Дело № 2а-2730/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием административного истца ИП Бабаян Л.С., действующего также в интересах ООО «Прагматик», как лицо имеющее право действовать без доверенности,
представителя административного ответчика Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кравченко А.Ю., действующей также по доверенности в интересах заинтересованного лица Правительства Воронежской области,
представителя административного ответчика ГИТ в Воронежской области по доверенности Беляевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ООО «Прагматик», ИП Бабаян Льва Сергеевича к Департаменту труда и занятости населения Воронежской области, Государственной инспекции труда в Воронежской области о признании незаконными действий (бездействия) в непредоставлении, неопубликовании информации, возложении обязанности на Областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально трудовых отношении внести изменения в протокол,
у с т а н о в и л :
ООО «Прагматик», ИП Бабаян Л.С. обратились в суд с административным иском к Департаменту труда и занятости населения Воронежской области, Государственной инспекции труда в Воронежской области, в котором, с учетом принятых судом уточнений, просят:
признать незаконными действия (бездействия) должностных лиц Департамента труда и занятости населения Воронежской области, в отношении административных истцов, выразившиеся в непредставлении в разумные сроки актуальной и достоверной информации о прекращении действия проекта «Декларирования деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации трудовых прав работников» путем опубликования в общедоступных источниках;
признать незаконными действия (бездействия) должностных лиц Государственной инспекции труда в Воронежской области, в отношении административных истцов, выразившиеся в не опубликовании в установленном порядке информации о прекращении действия проекта «Декларирования деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации трудовых прав работников»;
обязать Областную трехстороннюю комиссию по регулированию социальных отношений внести в Протокол № 3 от 28.09.2017 изменение, дополнив его положением о завершении проекта «Декларирование деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) по реализации трудовых прав работников» с даты официального опубликования указанного протокола.
Ссылаясь на положения ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», заявители считают, что административными ответчиками в разумные сроки не была предоставлена актуальная и достоверная информация о завершении проекта «Декларирование деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) по реализации трудовых прав работников», что повлекло нарушение прав административных истцов, поскольку ими предприняты действия по соблюдению требований, указанных в заявлении-декларации для участия в проекте «Декларирования деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации трудовых прав работников», а именно руководители и специалисты ООО «Прагматик» проходили обучение по охране труда, была создана служба охраны труда, осуществлялось финансирование мероприятий по охране труда на условиях и в размерах не ниже установленных областным трехсторонним соглашением и т.д., чтобы иметь возможность участия в указанном проекте.
Также ООО «Прагматик» заключило договор № 90/СД от 11.09.2017 с ООО «Школа подводного плавания Водолей», договор № 91/СД от 13.09.2017 с ООО «Земкадастр», договор № 94/СД от 15.09.2017 с ООО «УК ПРОДИМЕКС-Сахар», договор № 104/СД от 28.09.2017 с АО «Тресвятское хлебоприемное», на оказание юридических услуг по организации получения сертификата доверия в Государственной инспекции труда в Воронежской области. ИП Бабаяном Л.С. заключены договоры на оказание юридических услуг по организации получения сертификата доверия в Государственной инспекции труда в Воронежской области с МБОУ СОШ №87 от 04.10.2017; МБДОУ «Детский сад № 97» от 13.09.2017.
17.10.2017 в интересах МБДОУ «Детский сад № 97», ООО «ШПП Водолей», ООО «УК Продимекс-Сахар», АО «Тресвятское хлебоприемное»; 01.11.2017 в интересах ООО «Земкадастр», 02.11.2017 в интересах МБОУ СОШ №87 ООО «Прагматик» направило в Государственную инспекцию труда в Воронежской области заявление-декларацию с приложением документов в подтверждение сведений, содержащихся в заявлении-декларации. 15.11.2017, 28.12.2017 из Государственной инспекции труда в Воронежской области поступили письма, сообщающие, что решением Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 28.09.2017 реализация проекта «Декларирование деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации трудовых прав работников» завершена.
То есть Государственной инспекцией труда в Воронежской области было отказано в участии в проекте работодателям, доверившим организацию получения сертификата доверия административным истцам, стала очевидна невозможность участия административных истцов в проекте даже при соблюдении всех необходимых требований. При этом никакой информации о завершении проекта Государственная инспекция труда не предоставляла, данная информация официально опубликована не была. Указанное обстоятельство не только лишило административных истцов реализовать свои права, но и нанесло ущерб их деловой репутации как контрагентов, не выполняющих свои обязательства по договору. При этом данное обстоятельство дает основания заказчикам административных истцов требовать возврата оплаченных денег, и это при фактически понесенных административными истцами трудозатратах (работа фактически была выполнена, заявления-декларации были поданы), т.е. убытков. Более того, у заказчиков может создаться впечатление, что административные истцы заведомо знали о завершении проекта, при этом все равно взимали плату за оказание услуг, которые не могли быть оказаны в принципе, что негативно характеризует административных истцов как деловых партнеров. Некоторые из заказчиков (ООО «ШПП «Водолей») в претензионном порядке требуют возврата денег, поскольку сертификат доверия ими не был получен, пусть даже и не по вине административных истцов.
