НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 14.01.2022 № 2А-134/2022

Дело № 2а-134/2022 (2а-5259/2021)

УИД 36RS0002-01-2021-005977-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.01.2022 года г.Воронеж

Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Самардаковой В.С.,

с участием административного истца Чайковского М.В.,

представителя заинтересованного лица Управления строительной политики администрации городского округа город Воронеж Степановой О.С., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица прокуратуры Воронежской области помощника прокурора г.Воронежа Будкова И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Чайковского Михаила Викторовича о признании незаконным бездействия главы администрации городского округа город Воронеж Кстенина В.Ю., исполняющего обязанности заместителя главы администрации по градостроительству Головацкого А.В., выразившегося в отсутствии надлежащего контроля за исполнением постановления от 21.12.2016 г. № 1091, в непринятии мер по проведению аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой Дивизии – переулок Здоровья в городском округе г.Воронежа, в не проведении мероприятий по планировке территории, общественному обсуждению и реконструкции транспортной развязки на пересечении улиц Бурденко –Транспортной - 45 Стрелковой Дивизии, обязании администрации городского округа г. Воронеж обеспечить проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Бурденко - Транспортной - 45 Стрелковой Дивизии,

УСТАНОВИЛ:

Чайковский М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Воронеж с требованиями признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по проведению аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой Дивизии – переулок Здоровья в городском округе г.Воронежа, обязать обеспечить проведение аукциона.

В обоснование исковых требований указано, что истец зарегистрирован и постоянно проживает с семьей в многоквартирном доме <адрес> 1953 года постройки, отнесенного к категории ветхий, капитальный ремонт которого с момента постройки дома не проводился, при этом рядом стоящие многоквартирные дома <адрес> по ул. Транспортная признаны аварийными. В целях ускоренного расселения за счет внебюджетных средств жителей аварийных и ветхих домов в г. Воронеже решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 года № 150-Ш утверждена муниципальная адресная программа «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе г. Воронеж» и многоквартирный дом <адрес>, расположенный в жилом квартале, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья, включен в адресный перечень домов, подлежащих сносу с планируемым сроком начала реализации муниципальной адресной программы 2012-2013 годы. Согласно материалов прокурорской проверки в деятельности администрации городского округа г. Воронеж выявлены нарушения при реализации указанной муниципальной адресной программы, для устранения нарушений закона 24.11.2020 года прокуратурой г. Воронежа в адрес главы администрации городского округа г. Воронеж внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, также установлено, что аукцион будет проведен в 3 квартале 2021 года, что подтверждается письмом прокуратуры Воронежской области от 30.12.2020 года. Вместе с тем, до настоящего времени администрацией городского округа г. Воронеж решение о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж не принято. Бездействие администрации городского округа г. Воронеж является незаконным и нарушает права и жилищные интересы истца и его семьи, публичные интересы граждан, проживающих в указанном жилом квартале, которые защищаются органами прокуратуры, поскольку жители длительное время находятся в неопределенности относительно ограничений и реализации своих прав и законных интересов, в частности, срока сноса жилых домов, в которых они проживают, необходимости планирования и совершения оправданных расходов на мероприятия по энергосбережению, проведению текущего и капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. При этом административный ответчик ввиду нецелесообразности прекратил производство благоустройства указанной территории, не обеспечивается своевременное проведение работ по текущему и капитальному ремонту муниципального имущества, находящегося в указанных домах, что стало причиной для их не производства, указанные обстоятельства привели к аварийному и неудовлетворительному техническому состоянию многоквартирных домов, отсутствию безопасной и комфортной среды на указанной территории.

Определением суда в порядке подготовки дела к судебном разбирательству от 30.08.2021 г., вынесенным в протокольной форме, в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура г. Воронежа, в качестве административного ответчика к участию в деле привлечено Управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж.

Определением суда от 30.09.2021 г., вынесенным в протокольной форме, в качестве административного ответчика к участию в деле привлечен глава администрации городского округа город Воронеж Кстенин В.Ю., в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Воронежской области.

