Административное дело № 2а-87/2018
Решение
Именем Российской Федерации
05 февраля 2018 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной Е.А.,
при секретаре Чистяковой Н.А.,
с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области к Стрекалову П.В. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к Стрекалову П.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год в сумме 9375 руб. 00 коп., пени в размере 56 руб. 25 коп., всего в размере – 9431 руб. 25 коп., обращении на ответчика уплаты судебных расходов.
Свои требования мотивировали тем, что на имя Стрекалова П.В. зарегистрирован земельный участок, указанный в налоговом уведомлении. В соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ ему начислен земельный налог за 2015 год в сумме 9375 руб. по сроку уплаты по налоговому уведомлению до 01.12.2016 года. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок, ответчику были начислены пени по земельному налогу в сумме 56 руб. 25 коп., в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ. Процентная ставка пени рассчитана исходя из трехсотой действующей ставки рефинансирования банка России. Налогоплательщику были отправлены налоговое уведомление от 04.09.2016 года №68214873 и требование №4909 по состоянию на 20.12.2016 года со сроком уплаты до 14.02.2017 года, на уплату земельного налога. Ответчиком налог в бюджет не уплачен. Инспекция обращалась за взысканием данной задолженности, направив мировому судье судебного участка №2 г. Конаково Тверской области заявление о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по земельному налогу. Мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа от 09.06.2017 года по делу №2а-397/2017 в связи с поступившими в суд возражениями должника относительно его исполнения. Ссылаясь на ст. ст. 286, 291 Кодекса административного судопроизводства РФ и ст.ст. 45, 48 Налогового кодекса РФ, обратились с настоящим административным иском.
Полномочия Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области и процедура урегулирования спора в досудебном порядке проверена.
До рассмотрения дела по существу от административного ответчика поступили возражения на административные исковые требования МИФНС России №9 по Тверской области. Из письменных возражений Стрекалова П.В. следует, что он не согласен с исковыми требованиями налогового органа на основании следующего. Сумма налога за 2015 год в сумме 9375 рублей, учитывая долю в праве и исходя из кадастровой стоимости 12500460 рублей, полагает начислено неверно. Согласно приложению к договору передачи земельного участка кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 года составляла 539150 рублей. В соответствии с п.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Из указанной нормы следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости) определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения измениться в течение налогового периода. Считает, что сумма налога рассчитывается следующим образом, исходя из налогового уведомления ставка налога – 0,30% на 2015 год: 539150х0,30х12:12 = 1617,45 рублей; 1617,45 рублей:4 (собственника) = 404 рубля 36 копеек. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером № возникло 05.11.2014 года в рамках реализации его прав, предоставленных ему Земельным кодексом РФ и Законом Тверской области от 07.12.2011 года № 75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» о том, что земельный участок, переданный безвозмездно имел иной вид разрешенного использования, что повлекло взыскание огромной суммы налога. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области заведомо ввели в заблуждение суд, в связи с чем, будет вынесено незаконное и необоснованное решение. Приведенный в расчете размер налога 404,36 руб. им уплачен. За 2014 год Конаковский городской суд земельный налог уже проверен и взыскан частично, отказав налоговому органу в удовлетворении требования о взыскании всей суммы начисленного налога исходя из кадастровой стоимости указанной в налоговом уведомлении. Просит не рассматривать в упрощенном порядке данное административное дело и в иске налоговой отказать.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области своего представителя в судебное заседание не направили, обратились с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, требования поддерживают в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Стрекалов П.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, не явился. Обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Поддерживает ранее предоставленный письменный отзыв, представил документы о праве собственности на долю спорного земельного участка и о его кадастровой стоимости по состоянию на 12.03.2014 года, квитанцию об уплате пеней.
При таких обстоятельствах суд в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, без ведения аудиопротоклолирования.
Исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционная обязанность по уплате налогов имеет публично-правовой характер, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. В силу пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности. В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в установленном законом порядке.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ.
По правилам ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно правилам ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом установлено, что Межрайонная ИФНС России № по Тверской области обращалась к мировому судье судебного участка №2 г. Конаково Тверской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании со Стрекалова П.В. задолженности по земельному налогу за 2015 год и пени. Постановленный судебный приказ №2а-397/2017 от 01 июня 2017 года был отменен определением мирового судьи судебного участка №2 г. Конаково Тверской области от 09 июня 2017 года на основании поступивших письменных возражений Стрекалова П.В. (л.д. 12, 38-39).
Копия административного иска налоговым органом направлена в адрес административного ответчика Стрекалова П.В. согласно реестру почтовых отправлений 14 ноября 2017 года.
Таким образом, административный истец выполнил требования статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Стрекалов П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является плательщиком земельного налога за 2015 год, так как ему по состоянию с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года на праве собственности принадлежала ? доля земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 9, 34-35).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьёй 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьёй 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со п. 11 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Налоговым органом произведено начисление земельного налога в отношении указанного земельного участка административного ответчика, учитывая установленные налоговые ставки на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, а именно в соответствии с Решением Совета депутатов города Конаково Тверской области 25.09.2014 года №109 «О внесении изменений в решение Совета депутатов города Конаково от 08.11.2006 года №127 «О земельном налоге на территории городского поселения город Конаково» (в последующими изменениями и дополнениями).
На основании положений главы 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Решения Совета депутатов города Конаково Тверской области Стрекалову П.В. начислен земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 12500460 руб. с учетом вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и ставки земельного налога – 0,3%, также налоговым органом учтено, что доля административного ответчика в праве собственности на указанный земельный участок составляет – ?, срок владения в 2015 году – 12 месяцев.
