Решение
Именем Российской Федерации
09 октября 2020 года город Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.В.,
при секретаре Быковой Ю.О.,
с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к ФИО1, заинтересованное лицо Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, о взыскании задолженности по уплате страховых взносов,
установил:
Межрайонная ИФНС России №9 по Тверской области обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов.
Свои требования мотивировали тем, что за ФИО1 имеется задолженность по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере недоимка - 22440 руб. 00 коп., и пени в размере - 104 руб. 35 коп., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере недоимка - 5840 руб. 00 коп., и пени размере - 27 руб. 16 коп., всего в сумме - 28411 руб. 51 коп.. Должнику направлялось требование об уплате недоимки по страховым взносам № 864 по состоянию на 28.01.2019 в срок исполнения до 12.03.2019. Требование в установленный срок должником не исполнено, задолженность по страховым взносам в настоящее время не погашена. На основании вышеизложенного просит суд: взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере недоимка - 22440 руб. 00 коп., и пени в размере - 104 руб. 35 коп., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере недоимка - 5840 руб. 00 коп., и пени размере - 27 руб. 16 коп., всего в сумме - 28411 руб. 51 коп., а так же обратить на административного ответчика уплату судебных расходов.
Определением Конаковского городского суда Тверской области от 03 августа 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области.
15 сентября 2020 г. в суд поступило ходатайство от административного истца, в котором он уточнил требования по административному иску, просит взыскать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 22440 руб. 00 коп., и пени в размере - 104 руб. 35 коп., всего в сумме - 22544 руб. 36 коп..
Административный истец – Межрайонная ИФНС России №9 по Тверской области в судебное заседание своего представителя не направила, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом. В материалах дела имеются письменные пояснения по административному иску, в которых указано, что он с административным иском не согласен, требования не обоснованны и не законны. Спорные страховые взносы им уплачены вовремя и даже в большем размере, чем это заявлено в иске. Эти обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела чек-ордерами и справками из ПАО «Сбербанк» о подтверждении платежей. По одному из платежей неправильно указан КБК (указан КБК пенсионного органа). Но это не означает, что он не исполнил обязанность перед бюджетом. Просит в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области в судебное заседание своего представителя не направило, о дне, месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом. Обратилось в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. Так же в сообщении от 24.09.2020 Управление ПФР в Конаковском районе Тверской области указало, что 14 августа 2019 г. ФИО1 было направлено уведомление о возврате излишне уплаченных страховых взносов. По состоянию на 14.08.2019 переплата составила 26289 руб. 12 коп.. ФИО1 было предложено обратиться в УПФР в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов. На сегодняшний день ФИО1 с вышеуказанным заявлением в Управление не обращался.
Суд, учитывая положения ст.150 КАС РФ, счёл возможным рассмотреть заявление в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Ст.57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Ст.19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
С 01 января 2017 г. в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Одной из целей Российской Федерации как социального государства является - государственная поддержка пожилых граждан. Гарантиями их социальной защиты, как следует из статьи 7 Конституции Российской Федерации, выступают различные виды пенсий, включая трудовую пенсию по старости, которая, по общему правилу, назначается при достижении определенного возраста и наличии необходимого страхового стажа. В качестве основной организационно-правовой формы реализации права на трудовую пенсию по старости, призванную обеспечить гражданам после оставления работы и выхода на пенсию достойные социально-экономические условия жизни, в Российской Федерации выступает система пенсионного страхования, которая в качестве главного источника финансирования имеет обязательные платежи - страховые взносы. Данные взносы имеют неналоговый индивидуально возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учтенные на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), при этом страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений.
Плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) (ст.419 НК РФ).
В соответствии с п.1, 3, 5 ст.430 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.18.1 НК РФ в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно п.2, 5 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчётным периодом.
В силу п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность при уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с имеющимися в материалах дела документами, задолженность ответчика по страховым взносам составила – 22440 руб. 00 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере - 22440 руб. 00 коп..
Согласно представленным административным ответчиком подтверждением платежа от 27.12.2018, ФИО1 уплатил в счёт погашения задолженности по страховым взносам 26545 рублей 00 копеек.