Информация о том, что Протоколом № 3 заседания областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 28.09.2017г. было принято решение о завершении проекта «Декларирование деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) по реализации трудовых прав работников», появилась на официальном сайте Департамента труда и занятости населения Воронежской области только 17.01.2018г. При этом указания на сроки завершения проекта указаны не были. Ввиду правовой неопределенности в сроках прекращения действия программы, порождающей определенные права добросовестных работодателей и обязанности государственных органов, считают неопубликование данного протокола в официальных источниках неправомерными действиями должностных лиц административных ответчиков, создавших препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административных истцов (л.д. 5-10, 103-107, 132)
Определением судьи от 30.03.2018г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Воронежской области (л.д. 4).
В судебном заседании ИП Бабаян Л.С., действующий также в интересах ООО «Прагматик», как лицо имеющее право действовать без доверенности административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил изложенное.
Представитель административного ответчика Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кравченко А.Ю., действующая также по доверенности в интересах заинтересованного лица Правительства Воронежской области, в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, поддержала письменный отзыв (л.д. 80-82).
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Воронежской области по доверенности Беляева И.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения на иск (л.д. 61-63, 129-131).
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.
В соответствии ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если при создании или эксплуатации государственных информационных систем предполагается осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации, предусмотренной перечнями, утверждаемыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», государственные информационные системы должны обеспечивать размещение такой информации в сети "Интернет" в форме открытых данных.
В силу ч. 5-6 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
В силу ст. ст. 353 - 356, ст. 382 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте труда и занятости населения Воронежской области, утв. Постановлением Правительства Воронежской обл. от 23.12.2013 № 1133 Департамент труда и занятости населения Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области, в том числе, разработку и реализацию государственной политики в сферах труда, социального партнерства, уровня жизни и доходов населения, оплаты труда, демографии, развития трудовых ресурсов, охраны труда, государственной экспертизы условий труда.
Пунктом 3.3.1 Положения предусмотрено, что Департамент исполняет обеспечение деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Законом Воронежской области от 06.12.1999 № 124-II-ОЗ «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» определены правовая основа формирования и деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия).
В соответствии со ст. 6.1 Закона Воронежской области от 06.12.1999 № 124-II-ОЗ проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов исполнительных органов государственной власти Воронежской области в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение Комиссии органами государственной власти Воронежской области, принимающими указанные акты.
Рассмотрение Комиссией проектов нормативных правовых актов в сфере труда осуществляется в порядке, установленном регламентом Комиссии.
Судом установлено, что 12.12.2008г. на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений было утверждено положение о реализации проекта «Декларирование деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации трудовых прав работников».
Кроме того, на указанном заседании комиссии был утвержден регламент областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (л.д. 83-96).
18.09.2017г. на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принято решение о завершении реализации проекта «Декларирование деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации трудовых прав работников».
Информация о проведенном заседании комиссии была размещена на официальном сайте Департамента труда и занятости населения Воронежской области 17.01.2018г. Указанное обстоятельство не оспаривалось административным истцом в судебном заседании.
Согласно п. 4.6 регламента областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений секретариатом комиссии в семидневный срок после заседания комиссии оформляется протокол заседания, который в рабочем порядке согласовывается с координаторами сторон комиссии и представляется для подписания председательствовавшему на заседании комиссии.
Протокол подписывается председательствовавшим на заседании и ответственным секретарем комиссии. Копии протокола в трехдневный срок после его подписания направляются секретариатом членам комиссии и ответственным за выполнение решений (пункт 4.7)
Освещение заседаний комиссии в средствах массовой информации организуется секретариатом комиссии. Секретариат комиссии обеспечивает размещение решений комиссии, другой информации о работе комиссии на официальном портале органов государственной власти Воронежской области в сети Интернет (пункт 2.12)
Учитывая положения регламента областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (пункт IV) о сроках оформления и согласования протокола комиссии, отсутствие конкретных сроков, установленных нормативно-правовыми актами, для размещения информации о проведенных заседаниях комиссии, порядок размещения размещение решений комиссии, принимая во внимание, что информация о проведенном заседании комиссии была размещена на официальном сайте Департамента труда и занятости населения Воронежской области 17.01.2018г., суд не усматривает оснований для признания незаконными действий (бездействия) Департамента труда и занятости населения Воронежской области в непредставлении в разумные сроки актуальной и достоверной информации о прекращении действия проекта «Декларирования деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации трудовых прав работников» путем опубликования в общедоступных источниках.