07.10.2021 года к производству суда принято уточненное исковое заявление Чайковского М.В. к администрации городского округа город Воронеж, Управлению строительной политики администрации городского округа г. Воронеж, главе администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия администрации городского округа г. Воронеж, выразившегося в отсутствии надлежащего контроля за исполнением постановления администрации городского округа г. Воронеж от 21.12.2016 года № 1091 о развитии застроенной территории, жилого квартала, ограниченного улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж, не принятии мер по проведению аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья на основании представления прокуратуры г. Воронежа от 02.12.2019 года, не проведении мероприятий по планировке территории, общественному обсуждению и реконструкции транспортной развязки на пересечении улиц Бурденко – Транспортной – 45 Стрелковой дивизии на основании представления прокуратуры г. Воронежа от 02.12.2019 года и 24.11.2020 года, признании незаконным бездействия Управления строительной политики администрации городского округа г. Воронеж, выразившегося в не подготовке проекта постановления администрации городского округа г. Воронеж о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья на основании заявлений ООО «ИП К.И.Т.» от 11.01.2019 года, 02.12.2019 года и представлений прокуратуры г. Воронежа от 02.12.2019 года и 24.11.2020 года, обязании администрации городского округа г. Воронеж обеспечить проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья.

Определением суда от 28.10.2021 г., вынесенным в протокольной форме, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.

Определением Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 26.11.2021 г. принят отказ административного истца Чайковского Михаила Викторовича от административных исковых требований к Управлению строительной политики администрации городского округа город Воронеж в части признания незаконным бездействия Управления строительной политики администрации городского округа город Воронеж, выразившегося в не подготовке проекта постановления администрации городского округа г.Воронеж о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой Дивизии – переулок Здоровья в городском округе г.Воронежа на основании заявлений ООО «ИП К.И.Т.» от 11.01.2019 г., 02.12.2019 г. и представлений прокуратуры г.Воронежа от 02.12.2019 г. и 24.11.2020 г.

26.11.2021 года к производству суда принято уточненное исковое заявление Чайковского М.В. о признании незаконным бездействия главы администрации городского округа город Воронеж Кстенина В.Ю., исполняющего обязанности заместителя главы администрации по градостроительству Головацкого А.В., выразившегося в отсутствии надлежащего контроля за исполнением постановления от 21.12.2016 г. № 1091, в непринятии мер по проведению аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой Дивизии – переулок Здоровья в городском округе г.Воронежа, в не проведении мероприятий по планировке территории, общественному обсуждении и реконструкции транспортной развязки на пересечении улиц Бурденко –Транспортной - 45 Стрелковой Дивизии, обязании администрации городского округа г. Воронеж обеспечить проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Бурденко - Транспортной - 45 Стрелковой Дивизии.

Определением суда от 14.12.2021 г., вынесенным в протокольной форме, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж.

Административный истец Чайковский М.В. в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представитель заинтересованного лица Управления строительной политики администрации городского округа город Воронеж Степанова О.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных пояснениях.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Воронежской области помощник прокурора г.Воронежа Будков И.С. полагал, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представитель административного ответчика администрации городского округа город Воронеж, административные ответчики глава администрации городского округа город Воронеж Кстенин В.Ю., и.о. заместителя главы администрации по градостроительству Головацкий А.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав истца, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Отношения, связанные с вопросами развития застроенной территории, регулировались положениями ст. 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые были внесены в данный кодекс Федеральным законом от 18.12.2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменении в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2020 года № 494-ФЗ.

Данным законом введено понятие "развитие застроенной территории", которое означает снос, реконструкцию зданий, строений, сооружений, являющихся аварийными или подлежащими сносу, реконструкции по иному основанию, и осуществление нового строительства на освобожденной территории.

В соответствии с частью 2 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 года № 494-ФЗ) решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).

Пунктами 1, 2 части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 года № 494-ФЗ) предусмотрено, что решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:

- многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;

- многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (ч. 6 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 года № 494-ФЗ) аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории является открытым по составу участников и форме подачи заявок.

