Дело № 2-1959 /2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
председательствующего судьи: Колычевой А.В.,
при секретаре: Ворона Е.Д..,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по, Областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области « к Лямзиной Тамаре Дмитриевне о компенсации ущерба, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам,
у с т а н о в и л :
Областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» обратился в суд с иском Лямзиной Тамаре Дмитриевне о компенсации ущерба, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам в размере 101 188 руб.
В обоснование иска указано, что 3.04.2017 на стационарном пункте весового контроля «ЛЕВЫЙ БЕРЕГ» областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на автомобильной дороге «Казань-Ульяновск» - «Ульяновск-Самара» км 12+740, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства Маз, государственный регистрационный номер (№), принадлежащим на праве собственности Лямзиной Т.Д., и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза. Указанный автомобиль под управлением водителя осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: гр. Самарской обл. - а/д «Димитровград-Узюково-Тольятти»-Новая Майна - обход г. Лимитровграда - Мулловка - Чердаклы - Мирный - до г. Ульяновск - а/д «Казань-Ульяновск- Ульяновск-Самара» - от а/д Р241 «Казань-Буинск-Ульяновск» - до А151 Цивильск-Ульяновск -разъезд Лаишевский (пройденное расстояние 134,286 км (1,34286 сот. км. - для формулы)), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных. Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 № 05-од «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или муниципального значения Ульяновской области» (далее - Приказ). Перевозя тяжеловесные грузы, собственник автомобиля обязан был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения, а также ознакомиться с размещенными в сети Интернет, и средствах массовой информации распорядительными актами о введении временных ограничений движения. При взвешивании транспортного средства сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен Акт № 127 от 03.04.2017 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - Акт). Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с применением весового оборудования - весов ВА-15С-2М, № 1982/1, поверенных 07.11.2016г., свидетельство № 082244/13- 16. С результатами акта № 127 от 03.04.2017 водитель транспортного средства был ознакомлен, от подписания и получения акта отказался. В адрес ответчика была направлена претензия от 06.07.2017 года № 12-17-04, в которой было предложено в добровольном порядке возместить сумму, в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов. В добровольном порядке сумма ущерба не погашена, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание
представителя не направил. В заявлении, адресованном суду, просил рассматривать дело в отсутствие представителя.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом по месту регистрации, от получения корреспонденции уклонилась. ( л.д. 59) Согласно части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. При таком положении неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Порядок, правила и условия движения по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, устанавливаются и регулируются Законом № 257-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от (ДД.ММ.ГГГГ)(№)-пр создано областное государственное казённое учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» путём переименования, которому переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящими по территории Ульяновской области.
Включенные в Перечень автомобильные дороги общего пользования регионального или муниципального значения Ульяновской области, утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 № 431-П (далее - Постановление № 431-П) и закреплены на праве оперативного управления за ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области".
В соответствии с п. 2.3.3. Устав ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области " к основным целям деятельности относится обеспечение сохранности автомобильных : дорог и сооружений на них.
Для достижения указанных целей ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет следующие виды деятельности:
обеспечивает взвешивание транспортных средств (п. 2.4.25 Устава);
производит расчет вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами и взимание платы за возмещение вреда с владельцев или пользователей указанных транспортных средств (п. 2.4.27 Устава).
ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» осуществляет весовой контроль на основании распоряжения Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 18.06.2012 №103-р «Об осуществлении весового контроля».
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее - Постановление № 272) ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет расчет, начисление и взимание возмещения вреда, на основании Актов о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и/или нагрузке на ось.
В процессе рассмотрения дела установлено, что 3.04.2017 на стационарном пункте весового контроля «ЛЕВЫЙ БЕРЕГ» областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на автомобильной дороге «Казань-Ульяновск» - «Ульяновск-Самара» км 12+740, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без
специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством - Маз, государственный регистрационный номер (№) принадлежащим на праве собственности (ФИО)2, под управлением водителя который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Ульяновской области по маршруту: гр. Самарской обл. - а/д «Димитровград-Узюково-Тольятти»-Новая Майна - обход г. Лимитровграда - Мулловка - Чердаклы - Мирный - до г. Ульяновск - а/д «Казань-Ульяновск- Ульяновск-Самара» - от а/д Р241 «Казань-Буинск-Ульяновск» - до А151 Цивильск-Ульяновск -разъезд Лаишевский (пройденное расстояние 134,286 км (1,34286 сот. км. - для формулы)), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 № 05-од «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или муниципального значения Ульяновской области»
Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденным Приказом Министерства транспорта России от 2.08.2011 №211, предусмотрено, что временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий: вводятся в весенний период (с 1 апреля по 25 июня, с учетом природно-климатических условий территорий, по которым проходит такая автомобильная дорога) в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных цементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.
