НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 24.02.2022 № 2А-1361/2022

КОПИЯ

Дело № 2а-1361/2022 (2а-7906/2021)

УИД: 36RS0002-01-2021-002388-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.02.2022 года г. Воронеж

Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Самардаковой В.С.,

с участием административного истца Вязова А.С.,

представителя административного истца адвоката по ордеру Жучковой М.Н.,

представителя административного ответчика ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Доманиной М.А., действующей на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Вязова Алексея Стефановича к административным ответчикам ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, МИФНС №15 по Воронежской области, УФНС России по Воронежской области о признании незаконным решения ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа, УФНС России по Воронежской области, обязании возвратить из бюджета суммы излишне уплаченного налога,

УСТАНОВИЛ:

Вязов А.С. обратился в суд с административным иском с учетом заявленного уточнения к ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, МИФНС №15 по Воронежской области, УФНС России по Воронежской области о признании незаконными решений ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа от 05.11.2020 г. № 11621, от 05.11.2020 г. № 11602, от 05.11.2020 г. № 11603 об отказе в возврате налога, признании незаконным решения УФНС России по Воронежской области от 23.06.2021 г. № 17-23/18322 об отказе в возврате налога, обязании возвратить из бюджета суммы излишне уплаченного налога в размере 474629,2 руб.

В обоснование требований указано, что 29.06.2020 г. и 22.10.2020 г. между истцом и ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам за период с 01.01.2020 по 22.10.2020 г., в результате которой было выяснено, что Вязовым А.С. были излишне уплачены налоги в общей сумме 474629,2 руб., из которых налоги на доходы физических лиц составили 442655,38 руб., транспортный налог - 31463,91 руб., налоги на имущество физических лиц, взимаемые по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, – 509,91 руб. В октябре 2020 года Вязов А.С. обратился в ИФНС по Коминтерновскому району с требованием о возврате излишне уплаченных сумм, однако решениями от 05.11.2020 г. в возврате излишне уплаченного налога было отказано. 12.02.2021 г. Вязов А.С. обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области на действия ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа, однако жалоба оставлена без удовлетворения в связи с истечением трехлетнего срока с момента уплаты налога. Вязов А.С. полагает, что указанными решениями, ответом нарушены его права и законные интересы, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Определением суда от 29.04.2021 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены МИФНС №15 по Воронежской области и УФНС по Воронежской области.

Определением суда от 27.05.2021 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа.

Определением суда от 23.06.2021 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже.

Определением Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 28.06.2021 г. принят отказ Вязова А.С. от части требований к Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа, МИФНС №15 по Воронежской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области о взыскании страховых взносов в размере 180 руб.

Решением Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 09.07.2021 г. административный иск Вязова А.С. удовлетворен.

Постановлено: «Признать незаконными решения ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от 05.11.2020 об отказе в возврате излишне уплаченного транспортного с физических лиц, от 05.11.2020 об отказе в возврате излишне уплаченного налога на имущество физических лиц по ставкам применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, от 05.11.2020 об отказе в возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ.

Признать незаконным ответ Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 23.06.2021 по жалобе Вязова Алексея Стефановича.

Обязать ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа принять меры к возврату Вязову Алексею Стефановичу излишне уплаченного транспортного с физических лиц в размере 31 463,91 руб., излишне уплаченного налога на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 509,91 руб., излишне уплаченного налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ в сумме 442 655,38 руб.»

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 30.11.2021 г. решение Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 09.07.2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Коминтерновский районный суд г.Воронежа.

17.12.2021 г. административное исковое заявление Вязова Алексея Стефановича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа, МИФНС №15 по Воронежской области, Управлению Федеральной налоговой службе по Воронежской области о признании незаконными решений, возврате излишне уплаченного налога принято к производству Коминтерновского районного суда г.Воронежа.

Определением суда от 24.12.2021 г., вынесенным в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Рыжов В.В.

Определением суда от 20.01.2022 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФССП по Воронежской области.

Определением суда от 26.01.2022 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федерального Казначейства по Воронежской области.

Административный истец Вязов А.С., его представитель адвокат Жучкова М.Н., действующая на основании ордера, в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Доманина М.А., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, против удовлетворения заявленных требований возражала, представлены письменные пояснения (л.д.74-76 т.2). Представитель возникновение суммы излишне уплаченных налогов не отрицала, полагала, что Вязов А.С. пропустил срок для обращения с требованиями о возврате излишне уплаченных налогов. Вязову А.С. было известно о факте излишней уплаты налога? поскольку данная переплата образовалась в связи со взысканием налога службой судебных приставов по исполнительному документу 82-2009 от 16.02.2009 года, выданному Левобережным районным судом г. Воронежа.

