Административное дело № 2а-97/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной Е.А.,
при секретаре Карганян М.А.,
с участием административного ответчика Герчикова В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к Герчикову Владимиру Рафаиловичу о взыскании недоимки по налогу, страховым взносам и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №9 по Тверской области обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с административными исковыми заявлениями к Герчикову Владимиру Рафаиловичу
- о взыскании задолженности пени по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) за период с 16.08.2017 года по 16.08.2018 года в сумме 5971 руб. 54 коп. и взыскать уплату судебных расходов,
- о взыскании задолженности по начисленным пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 431 руб. 03 коп.; начисленным пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1074 руб. 74 коп., всего в сумме 1505 руб. 77 коп., обратить уплату судебных расходов.
Указанные выше административные дела по административным искам определением суда от 23 декабря 2019 года объединены в одно производство.
В обоснование исковых требований налоговый орган указал, что в соответствии с п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ ответчиком Герчиковым В.Р. в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тверской области представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за период 2016, 2017 года. Учитывая положение п. 4 ст. 228 НК РФ, отраженный в представленной декларации налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате в бюджет в установленный срок уплаты налога, добровольно ответчиком уплачен не был. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок Герчикову В.Р. были начислены пени за период с 16.08.2017 года по 16.08.2018 года в размере 5971 руб. 54 коп.; за период с 21.08.2018 года по 19.10.2018 год в размере в соответствии со ст. 75 НК РФ. Процентная ставка пени рассчитана, исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России. Налоговая инспекция предложила Герчикову В.Р. направленным в его адрес требованием №1987 по состоянию на 16.08.2018 года в срок исполнения до 05.09.2018 года и требованием №11393 по состоянию на 19.10.2018 года в срок исполнения до 09.11.2018 года, погасить числящуюся задолженность пени по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). На сегодняшний день требования по уплате пени должником не исполнено.
Также за Герчиковым В.Р. числиться задолженность по начисленным пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 431 руб. 03 коп.
В личный кабинет должника направлялось требование об уплате недоимки пени по страховым взносам №10021 по состоянию на 10.10.2018 года в срок исполнения до 30.10.2018 года. Требование в установленный срок должником не исполнено, задолженность по страховым взносам не погашена.
Межрайонная ИФНС России №9 по Тверской области на основании вышеизложенного и в соответствии со ст.ст. 45, 48 НК РФ, ст.ст. 19, 124, 175, 286 КАС РФ, ст. 57 Конституции РФ, обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы. Инспекция в соответствии со ст. 48 НК РФ обращалась за взысканием данной задолженности, направив в мировой суд судебного участка №2 Конаковского района Тверской области заявления о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по НДФЛ. Мировой суд вынес определения об отмене судебного приказа от 22.04.2019 года по делу №2а-458/2019 (сумма взыскания 5971 руб. 54 коп.) и от 21.05.209 года по делу№2а-584/2019 в связи с поступившими в адрес суда возражениями должника относительно исполнения судебного приказа.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области своего представителя в судебное заседание не направила, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом. На неоднократные предложения суда представить дополнительные пояснения со ссылкой на норму права, а также представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, налоговым органом ничего не представлено.
Административный ответчик Герчиков В.Р. в судебном заседании не согласился с требованиями административного истца. Указал, что уже длительное время обладает статусом адвоката, все налоги и страховые взносы оплачиваются им своевременно, последнее время через услугу Сбербанк онлайн. Между тем, налоговым органом регулярно предъявляются требования о выплате какой-либо недоимки по налогам, страховым взносам или начисленным пеням. Полагает данные требования не основаны на законе. Истцом не представлено доказательств наличия недоимки, сведений о её сумме и периоде ее образования для начисления пени по страховым взносам, то же самое относится и к НДФЛ. Налог на доходы физических лиц им не подлежат уплате, поскольку он получает налоговые вычеты. Более того, если и направлялось ему налоговое уведомление об уплате авансовых платежей по НДФЛ или требования об уплате недоимки по НДФЛ и пени, то он данные документы не получал, поскольку в материалах дела представлены копии документов с указанием адреса по которому он длительное время не живет и не зарегистрирован. При подаче декларации о доходах для исчисления налогов и налоговых вычетов им указывается верный адрес, однако налоговым органом на данный адрес: <адрес>, документы не направляются. Оснований для взыскания начисленных пени нет, документально законность начисления взыскиваемых пеней административным истцом не подтверждено. Относительно взыскания начисленных пеней по страховым взносам также выразил не согласие с требованиями. Отметил, что своевременно оплачивает страховые взносы, просрочки не допускает. Доказательств недоимки в спорный период налоговым органом не представлено, как и сведений когда данная недоимка оплачена. Полагает допустимых доказательств истцом не представлено, оснований для удовлетворения требований не имеется. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.,
В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца.
Изучив доводы сторон, исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Конаковского района Тверской области от 22 апреля 2019 года отменен судебный приказ №2а-458/2019 от 29 марта 2019 года о взыскании с Герчикова В.Р. задолженности по НДФЛ, пени в размере 5971 руб. 54 коп., государственной пошлины в размере 200 руб. 00 коп.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Конаковского района Тверской области от 21 мая 2019 года отменен судебный приказ №2а-584/2019 от7 мая 2019 года о взыскании Герчикова В.Р. в пользу МИФНС России №9 по Тверской области задолженность по страховым взносам недоимка и пени в размере 3680 руб. 63 коп., по НДФЛ пени в размере 1074 руб. 74 коп., всего 4755 руб. 37 коп., и государственной пошлины в размере 200 руб.