При издании акта о введении ограничения владельцы автомобильных дорог в соответствии Приказом Министерства транспорта России от 12.08.2011 № 211, обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничений информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений.
Приказ от 27.02.2017 № 05-од был опубликован в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах: dorogi73.ru, build.ulgov.ru и в средствах массовой информации (газета Ульяновская правда» от 28.02.2017 № 14).
На основании изложенного, информация о временном ограничении движения транспортных средств являлась общедоступной в силу опубликования акта о временном ограничении движения на официальных сайтах и в средствах массовой информации, в связи с чем, ответчик мог и должен был знать об установлении ограничений.
Следовательно, перевозя тяжеловесные грузы, ответчик обязан был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения, а также ознакомиться с размещенными в сети Интернет, и средствах массовой информации распорядительными актами о введении временных ограничений движения. Владелец транспортного средства является лицом, ответственным за оформление необходимой документации на перевозку грузов.
Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего
перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.
Работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» произведено взвешивание транспортного средства было с применением весового оборудования - весов ВА-15С-2М, № 1982/1, поверенных 07.11.2016г., свидетельство № 082244/13- 16.
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен Акт № 127 от 03.04.2017 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - Акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, -осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок определения размера такого вреда установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее - Правила возмещения вреда).
Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или муниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно п. 17 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Постановлением № 272.
В Акте № 127 от 03.04.2017 зафиксирован факт превышения установленных ограничений по нагрузке на ось: перегруз по нагрузке на 1-ю, и 2-ю оси.
На участке № 1 (маршрут движения - 126.022 км (1.26022 сот. км. - для формулы)): Осевые нагрузки
№ оси | Допустимые | Фактические | Перегруз (кг) (столбец 3- столбец 2) | Перегруз(%)(столбец 4/ столбец 2) | Рублей за перегруз (постановление Правительства 331-П) |
нарушения предельно допустимой массы транспортного средства не выявлено, поэтому
значение ™ - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, в формулу не подставляется и при подсчете ущерба не учитывается.
Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Как усматривается из Акта зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет: 4,3 метра.
Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 № 05-од.
Как указано в Акте ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы:
по первой оси - фактическая масса - 5,840 тонн, допустимая - 5,000 тонн, превышение - 0.840 тонны или 17%);
по второй оси - фактическая масса - 8,780 тонн, допустимая - 5,000 тонн, превышение - 3.780 тонны или 76%).
Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам регионального или муниципального значения утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 июля 2008 года
№ 331-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» далее - Постановление № 331-П).
Размер вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, рассчитанных под осевую нагрузку 10 тонн/ось, от превышения допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, рассчитывается по следующей таблице :
Превышение допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (процентов) | Размер вреда (рублей на 100 км) |
До 10 | |
выше 10 до 20 | |
ьыше 20 до 30 | |
С выше 30 до 40 | |
(. ьыше 40 до 50 | |
Свыше 60 | Рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 |
В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значение размера вреда, установленные в настоящей таблице, увеличиваются в 2,9 раза.
Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства :
свыше 10 % до 20 % - 2 430 руб. (7 047 руб. = 2 430 * 2,9) за 100 км (первая ось);
свыше 60 % - 11 389 руб. (33 028 руб. = 11389 * 2,9) за 100 км (вторая ось);
Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению № 431-П и схеме дорог Ульяновской области.
Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: гр. Самарской обл. - а/д «Димитровград-Узюково- 7 Тольятти»-Новая Майна - обход г. Димитровграда - Мулловка - Чердаклы - Мирный - до г. Ульяновск - а/д «Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара» - от а/д Р241 «Казань-Буинск- Ульяновск» - до А151 Цивильск-Ульяновск - разъезд Лаишевский (пройденное расстояние 126.022 км).
Расчет произведен по следующей формуле Правил возмещения вреда:
Пр = [рпм + (Ршш1+ Рпом2 + • • • + Рпош)] Х S Х Ттг,
где: размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);
Р
пм - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог регионального или муниципального значения (рублей на 100 километров);
Р пом 1, Р пом2, Р помi - размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);
- количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно лопустимых осевых нагрузок;
S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);
Ттг- базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:
Т = Т х I
ТГ ПГ ТГ 5
где: Тпг _ базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, T200g = 1);
I ТГ - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников
финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Данный индекс утверждается на каждый год и рассчитан следующим образом:
индексы-дефляторы инвестиций в основной капитал (капитальных вложений) утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 23.09.201 1 № 20713-АК/ДОЭ «О разработке уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 г.г., а базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1. Таким образом,
Ттг 2009 г. (компенсационный индекс на 2009 г.) = 1 (базовый компенсационный индекс 2008 г.)
