Дело № 12-30/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Конаково 18 февраля 2016 года
Судья Конаковского городского суда Тверской области Колесникова Н.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Кузнецовой А.В.,
защитника Жарковской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кузнецовой Алины Викторовны на постановление руководителя территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением руководителя территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова А.В. привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Об обстоятельствах административного правонарушения в постановлении указано, что в ходе проведения проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по <адрес> установлен факт нарушения порядка учета бюджетных обязательств. Согласно данным Главной книги ОМВД России по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года, обороты по кредиту счета 150211000 «Принятые обязательства текущего года» отсутствуют. Вместе с тем, согласно отчету ф. 0503128 «Отчет о принятых бюджетных обязательствах» за ДД.ММ.ГГГГ (код графы 10), сумма принятых бюджетных обязательств за ДД.ММ.ГГГГ год составила 108361074 руб.
Таким образом, ОМВД России по <адрес> не соблюдены требования 264.1 БК РФ, ст. 1 Закона № 402-ФЗ, п. 3, 4, 318-320 Инструкции №157н, п. 139, 140 Инструкции №162н, в связи с чем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ допущено искажение учетных данных по счету 150211000 «Принятые обязательства» по причине не отражения в бюджетном учете обязательств на сумму 108361074 руб.
ОМВД России по <адрес> осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об Отделе Министерства внутренних дел по <адрес>, утвержденного приказом Управления внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с Положением ОМВД России по <адрес> является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, имеет печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства в соответствии с законодательством РФ.
ОМВД России по <адрес> является получателем бюджетных средств, ведёт бюджетный (бухгалтерский) учёт и представляет бюджетную (бухгалтерскую) отчётность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом российской Федерации об административных право нарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом, в соответствии с примечанием к вышеуказанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Кузнецова А.В. назначена на должность главного бухгалтера Учреждения приказом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №л/с.
В соответствии с Положением о бухгалтерии ОМВД России по <адрес>, утвержденного начальником Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ., бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, который несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п.4).
Согласно должностной инструкции главного бухгалтера учреждения, утвержденной и.о. начальника ОМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГг., Кузнецова А.В. осуществляет общее руководство финансовой работой, обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации, обеспечивает составление баланса и другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы, несет персональную ответственность за организацию работы по обеспечению должного текущего финансового контроля.
Главный бухгалтер Кузнецова А.В. не предприняла необходимых и достаточных мер для соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно: п.9, 11, 318-320 Инструкции № 157н, п.139, 140 Инструкции № 162н, п.71 Инструкции № 191н.
Таким образом, должностным лицом - главным бухгалтером ОМВД РФ по <адрес> Кузнецовой А.В. допущено нарушение порядка учета бюджетных обязательств, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст.15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Время и место совершения административного правонарушения (период нарушения порядка учета бюджетных обязательств – ДД.ММ.ГГГГ) - ДД.ММ.ГГГГг. ОМВД России по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кузнецова А.В. обратилась в Конаковский городской суд с жалобой на данное постановление. В доводах по жалобе указано, что несоответствие итоговых данных в главной книге по Дт и Кт счетов 502.11, 502.12, 501.13 с данными утвержденных ЛБО, принятых бюджетных обязательств и принятых денежных обязательств в ф. 128. В период проверки был приглашен программист обслуживающий программу 1C, который пояснил, что так настроена программа, а именно нет автоматического формирования документа принятия денежных и бюджетных обязательств, что является технической ошибкой. Таким образом в программе 1C отражение операций проводится на счете 401.20 при введении всех видов начислений и не собирается на 502. Фактически все услуги, счета и бюджетные обязательства разнесены в программе верно и в полном объеме и при формировании карточки счета по всем КОСГУ закрываются по Дт и Кт, ведение 502 счетов на проводки в ходе расчетов и начислений не влияют. В ходе настройки программа для верного формирования оборотов по счетам и устранения нарушений выявлено, что по счету 501.13 отражаются доведенные ЛБО на год на начало проверки сумма доведенных ЛБО не отражалась в главной книге и была равна 