В соответствии с Приказом Роструда от 09.09.2015 № 248 «О едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети Интернет» (вместе с «Положением о едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети Интернет», «Регламентом информационного наполнения единого информационного портала Федеральной службы по труду и занятости, включающий официальный сайт Роструда и официальные сайты территориальных органов Роструда») к числу обязательных сведений (информационных материалов), размещаемых на официальном сайте территориального органа Роструда в разделе «новости» относится анонсы предстоящих заседаний, мероприятий организованных ТОР; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителя ТОР; информация об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций ТОР, тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей ТОР, а также об официальных мероприятиях, организуемых ТОР. Периодичность проверки актуальности информации в указанном разделе производится ежеквартально - до 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Согласно представленным в суд сведениям информация о завершении проекта Декларирования деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации трудовых прав работников» была размещена на официальном сайте территориального органа Федеральной службы по труду и занятости – государственной инспекции труда в Воронежской области в разделе «новости» 02.10.2017г. Также 02.10.2017г. данная информация была размещена в разделе «реестр работодателей гарантированно соблюдающих трудовые права работников», о чем представлены заверенные скриншоты соответствующих разделов (л.д. 108-110). Учитывая, что в соответствии с указанным Приказом Роструда от 09.09.2015 № 248 предусмотрена ответственность за полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой на официальном сайте Роструда, в соответствии со ст. 59-62 КАС РФ суд считает возможным принять представленные скриншоты, в качестве доказательств по делу, в подтверждении размещения информация о завершении проекта Декларирования деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации трудовых прав работников».
В этой связи суд соглашается с возражениями Государственной инспекции труда в Воронежской области, что административными истцами при осмотре сайта Роструда, закрепленном в нотариальном протоколе осмотра доказательств (л.д. 98-101) не была исследована отдельная вкладка ГИТ в Воронежской области, на которой и была размещена спорная информация.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконными действий (бездействия) Государственной инспекции труда в Воронежской области, выразившихся в не опубликовании в установленном порядке информации о прекращении действия проекта «Декларирования деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации трудовых прав работников.
Кроме того, по смыслу статьи 226, ч. 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями является установленная судом совокупность нарушений оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и свобод административного истца, а также соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.
Суд считает, что административными истцами в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств нарушенных оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) их прав и свобод.
Так, в суд не представлено доказательств, подтверждающих намерения административных истцов, принять участие проекта «Декларирования деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации трудовых прав работников», как то подача заявления-декларации по установленной форме согласно Положению о Декларировании. Доводы о том, что руководители и специалисты ООО «Прагматик» проходили обучение по охране труда, была создана служба охраны труда, осуществлялось финансирование мероприятий по охране труда на условиях и в размерах не ниже установленных областным трехсторонним соглашением и т.д.), чтобы иметь возможность участия в указанном проекте, суд находит не состоятельными, поскольку такие действия являются обязательными в силу ст. 76, ст. 225 Трудового кодекса РФ, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
Из объяснений административного истца не следует, каким образом будут восстановлены его права, если решения, действия (бездействия) вышеназванных административных органов будут признаны незаконными.
Требования о возложении обязанностей на Областную трехстороннюю комиссию по регулированию социальных отношений внести в Протокол № 3 от 28.09.2017 изменение, дополнив его положением о завершении проекта «Декларирование деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) по реализации трудовых прав работников» с даты официального опубликования указанного протокола не обоснованы требованиями каких-либо нормативных правовых актов.
Суд усматривает, что фактически суть заявленных требований сводится к избежанию возможных убытков по заключенным ООО «Прагматик» и ИП Бабаян Л.С. договорам с рядом организаций на оказание юридических услуг по получению сертификата доверия в Государственной инспекции труда в Воронежской области. Вместе с тем, нормы административного судопроизводства не могут служить правовым инструментом для восстановления нарушенных, оспариваемых прав в области гражданско-правой ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований ООО «Прагматик», ИП Бабаян Л.С. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Прагматик», ИП Бабаян Льва Сергеевича к Департаменту труда и занятости населения Воронежской области о признании незаконными действий (бездействия) в непредоставлении в разумные сроки актуальной и достоверной информации о завершении проекта «Декларирования деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации прав работников» путем опубликования в общедоступных источниках, к Государственной инспекции труда в Воронежской области о признании незаконными действий (бездействия) в неопубликовании в установленном порядке информации о прекращении действия проекта «Декларирования деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации прав работников», возложении обязанности на Областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально трудовых отношении внести изменения в протокол № 3 от 28.09.2017г. изменения, дополнив его положением о завершении проекта «Декларирования деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей) Воронежской области по реализации прав работников» с даты официального опубликования протокола– отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 04.06.2018г.