В силу положений части 2 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 года № 494-ФЗ) решение о проведении аукциона принимается главой местной администрации муниципального образования, органом местного самоуправления которого принято решение о развитии застроенной территории.

Согласно части 6 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 года № 494-ФЗ) извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в сети "Интернет", а также опубликовывается организатором аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 года № 150-Ш утверждена муниципальная адресная программа «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе г. Воронеж».

На территории города расположено 32 территории, подлежащие развитию, в том числе жилой квартал, ограниченный улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья, ориентировочной площадью 3,17 га.

Многоквартирный дом <адрес>, расположенный в жилом квартале, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья, включен в адресный перечень домов, планируемых к сносу и реконструкции.

Согласно муниципальной адресной программе «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж» общее руководство и текущее управление реализацией мероприятий программы осуществляет управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж.

Муниципальная адресная программа "Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж" является основанием для принятия главой городского округа город Воронеж решения о развитии застроенных территорий в соответствии со ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Порядок подготовки решения о развитии застроенных территорий, порядок приема, рассмотрения, подготовки документов, необходимых для принятия решения о развитии застроенных территорий, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий городского округа город Воронеж, порядок заключения договоров определялся Положением, утвержденным постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 25.04.2012 года № 319 «О развитии застроенных территорий в городском округе город Воронеж».

В соответствии с пунктом 2.8. Положения о порядке принятия решений о развитии застроенных территорий и проведении аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий в городском округе г. Воронеж (далее – Положение) организация процесса подготовки и принятия решения о развитии застроенной территории осуществляется управлением строительной политики администрации городского округа город Воронеж по поручению главы городского округа город Воронеж.

Управление строительной политики администрации городского округа город Воронеж обеспечивает:

- взаимодействие между структурными подразделениями администрации городского округа город Воронеж;

- организацию работы по обращениям потенциальных участников аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;

- подготовку и проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;

- подготовку проекта договора о развитии застроенной территории, его согласование в структурных подразделениях администрации городского округа город Воронеж и территориальных органах, а также его подписание по итогам аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;

- учет и контроль реализации заключенных договоров о развитии застроенной территории.

Согласно п. 3.1 Положения (в редакции постановления администрации городского округа г. Воронеж от 13.11.2019 года № 1076) решение о проведении аукциона принимается главой администрации городского округа город Воронеж путем издания постановления администрации городского округа город Воронеж. Организатором аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в городском округе город Воронеж выступает администрация городского округа город Воронеж. Подготовку проекта постановления администрации городского округа город Воронеж о развитии застроенной территории, организацию и проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории обеспечивает управление строительной политики. Постановление подлежит опубликованию в газете "Берег" и размещению на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж в сети Интернет www.voronezh-city.ru, а также размещению на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

На основании п. 3.2 Положения в случае если на территории, в отношении которой принято решение о развитии, расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, решение о проведении аукциона может быть принято по истечении 6 месяцев, если собственником или собственниками такого многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома или от них будет получен добровольный отказ от проведения сноса или реконструкции.

В случае если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд.

В случае добровольного отказа собственниками многоквартирного дома от получения разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома решение о проведении аукциона может быть принято до истечения 6-месячного срока.

Согласно п. 3.4. Положения после вступления в силу постановления администрации городского округа город Воронеж о развитии застроенной территории управление строительной политики:

- составляет проект договора о развитии застроенной территории в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, и с учетом информации профильных структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж о наличии в границах территории потребности в объектах образования, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения;

после составления проекта договора о развитии застроенной территории в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивает организацию и проведение оценки выкупной стоимости жилых помещений и права заключения договора о развитии застроенной территории для определения начальной цены предмета аукциона и размера возмещения за изымаемые жилые помещения, расположенные в границах этой территории.

Начальная цена предмета аукциона определяется в результате проведения оценки объекта оценки - земельного участка (земельных участков), расположенного (расположенных) в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории. При этом начальной ценой предмета аукциона будет являться рыночная стоимость объекта оценки, определенная в результате проведенной оценки, с учетом затрат на проведение работ по оценке;

в 60-дневный срок после получения отчета об оценке права на заключение договора о развитии застроенной территории готовит документацию на проведение аукциона в соответствии с пунктами 3.12 и 3.13 настоящего Положения.

Постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 21.12.2016 года № 1091 принято решение о развитии застроенной территории жилого квартала, ограниченного улицами Транспортная - 45 стрелковой дивизии - переулок Здоровья в городском округе город Воронеж.

Согласно п. 4 постановления администрации городского округа г. Воронеж от 25.04.2012 года № 319 (в редакции постановления администрации городского округа г. Воронеж от 16.07.2021 года № 703) к правоотношениям, связанным с исполнением решений о развитии застроенных территорий в городском округе город Воронеж, принятых до 30.12.2020, внесением изменений в такие решения и признанием таких решений утратившими силу (отменой таких решений), применяются положения Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 30.12.2020, Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 30.12.2020, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий".

Установлено, что истец Чайковский М.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, собственником жилого помещения является (ФИО)10 (мать истца), что подтверждается справкой АО «УК Коминтерновского района» (том 1, л.д. 14).

Ранее административный истец Чайковский М.В. обращался в суд с иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж.

В ходе рассмотрения дела установлено, что сроки реализации муниципальной адресной программы «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе г. Воронеж» определены 2017-2030 годы – в редакции решения Воронежской городской Думы от 28.05.2019 года № 1137-IV (сроки проведения аукционов на право развития застроенной территории жилого квартала, ограниченного улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии - переулок Здоровья, 2020-2021 годы).

Сроки проведения аукциона после принятия решения о развитии застроенной территории законодательно не закреплены и определяются периодом времени, необходимым для подготовки аукционной документации в полном объеме, а также наличием обращений инвесторов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по развитию конкретной территории. Обращений потенциальных инвесторов, имеющих намерение принять участие в аукционе на право заключения договора о развитии рассматриваемой территории, не поступало. Ранее предусмотренные муниципальной адресной программой планируемые сроки принятия решения о развитии застроенной территории и проведения аукциона перенесены по причине отсутствия обращений от потенциальных инвесторов-застройщиков. В целях дальнейшей реализации мероприятий по расселению ветхого и аварийного жилищного фонда за счет внебюджетных средств срок реализации муниципальной адресной программы продлен на период 2017-2030 годы.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 29.11.2019 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении административного иска Чайковского М.В. к главе администрации городского округа г. Воронеж Кстенину В.Ю., администрации городского округа г. Воронеж, Управлению строительной политики администрации городского округа г. Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж, возложении обязанности по устранению нарушений отказано.

В обоснование заявленных требований о бездействии административных ответчиков главы администрации городского округа город Воронеж Кстенина В.Ю., исполняющего обязанности заместителя главы администрации по градостроительству Головацкого А.В., истец ссылается, в том числе, на представления прокуратуры города Воронежа от 02.12.2019 года и от 24.11.2020 года, обращение ООО «ИП К.И.Т.» с заявлением о возможности проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории жилого квартала, ограниченного улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж.

Статья 12 Устава городского округа г. Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 года № 150-I, определяет структуру органов местного самоуправления городского округа: представительный орган – Воронежская городская Дума, глава городского округа город Воронеж, исполнительно-распорядительный орган - администрация городского округа г. Воронеж.

Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 40 Устава).

Глава городского округа возглавляет администрацию городского округа (ч. 5 ст. 40 Устава).

На основании распоряжения главы городского округа г. Воронеж от 26.07.2021 года № 402-л Головацкий А.В. принят на работу с 26.07.2021 года исполняющим обязанности заместителя главы администрации по градостроительству до принятия Воронежской городской Думой решения о согласовании кандидатуры Головацкого А.В. на замещение указанной должности.

Согласно Регламенту администрации городского округа г. Воронеж, утвержденному постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 09.09.2015 года № 703, глава городского округа организует работу администрации и представляет администрацию в отношениях с органами государственной власти, другими органами местного самоуправления, организациями и гражданами (п. 2.9 Регламента).