В силу ч.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как установлено ч.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии со ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из материалов дела следует, что 17 сентября 2016 года заказным письмом в адрес Стрекалова П.В. было направлено налоговое уведомление №68214873 об уплате земельного налога за двенадцать месяцев 2015 года в размере 9375 рублей по сроку уплаты до 01 декабря 2016 года (л.д. 9-10).
В связи с неуплатой налога в установленный налоговом уведомлении срок, 28 декабря 2016 года в адрес административного ответчика было направлено требование № 4909 об уплате земельного налога по состоянию на 20 декабря 2016 года со сроком уплаты до 14 февраля 2017 года (л.д. 6).
Факт направления налоговым органом заказных писем с налоговым уведомлением и требованием об уплате налога, подтверждается списками внутренних почтовых отправлений с отметкой почты России о принятии (л.д. 7, 10).
Суд при проверке начисления земельного налога приходит к выводу о неверном начислении земельного налога Стрекалову П.В.
Как уже выше отмечено, при исчислении земельного налога МИФНС России №9 по Тверской области исходила из данных о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Стрекалову П.В. на праве общей долевой собственности - 12500460 руб., ставки земельного налога – 0,30%, доля административного ответчика в праве собственности на указанный земельный участок составляет – ?, срок владения в 2015 году – 12 месяцев. Отсюда земельный налог начислен в размере 9375 рублей.
В п. 1 ст. 391 НК РФ закреплено, что налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода (календарного года), налоговая база в этом периоде рассчитывается как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Из представленных выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости составленных по состоянию на 01 января 2015 года, относительно указанного земельного участка ответчика следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года составляет 539150 рублей.
Согласно особых отметок, дата внесения указанных сведений в реестр объектов недвижимости 07 марта 2014 года, дата носит справочных характер.
Земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, был сформирован и поставлен на кадастровый учет 17 декабря 2012 года. Указанный участок с 18 декабря 2013 года зарегистрирован на праве собственности муниципального образования «Конаковский район» Тверской области, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Как установлено в судебном заседании изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение 2014 года вызвано изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании Постановления Администрации города Конаково №43 от 28 января 2014 «Об изменении разрешенного вида использования земельных участков с разрешенного использования «под спортивные площадки» на разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства» вынесено и относительно земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, впоследствии Постановлением Администрации Конаковского района Тверской области №965 от 28 июля 2014 года предоставлен бесплатно в общедолевую собственность для индивидуального жилищного строительства многодетной семье Стрекаловых. Договор безвозмездной передачи в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка со Стрекаловыми, в том числе Стрекаловым П.В., заключен 04 августа 2014 года, право собственности Стрекаловых на доли земельного участка зарегистрировано 05 ноября 2014 года.
Таким образом, Стрекалов П.В. приобрел право собственности ? доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Административным ответчиком представлена в обоснование своей позиции неверного исчисления земельного налога копия кадастровой выписка на земельный участок, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой кадастровая стоимость земельного участка составляет 539150 рублей.
Согласно представленному ответу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 08.12.2017 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2015 года составляет 539150 рублей.
В данном конкретном случае должна применяться для расчета земельного налога кадастровая стоимость земельного участка в размере 539150 руб., ставка налога 0,30%, отсюда земельный налог Стрекалова П.В. за 12 месяцев 2015 года составит 404 руб. 36 коп. = (539150 руб. х 0,30%): 4 (доля в праве). Указанная сумма земельного налога и подлежит взысканию с административного ответчика.
Вместе с тем административным ответчиком представлены в суд квитанции об уплате указанной выше суммы земельного налога, а именно 03.02.2017 года – 283 руб.05 коп., 18.05.2017 года – 121 руб31 коп., всего 404 руб. 36 коп. (л.д. 40).
Налоговые органы, как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно части 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени является средством обеспечения обязательства налогоплательщика по своевременной оплате налоговых платежей.
В соответствии с частью 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4 ст.75 НК РФ).
Согласно расчету, представленному Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области, Стрекалову П.В. начислены пени по земельному налогу на период с 02.12.2016 года по 19.12.2016 года на сумму недоимки налога (9375 руб.) в размере 56 руб. 25 коп.
Учитывая, что судом произведен новый расчет земельного налога за двенадцать месяцев 2015 года, то и с расчетом пеней суд не соглашается, считает необходимом произвести свой расчет пени по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 года по 19.12.2016 года (18 дней), при этом суд учитывает отсутствие уплаты до 01.12.2016 года Стрекаловым П.В. земельного налога за 2015 год.
404 руб.36 коп. (сумма недоимки налога) х 18 дней х 0,00033 (1/300 ставки ЦБ РФ 10%) =02 руб. 43 коп.
В материалы дела ответчиком Стрекаловым П.В. представлены копии квитанций об оплате пеней в размере 3 рубля от 22 января 2018 года.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области о взыскании со Стрекалова П.В. недоимки по налогам и пени подано в Конаковский городской суд Тверской области в установленный законом срок, а именно установленный ст. 48 НК РФ и с исполнением досудебного порядка урегулирования спора, установленного законодателем.
Принимая во внимание вышеизложенное, произведенный судом расчет земельного налога за 2015 год, а также то, что на день рассмотрения дела судом земельный налог административным ответчиком и пени за период указанный налоговым органом уплачены, суд считает, что не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований налогового органа, а также возложения судебных расходов за рассмотрение дела на административного ответчика.
Руководствуясь ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области к Стрекалову П.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 9375 рублей, пени по земельному налогу в размере – 56 руб. 25 коп., всего в сумме 9431 руб. 25 коп. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Никитина
Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2018 года.
Председательствующий Е.А. Никитина