Представитель административного ответчика МИФНС №15 по Воронежской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представлены письменные пояснения, согласно которым основания для возврата суммы излишне уплаченного налога из бюджета отсутствуют, так как с момента уплаты прошло более трех лет. В случае удовлетворения заявленных требований МИФНС № 15 по Воронежской области будет являться исполнителем решения по делу в части возврата денежных средств (л.д.79-82 т.2).

Представитель административного ответчика УФНС России по Воронежской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица УФК по Воронежской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представлены письменные пояснения, согласно которым Управление не является субъектом спорных правоотношений. Управление является территориальным органом Федерального казначейства. В соответствии со ст. 40 БК РФ органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств, а в случае возврата платежа соответствующим администратором доходов бюджета – согласно представленному им поручению (уведомлению). Администратором доходов бюджета выступает налоговый орган. Зачет или возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика (л.д.107-114 т.2), по заявленным требованиям полагаются на усмотрение суда.

Представители заинтересованных лиц - Межрайонной ИФНС №17 по Воронежской области, Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже, УФССП по Воронежской области, заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Рыжов В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав истца, его представителя, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа. Правила, установленные названной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей (пункт 14).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено кодексом (пункт 2). Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному 4 через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6).

Согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8). Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (пункт 9).

Таким образом, требования административного истца, связанные с оспариванием действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции по вопросу возврата излишне уплаченного налога, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. В данном случае налоговая инспекция реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении административного истца. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений, действий (бездействия) налогового органа и соответствующих должностных лиц, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В связи с чем, суд полагает, что требования административного истца подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Названному праву корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ).

Порядок таких зачетов и возвратов регламентирован главой 12 Налогового кодекса РФ, из анализа которой следует, что статья 78 Налогового кодекса РФ устанавливает режим зачета и возврата излишне уплаченных налоговых обязательств.

В соответствии с положениями данной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, в случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Кодексом закреплено право налогоплательщика на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога (пункт 1 статьи 78 Кодекса).

В силу пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 поименованного кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (часть 6 статьи 78 НК РФ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О, содержание положений статьи 78 Налогового кодекса РФ позволяют налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. Но данная норма законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).

Судом установлено, что 29.06.2020 г. и 22.10.2020 г. между ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа и Вязовым А.С. проведены совместные сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, о чем составлены соответствующие акты (л.д.13-23, 26-36 т. 1).

Согласно акту совместной сверки №ЗП5742 от 22.10.2020 г. установлена переплата Вязова А.С. по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 442655,38 руб., по штрафу в Пенсионный фонд Российской Федерации – 180 руб., по транспортному налогу - 31 463,91 руб., по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, – 509,91 руб. (пени) (л.д. 13-23 т.1). Аналогичная сумма переплаты (за исключением пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (513,15 руб.) установлена актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам №ЗП3599 от 29.06.2020 (л.д. 26-36 т.1).

Юридически значимым для правильного разрешения спора являются обстоятельства возникновения переплаты налога.

Как следует из письменных возражений административного ответчика ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, переплата по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 442655,38 руб. возникла за период с 01.01.2015 по 29.06.2017 г., по транспортному налогу в размере 31 463,91 руб. за период с 25.07.2013 по 29.05.2017 г., по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов на сумму 513,15 руб. 22.05.2012 года. ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа была принята карточка расчета с бюджетом по налогу на доходы физических лиц от ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа 28.11.2016 года с переплатой в размере 400065,96 рублей. Инспекция полагает, что Вязову А.С. стало известно о факте излишней уплаты налога, поскольку данная переплата образовалась в связи с взысканием налога службой судебных приставов по исполнительному документу 82-2009 от 16.02.09, выданному Левобережным районным судом г. Воронежа. Налогоплательщик состоит на налоговом учете в ИФНС по Коминтерновскому району г. Воронежа. Начисление налога на доходы физических лиц и дальнейшее взыскание ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа не производилось. Администрирование карточек расчетов с бюджетом производилось ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа (МИФНС России № 17 по Воронежской области).

В материалы дела по запросу суда МОСП по ОИП была предоставлена копия материалов исполнительного производства № (№).