Первые заместители главы администрации и заместители главы администрации по отдельным вопросам сферы ее деятельности организуют и координируют осуществление функций администрации в соответствии с Регламентом, распределением обязанностей между первыми заместителями главы администрации, заместителями главы администрации, а также в соответствии с письменными поручениями главы городского округа.

В соответствии с разделом VI распределения обязанностей между первыми заместителями главы администрации и заместителями главы администрации городского округа г. Воронеж, утвержденного постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 19.06.2018 года № 367, заместитель главы администрации по градостроительству ведет вопросы подготовки и реализации документации о градостроительном планировании развития территории муниципального образования и ее застройке, схем и проектов развития инженерной инфраструктуры, координирует и контролирует деятельность управления строительной политики.

Контроль за ходом реализации муниципальной адресной программы «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе г. Воронеж» осуществляется управлением строительной политики администрации городского округа город Воронеж по согласованию с заместителем главы администрации по градостроительству.

Как следует из материалов дела 11.01.2019 года директором ООО «ИП К.И.Т.» в адрес заместителя главы администрации по градостроительству направлено письмо о возможности проведения аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории жилого квартала, ограниченного улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж в рамках реализации муниципальной адресной программы (том 1, л.д. 61).

Письмом от 02.12.2019 года ООО «ИП К.И.Т.» подтвердило готовность участвовать в аукционе на право заключения договора о развитии застроенной территории жилого квартала, ограниченного улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж, указав, что для качественного освоения вышеуказанной территории необходимо инициировать рассмотрение вопроса по улучшению транспортной развязки на пересечении улиц Бурденко (45 Стрелковой дивизии) и Транспортной с дальнейшим определением необходимости внесения изменений в Генеральный план города Воронежа (том 1, л.д. 63).

Прокуратурой г. Воронежа от 02.12.2019 года в адрес главы городского округа г. Воронеж Кстенина В.Ю. было направлено представление №2-1-2019 «об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов, находящихся в городской собственности или ведении», согласно которому администрацией городского округа г. Воронеж в нарушение ч. 2 ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ, несмотря на заявление ООО «ИП К.И.Т.», решение о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья не принято, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления при реализации полномочий по развитию застроенных территорий, нарушении жилищных прав граждан, а также прав застройщика-инвестора.

В ответ на представление от 02.12.2019 года в письме за подписью главы администрации городского округа г. Воронеж Кстенина В.Ю. сообщено, что доводы Чайковского М.В. рассмотрены Коминтерновским районным судом г. Воронежа в рамках судебного разбирательства по его административному иску, в удовлетворении которого судом отказано. В апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 17.03.2020 года отмечено, что непринятие главой администрации городского округа г. Воронеж решения о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, а также не внесение изменений в положение не повлекло за собой нарушение прав и законных интересов истца, так как срок реализации муниципальной адресной программы предусмотрен до 2030 года.

По результатам рассмотрения обращения Чайковского М.В. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (от 28.09.2020 года № ОГР-287944-20) проводилась проверка, по результатам которой 24.11.2020 года в адрес главы городского округа г. Воронеж Кстенина В.Ю. было направлено представление прокуратуры г. Воронежа 2-1-2020 «об устранении нарушений федерального законодательства», согласно которому сроки реализации программы по сносу и реконструкции многоквартирных жилых домов в квартале, ограниченном указанными улицами, органом местного самоуправления трижды переносились с 2013 до 2021 года. Несмотря на неоднократные подтверждения ООО «ИП К.И.Т.» о готовности участия в аукционе на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж администрацией городского округа г. Воронеж решение о проведении аукциона не принято, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления при реализации своих полномочий по развитию застроенных территорий, нарушении жилищных прав граждан, прав застройщика-инвестора, обратившегося с заявлением о проведении аукциона (том 1, л.д. 69-76).