0, после настройки программы отражена полная сумма доведенных ЛБО за год и равна 108361074,01 как по Дт так и по Кт счета; по Кт счета 502.11 отражаются принятые бюджетные обязательства, так как они идут в корреспонденции счета 501.13, после настройки программы отразились в полном объеме и равны 108361074,01; по Дт счета 502.11 отражаются принятые денежные обязательства и на начало проверки сумма поставленных обязательств 10680582,76, что составляют расчеты по контрактуемым платежам, не отражены были операции по КБК 18№ - 725040 руб., по КБК 1№ - 1030,66 руб., по КБК 18№ - 68710 руб., по КБК 18№ - 464009,76 руб., по КБК 18№ -10531559 руб., по КБК 18№ - 7808,07 руб., по КБК 18№ - 67373800 руб., по КБК 18№ - 235695 руб., по КБК 18№ - 2079000 руб., по КБК 18№ - 616223,48 руб., по КБК 18№ - 5981666,41 руб., по КБК 18№ - 9420,45 руб., по КБК 18№- 1966600 руб., по КБК 18№ - 42800 руб., по КБК - 18№ - 156000 руб., по КБК 18№ - 150000 руб., по КБК 18№ – 476471,36 руб., по КБК 18№ - 240595,55 руб., по КБК 18№ - 640000 руб., по КБК 18№ -243325,34 руб., по КБК 18№ - 10000 руб., по КБК 18№ - 60000 руб., по КБК 18№ - 2650 руб., по КБК 18№ - 8400 руб., по КБК 18№ - 51474,17 руб., по КБК 18№ - 2214962 руб., по КБК 18№ - 3323250 руб. на общую сумму 97680491,25 руб., что также явилось причиной отсутствия автоматического формирования проводок, в ходе ревизии нарушение устранено и соответствует оборотам по Дт и Кт счета 502.11 - 108361074,01 руб. как и в ф.128; по Кт счета 502.12 отражаются принятые денежные обязательства и на начало проверки сумма 10680582,76, что соответствует счету 502.11, а так как счет 502.11 идет в корреспонденции с счетом 502.12 и на одинаковую разницу, то при устранении вышеуказанных нарушений в счете 502.11 счет 502.12 автоматически сформировался на верные суммы и соответствует форме 128 и оборотам за год по Дт счета 502.11. Нарушения в ходе ревизии устранены в полном объеме. Таким образом, нарушения связаны с техническим состоянием программы 1C. Однако, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, учитывая, что при формальном наличии признаков состава правонарушения, вменяемое деяние, выразившееся в нарушении порядка представления бюджетной отчетности, не создавали существенной угрозы общественным отношениям в финансово-бюджетной сфере, не посягали на экономическую безопасность государства, не создали угрозу экономическому развитию, и были приняты меры к недопущению в будущем таких правонарушений, просит признать данное правонарушение в соответствие со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным и обжалуемое постановление отменить.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Кузнецова А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме и просила жалобу удовлетворить, дополнив, что отчет о принятых бюджетных обязательствах ОМВД России по <адрес> она заполняла на основании отчета 40120, поскольку эти показатели дублируются счетом 50211. Суммы, отраженные на счете 40120, соответствуют суммам, указанным на счете 50211, т.е. искажения бюджетной отчетности не произошло. Действительно в 2014г. на счете 50211 в ОМВД России по <адрес> учет принятых бюджетных обязательств не велся, не было автоматического формирования главной книги, поскольку программа 1С была настроена неверно, однако в ходе проверки Росфиннадзора выявленные нарушения были устранены.
Защитник доводы жалобы заявителя поддержала и просила её удовлетворить.
Представитель территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области ФИО5 в судебном заседании пояснила, что просит жалобу отклонить как необоснованную, поскольку при проверке было установлено, что по данным главной книги ОМВД России по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года, обороты по кредиту счета 150211000 «Принятые обязательства текущего года» отсутствовали, т.е. учет в ДД.ММ.ГГГГ. в ОМВД по данному счету не велся. Только в ходе проверки главный бухгалтер ОМВД России по <адрес> выяснила, что программное обеспечение 1С настроено не верно и начала принимать меру по устранению его недостатков.
Согласно бюджетному законодательству бюджетные обязательства являются объектом бюджетного учета, осуществляемого получателями бюджетных средств в рамках его бюджетных полномочий.
Порядок учета бюджетных обязательств казенным учреждением установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н (пункты 9,314,318-320), и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 06.12.2010г. № 162н (пункты 128-149) (далее Инструкция № 157н, 162н).
Учет бюджетных обязательств осуществляется на счетах аналитического учета раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта».
В соответствии с Инструкциями 157н, 162н учет принятых обязательств ведется на счете 502.11 «Принятые обязательства».
По кредиту счета 502.11 «Принятые обязательства» отражаются суммы бюджетных обязательств, принятых получателем бюджетных средств в пределах утвержденных ему на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств, а также суммы внесенных изменений в объем принятых бюджетных обязательств, в корреспонденции с дебетом счета 501.13 «Лимиты бюджетных обязательств получателя бюджетных средств», т.е. Дт 501.13 Кт 502.11.
