителя истца о злоупотреблении ответчиком правом при перерасчете пенсии истцу и увеличении её размера иным лицам, получающим муниципальную пенсию, судом также не принимаются, поскольку получение денежных средств ответчиком не связано с его недобросовестными действиями, а направлены на увеличение минимального размера муниципальной пенсии в Кондинском районе.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Редикульцева В. Ф. к администрации Кондинского района о признании действий по перерасчету размера пенсии незаконными, возложении обязанности производить выплату пенсии в прежнем размере отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение одного месяца со дня, следующего за днём его изготовления в окончательной форме.

Мотивированная часть решения в окончательной форме изготовлена 23 июня 2017 года.

Председательствующий: Р. В. Назарук