В ответ на представление прокуратуры г. Воронежа от 24.11.2020 года глава администрации городского округа г. Воронеж Кстенин В.Ю. в письме от 24.12.2020 года указал, что по рассматриваемой территории пролегает участок автомобильной дороги, соединяющей ул. Бурденко и ул. 45 Стрелковой дивизии, который подлежит реконструкции в соответствии с действующим Генеральным планом, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 года № 422-П. Строительство указанного отрезка автомобильной дороги планируется осуществить в продолжение ул. Бурденко с организацией кольцевого пересечения в районе существующих <адрес> в районе существующего в настоящее время д. 50. Перенос сроков реализации адресной программы связан с необходимостью детальной проработки при подготовке Генерального плана вопроса по устройству транспортной развязки, проходящей через застроенную территорию. Вопрос о целесообразности и возможности создания транспортной развязки окончательно будет разрешен после утверждения Генерального плана на 2021-2041 годы. Параллельно управлением строительной политики ведется работа по определению параметров застроенной территории. До решения вопроса по устройству транспортной развязки проведение аукциона по развитию застроенной территории нецелесообразно в связи с невозможностью определить существенные условия договора. Постановлением от 01.06.2020 года № 470 «О подготовке документации по планировке территории, ограниченной улицами 45 Стрелковой дивизии, пер. Здоровья, ул. Транспортная в городском округе г. Воронеж» утверждено задание на подготовку документации по планировке застроенной территории, управлению главного архитектора поручено организовать работу по подготовке, рассмотрению и принятию документации по планировке. Намерения потенциальных инвесторов принять участие в аукционе, не порождают у них данной обязанности. Договор о развитии заключается с победителем аукциона, а не с лицом, желающим принять участие в торгах. ООО «ИП К.И.Т.» отозвало ранее направленные инициативные письма и отказалось от участия в аукционе на право развития застроенной территории жилого квартала, ограниченного улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж. В настоящее время подготовлен проект договора о развитии застроенной территории, закупка оценки НМЦ аукциона запланирована на 2021 год, аукцион будет проведен в 3 квартале 2021 года (том 1, л.д. 77-84).

В материалы дела представлена копия письма ООО «ИП К.И.Т.» от 07.12.2020 года, согласно которому общество просит не рассматривать ранее направленные инициативные письма по территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж. В настоящее время ООО «ИП К.И.Т.» не готово участвовать в аукционе на право развития застроенной территории, считает целесообразным развитие вышеуказанной территории после утверждения генерального плана городского округа г. Воронеж и документации по планировке данной территории (том 1, л.д. 167).

В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Представление прокурора один из возможных актов прокурорского реагирования, является одним из доказательств по настоящему делу, оценивается по правилам ст. 84 КАС РФ. Указание в представлении прокуратуры на бездействие органа местного самоуправления при реализации своих полномочий по развитию застроенных территорий, нарушении жилищных прав граждан, прав застройщика-инвестора, обратившегося с заявлением о проведении аукциона не имеет преюдициального значения при рассмотрении административного дела. Необходимым условием для признания незаконным бездействия является установление судом совокупности условий, предусмотренных ст. 226, 227 КАС РФ.

Постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 25.10.2021 года № 1046 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа г. Воронеж от 21.12. 2016 года № 1091 и проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории жилого квартала, ограниченного улицами Транспортная – 45 Стрелковой дивизии – Переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж» принято решение о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, Управлению строительной политики администрации городского округа город Воронеж поручено обеспечить организацию и проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории жилого квартала, ограниченного улицами Транспортная - 45 стрелковой дивизии - переулок Здоровья в городском округе город Воронеж.

Постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 03.12.2021 года № 1158 <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу вследствие имеющихся деформаций фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

09.12.2021 года в адрес собственника жилого помещения по адресу: <адрес>(ФИО)11 направлено уведомление о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу с разъяснением положений ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

С учетом требований частей 11 и 12 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации аукцион на право заключения договора о развитии застроенной территории рекомендуется проводить только по истечении сроков, которые установлены для подачи собственниками помещений в аварийных многоквартирных домах, расположенных на такой территории, заявлений на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию таких домов, если не получено согласие таких собственников на изъятие земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, и жилых помещений в таких домах до истечения таких сроков (раздел 2 Методических рекомендаций по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 09.12.2013 года № 23/МС).