По дебету счета учреждением отражаются суммы денежных обязательств, принятых получателем бюджетных средств в пределах утвержденных ему на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств, а также суммы внесенных изменений в объем принятых бюджетных обязательств, в корреспонденции с кредитом счета 502.12 «Принятые денежные обязательства», т.е. Дт 502.11 Кт502.12.
По представленной в ходе проводимой проверке в ОМВД России по <адрес> Главной книге за декабрь 2014г. кредитовый оборот по счету 502.11 «Принятые обязательства» отсутствует, это означает, что по бухгалтерскому учету данные обязательства не велись.
Тогда как, в Отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф.0503128) по графе 10 сумма принятых обязательств составила 108361074 руб.
В соответствии с п.7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция № 191н), бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством.
В соответствии с пунктами 70, 71 Инструкции № 191н, при формировании раздела «Бюджетные обязательства по расходам» получателем бюджетных средств отражаются показатели объема принятых бюджетных обязательств на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год».
Ссылка главного бухгалтера ОМВД России по <адрес> Кузнецовой А.В. в ходе судебного заседания на то, что Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф.0503128) составлялся ею по данным счета 401.20 «Расходы текущего финансового года», т.к. данный счет находится в корреспонденции со счетом 502.11 «Принятые обязательства» и их суммы соответствуют, что противоречит п. 140 Инструкции 162н и п.71 Инструкции 191н.
Полагает, что главным бухгалтером ОМВД России по <адрес> Кузнецовой А.В. не принималось никаких мер по ведению бухгалтерского учета по принимаемым обязательствам в течение 2014 года и до момента проверки Росфиннадзора, т.е. до ноября 2015 года. Данные меры были приняты только в ходе проверки.
Ходатайство о применении статьи 2.9 КоАП РФ считает не подлежащим удовлетворению, т.к. главный бухгалтер ОМВД России по <адрес> Кузнецова А.В. халатно и безответственно относится к выполнению своих должностных обязанностей. Кроме того, административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям с формальным составом, в связи с чем, наличие или отсутствие материальных последствий нарушения не являются определяющим критерием при оценке общественной опасности деяния. При этом важное значение имеет то, что законодателем РФ установлена существенная санкция за совершения данного правонарушения (от 10 000 до 30 000 руб.), установлен значительный срок давности привлечения к административной ответственности - 2 года со дня совершения правонарушения и возможность проведения по таким делам административного расследования.
Проверив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение казенным учреждением порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выступает установленный бюджетным законодательством РФ порядок в сфере бюджетных правоотношений, в том числе порядок учета бюджетных обязательств.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнении должностным лицом требований бюджетного законодательства Российской Федерации (бездействие лица) по соблюдению установленного порядка учета бюджетных обязательств.
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Согласно положениям, установленным ст. 219 БК РФ, получатель средств федерального бюджета принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, при этом бюджетные обязательства являются объектом бюджетного учета, осуществляемого получателями бюджетных средств в рамках его бюджетных полномочий.
В силу п. 9 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), в целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) субъект учета формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
Статьями 1, 13 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется субъектом учета в регистрах бухгалтерского учета, составляемых по формам, установленным органом, осуществляющим согласно законодательству Российской Федерации регулирование бухгалтерского учета (п.11 Инструкции №157н).
Пунктом 314 Инструкции № 157н определено, что учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями и принятыми учреждением обязательствами (денежными обязательствами), осуществляется в журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением) с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных для соответствующего типа учреждений Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).
В силу пунктов 139, 140 Раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета» Инструкции № 162н, учет бюджетных обязательств получателя бюджетных средств ведется в разрезе следующих счетов: 050200000 "Обязательства", 050210000 "Обязательства на текущий финансовый год". Счет 050200000 "Обязательства" предназначен для учета показателей принятых (принимаемых, отложенных) учреждениями обязательств соответствующего финансового года (в том числе за пределами планового периода) и внесенных изменений в показатели принятых (принимаемых) учреждением обязательств. Учет принятых учреждением обязательств на текущий год ведется на счете 050211000 «Принятые бюджетные обязательства на текущий год».
Получатель бюджетных средств обязан вести учет бюджетных обязательств в соответствии с пунктами 9, 11, 314, 318-320 Инструкции № 157н и пунктами 139, 140 Инструкции № 162н, с отражением в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов в момент совершения операции на соответствующих счетах учета в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета, к которым относится Главная книга ф.0504072.
В соответствии с п. 1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция № 191н) получатели бюджетных средств составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджетная отчетность) по формам, установленным Инструкцией № 191н.