1,052 (индекс-дефлятор 2009 г.) = 1,052
Ттг 2010 г. (компенсационный индекс на 2010 г.) = 1,052 (базовый компенсационный индекс
г.) * 1,127 (индекс-дефлятор 2010 г.) = 1,186
Ттг 2011 г. (компенсационный индекс на 2011 г.) =1,186 (базовый компенсационный индекс
г.) * 1,171 (индекс-дефлятор 2011 г.) = 1,389
Ттг 2012 г. (компенсационный индекс на 2012 г.) = 1,389 (базовый компенсационный индекс
г.) * 1,113 (индекс-дефлятор 2012 г.) = 1,546
Ттг 2013 г. (компенсационный индекс на 2013 г.) = 1,546 (базовый компенсационный индекс
г.) * 1,012 (индекс-дефлятор 2013 г.) = 1,564
Ттг 2014 г. (компенсационный индекс на 2014 г.) = 1,564 (базовый компенсационный индекс
г.) * 1,064 (индекс-дефлятор 2014 г.) = 1,664
Ттг 2015 г. (компенсационный индекс на 2015 г.) = 1,664 (базовый компенсационный индекс
г.) * 1,050 (индекс-дефлятор 2015 г.) = 1,747
Ттг 2016 г. (компенсационный индекс на 2016 г.) = 1,747 (базовый компенсационный индекс
г.) * 1,050 (индекс-дефлятор 2016 г.) = 1,834
Ттг 2017 г. (компенсационный индекс на 2017 г.) = 1,834 (базовый компенсационный индекс
г.)* 1,051 (индекс-дефлятор 2017 г.) = 1,927.
Размер причиняемого ущерба на участке № 1 составляет:
Пр = (2 430*2,9 + 11 389*2,9) * 126,022/100 * 1,927 = (7 047 + 33 028) * 126,022/100 * 1,927 = 97 320 (руб.)
На участке № 2 (маршрут движения - 8,264 км (0,08264 сот. км. - для формулы)):
-\о оси | Допустимые | Фактические | Перегруз (кг) (столбец 3- столбец 2) | Перегруз (%) (столбец 4/ столбец 2) | Рублей за перегруз (постановление Правительства 331-П) |
Нарушения предельно допустимой массы транспортного средства не выявлено, поэтому значение Р пм
- размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, в формулу не подставляется и при подсчете ущерба не учитывается.
Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет:
метра.
Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период ведения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на 2нтомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 № 05-од.
Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой
массы:
по второй оси - фактическая масса - 8,780 тонн, допустимая - 6,000 тонн, превышение - 2."80 тонны или 46%).
Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07. 2008года № 331-П
«Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам » "щего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» (далее - Постановление № 331-П).
Размер вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, рассчитывается под осевую нагрузку
Превышение допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (процентов) | Размер вреда (рублей на 100 км) |
До 10 | |
| ". выше 20 до 30 | |
! " выше 30 до 40 |
Свыше 40 до 50 | |
Свыше 50 до 60 | |
Свыше 60(з ред. постановления Правительства | Рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934Ульяновской области от 26.10.2015 N 549-П) |
В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения размера вреда, установленные в настоящей таблице, увеличиваются в 2,9 раза.
Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства :
- свыше 40 % до 50 % - 8 377 руб. (24 293 руб. = 8 377 * 2,9) за 100 км (вторая ось).
Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению № 431-П и схеме дорог Ульяновской области.
Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту :Димитровградское шоссе - а/д «Ульяновск-Димитровград-Самара» поворот на птицефабрику (пройденное расстояние 8,264 км).
Расчет произведен по следующей формуле Правил возмещения вреда:
Пр=[ Рпм+( Рпом1,+ Р пом 2 + …+ Pпомi)]x Sx TTr,
где:
размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);
Р
пм - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (рублей на 100 километров);
Р пом 1, Р пом2, Р пом.i размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);
- количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;
S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);
Ттг- базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:
Т = Т х I
ТГ ПГ ТГ 5
где: Тпг. базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т2008 = 1);
1ХГ - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников
финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при
формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Данный индекс утверждается на каждый год и рассчитан следующим образом:
индексы-дефляторы инвестиций в основной капитал (капитальных вложений) утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 23.09.2011 № 20713-Ак/Д03 «О разработке уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 г.г., а (ж *вый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1. Таким образом,
Ттг 2009 г. (компенсационный индекс на 2009 г.) = 1 (базовый компенсационный индекс 2008 г.)
