НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Конаковского городского суда (Тверская область) от 13.12.2017 № А-1374/2017

Административное дело а-1374/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2017 года <адрес>

Конаковский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Никитиной Е.А.,

при секретаре Чистяковой Н.А.,

с участием

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к ФИО3 о взыскании пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России №9 по Тверской области обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к ФИО3 о взыскании задолженности по пеням по НДФЛ за 2015 год в размере 6812 рублей 50 копеек, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска налоговый орган указал, что в соответствии с п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ ответчиком ФИО3 в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тверской области представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2015 год. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет на основе представленной налогоплательщиком декларации, составляет 13569 руб. 00 коп. В связи с тем, что в установленный ст. 228 НК РФ срок ФИО3 не уплатила НДФЛ за 2015 год, Инспекцией на сумму недоимки в размере 348773 руб. 00 коп. в порядке положений статьи 75 НК РФ исчислена сумма пени в размере 10328 руб. 45 копеек. В связи со снятием начислений в ходе уточнения налогового обязательства, сумма задолженности по пени составляет 6 812 руб. 50 копеек. Налоговая инспекция предложила ФИО3 направленным в адрес налогоплательщика требованием от № 2645 от 26.07.2016, в срок до 15.08.2016 числящуюся задолженность пени по налогу на доходы физических лиц погасить. Сумма задолженности по требованию №2645 от 26.07.2016 года: налог - 348773 руб. 00 коп.; пени - 10328 руб. 45 копеек. На сегодняшний день требования по уплате налога должником не исполнены. Инспекция обращалась за взысканием данной задолженности, направив в Мировой суд судебного участка № 1 Конаковского района Тверской области заявление о вынесении судебного приказа от 02.02.2017 года № 03-17/17 на взыскание задолженности по налогу на доходы физических лиц. Мировой суд вынес определение об отмене судебного приказа, от 06.04.2017 по делу № 2A-208/2017 в связи с поступившими в адрес суда возражениями налогоплательщика относи исполнения судебного приказа. Межрайонная ИФНС России №9 но Тверской области на основании вышеизложенного и в соответствий со ст.ст-45, 48 Налогового кодекса РФ, ст.124, 175, 286 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пункт статьи 3 НК РФ установлена обязанность каждого, уплачивать установленные налоги и сборы. В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - Физическим липом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сборов, пеней, штрафов, налоговый орган; направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств, да физического лица в пределах сумм,, указанных в требовании. Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области на основании вышеизложенного и в соответствии со ст. ст. 3.2 45, 48 Налогового кодекса Р ст. 1.7.1, 1231. 1232. 1238 Кодекса об административном судопроизводства Российской Федерации, обратились с настоящим административным исковым заявлением.

Представитель административного истца МИФНС России № 9 по Тверской области ФИО1 в судебном заседании поддержал требования по иску, подтвердил доводы, изложенные в административном иске, представленные документы о расчете пеней. Дополнительно пояснил, что в ходе уточнения и в связи с тем, что у налогоплательщика была переплата в размере 32000 рублей, в ходе уточнения была снята задолженность, были уменьшены пени. На данный момент задолженность составляет 6812 рублей 50 копеек. Недоимка сформировалась на момент 15 января 2016 года в размере 351873 рубля, данная задолженность не была уплачена налогоплательщиком своевременно, о чем свидетельствуют квитанции, которые были предоставлены, а именно 30 марта 2016 года налогоплательщиком частично была оплачена задолженность. Первоначальные четыре суммы оплаты были по 90000 рублей и 23970 рублей, из сложившейся суммы получилась переплата в размере 32 000 рублей. Налогоплательщиком данная задолженность была уплачена не своевременно, именно по начислению, а именно за два месяца с 16 января 2016 года по 29 марта 2016 года налогоплательщику были выставлены пени за не своевременную оплату задолженности. Полагает, что законом предусмотрено начисление пеней на неуплаченные законно установленные авансовые платежи. Дается три периода для проверки декларации, но в два последующих срока не было проверено и выставлено требование по сроку 16 января 2016 года.

Согласно представленному ранее ходатайству, по результатам камеральной налоговой проверки 10.12.2015 начислены авансовые платежи за 2015 год в размере 351 873 руб., что указано в налоговом уведомлении № 96 от 10.12.2015 по сроку уплаты 15.01.2016. По квитанциям об оплате, предоставленным ФИО3 оплата произведена 30.03.2016. В связи с тем, что в установленный статьей 228 НК РФ срок ФИО3 не уплатила НДФЛ за 2015 год, Инспекцией на сумму недоимки в размере 348 773 руб. 00 коп. в порядке положений статьи 75 НК РФ исчислена сумма пени в размере 10328 руб. 45 копеек. В связи со снятием начислений в ходе уточнения налогового обязательства, сумма задолженности по пени составляет 6 812 руб. 50 копеек.

Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом. Согласно ранее представленным возражениям, не согласна с заявленными требованиями по следующим основаниям. На основании п.6 ст. 227 НК РФ общая сумма, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статей, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (т.е. в данном случае не позднее 15 июля 2016 года). Обязанность по уплате НДФЛ мной исполнена в полном объеме и в установленные сроки, оплата произведена 30 марта 2016 года. В соответствии с п.9 ст. 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль сентябрь не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой суммы авансовых платежей. Налоговые уведомления об уплате авансовых платежей, за январь-июнь; июль-сентябрь; октябрь-декабрь нотариусу не поступали, кроме налогового уведомления № 96 от 10.12.2015 года на сумму 351873 руб., исчисленную от дохода за предыдущий 2014 год. Уведомление поступило на оплату не в соответствии с п.9 ст. 227 НК РФ, получается не авансовые платежи, а оплата 100% итогом 2014 года. Поэтому мною было принято решение оплатить налог с фактически полученного дохода за 2015 год. что мною и было сделано 30 марта 2016 года (сумма 383970 руб.) Ст.ст. 52-55 и 75 НК РФ предусматривают начисление пеней при неуплате налога с фактически полученного дохода. В связи с этим, правовых оснований для начисления пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей (которых не было), в течение налогового периода не имеется.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании поддержала письменные доводы своего доверителя. Дополнительно пояснила, что административный истец не выполнила своей обязанности по направлению налоговых уведомлений о начислении авансовых платежей по НДФЛ в соответствии с ч.9 ст. 227 НК РФ, направив не три уведомления, а одно за весь период. В связи с чем налогоплательщик ФИО3 приняла решение не вносить авансовый платеж, а заплатить непосредственно сумму налога, что она и сделал, заплатив налог 30 марта 2016 года за 2015 год четырьмя платежами по 90000 рулей и один платеж в сумме 23970 рублей. Доводы о проведении камеральной проверки несостоятельны, поскольку она должна быть проведена в течение трех месяцев, которые истекают с учетом сроков сдачи декларации в августе 2016 год. Несмотря на проведение камеральной проверки налоговая по результатам декларации за 2014 год могла выставить налоговые уведомления в соответствии с ч. 9 ст. 227 НК РФ, но этого не сделала. Полагает ссылка на налоговое уведомление нарушает права её доверителя, поскольку ФИО3 имеет право оплачивать авансовые платежи постепенно, а не разом за весь период. Налоговый орган имел возможность даже с учетом камеральной проверки выставить налоговое уведомление в октябре 2015 года и затем только в январе 2016 года. Пени на авансовые платежи не начисляются. В связи с изложенным, полагает требования налогового органа незаконны.

В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее – КАС РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца.

Изучив доводы сторон, исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу статьи 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К числу таких плательщиков относятся, в том числе нотариусы, занимающиеся частной практикой (подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (пункт 1 статьи 227 НК РФ). Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункта 5 статьи 227 НК РФ). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 227 НК РФпредусмотрено, что в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи (в том числе адвокатов), доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 227 НК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В соответствии с пунктом 10 статьи 227 НК РФ в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Как следует из материалов дела ФИО3 является нотариусом Конаковского нотариального округа Тверской области, налогоплательщиком НДФЛ, исчисляемого и уплачиваемого в порядке, предусмотренном статьей 227 НК РФ.

16 декабря 2015 года в адрес ФИО3 направлено налоговое уведомление №96 об уплате суммы авансовых платежей по налогу в размере 351873 рубля по сроку уплаты до 15 января 2016 года. Направление налогового уведомления подтверждено реестром направления заказных писем, получение указанного налогового уведомления не отрицается ФИО3 и её представителем.

Виду неуплаты выставленного налога ФИО3 направлено Требование №2645 об уплате начисленных пеней по состоянию на 26.07.2016 года в размере 10328 руб. 45 коп. на недоимку в размере 348773 руб., пени необходимо уплатить в срок до 15.08.2016 года. Указанное требование также направлено заказной корреспонденцией, что подтверждено реестром отправлений почтой от 02.08.2016 года.

14 апреля 2016 года ФИО3 в МИФНС России № 9 по Тверской области представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ по налогу на доходы физического лица на 2015 год. Сумма дохода определена 3450728 рублей, сумма налога, подлежащего уплате - 383970 рублей, сумма фактически уплаченных авансовых платежей составила 19500 рублей.