В связи с отменой судебных приказов Межрайонная ИФНС России №9 по Тверской области с вышеуказанными административными исками 24 октября 2019 года (по почте 23 октября 2019 года) и 26 ноября 2019 года.
В соответствии со статьей 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание изложенное, учитывая сроки, установленные МИФНС №9 по Тверской области для исполнения требований, а также срок обращения МИФНС №9 по Тверской области с административным исковым заявлением после получения определения об отмене судебного приказа, суд полагает, что срок подачи административного искового заявления в отношении налогового требования об уплате авансовых платежей и пени административным истцом пропущен в несколько дней.
Между тем, в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; 2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (пункт 1).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (пункт 2).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (пункт 3).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (пункт 5).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6).
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (пункт 8).
Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей (пункт 9).
В соответствии с пунктом 10 статьи 227 НК РФ в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.
Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Герчиков Владимир Рафаилович является адвокатом, налогоплательщиком НДФЛ, исчисляемого и уплачиваемого в порядке, предусмотренном статьей 227 НК РФ.
Герчикову В.Р. выставлено требование №1987 об уплате пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 16.08.2018 года в сумме 5971 руб. 54 коп по сроку уплаты до 05.09.2018 года. На требовании указан адрес налогоплательщика: <адрес>. Сведений о том, когда данное требование направлено налогоплательщику, суду административным истцом не представлено.
Исходя из представленной таблицы расчета начисленных пеней следует, что пени начислены на недоимку за период с 16.08.2017 года по 16.08.2018 года (на суммы недоимки- 42615 руб., 57474 руб., 72333 руб.).
Сведений о начислении данной недоимки, сроках её уплаты, сведений о её уплате или взыскании указанной недоимки, налоговым органом каких-либо доказательств не представлено.
Также в адрес административного ответчика (<адрес>) выставлено требование №11393 об уплате начисленных пени по НДФЛ по состоянию на 19.10.2018 года в сумме 1074 руб. 74 коп. по сроку уплаты до 09.11.2018 года. Указанные пени начислены за период с 21.08.2018 года по 19.10.2018 года на сумму недоимки 72333 рубля, что следует из представленной таблицы расчета.
Указанное требовние№11393 направлено налогоплательщику 29.10.2018 года, что подтверждено списком №152 простых почтовых отправлений от 29.10.2018 года (без указания фамилий адресатов).
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 419 упомянутого Кодекса плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в частности: индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями); индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Если плательщик относится одновременно к нескольким указанным категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
В соответствии с п. 1 ст. 423, п. 1 ст. 430 и п. 5 ст. 432 упомянутого Кодекса расчётным периодом признаётся календарный год. Плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное медицинское страхование. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учёта в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учёта в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно представленных документов ответчику адвокату Герчикову В.Р. по состоянию на 10 октября 2018 года начислены пени за период с 29.07.2017 года по 10.10.2018 года, исходя из недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере по состояние на 29.07.2017 года на сумму 6969,98 руб. с последующим понижением на 28.09.2017 года в сумме 3417,49 руб., на 29.06.2018 года на сумму 2500 рублей, которые своевременно не оплачены им в полном объеме в спорный период, всего пени в сумме 431 руб. 03 коп.
16 октября 2018 года в адрес Герчикова В.Р. направлено налоговое уведомление №10021 об уплате начисленных пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 431 руб. 03 коп. по сроку уплаты до 30.10.2018 года. Направление налогового уведомления подтверждено списком №146 простых почтовых отправлений от 16.10.2018 года. Указанные пени начислены за период с 29.07.2017 года по 10.10.2018 года.
В пункте 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Пунктом 3 статьи 58 НК РФ установлено, что в соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.
Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
Порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно ст. 219 и ст. 220 НК РФ налогоплательщики имеют право на получение социальных и имущественных налоговых вычетов.
Налоговый вычет по НДФЛ - это сумма, которая уменьшает налоговую базу. Уменьшение налоговой базы, в свою очередь, приводит к уменьшению суммы налога (п. 3 ст. 210 НК РФ).
Согласно гл. 23 НК РФ налоговые вычеты предоставляют налогоплательщику право либо возвратить уплаченный налог, либо уменьшить сумму налога, причитающегося к уплате.
Налоговый вычет подразумевает вычитание (или уменьшение) из суммы, подлежащей уплате в качестве налога, суммы, которая рассматривается в качестве основания для ее уменьшения.
Согласно ст. 17 НК РФ налоговая льгота не является обязательным элементом при установлении налога, и, как следствие из положений ст. 56 НК РФ, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
В связи с установленными налоговыми вычетами, отсутствия доказательств недоимки или её взыскания по НДФЛ за 2016 и 2017 годы, анализируя вышеуказанное налоговое законодательство, суд приходит к выводу, что налоговым органом неверно выставлено требование в части начисленных пеней на сумму недоимки, т.е. на все начисленные и неуплаченные авансовые платежи за 2016, 2017 годы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом не представлено допустимых доказательств наличия недоимки по НДФЛ, её уплаты или взыскания, при представленных доказательствах Герчиковым В.Р., а также отсутствия в спорный период недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, а также наличие пропуска срока при обращении с административными исками, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области в полном объеме.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к Герчикову Владимиру Рафаиловичу
- о взыскании задолженности пени по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) за период с 16.08.2017 года по 16.08.2018 года в сумме 5971 руб. 54 коп.;
- о взыскании задолженности по начисленным пени с 29.07.2017 года по 10.10.2018 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии - 431 руб. 03 коп.; начисленным пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1074 руб. 74 коп., всего в сумме 1505 руб. 77 коп., обратить уплату судебных расходов.
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательном виде.
Председательствующий Е.А. Никитина
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2020 года
Председательствующий Е.А. Никитина