В целях реализации принятых решений о развитии застроенной территории управление строительной политики после составления проекта договора о развитии застроенной территории в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивает организацию и проведение оценки выкупной стоимости жилых помещений и права заключения договора о развитии застроенной территории для определения начальной цены предмета аукциона и размера возмещения за изымаемые жилые помещения, расположенные в границах этой территории.

Методика определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории на территории Воронежской области регулировалась Законом Воронежской области от 06.07.2009 N 78-ОЗ, который признан утратившим силу законом Воронежской области от 14.12.2021 года № 147-ОЗ.

Оценивая представленные сторонами доказательства, суд полагает, что отсутствуют доказательства виновного бездействия главы администрации городского округа город Воронеж Кстенина В.Ю., исполняющего обязанности заместителя главы администрации по градостроительству Головацкого А.В., выразившегося в отсутствии надлежащего контроля за исполнением постановления от 21.12.2016 г. № 1091, в непринятии мер по проведению аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой Дивизии – переулок Здоровья в городском округе г.Воронежа, в не проведении мероприятий по планировке территории, общественному обсуждении и реконструкции транспортной развязки на пересечении улиц Бурденко –Транспортной - 45 Стрелковой Дивизии.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не регулируют сроки принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории.

Реализация муниципальной адресной программы «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж», утвержденная решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 года № 150-Ш предусмотрена в течение 2017 - 2030 годов.

Порядок организации аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории согласно постановления администрации городского округа г. Воронеж от 25.04.2012 года № 319 предусматривает лишь 60-ти дневный срок подготовки управлением строительной политики документации на проведение аукциона после получения отчета об оценке права на заключение договора о развитии застроенной территории.

На момент рассмотрения дела в суде методика определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории нормативно не урегулирована.

Сроки расселения и сноса многоквартирных жилых домов, расположенных в границах застроенной территории, определяются условиями договора о развитии застроенной территории, который заключается с инвестором-застройщиком (победителем аукциона). Процедура аукциона не гарантирует участие в нем потенциальных инвесторов-застройщиков, аукцион может быть признан не состоявшимся и расселение домов, расположенных на территории, в отношении которой принято решение о развитии, в результате не состоится.

Не проведение аукциона при наличии заявления ООО «ИП К.И.Т.» о возможности участия в аукционе не свидетельствует о бездействии административных ответчиков, поскольку ООО «ИП К.И.Т.» в декабре 2020 года отказалось от участия в аукционе, отозвав ранее направленные письма.

Не принятие главой администрации городского округа город Воронеж решения о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории жилого квартала, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой Дивизии – переулок Здоровья в городском округе г. Воронеж не повлекло за собой нарушение прав и законных интересов административного истца, так как адресная программа «Снос и реконструкция многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж» предусмотрена до 2030 года.

Оснований для обязания администрации городского округа г. Воронеж обеспечить проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Бурденко - Транспортной - 45 Стрелковой Дивизии, также не имеется.

Кроме того, в настоящее время при проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории требуется соблюдение процедуры, предусмотренной законодательством, при признании многоквартирного дома, в котором проживает истец с семьей, аварийным.

Предъявление административного искового заявления должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов административного истца, способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Чайковского М.В. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Чайковского Михаила Викторовича о признании незаконным бездействия главы администрации городского округа город Воронеж Кстенина В.Ю., исполняющего обязанности заместителя главы администрации по градостроительству Головацкого А.В., выразившегося в отсутствии надлежащего контроля за исполнением постановления от 21.12.2016 г. № 1091, в непринятии мер по проведению аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Транспортная – 45 Стрелковой Дивизии – переулок Здоровья в городском округе г.Воронежа, в не проведении мероприятий по планировке территории, общественному обсуждению и реконструкции транспортной развязки на пересечении улиц Бурденко –Транспортной - 45 Стрелковой Дивизии, обязании администрации городского округа г. Воронеж обеспечить проведение аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Бурденко - Транспортной - 45 Стрелковой Дивизии, отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья: подпись Л.В. Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено 28.01.2022 года

Дело № 2а-134/2022 (2а-5259/2021)

УИД 36RS0002-01-2021-005977-60