Согласно платёжного поручения от 28.12.2018 №1259063 уплата спорной суммы произведена налогоплательщиком с ошибкой в указании КБК (вместо 18210202140061110160 указан 18210202140061100160 - страховые взносы, на обязательное пенсионное страхование зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии начиная с 1 января 2017 года).
Пп.4 п.4 ст.45 НК РФ определено, что обязанность по уплате налога не признаётся исполненной в следующих случаях неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счёт уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Из изложенного следует, что в отношении страховых взносов, уплата которых должна производиться после 1 января 2017 года, обязанность по их уплате считается исполненной, если в соответствующем платежном поручении правильно указаны номер соответствующего счёта Федерального казначейства и реквизиты банка получателя. При этом положениями Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, п.4 ст.45 НК РФ, не предусмотрено, что неправильное указание КБК и (или) статуса плательщика в платежном поручении является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.
П.7 ст.45 НК РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учёта заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
Код бюджетной классификации и статус плательщика относятся к группам реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа и статус плательщика.
Соответственно, на основании положений п.7 ст.45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в указании КБК и (или) статуса плательщика в поручении на перечисление налога он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа.
Соответствующие разъяснения содержатся в Письме Федеральной налоговой службы от 10 октября 2016 г. №СА-4-7/19125.
Из совместного письма от 06 июня 2017 г. Федеральной налоговой службы №3Н-4-22/10626а и Пенсионного фонда Российской Федерации №НП-30-26/8158 следует, что в случае, если сумма, уплаченная по конкретному расчётному документу, учтена на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, отделение ПФР в вышеуказанный срок извещает налоговые органы о невозможности уточнения реквизитов.
Из сообщения УПФР в Конаковском районе Тверской области (межрайонное) от 23.07.2020 №9 следует, что денежные средства на сумму 26545 руб. 00 коп. по СВП от 27.12.2020 №259063 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за периоды, истекшие до 01.01.2017, учтены частично в размере 279 руб. 49 коп. на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования. Неучтённая на лицевом счёте сумма составляет 26265 руб. 51 коп..
Таким образом, произведённый платёж на сумму 26545 руб. 00 коп. не может быть перезачтён частично.
Кроме того, административный ответчик не лишён возможности возврата излишне уплаченных страховых взносов.
Согласно ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени является средством обеспечения обязательства налогоплательщика по своевременной оплате налоговых платежей.
В соответствии с ч.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4 ст.75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В связи с неисполнением страхователем обязательств по уплате страховых взносов своевременно и в полном объеме налоговым органом на задолженность по страховым взносам, были начислены пени за в размере 104 руб. 35 коп., что подтверждается представленным налоговым органом расчётом сумм пени, включённых в требование №864 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 28 января 2019 г..
Требование налоговым органом направлено по средствам телекоммуникационной связи на электронную почту должника.
Данных о погашении образовавшейся за административным ответчиком задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в материалах дела не имеется.
Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов в установленный законом срок не исполнена, исковые требования в части взыскания задолженности суммы недоимки в размере: на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере - 22440 руб.00 коп., подлежат взысканию. Расчёт пеней на указанную сумму произведен административным истцом верно, пени подлежат взысканию в размере: на недоимку на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (период 27.01.2019) в размере - 104 руб. 35 коп.
Исходя из того, что ответчиком требования налогового органа об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за несвоевременную уплату налога добровольно не исполнено, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Учитывая, что административный истец не поддерживает административное исковое заявление в части по требованиям о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере – недоимка 5840 руб. 00 коп., пени в размере 27 руб. 16 коп.., а также оплату административной ответчиком задолженности в размере 5840 руб. 00 коп. (чек-ордер от 27.12.2018), в удовлетворении данной части административного иска надлежит отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, согласно п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ составляет 876 руб. 33 коп..
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области к ФИО1, заинтересованное лицо Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 22440 руб. 00 коп., пени в размере 104 руб. 35 коп., в сего в размере 22544 (двадцать две тысячи пятьсот сорок четыре) руб. 35 коп..
Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в размере 876 (восемьсот семьдесят шесть) руб. 33 коп..
В удовлетворении административного иска в части по требованию о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 5840 руб. 00 коп., пени в размере 27 руб. 16 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательном виде.
Председательствующий Е.В.Громова
Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2020 г..
Председательствующий: Е.В. Громова
1версия для печатиДело № 2а-1107/2020 ~ М-900/2020 (Решение)