Вместе с тем, административным ответчиком представлена переписка с налоговым органом. 25.08.2016 г. заместитель начальника МИФНС России №9 в ответ на обращение ФИО3 от 10.08.2016 года дала разъяснения ст. 227 Налогового кодекса РФ и указала, что налогоплательщиком 21.04.2015 года представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 год, в которой отражена сумма дохода от деятельности нотариуса с учетом налоговых вычетов. 2107.2015 года окончена камеральная проверка налоговой декларации за 2014 год, нарушений не выявлено. 10.12.2015 года согласно п. 8 ст.227 НК РФ инспекцией начислена сумма авансовых платежей на 2015 год по сроку 15.01.2016 года в размере 351873 рубля, налогоплательщику направлено налоговое уведомление №96. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015 год ФИО3 представлена 14.04.2016 года. В целях корректного отражения начислений рекомендовано представить декларацию уточненную налоговую декларацию за 2015 год. С указанием авансовых платежей.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что налоговым органом выставлено ФИО3 налоговое уведомление об уплате авансовых платежей по НДФЛ за 2015 год в общей сумме за год в размере 351873 рубля по сроку уплаты 15.01.2016 года. ФИО3 в свою очередь указанную сумму авансовых платежей не уплатила, а 30.03.2016 года уплатила сумму налога по НДФЛ за 2015 год в размере 383970 рублей.

Предметом заявленных требований является неуплата начисленных пеней на начисленные и по мнению налогового органа уплаченных не в срок авансовых платежей по НДФЛ.

Анализируя вышеуказанное налоговое законодательство, суд приходит к выводу, что налоговым органом неверно выставлено налоговое уведомление №96, т.е. на всю сумму авансовых платежей за 2015 год, тогда как законодателем предусмотрено постепенное внесение налогоплательщиками авансовых платежей по уплате налога по представленным налоговым уведомлениям исходя из данных за предыдущий налоговый период.

В свою очередь налогоплательщиком ФИО3 проигнорировано налоговое уведомление налогового органа, которое не оспорено налогоплатель-щиком, как и частично не уплаченное исходя из положений ч. 9 ст. 227 НК РФ, а именно ? суммы.

Таким образом, несмотря на неверно выставленное налоговое уведомление в части суммы уплаты авансового платежа, налогоплательщиком не исполнена обязанность уплатить выставленный авансовый платеж по НДФЛ.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно статье 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В пункте 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Пунктом 3 статьи 58 НК РФ установлено, что в соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что ФИО3 было известно о выставленной сумме авансового платежа, обязанность возникла у налогоплательщика в течение 2015 года, учитывая выявленные нарушения налогового органа прав налогоплательщика о периодичности внесения авансовых платежей, право налогоплательщика в отсутствие выставленных налоговых уведомлений об уплате сумм авансовых платежей оплатить непосредственно сумму налога, а также выявленные нарушения ФИО3 по неисполнению обязанности по уплате авансовых платежей (1/4 части за год), суд приходит к выводу о неверном исчислении пеней налоговым органом.

Необходимо в срок до 15 января 2016 года внести авансовый платеж в размере ? годовой суммы авансовых платежей. Налоговым органом установлен размер годовой суммы авансовых платежей 351873 рубля, т. е. ? составляет 87968,25 руб. Таким образом срок авансового платежа в сумме 87968,25 руб. наступил 15 января 2016 года. Налог административным ответчиком уплачен в полном объеме за 2015 год - 30 марта 2016 года.

В связи с чем пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате данного авансового платежа, начиная с 16 января 2016 года по 29 марта 2016 года, начисление пеней на всю сумму авансового платежа необоснованно.

Отсюда расчет пеней: 87968.25 руб. х 74 дня х 0,000366667 (1/300хСт.ЦБ (11%)х1/100) = 2386,87 руб.

Поскольку налоговым органом произведен зачет уплаченных пеней в сумме 3100 руб. при наличии указанной недоимки по пеням согласно выставленного требования 10 328 руб. 45 коп., расчет которых судом отклоняется по вышеуказанным основаниям. Указанный зачет пеней подтвержден представителем налогового органа в судебном заседании и представленным скриншотом с базы ЭОД, судом также подлежат зачету указанная сумма в размере 3100 рублей, но на произведенный судом расчет пеней исходя из вышеизложенного и норм действующего налогового законодательства (2386,87 руб. – 3100 руб.).

Таким образом, с учетом произведенного зачета начисленных пеней, на день вынесения решения суда оснований для взыскания недоимки по начисленным пеням за неуплату авансовых платежей за 2015 год административным ответчиком нотариусом Конаковского нотариального округа ФИО3 не имеется.

Отсюда исковые требования Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области не подлежат удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к ФИО3 о взыскании пеней по неуплате авансовых платежей по НДФЛ за 2015 год в размере 6812 рублей 50 копеек оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательном виде.

Председательствующий Е.А. Никитина

Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2017 года

Председательствующий Е.А. Никитина