Также сообщено, что 09.01.2018 года исполнительное производство принято к исполнению в Межрайонном отделении судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Воронежской области с присвоением номера (№), исполнительное производство поступило из Ленинского РОСП г. Воронежа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП Рыжовым В.В. от 10.03.2009 года было возбуждено исполнительное производство (№) в отношении Вязова А.С. в пользу взыскателя ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа, предмет исполнения: налог на доходы физических лиц в размере 1376420,9 рублей на основании исполнительного документа - исполнительного листа № 82-2009 от 16.02.2009 года, выданного Левобережным районным судом г. Воронежа.

В ответ на судебный запрос о выдаче копии судебного постановления Левобережный районный суд г. Воронежа сообщил, что согласно алфавитному указателю по гражданским делам с 2008 по 2009 год гражданских дел с участием Вязова А.С. не значится.

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа Даниловой А.А. от 29.11.2017 года в рамках исполнительного производства поступили денежные средства в размере 469300,73 рублей. Денежные средства были взысканы на момент нахождения исполнительного производства в Ленинском РОСП г. Воронежа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП Рыжовым В.В. от 14.11.2018 года исполнительное производство № (№) окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве.

За период нахождения исполнительного производства в МОСП по ОИП УФССП по Воронежской области поступили денежные средства от Вязова А.С. в размере 32248,95 рублей, которые перечислены взыскателю ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа.

20.10.2020 г. Вязов А.С. обратился в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа с заявлением, в котором просил возвратить ему излишне уплаченные налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (л.д. 25 т.1).

05.11.2020 г. заместителем начальника ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа вынесены решения об отказе в зачете (возврате) налога №11603 по транспортному налогу с физических лиц на сумму 31465,91 руб., (л.д. 152 т.1); №11621 по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, на сумму 469300,73 руб., (л.д. 153 т.1); №11602 по налогу на имущество по ставке, применяемой к объекту налогообложения в границах городского округа, на сумму 513,15 руб. (л.д. 154 т.1). Основанием отказа явилось нарушение срока подачи заявления о зачете (возврате) излишней суммы (заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты).

Согласно служебной записке № 09-27/17310@ от 05.07.2021 года отдела камеральных проверок № 2 Вязову А.С. было отказано в возврате сумм налога на доходы физических лиц и страховых взносов в связи с истечение 3 лет с момента последней уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

Однако, в нарушение п. 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ налоговым органом не было сообщено о факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения данного факта. Вместе с тем, в силу п. 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ сообщение об излишней уплате налога является обязанностью налогового органа.

Как указывает административный истец, об излишне уплаченных налогах он узнал лишь 29.06.2020 г., то есть при проведении сверки расчетов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 30.06.2020 N 1595-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Попова Николая Ивановича на нарушение его конституционных прав статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации», статья 78 Налогового кодекса РФ закрепляет право налогоплательщика на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога. Регламентируя порядок реализации этого права, само по себе данное законоположение не ограничивает право граждан на доступ к правосудию в установленных федеральным законом формах и не лишает иных возможностей судебной защиты своих прав.

В случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (определения от 8 февраля 2007 года N 381-О-П). Закрепление в статье 78 Налогового кодекса РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Принимая во внимание, что налоговым органом не оспаривается факт наличия переплаты по налогам, не исполнена обязанность по уведомлению Вязова А.С. о наличии у него переплаты по налогам, а также учитывая то, что истец узнал о наличии данной переплаты лишь 29.06.2020 г., суд приходит к выводу, что отказ налогового органа в возврате излишне уплаченной суммы налога по основанию пропуска трехлетнего срока является незаконным.

Как следует из материалов дела, 12.02.2021 г. Вязов А.С. обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области с жалобой, в которой просил провести проверку и возвратить излишне уплаченные налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы в размере 474809,32 руб. Указанная жалоба мотивирована тем, что заявитель в октябре 2020 г. обратился в ИФНС по Коминтерновскому району г.Воронежа с требованием о возврате излишне уплаченных сумм налогов, однако, требования Вязова А.С. добровольно удовлетворены не были, ответа от налогового органа не поступило.

18.03.2021 г. УФНС России по Воронежской области уведомило Вязова А.С. о продлении срока рассмотрения его обращения (л.д. 92, 93 т.1).