х 1,52 (индекс-дефлятор 2009 г.) = 1,052
Ттг 2010 г. (компенсационный индекс на 2010 г.
2009 г.) * 1,127 (индекс-дефлятор 2010 г.) = 1,186
Ттг 2011 г. (компенсационный индекс на 2011 г.
2010 г.) * 1,171 (индекс-дефлятор 2011 г.) = 1,389
Ттг 2012 г. (компенсационный индекс на 2012 г.
20 12 г.) * 1,113 (индекс-дефлятор 2012 г.) = 1,546
Ттг 2013 г. (компенсационный индекс на 2013 г.
2012г.)* 1,012 (индекс-дефлятор 2013 г.) = 1,564
Ттг 2014 г. (компенсационный индекс на 2014 г.
г.) * 1,064 (индекс-дефлятор 2014 г.) = 1,664
Ттг 2015 г. (компенсационный индекс на 2015 г.
2014 г.)* 1,050 (индекс-дефлятор 2015 г.) = 1,747
Ттг 2016 г. (компенсационный индекс на 2016 г.
г.) * 1,050 (индекс-дефлятор 2016 г.) = 1,834
Ттг 2017 г. (компенсационный индекс на 2017 г.
2016 г.) * 1,051 (индекс-дефлятор 2017 г.) = 1,927.
Размер причиненного ущерба на участке № 2 составляет :
Пр = (0 + 8 377*2,9 ) * 8,264/100 * 1,927 = (0 + 24 293 )* 8,264/100 * 1,927 = 3 869(руб.)
Размер причиненного ущерба по акту № 127 от 03.04.2017 составляет:
Пр = 97 320 руб. + 3 869 руб. = 101 188 (руб.)
С результатами акта № 127 от 03.04.2017 водитель транспортного средства был ознакомлен, однако от подписания и получения акта отказался. 06.07.2017 в адрес ответчика в досудебном порядке направлена претензия № 12-17-04, в которой было предложено в добровольном порядке возместить сумму, в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов, однако до настоящего времени размер ущерба не погашен.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 №22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
У истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причинённого конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определён заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок.
Обязательность платы за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую.
Перевозя тяжеловесные грузы, ответчик обязан был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения. Владелец транспортного средства является лицом, ответственным за оформление необходимой документации на перевозку грузов.
Доказательств наличия у ответчика на момент осуществления перевозки Специального разрешения, выданного в соответствующем порядке, суду не представлено.
Весовое оборудование при проведении взвешивания эксплуатировалось согласно Федеральному закону № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений». В силу статьи 13 данного закона, средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Результаты проверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Весовое оборудование, используемое ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», прошло сертификацию и проверено надлежащим образом. Соответствующие сертификаты и свидетельства о поверке к материалам дела приложены. В этой связи не доверять показаниям весового оборудования основания отсутствуют.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Истцом в материалы гражданского дела представлены доказательства противоправного поведения ответчика, причинно-следственной связи его противоправных действий и причиненных убытков. Причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками заключается в причинении дорожному полотну повреждений (в том числе способствующих разрушению полотна) ввиду нарушения ответчиком требований законодательства о перевозке тяжеловесных грузов (перевозка с превышением предельно допустимой осевой нагрузки и отсутствием специального разрешения на такую перевозку).
Вина ответчика заключается в неисполнении вышеуказанных норм действующего законодательства об установлении допустимой нагрузки транспортного средства при движении по дороге общего пользования регионального значения. Размер ущерба определен на основании постановления Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 № 331-П., ответчиком не оспорен, принят судом во внимание.
На основании изложенного и принимая во внимание факт превышения установленных предельно допустимых значений осевых нагрузок транспортного средства, отсутствия доказательств возмещения вреда, причиненного транспортным средством, считает возможным исковые требования удовлетворить, взыскав с Лямзиной Т.Д. плату в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам в размере 101 188 руб.
Так как истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего иска в суд, на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 3 223,76 руб. ( Расчет следующий : ((101 188 – 100 000) х 2% + 3200 )
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» удовлетворить.
Взыскать Лямзиной Тамары Дмитриевны в пользу Областного государственного казенного учреждения « Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»
компенсацию ущерба, причиненного автомобильным дорогам в размере 101 188 руб.
Взыскать с Лямзиной Тамары Дмитриевны в доход бюджета госпошлину в размере 3 223,76 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд г. Воронежа в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья : Колычева А.В.