Согласно пункту 11.1 Инструкции № 191н для получателя бюджетных средств в состав бюджетной отчетности включается в том числе «Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128)».
В соответствии с пунктами 70, 71 Инструкции № 191н, в графе 6 ф. 0503128 при формировании раздела "Бюджетные обязательства по расходам" (код строки 200) получателем бюджетных средств отражаются показатели объема принятых бюджетных обязательств на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150211000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год".
Реализация вышеприведенных требований Инструкции является обязательной для получателя бюджетных средств при формировании бюджетной отчетности (обеспечении формирования бюджетной отчетности) и представлении бюджетной отчетности соответствующему распорядителю бюджетных средств.
Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ и п. 21 Положения об ОМВД России по <адрес>, получатель бюджетных средств – ОМВД России по <адрес> ведет бюджетный учет, формирует бюджетную отчетность и предоставляет ее соответствующему распорядителю бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (л.д. 48-59).
Как видно из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> в ОМВД России по <адрес> была проведена плановая выездная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за ДД.ММ.ГГГГ год, по результатам которой выявлены нарушения порядка учета бюджетных обязательств, а именно: согласно данным Главной книги ОМВД России по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года, обороты по кредиту счета 150211000 «Принятые обязательства текущего года» отсутствуют. Вместе с тем, согласно отчету ф. 0503128 «Отчет о принятых бюджетных обязательствах» за ДД.ММ.ГГГГ (код графы 10), сумма принятых бюджетных обязательств за ДД.ММ.ГГГГ год составила 108361074 рубля.
Таким образом, ОМВД России по <адрес> не соблюдены требования 264.1 БК РФ, ст. 1 Закона № 402-ФЗ, п. 3, 4, 318-320 Инструкции №157н, п. 139, 140 Инструкции №162н, п. п. 70, 71 Инструкции N 191н, в связи с чем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ допущено нарушение порядка учета данных по счету 150211000 «Принятые обязательства» по причине не отражения в бюджетном учете обязательств на сумму 108361074 рубля.
ОМВД России по <адрес> осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об отделе министерства внутренних дел по <адрес>, утвержденного приказом Управления внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, имеет печать с воспроизведением Государственного герба РФ, лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства в соответствии с законодательством РФ, ведёт бюджетный (бухгалтерский) учёт и представляет бюджетную (бухгалтерскую) отчётность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом, в соответствии с примечанием к вышеуказанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Кузнецова А.В. назначена на должность главного бухгалтера Учреждения приказом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №л/с (л.д. 65), в связи с чем, обязана добросовестно выполнять функциональные обязанности по занимаемой должности в соответствии с должностной инструкцией, а именно: осуществлять общее руководство финансовой работой, обеспечивать рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации, обеспечивать составление баланса и другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы, несет персональную ответственность за организацию работы по обеспечению должного текущего финансового контроля (л.д. 129-130). С данной должностной инструкцией Кузнецова А.В. была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГг.
В соответствии с Положением о бухгалтерии ОМВД России по <адрес>, утвержденного начальником Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ., бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, который несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п.4).
На основании приказа учреждения от ДД.ММ.ГГГГг. № Кузнецова АВ. наделена правом электронной цифровой подписи электронных документов в системе электронного документооборота федерального казначейства (л.д. 70).
Однако, главный бухгалтер Кузнецова А.В. не предприняла необходимых и достаточных мер для соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно: п.9, 11, 318-320 Инструкции № 157н, п.139, 140 Инструкции № 162н, п.71 Инструкции № 191н.
Таким образом, должностным лицом - главным бухгалтером ОМВД РФ по Kонаковскому району Кузнецовой А.В. допущено нарушение порядка учета бюджетных обязательств, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст.15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Время и место совершения административного правонарушения (период нарушения порядка учета бюджетных обязательств – ДД.ММ.ГГГГ год) установлено правильно - ДД.ММ.ГГГГг. ОМВД России по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.
Фактические обстоятельства дела, кроме изложенных выше доказательств, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-37), положением об ОМВД России по <адрес> (л.д. 48-59).
Ссылка заявителя на то, что в ОМВД России по <адрес> программа 1С была настроена не верно, не может быть принята во внимание, т.к. в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, что полностью согласуется с п. 3 и 4 Положения о бухгалтерии ОМВД России по <адрес> (л.д. 71-75) и должностной инструкцией главного бухгалтера ОМВД России по <адрес> Кузнецовой А.В. (л.д. 129-130). Судом установлено, что порядок ведения главной книги ОМВД России по <адрес> был нарушен в течение длительного времени, а именно с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ.