23.06.2021 г. УФНС России по Воронежской области направлен ответ Вязову А.С., из которого следует, что ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по заявлениям Вязова А.С. о возврате излишне уплаченных денежных средств 05.11.2020 г. приняты решения об отказе в возврате сумм излишне уплаченных налогов № 11602, 11603, 11621, о чем направлены соответствующие сообщения от 05.11.2020 г. № 11602, 11603, 11621. Поскольку трехлетний срок, предусмотренный ст. 78 НК РФ для обращения с таким заявлением, Вязовым А.С. пропущен, УФНС России по Воронежской области было сообщено заявителю, что заявленная переплата возврату не подлежит.

Учитывая вывод суда о незаконности решений ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа от 05.11.2020 г. № 11621, от 05.11.2020 г. № 11602, от 05.11.2020 г. № 11603 об отказе в возврате налога, суд приходит к выводу, что ответ УФНС России по Воронежской области от 23.06.2021 г. в части правомерности вышеуказанных решений ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа является не законным.

Оценив представленные доказательства и установленные обстоятельства, суд полагает, что административные исковые требования Вязова А.С. о признании незаконными решений ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа от 05.11.2020 г. № 11621, от 05.11.2020 г. № 11602, от 05.11.2020 г. № 11603 об отказе в возврате налога подлежат удовлетворению.

Также следует признать незаконным ответ УФНС России по Воронежской области от 23.06.2021 г. № 17-23/18322 в части законности решений ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа от 05.11.2020 г. № 11621, от 05.11.2020 г. № 11602, от 05.11.2020 г. № 11603 об отказе в возврате налога.

Приказом УФНС России по Воронежской области от 11.02.2020 № 02-05-17/159 утвержден Регламент взаимодействия МИФНС № 15 по Воронежской области и территориальных налоговых органов Воронежской области в условиях централизации функций по управлению долгом.

Согласно п. 1.2. Регламента Межрайонная инспекция ФНС № 15 по Воронежской области – Долговой центр является территориальным налоговым органом, на базе которого осуществлена централизация функций по управлению долгом в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в том числе работа с переплатой: осуществление зачетов, возвратов излишне уплаченных, взысканных, возмещенных сумм в порядке ст. 78, 79, 176, 176.1 НК РФ.

Согласно п. 5.1. Регламента принятие решений о зачете, возврате денежных средств в порядке ст. 78, 79, 176, 176.1, 203, 203.1, 333.40 НК РФ по решению налогового органа или по заявлению налогоплательщика, а также уточнение платежей в порядке ст. 45 НК РФ осуществляет Долговой центр.

Последовательность действий при осуществлении зачета (возврата) и ведение информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам регламентированы Порядком взаимодействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области и территориальных налоговых органов Воронежской области при проведении работы по зачетам (возвратам) излишне уплаченных (взысканных) подлежащих возмещению сумм в условиях централизации функций по управлению долгом, утвержденным приказом УФНС по Воронежской области от 10.12.2020 года № 02-05-17/158@ (п. 5.2.)

Уведомление налогоплательщиков о проведенных зачетах переплаты, возврата денежных средств, уточнения платежей осуществляет Долговой центр (п. 5.3.).

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым возложить на ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа обязанность по возврату Вязову А.С. из бюджета излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового Кодекса РФ, в сумме 442655 рублей 38 копеек, излишне уплаченной суммы транспортного налога с физических лиц в сумме 31463 рубля 91 копейка, излишне уплаченной суммы налога на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах городского округа, (пени) в размере 509 рублей 91 копейка.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Вязова Алексея Стефановича - удовлетворить.

Признать незаконными решения ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа от 05.11.2020 г. № 11621, от 05.11.2020 г. № 11602, от 05.11.2020 г. № 11603 об отказе в возврате налога.

Признать незаконным ответ УФНС России по Воронежской области от 23.06.2021 г. № 17-23/18322 в части законности решений ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа от 05.11.2020 г. № 11621, от 05.11.2020 г. № 11602, от 05.11.2020 г. № 11603 об отказе в возврате налога.

Возложить на ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа обязанность по возврату Вязову Алексею Стефановичу из бюджета излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового Кодекса РФ, в сумме 442655 рублей 38 копеек, излишне уплаченной суммы транспортного налога с физических лиц в сумме 31463 рубля 91 копейка, излишне уплаченной суммы налога на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах городского округа, (пени) в размере 509 рублей 91 копейка.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья: подпись Л.В.Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено 11.03.2022 года