Тот факт, что в ходе проверки главным бухгалтером Кузнецовой А.А. были устранены выявленные нарушения, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, поскольку в период проведения проверки органом Росфиннадзора установлено, что по данным главной книги ОМВД России по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года, обороты по кредиту счета 150211000 «Принятые обязательства текущего года» отсутствуют, а согласно отчету ф. 0503128 «Отчет о принятых бюджетных обязательствах» за ДД.ММ.ГГГГ год (код графы 10), сумма принятых бюджетных обязательств за ДД.ММ.ГГГГ год составила 108361074 рубля, т.е. выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что подтверждается материалами дела. Устранение допущенных нарушений в ходе либо после проведения проверки не освобождает должностное лицо от административной ответственности.
Довод жалобы об отсутствии каких-либо вредных последствий, не влияет на выводы суда, так как состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, не требует наступления каких-либо последствий и предусматривает административную ответственность за сам факт нарушения порядка учета бюджетных обязательств.
Действия Кузнецовой А.В. - нарушения порядка учета бюджетных обязательств, являющейся в силу положений примечания к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностным лицом, правильно квалифицированы по ст. 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом обязанность Кузнецовой А.В., как главного бухгалтера, осуществлять контроль за ведением бухгалтерского учета, своевременным, полным и достоверным составлением бухгалтерской отчетности, и ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей обусловлены требованиями действующего законодательства. Сведений о возложении указанных обязанностей и ответственности на иное должностное лицо, в материалах дела не имеется, сама Кузнецова А.В. об этом в ходе производства по делу не заявляла.
Учитывая изложенное, вывод должностного лица о вине Кузнецовой А.В. в совершении вменяемого правонарушения, суд считает обоснованным.
Дело рассмотрено уполномоченным на то должностным лицом Росфиннадзора.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в материалах дела отсутствуют.
Процедура и порядок привлечения Кузнецовой А.В. к административной ответственности соответствуют требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Довод жалобы о том, что вменяемое Кузнецовой А.В. правонарушение, не создавало существенной угрозы общественным интересам в финансово-бюджетной сфере, не посягало на экономическую безопасность государства, не создало угрозу экономическому развитию, и были приняты меры к недопущению в будущем таких правонарушений, не влияет на выводы обжалуемого постановления, так как состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является формальным, не требует наступления каких-либо последствий и предусматривает административную ответственность за сам факт нарушения порядка учета бюджетных обязательств. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей, к требованиям закона.
Бюджетным кодексом РФ регулируются отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
При этом, именно деятельность участников бюджетного процесса по надлежащему выполнению возложенных на них обязанностей, исполнение которых обеспечивает достоверное бюджетное планирование и учет, целевое, эффективное и экономное использование бюджетных средств и имущества, своевременное и полное их возмещение.
Нарушение порядка учета бюджетных обязательств не может не оказывать отрицательное влияние на регулируемые Бюджетным кодексом РФ правоотношения.
К исполнению своих должностных обязанностей Кузнецова А.В. отнеслась небрежно, поскольку должна была и могла своевременно принять решение, соответствующее требованиям Бюджетного кодекса и п.9, 11, 318-320 Инструкции № 157н, п.139, 140 Инструкции № 162н, п.71 Инструкции № 191н. Само по себе совершение правонарушения по неосторожности не указывают на его малозначительность.
При этом, вывод об отсутствии общественной опасности совершенного правонарушения и прекращение производства по данному делу при указанных выше обстоятельствах дела будет противоречить задачам законодательства об административных правонарушениях, в частности, предупреждению правонарушений (ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях), а также позволит в дальнейшем формировать пренебрежительное отношение должностных лиц к требованиям законодательства Российской Федерации в сфере, урегулированной Бюджетным кодексом РФ.
Учитывая, что при совершении данного административного правонарушения фактически был нарушен порядок учета бюджетных обязательств, а также исходя из того, что в материалах дела доказательств, свидетельствующих об исключительности обстоятельств совершенного нарушения, не имеется, оно не может быть признано малозначительным, поскольку существенным образом нарушает охраняемые законом общественные отношения, снижая значимость таких принципов бюджетной системы Российской Федерации как единство бюджетной политики (системы) на территории государства, достоверности бюджета (ст. 28 БК РФ).
Судом не установлено обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность, предусмотренных ст.ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кузнецова А.В. привлечена к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях; размер штрафа определен в минимальном размере санкции ст. 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований для удовлетворения жалобы, по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
постановление руководителя территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ о признании Кузнецовой Алины Викторовны виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей – оставить без изменения, а жалобу Кузнецовой А.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.А. Колесникова